Мониторинг сформированности основных ключевых компетентностей
статья на тему
Дополнительное образование как никакое другое соответствует парадигме компетентностно-ориентированного подхода в образовании. По идее оно обладает всеми условиями, позволяющие реализовать интересы каждого ребенка, и возможностями по вовлечению обучающихся в активную деятельность, в рамках которой обучающийся в совершенстве владеет общими умениями и навыками, необходимыми для познания реальной действительности, приобретения знаний, творческого их применения в сложившейся и новой ситуации.
Наше учреждение, детский центр «Венец», включилось в работу по реализации компетентностно-ориентированного подхода в образовании.
Образовательное учреждение наиболее активно работает по направлению формирования и развития социальной компетентности. С этой целью были созданы следующие условия для оптимизации данного процесса:
- 100% педагогического коллектива были обучены технологиям компетентностно-ориентированного обучения через городскую и областную системы повышения квалификации;
- были пересмотрены и откорректированы все образовательные программы Центра;
- творческой группой педагогического коллектива были разработаны методические рекомендации по оценке сформированности ключевых компетентностей на всех возрастных ступенях и, как следствие;
- в учреждении была разработана целостная система мониторинга сформированности ключевых компетентностей.
Мониторинговые исследования мы проводим в три этапа: подготовительный, практический, аналитический.
На подготовительном этапе мы ставили своей целью собрать, систематизировать, проанализировать и сохранить информацию, характеризующую уровень сформированности ключевых компетентностей обучающихся ДЮЦ. Также на данном этапе был определен объект мониторинговых исследований. Им являются обучающиеся 12 и старше лет. Это связано с тем, что устойчивый «профессиональный почерк» учащегося, основные способы его деятельности формируются примерно к началу учебы в основном звене школы. Также на данном этапе был определен предмет мониторингового исследования. Ими явились результаты сформированности основных ключевых компетентностей обучающихся: информационные, коммуникативные, социальные. В сложившейся основе мониторинга лежат коллективные исследования группы московских ученых Центра психологического сопровождения образования «Точка ПСИ», работа которых печаталась в ежемесячном журнале «Школьный психолог» за №7, апрель, 2007 г. Мы адаптировали эти идеи для своего образовательного учреждения.
Переработав имеющийся теоретический и практический материал, мы выделили параметры коммуникативной компетентности и готовности к решению проблем. Компонентами последней на наш взгляд являются организационные и интеллектуальные умения и навыки.
Интеллектуальные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- восприятие информации;
- интеллектуальная обработка информации;
- результативность интеллектуальной деятельности;
- самооценка результата работы;
- соответствие статуса учащихся требованиям программы обучения.
Организационные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- планирование работы;
- уточнения и пояснения в заданиях;
- выполнение намеченного плана;
- анализ результата проделанной работы.
Коммуникативные умения и навыки отслеживаются по следующим параметрам:
- изложение собственных мыслей;
- ведение дискуссии (способность отвечать на вопросы и задавать вопросы; способность корректно возражать оппоненту);
- взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) - способность аргументировано отстаивать собственную позицию; способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию; способность подчиниться решению группы для успеха общего дела;
- соблюдение социальной дистанции в ходе общения (способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения).
Также следует сказать, что кроме теоретического изучения вопроса, была проделана и практическая работа, осуществляемая через собеседование с педагогами, анализ документов и продуктов деятельности, оценки эффективности проведения занятий.
Коллективом были разработаны карты мониторинга, куда заносятся результаты исследования.
Сбор информации по мониторингу происходит через наблюдение педагогами за обучающимися и затем заполнением социальных карт. Каждый педагог получает по три опросных листа («Интеллектуальные ОУНы», «Организационные ОУНы», «Коммуникативные ОУНы»), которые заполняются в соответствии с инструкцией. При этом вся обработка данных опроса осуществляется психологом учреждения.
Диагностика удобна в применении, не требует много времени, учитывает всех учащихся объединений и содержит описание результатов диагностики и рекомендации для педагогов по использованию этих результатов.
Обработка полученной информации осуществляется по параметрам и критериям, выставляются баллы.
Далее, когда подсчитан общий балл, все данные анализируются и обобщаются результаты. Баллы подразделяются на группы: слабая, средняя, сильная. Соответственно присваивается статус на каждую группу по шкалам, т.е. дается и качественный анализ. На основе полученных данных составляется заключение по каждому объединению, а также обобщаются результаты в аналитической справке, с таблицами и диаграммами.
