Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)
статья

Карпова Елена Анатольевна

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования Южного федерального округа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dvorets_tvorchestva_detey_i_molodezhi_rostova.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России.

(100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

2018 год станет юбилейным годом для учреждений внешкольного (дополнительного) образования. Именно летом 1918 года было создано первое государственное внешкольное учреждение – Станция юных любителей природы (Москва, Сокольники).

Дополнительное образование детей – это особая сфера образования, которая реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг как в учреждениях дополнительного образования, так и в общеобразовательных учреждениях. Дополнительное образование является подсистемой общего образования, но одновременно оно может рассматриваться как самостоятельная образовательная система, так как обладает целостностью и единством составляющих элементов, связанных друг с другом.

Внешкольная работа с детьми и подростками «по интересам» велась еще с середины XVIII века и, как и дополнительное образование, имела целью удовлетворение потребностей детей, организацию содержательного досуга и профессиональную ориентацию. После падения советской политической системы и перехода к рыночной экономике система образования, как и другие общественные институты, ощутила потребность перемен. На развитие системы дополнительного образования оказали влияние факторы:

1. Смена ценностных ориентиров, отказ от ограничений в сфере образовательной деятельности. На волне освобождения от инструкций и правил стали разрушаться методические отделы и вытесняться воспитательная работа. Осознав необходимость систематического методического сопровождения, учреждения дополнительного образования стали восстанавливать методические структуры.

2. Сокращение финансирования, в связи с чем стало сокращаться число внешкольных учреждений, резко ухудшилась материально техническая база. В начале 90-х расходы на образование составляли 4 – 6 % от расходной части бюджета, что являлось половиной от потребности. Стремясь избежать разрушения системы, многие руководители органов образования и внешкольных учреждений стали вводить платные образовательные услуги, искать помощи у частных лиц и различных фондов.

Огромную роль в сохранении и развитии отечественной системы образования сыграл закон Российской Федерации «Об образовании», принятый в 1992 году. В Законе целый раздел посвящен дополнительному образованию. Таким образом, был введен новый термин и дано правовое обоснование для реформирования внешкольной работы и превращения ее в систему дополнительного образования. Таким образом, система дополнительного образования возникла в России в 1992 году и явилась преемником внеклассной и внешкольной работы. Главное отличие от своего предшественника в том, что дополнительное образование ведется так же, как и другие типы и виды образования – по конкретным образовательным программам.

В законодательной области на федеральном уровне приняты важные документы, обосновывающие стратегию развития учреждений дополнительного образования детей, их типологию, правила аттестации и аккредитации, направления и содержание дополнительного образования. Эти постановления позволили решать много проблем управленческого и организационного характера, поддержать многообразие учреждений дополнительного образования. Появились такие новые учреждения и объединения как школы раннего развития для дошкольников; гимназии и лицеи в составе учреждений дополнительного образования детей; культурно образовательные центры, объединяющие общеобразовательную школу и учреждения культуры (клуб, ДМШ, ДХШ, библиотека, музей); центры христианской культуры; экологические и здравоохранительные объединения, компьютерные клубы, теле-, видео- и фотостудии. Возрождается интерес к военно-спортивным и спортивно-техническим видам деятельности.

Произошли очень важные изменения в программно-методическом обеспечении дополнительного образования. В учреждениях стали создавать свои образовательные программы, в которых формулируется единый подход, общая философия деятельности. Педагоги имеют также возможность знакомиться с программами своих коллег благодаря появившимся новым периодическим изданиям. Начался выпуск серии книг «Воспитание и дополнительное образование детей». Развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоретическое обоснование. Наиболее важные положения выли выдвинуты в работах В.В. Беловой, В.А. Березиной, А.К. Бруднова, Г.П. Будановой, О.Е. Лебедева, М.Б. Коваль, В.И. Панова, Г.Н. Поповой, А.И. Щетинской.

Началась подготовка педагогов дополнительного образования в колледжах. Изменилась ситуация с повышением квалификации педагогов дополнительного образования. Курсы, которые проводятся в ИПК, приобретают большую эффективность.

По данным Министерства образования в 1998-1999 годах число учреждений дополнительного образования разной ведомственной принадлежности составляло 17 тысяч и охватывало 9,5 млн. детей, в среднем около 40 %детей.

