Мониторинг сформированности основных ключевых компетентностей
статья на тему
Дополнительное образование как никакое другое соответствует парадигме компетентностно-ориентированного подхода в образовании. По идее оно обладает всеми условиями, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, и возможностями по вовлечению обучающихся в активную деятельность, в рамках которой обучающийся в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации.
Наше учреждение, детский центр «Венец», включилось в работу по реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
Образовательное учреждение наиболее активно работает по направлению формирования и развития социальной компетентности. С этой целью были созданы следующие условия для оптимизации данного процесса:
- 100% педагогического коллектива были обучены технологиям компетентностно-ориентированного обучения через городскую и областную системы повышения квалификации;
- были пересмотрены и откорректированы все образовательные программы Центра;
- творческой группой педагогического коллектива были разработаны методические рекомендации по оценке сформированности ключевых компетентностей на всех возрастных ступенях и, как следствие;
- в учреждении была разработана целостная система мониторинга сформированности ключевых компетентностей.
Мониторинговые исследования мы проводим в три этапа: подготовительный, практический, аналитический.
На подготовительном этапе мы ставили своей целью собрать, систематизировать, проанализировать и сохранить информацию, характеризующую уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся ДЮЦ. Также на данном этапе был определен объект мониторинговых исследований. Им являются обучающиеся 12 и старше лет. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» учащегося, основные способы его деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы. Также на данном этапе был определен предмет мониторингового исследования. Ими явились результаты сформированности основных ключевых компетентностей обучающихся: информационные, коммуникативные, социальные. В сложившейся основе мониторинга лежат коллективные исследования группы московских ученых Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», работа которых печаталась в ежемесячном журнале «Школьный психолог» за №7, апрель, 2007 г. Мы адаптировали эти идеи для своего образовательного учреждения.
Переработав имеющийся теоретический и практический материал, мы выделили параметры коммуникативной компетентности и готовности к решению проблем. Компонентами последней на наш взгляд являются организационные и интеллектуальные умения и навыки.
Интеллектуальные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- восприятие информации;
- интеллектуальная обработка информации;
- результативность интеллектуальной деятельности;
- самооценка результата работы;
- соответствие статуса учащихся требованиям программы обучения.
Организационные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- планирование работы;
- уточнения и пояснения в заданиях;
- выполнение намеченного плана;
- анализ результата проделанной работы.
Коммуникативные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- изложение собственных мыслей;
- ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы и задавать вопросы; способность корректно возражать оппоненту);
- взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) - способность аргументировано отстаивать собственную позицию; способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию; способность подчиниться решению группы для успеха общего дела;
- соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).
Также следует сказать, что кроме теоретического изучения вопроса, была проделана и практическая работа, осуществляемая через собеседование с педагогами, анализ документов и продуктов деятельности, оценки эффективности проведения занятий.
Коллективом были разработаны карты мониторинга, куда заносятся результаты исследования.
Сбор информации по мониторингу происходит через наблюдение педагогами за обучающимися и затем заполнением социальных карт. Каждый педагог получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняются в соответствии с инструкцией. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом учреждения.
Диагностика удобна в применении, не требует много времени, учитывает всех учащихся объединений и содержит описание результатов диагностики и рекомендации для педагогов по использованию этих результатов.
Обработка полученной информации осуществляется по параметрам и критериям, выставляются баллы.
Далее, когда подсчитан общий балл, все данные анализируются и обобщаются результаты. Баллы подразделяются на группы: слабая, средняя, сильная. Соответственно присваивается статус на каждую группу по шкалам, т.е. дается и качественный анализ. На основе полученных данных составляется заключение по каждому объединению, а также обобщаются результаты в аналитической справке, с таблицами и диаграммами.
Следует также сказать, что необходимо дать рекомендации педагогу по каждой группе, и каждому учащемуся для дальнейшей педагогической деятельности. Разумеется, описание статуса обучающихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщающий характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны работы обучающихся, выявить наиболее эффективно работающих педагогов для обмена опытом. Периодичность проведения данной диагностики 2 раза в год: в конце ноября и апрель-май, где можно увидеть динамику развития умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ouny_dlya_pedagogov.doc | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные(интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих занятиях. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Спасибо!
Объединение_______________________________________Педагог_______________________________________________________________
Интеллектуальные умения и навыки.