Следует также сказать, что необходимо дать рекомендации педагогу по каждой группе, и каждому учащемуся для дальнейшей педагогической деятельности. Разумеется, описание статуса обучающихся и рекомендаций по работе с ними носят обобщающий характер. В каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности детей. Очень интересно свести данные по каждой из шкал на большом листе. Это дает возможность увидеть сильные и слабые стороны работы обучающихся, выявить наиболее эффективно работающих педагогов для обмена опытом. Периодичность проведения данной диагностики 2 раза в год: в конце ноября и апрель-май, где можно увидеть динамику развития умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 231 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги!
Все мы знаем, как важно развивать у учащихся не только предметные, но и общеучебные(интеллектуальные, организационные, коммуникативные) умения и навыки. Предлагаемый вам экспертный опрос поможет определить, хорошо ли развиваются эти навыки у наших учащихся. Ваши ответы помогут в совершенствовании нашей общей работы в этом направлении.
Инструкция. В средней колонке («Виды работы на уроке») приводятся некоторые характеристики учебной работы детей, которые вы постоянно наблюдаете на своих занятиях. Выберите наиболее подходящую характеристику и поставьте галочку на пересечении данного утверждения и фамилии учащегося.
Спасибо!
Объединение_______________________________________Педагог_______________________________________________________________
Интеллектуальные умения и навыки.
№ | Виды работ на занятии | Фамилии учащихся | ||||||||||||||||||||||
1.1. Устную инструкцию воспринимает: | ||||||||||||||||||||||||
4 | с первого предъявления | |||||||||||||||||||||||
3 | нуждается в дополнительных разъяснениях | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в пошаговом предъявлении с пошаговым контролем усвоения | |||||||||||||||||||||||
1 | не воспринимает устную инструкцию | |||||||||||||||||||||||
2.1. Умеет ли выделять главное в предложенной информации: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в дополнительных(наводящих, уточняющих) вопросах | |||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | |||||||||||||||||||||||
2.2 Умеет ли выделять новое в учебном материале: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен выделить самостоятельно | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается в помощи | |||||||||||||||||||||||
1 | испытывает значительные затруднения | |||||||||||||||||||||||
2.3. Темп интеллектуальной деятельности: | ||||||||||||||||||||||||
3 | выше, чем у других учащихся группы | |||||||||||||||||||||||
2 | такой же, как у других учащихся группы | |||||||||||||||||||||||
1 | значительно снижен | |||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||
4 | успешно(рационально,эффективно);воспроизводит предложенный учителем алгоритм | |||||||||||||||||||||||
3 | оригинальным творческим способом | |||||||||||||||||||||||
2 | нерациональным(«длинным») путем | |||||||||||||||||||||||
1 | путем подгонки под ответ(«методом тыка») | |||||||||||||||||||||||
3.2. Предъявление результата: | ||||||||||||||||||||||||
4 | способен дать развернутый ответ и аргументировать свое решение | |||||||||||||||||||||||
3 | способен дать правильный ответ, но не может его обосновать | |||||||||||||||||||||||
2 | приходится «вытягивать» ответы | |||||||||||||||||||||||
1 | необходимость отвечать, как правило, вызывает серьезные затруднения | |||||||||||||||||||||||
4. Самооценка результата работы: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен дать объективную оценку результату своей работы, так как понимает суть допущенных ошибок | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда может дать объективную оценку своей работе, хотя, как правило, видит допущенные ошибки | |||||||||||||||||||||||
1 | не может объективно оценить свою работу, так как не понимает, что допустил ошибки | |||||||||||||||||||||||
5. Соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения: | ||||||||||||||||||||||||
3 | способен усвоить программу по вашему предмету в нормативные сроки | |||||||||||||||||||||||
2 | для освоения программы требуется система дополнительных занятий | |||||||||||||||||||||||
1 | освоение программы по различным причинам затруднено | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: | ||||||||||||||||||||||||
Организационные умения и навыки. | ||||||||||||||||||||||||
1. Получив задание: | ||||||||||||||||||||||||
3 | планирует работу до ее начала | |||||||||||||||||||||||
2 | планирует действия в ходе работы | |||||||||||||||||||||||
1 | вообще не составляет плана | |||||||||||||||||||||||
2. Вопросы, уточняющие задание: | ||||||||||||||||||||||||
4 | не нуждается в дополнительных пояснениях | |||||||||||||||||||||||
3 | задает до начала работы | |||||||||||||||||||||||
2 | в ходе работы | |||||||||||||||||||||||
1 | не задает, хотя и нуждается в пояснениях | |||||||||||||||||||||||
3. Выполняя задание: | ||||||||||||||||||||||||
4 | Точно придерживается плана | |||||||||||||||||||||||
3 | отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | |||||||||||||||||||||||
2 | начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | |||||||||||||||||||||||
1 | работает хаотично, без плана | |||||||||||||||||||||||