Сформировались наиболее перспективные направления дополнительного образования:

1. Культурно-этнографическое.

2. Духовное.

3. Профессионально-ориентирующее.

4. Социально-адаптирующее.

Рассмотрим Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону как одно из учреждений дополнительного образования детей.

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учреждений дополнительного образования Южного федерального округа.

Для многих поколений ростовчан он тесно связан с их юностью, кругом друзей, незабываемым счастливым детством. 23 мая 1936 года самое красивое здание города (здание Волжско-Камского банка архитектора Алексея Николаевича Бекетова) было передано детям. Здесь разместился Дворец пионеров и октябрят. Осенью 1936 года были сформированы два первых отдела Дворца - научно-технический и художественный, в 1937 году появился натуралистический отел, а в 1938 году - военно-спортивный, в 1939 году - политико-массовый отдел. Таким образом, к 1940 году сформировалась основная структура Дворца пионеров. В этот период действовало более 40 кружков, студий, лабораторий и художественных коллективов.

Дворец пионеров стал общегородским внешкольным культурно-образовательным учреждением и центром пионерской общественно-политической работы. Тогда были организованы и начали действовать музыкальная студия, клуб для дошкольников и младших школьников «Звездочка», КИД (клуб интернациональной дружбы), городской пионерский штаб «Горн», комсомольский штаб старшеклассников «Беспокойные сердца».

Новые направления в деятельности Дворца пионеров были определены в 70-80-е годы: открыт Музей истории пионерской организации Дона «Пионерская слава», основаны клубы «Юный медик», «Юный летчик» и «Юный моряк», открыт живой уголок, основана пионерская флотилия дворца. На левом берегу Дона начал действовать городской лагерь пионерского, комсомольского актива и пионерских вожатых «Серебряные трубы». В течение летних каникул ребята не только отдыхали, но и приобретали новые знания и важные в жизни лидерские навыки.

У мемориального комплекса «Павшим воинам» у Вечного огня в сквере им. Фрунзе создан постоянно действующий пионерско-комсомольский Пост №1. И сейчас на Посту №1 несут почетную Вахту памяти учащиеся школ города. Важным событием этого времени было открытие ЮНО (юношеское научное общество), в дальнейшем - ДАНЮИ (Донская академия наук юных исследователей). На конференциях, проводимых ежегодно, заслушивались доклады юных исследователей по разным отраслям науки. Завершено оформление Музея истории российского флота «Морская слава».

В 1991 году Дворец получил новое название - Дворец творчества детей и молодежи г. Ростова-на-Дону, а с 1992 года вся система внешкольной работы была преобразована в систему дополнительного образования. В непростые годы кризиса власти и смены идеологических принципов основным приоритетом деятельности педагогов Дворца остается воспитание достойных граждан Отечества. В этот период не только удалось сохранить в структуре учреждения секции, клубы, студии, но создать музеи «История Донского края» и «Юные защитники Отечества», организовать работу новых клубов: «Петит» (юных журналистов) и «ЮНЭК» (юных экологов), открыть первую летнюю городскую школу для одаренных детей «Надежда».

В новый XXI век Дворец творчества детей и молодежи вошел как муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей высшей категории. Ключевыми направлениями деятельности учреждения на данном этапе стали: поддержка и развитие детской одаренности, создание системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в УДОД, организация детских и молодежных общественных организаций. В связи с этим на базе Дворца творчества начали действовать центр по работе с одаренными детьми «Дар», Центр развития детских и молодежных социальных инициатив, Центр патриотического воспитания. Таким образом, на сегодняшний день в структуре учреждения осуществляют свою деятельность 6 секторов.

Сегодня Дворец творчества детей и молодежи - один из ведущих детских центров страны, он объединяет 11 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Здесь работают более трехсот педагогов. Причем коллектив учреждения по результатам регионального конкурса «Национальный реестр» Министерства общего и профессионального развития Ростовской области дважды подтвердил статус «Ведущее образовательное учреждение России».

Дворец апробирует на практике концептуальные основы развития, разрабатывает и реализует новые образовательные программы и технологии, ведет научную, исследовательскую, методическую, проектировочную, экспериментальную, внедренческую работу в рамках научно-исследовательских проектов, при этом он имеет статус трех областных и двух федеральных экспериментальных площадок.