№ | Виды работ на занятии | Фамилии учащихся | ||||||||||||||||||||||
1.1. Устную инструкцию воспринимает: | ||||||||||||||||||||||||
4 | с первого предъявления | |||||||||||||||||||||||
3 | нуждается в дополнительных разъяснениях | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | |||||||||||||||||||||||
1 | не воспринимает устную инструкцию | |||||||||||||||||||||||
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в дополнительных(наводящих, уточняющих) вопросах | |||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | |||||||||||||||||||||||
2.2 Умеет ли выделять новое в учебном материале: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в помощи | |||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | |||||||||||||||||||||||
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | ||||||||||||||||||||||||
3 | выше, чем у других учащихся группы | |||||||||||||||||||||||
2 | такой же, как у других учащихся группы | |||||||||||||||||||||||
1 | значительно снижен | |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
4 | успешно(рационально,эффективно);воспроизводит предложенный учителем алгоритм | |||||||||||||||||||||||
3 | оригинальным творческим способом | |||||||||||||||||||||||
2 | нерациональным(«длинным») путем | |||||||||||||||||||||||
1 | путем подгонки под ответ(«методом тыка») | |||||||||||||||||||||||
3.2. Предъявление результата: | ||||||||||||||||||||||||
4 | способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение | |||||||||||||||||||||||
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | |||||||||||||||||||||||
2 | приходится «вытягивать» ответы | |||||||||||||||||||||||
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения | |||||||||||||||||||||||
4. Самооценка результата работы: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | |||||||||||||||||||||||
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | |||||||||||||||||||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | |||||||||||||||||||||||
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | |||||||||||||||||||||||
1 | освоение программы по различным причинам затруднено | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: | ||||||||||||||||||||||||
Организационные умения и навыки. | ||||||||||||||||||||||||
1. Получив задание: | ||||||||||||||||||||||||
3 | планирует работу до ее начала | |||||||||||||||||||||||
2 | планирует действия в ходе работы | |||||||||||||||||||||||
1 | вообще не составляет плана | |||||||||||||||||||||||
2. Вопросы, уточняющие задание: | ||||||||||||||||||||||||
4 | не нуждается в дополнительных пояснениях | |||||||||||||||||||||||
3 | задает до начала работы | |||||||||||||||||||||||
2 | в ходе работы | |||||||||||||||||||||||
1 | не задает, хотя и нуждается в пояснениях | |||||||||||||||||||||||
3. Выполняя задание: | ||||||||||||||||||||||||
4 | Точно придерживается плана | |||||||||||||||||||||||
3 | отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | |||||||||||||||||||||||
2 | начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | |||||||||||||||||||||||
1 | работает хаотично, без плана | |||||||||||||||||||||||
4. Завершая задание: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обязательно добивается запланированного результата | |||||||||||||||||||||||
2 | не доводит работу до окончательного результата | |||||||||||||||||||||||
1 | довольствуется ошибочным результатом | |||||||||||||||||||||||
5. Закончив работу: | ||||||||||||||||||||||||
4 | проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки | |||||||||||||||||||||||
3 | результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом | |||||||||||||||||||||||
2 | результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности | |||||||||||||||||||||||
1 | результат проверяет, но ошибок «не видит» | |||||||||||||||||||||||
6. Помощь в работе: | ||||||||||||||||||||||||
4 | не нуждается | |||||||||||||||||||||||
3 | нуждается и принимает | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается, но не умеет пользоваться | |||||||||||||||||||||||
1 | нуждается, но не обращается | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: | ||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные умения и навыки. | ||||||||||||||||||||||||
1. Изложение собственных мыслей: | ||||||||||||||||||||||||
3 | может самостоятельно донести свою мысль до других | |||||||||||||||||||||||
2 | может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | |||||||||||||||||||||||
1 | не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов | |||||||||||||||||||||||
2. Ведение дискуссии: 2.1. Способность отвечать на вопросы: | ||||||||||||||||||||||||
4 | обычно отвечает, давая развернутый ответ | |||||||||||||||||||||||
3 | обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря | |||||||||||||||||||||||
1 | практически не может самостоятельно отвечать на вопросы | |||||||||||||||||||||||
2.2. Способность задавать вопросы: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы | |||||||||||||||||||||||
2 | формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | |||||||||||||||||||||||
1 | практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | |||||||||||||||||||||||
2.3. Способность корректно возражать оппоненту: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно возражает своему оппоненту корректно | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда корректно возражает своему оппоненту | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту | |||||||||||||||||||||||
3.Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно отстаивает свою позицию аргументировано | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда аргументировано отстаивает свою позицию | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию | |||||||||||||||||||||||
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию: | ||||||||||||||||||||||||
4 | обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости | |||||||||||||||||||||||
3 | не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага | |||||||||||||||||||||||
1 | не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага | |||||||||||||||||||||||
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно может подчиниться решению группы | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда может подчиниться решению группы | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не подчиняется решению группы | |||||||||||||||||||||||
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения ( способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения): | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...
Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся...
Задания для мониторинга сформированности ключевых образовательных компетентностей.
Задания для мониторинга....
Мониторинг сформированности основных компетенций по истории
Данный мониторинг помогает отследить уровень развития основных компетенций по истории....
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...
«Мониторинг сформированности знаний и компетентностей по основам безопасности жизнедеятельности»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея нашла выражение в Государств...