4. Завершая задание: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обязательно добивается запланированного результата | |||||||||||||||||||||||
2 | не доводит работу до окончательного результата | |||||||||||||||||||||||
1 | довольствуется ошибочным результатом | |||||||||||||||||||||||
5. Закончив работу: | ||||||||||||||||||||||||
4 | проверяет ее результат, находит и исправляет ошибки | |||||||||||||||||||||||
3 | результат не проверяет, так как довольствуется любым результатом | |||||||||||||||||||||||
2 | результат не проверяет, так как всегда убежден в его правильности | |||||||||||||||||||||||
1 | результат проверяет, но ошибок «не видит» | |||||||||||||||||||||||
6. Помощь в работе: | ||||||||||||||||||||||||
4 | не нуждается | |||||||||||||||||||||||
3 | нуждается и принимает | |||||||||||||||||||||||
2 | нуждается, но не умеет пользоваться | |||||||||||||||||||||||
1 | нуждается, но не обращается | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: | ||||||||||||||||||||||||
Коммуникативные умения и навыки. | ||||||||||||||||||||||||
1. Изложение собственных мыслей: | ||||||||||||||||||||||||
3 | может самостоятельно донести свою мысль до других | |||||||||||||||||||||||
2 | может донести свою мысль до других только с помощью наводящих вопросов | |||||||||||||||||||||||
1 | не может донести свою мысль до других даже с помощью наводящих вопросов | |||||||||||||||||||||||
2. Ведение дискуссии: 2.1. Способность отвечать на вопросы: | ||||||||||||||||||||||||
4 | обычно отвечает, давая развернутый ответ | |||||||||||||||||||||||
3 | обычно отвечает, давая краткий (неполный) ответ | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за волнения | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, при ответе испытывает затруднения из-за ограниченности словаря | |||||||||||||||||||||||
1 | практически не может самостоятельно отвечать на вопросы | |||||||||||||||||||||||
2.2. Способность задавать вопросы: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно самостоятельно формулирует корректные вопросы | |||||||||||||||||||||||
2 | формулировки вопросов не всегда понятны собеседнику и требуют уточнений | |||||||||||||||||||||||
1 | практически не может формулировать вопросы, понятные собеседнику | |||||||||||||||||||||||
2.3. Способность корректно возражать оппоненту: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно возражает своему оппоненту корректно | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда корректно возражает своему оппоненту | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не соблюдает корректность, возражая оппоненту | |||||||||||||||||||||||
3.Взаимодействие в учебной группе (в группе сверстников) 3.1. Способность аргументировано отстаивать собственную позицию | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно отстаивает свою позицию аргументировано | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда аргументировано отстаивает свою позицию | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не может аргументировано отстоять свою позицию | |||||||||||||||||||||||
3.2. Способность гибко (разумно и осознанно) менять собственную позицию: | ||||||||||||||||||||||||
4 | обычно может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию в случае необходимости | |||||||||||||||||||||||
3 | не всегда может в случае необходимости гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию | |||||||||||||||||||||||
2 | как правило, не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, даже если понимает необходимость этого шага | |||||||||||||||||||||||
1 | не может гибко (разумно и осознанно) менять свою позицию, потому что, как правило, не понимает необходимость этого шага | |||||||||||||||||||||||
3.3. Способность подчиниться решению группы для успеха общего дела: | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно может подчиниться решению группы | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда может подчиниться решению группы | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, не подчиняется решению группы | |||||||||||||||||||||||
4. Соблюдение социальной дистанции в ходе общения ( способность учитывать статус собеседника и особенности ситуации общения): | ||||||||||||||||||||||||
3 | обычно удерживает социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
2 | не всегда удерживает социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
1 | как правило, игнорирует социальную дистанцию в ходе общения | |||||||||||||||||||||||
Общий балл: |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/03/picture-73820-1704259772.jpg)
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...
Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/01/picture-642513-1441125333.jpg)
Задания для мониторинга сформированности ключевых образовательных компетентностей.
Задания для мониторинга....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/30/picture-954348-1509352178.jpg)
Мониторинг сформированности основных компетенций по истории
Данный мониторинг помогает отследить уровень развития основных компетенций по истории....
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...
«Мониторинг сформированности знаний и компетентностей по основам безопасности жизнедеятельности»
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея нашла выражение в Государств...