Воплощением результатов экспериментальной работы учреждения сегодня является подтверждение статуса авторской школы.

Размеры Дворца поражают воображение - тут можно заблудиться, рядом со старым зданием построено новое, соединенное с ним переходом. Причем здесь всегда много детей, особенно в выходные, официальный выходной - понедельник, но пусто даже в этот день во Дворце не бывает. Оказывается, романтика морских путешествий захватывает не только мальчиков, но и девчонок. Здесь, в клубе «Юный моряк», есть свой музей с уникальными экспонатами, Боевым знаменем. Многие ребята выбрали профессию морского офицера, пройдя через этот клуб.

- Казаки по Дону выходили в Черное море и осуществляли набеги и на Царьград. - Петр I строил свои корабли в Воронеже, но сплавлялись они у нас. Клуб «Юный моряк» - один из клубов, относящихся к военно-патриотическому отделу, здесь в 14 детских объединениях работают 33 сотрудника. Юбилею Победы была посвящена Вахта памяти, проведенная с 27 апреля по 5 мая в Куйбышевском районе педагогами и воспитанниками клубов «Рысь» и «Поиск». Воспитанники клубов «Юный летчик», «Юный моряк» и «Юный инспектор движения», «Рысь» приняли участие в торжественном шествии по центральной улице Ростова - Большой Садовой, просмотре военного парада и чествовании ветеранов города в Драматическом театре 9 мая 2015 года. Визитная карточка Дворца творчества детей и молодежи - детский духовой оркестр «Варяг», который регулярно проводит вечера духовой музыки. «Варяг» - лауреат VI Донского фестиваля детско-юношеских духовых оркестров «Возрождение», городского фестиваля «Мир начинается с детства», открытого городского фестиваля «Созвездие талантов».

Важным направлением работы военно-патриотического сектора является и военно-профильная подготовка. Так, в ноябре 2014 года воспитанники клуба «Юный летчик» посетили Ростовскую авиационную базу. Встретились с летным и инженерно-техническим составом части, осмотрели самолеты и вертолеты, находящиеся на вооружении авиационной части, ознакомились с организацией полетов и поисково-спасательной службы.

Воспитанники детских объединений военно-патриотического сектора приняли активное участие в конкурсах и соревнованиях городского месячника оборонно-массовой работы, посвященного в этом году Дню защитника Отечества и 70-летию Великой Победы.

Между детскими объединениями сектора проведены соревнования по стрелковой подготовке, гражданской обороне, военно-историческая викторина, строевой смотр, спортивная эстафета «Сильные, ловкие, умелые» и другие мероприятия. Педагоги сектора приняли участие в организации и проведении уроков гражданственности и патриотизма, экскурсий в Военно-исторический музей ЮВО, Музей донской милиции, краеведческий музей, организовали на базе ДТДМ и образовательных учреждений встречи с ветеранами военной службы и военнослужащими российских Вооруженных сил. По итогам соревнований в младшей возрастной группе победила команда клуба «Юный моряк», на втором месте команда клуба «Юный летчик», на третьем - команда клуба «Юные инспекторы движения». В старшей возрастной группе - победитель команда клуба «Сокол», на втором месте команда клуба «Юный моряк», третье место у команды клуба «Рысь».

Программы, направленные на работу с детьми дошкольного возраста («В гармонии с природой», «Экология для дошкольников», «Удивительный мир животных»), построены таким образом, чтобы максимально использовать возрастные особенности.

Страна Зоология

Во Дворце творчества детей и молодежи есть и сектор естественнонаучной и туристическо-краеведческой направленностей, причем у ребят есть возможность поухаживать и понаблюдать за животными в живом уголке. Наиболее востребованные программы для детей младшего школьного возраста, по словам Валентины Владимировны, «Зоология с основами экологии», «Страна Зоология». Практические занятия для детей дошкольного и младшего школьного возраста проводятся на базе созданного в секторе живого уголка.

Живой уголок является учебно-методической и исследовательской базой.

Коллекция живого уголка включает представителей беспозвоночных, а также всех классов позвоночных животных - от рыб до млекопитающих. Дети имеют возможность ознакомиться с представителями фауны различных зоогеографических округов. Для изучения регионального компонента собрана коллекция птиц Ростовской области.

Здесь дети получают первый исследовательский опыт - от простого наблюдения за животными до постановки простейших экспериментов.

Основные темы исследовательских работ: наблюдение за поведением животного в неволе, изучение кормовых предпочтений, изучение двигательной активности животных и другие.

Сетевое взаимодействие с вузами, общественными организациями, творческими союзами способствует эффективному осуществлению исследовательской и профориентационной деятельности. Базами исследовательской практики детей среднего и старшего школьного возраста являются лаборатории и кафедры Южного федерального университета, кафедра земельного и экологического права ЮРИНХ РАНХ и ГС, база практики и учебного туризма ЮФУ, областной краеведческий музей, особо охраняемые территории Ростовской области.

Для детей среднего и старшего школьного возраста разработана и успешно реализуется программа «Кинология с основами этологии». Данная программа имеет приложения по практическим курсам «Кинологический фристайл» и «Аджилити».

Эффективность деятельности сектора подтверждается результатами участия воспитанников в конференциях, конкурсах муниципального, регионального, федерального и международного уровней.

Популярностью пользуются все детские объединения Дворца.

Наши воспитанники становятся лауреатами и дипломантами, победителями и призерами в фестивалях, конкурсах и выставках, научно-практических конференциях регионального, федерального, международного уровней. Именно этим и определяется результативность работы Дворца и, конечно, тем, что ребята проживают каждый миг детства, познавая что-то новое, обогащаясь духовно, радуясь бытию.

В нашей стране сложилась достаточно жизнестойкая система дополнительного образования, вобравшая в себя многое из того, что было во внешкольном образовании. Эта система получила законодательное обоснование, и, развиваясь, укрепила методическую, кадровую, материально-техническую базу. Однако для достижения более высоких результатов в XXI веке предстоит решить множество сложных проблем:

- Усиление законодательной базы;

- Создание целостной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации в вузах и ИПК;

- Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях;

- Поиск наиболее эффективных связей школы и учреждения дополнительного образования, развитие новых форм сотрудничества с общественными и государственными организациями;

- Создание нового поколения программ, пособий, учебников для системы дополнительного образования, а также аудио-визуальных, компьютерных материалов, отвечающих современным требованиям;

- Поиск путей интеграции в систему дополнительного образования социально неблагополучных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "К 90-летию систему дополнительного образования в России"

Статья посвящена развитию системы дополнительного образования в России, её значении как уникальном явлении художественного образования. Рассматриваются принципы обучения, функции искусства, основы вос...

95-летие системе дополнительного образования

Всех коллег поздравляю с юбилеем!!! Наши дела и достижения! Некоторые отрывки были заимствованны из этой статьи (statya_1.sistema_dopolnitelnogo_obrazovaniya_na_sovremennom_etape.docx). Спасибо автора...

Развитие дополнительного образования как одно из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.

Интеграция  основного и дополнительного образований становится важным условием перехода на новый образовательный стандарт. По большому счету основное и дополнительное образование изначально не до...

Духовно-нравственное воспитание школьников в системе работы отдела инновационных проектов Дворца творчества детей и молодежи города Ростова-на-Дону в процессе проектно-исследовательской деятельности

Анализ особенностей дополнительного образования детей, его функций и ценностей позволяет сделать вывод о том, что эта сфера образования является наиболее благоприятной для духовно-нравственного воспит...

Педагогические условия интеграции этнокультурного компонента в системе дополнительного образования(на примере работы педагогов МБУ ДО города Ростова-на-Дону «Дворец творчества детей и молодежи» и Донской академии наук юных исследователей им. Ю.А. Жданова)

В Концепции государственной этнонациональной образовательной политики в РФ (одобрена Приказом Минобрнауки России от 03.07.2006 года № 201) ставятся задачи по выявлению целей и приоритетных направлений...

Игра-путешествие, посвященная 100-летию системе дополнительного образования

Сценарий игры рассчитан для обучающихся 7-8 классов....

Сценарий проведения праздника посвященного 100-летию системы дополнительного образования в России

Сегодня нас всех объединил праздник – 100-летие дополнительного образования в России. Наши Центры – это содружество детей и взрослых, это связь поколений и богатая на события история....