«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
статья по теме
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_kompetentsiy_v_fgos_ooo.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготовить его граждан к современным условиям жизни. На современном этапе развития образования большое внимание уделяется проблеме овладения компетенциями и формированию ключевых компетенций в частности. Эта идея нашла выражение в Государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Компетентностный подход в настоящее время является общепризнанным подходом к оценке результатов школьного обучения. Образовательные компетенции обусловлены личностно-деятельностным подходом к образованию, т.к. относятся к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Необходимо определиться в понятиях. Что такое компетенция и что такое компетентность?
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных знаний, умений, навыков, способов деятельности, заранее задаваемых по отношению к определенному кругу проблем, предметов, процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Под компетенцией имеют в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентность – уже состоявшееся личностное качество (характеристика) человека.
Основой современных образовательных стандартов становится формирование базовых компетентностей современного человека:
- Информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- Коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- Самоорганизации (ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- Самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения. В период обучения у него формируются те или иные составляющие таких «взрослых» компетенций, и чтобы ему не только готовиться к будущему, но и жить в настоящем, он осваивает их с образовательной точки зрения.
Ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне общеобразовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций мы определяем на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а так же основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности общества.
Какой же он - выпускник 9 класса? Стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
- любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
- осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
- активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
- умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
- социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
- осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
- ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями в основной школе являются следующие:
Компетенции | Содержание компетенций |
1. Ценностно-смысловая | Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. |
2. Общекультурная | Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического понимания мира. |
3. Учебно-познавательная | Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. |
4. Информационная | При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. |
5. Коммуникативная | Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. |
6. Социально-трудовая | Означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. |
7. Личностного самосовершенствования | Направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. |
Образовательные компетенции не появились сами по себе. Они есть ни что иное, как отражение компонентного состава содержания образования, включенного во второе поколение стандартов школьного образования.
Компетенции формируются через:
- Учебные занятия (уроки)
- Классные часы
- Курсы по выбору
- Кружки, спортивные секции
- Общешкольные мероприятия
- Олимпиады, конкурсы, соревнования
Вернёмся к нашей теме. Что такое мониторинг?
Мониторинг (от лат. – предостерегающий) – в широком смысле – деятельность по наблюдению (слежению) за определёнными объектами или явлениями.
Основные компоненты мониторинга:
- наблюдения за объектом мониторинга, факторами воздействия,
- сбор информации – активный, целенаправленный и, что очень важно, плановый,
- обработку полученных данных, их интерпретация, при этом часть данных для анализа может поступать из иных источников, как правило уже существующих;
- мониторинг строится на чётких основаниях для сравнения и измерения. Таким основанием могут выступать соответствие какому-то эталону (стандарту, закону, требованию и пр.), или сравнительные данные для двух или нескольких сходных систем.
При этом существуют некоторые проблемы при проведении мониторитнга качества и уровня сформированости ключевых компетентностей у обучающихся:
- отсутствие однозначности в трактовке основных понятий (компетенция, компетентность) на федеральном и региональном уровнях;
- отсутствие общепринятой (единой) классификации ключевых компетентностей;
- отсутствие общепринятых (утверждённых на федеральном или региональном уровне) показателей и индикаторов уровня сформированности ключевых компетентностей;
- отсутствие инструментария и механизма проведения мониторинга уровня сформированности ключевых компетентностей.
- недостаточный уровень компетентности педагогов в оценке качества образования в свете современных требований.
Поэтому на данный момент мы используем в основной школе следующие методы мониторинга:
- Наблюдение во время учебной и иной деятельности.
- Анкетирование
- Диагностика и самодиагностика.
- Текущий и итоговый контроль
- Экзамены
- Анализ портфолио
Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому наша задача, задача педагогов не только научить детей, но и уметь применить свои знания в современной жизни.
Дети смогут стать Икарами,
Взмоют в небо беспредельное,
Если силами Учителя
Прочно будут крылья выращены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Организация учебного процесса в условиях перехода на новые стандарты"
В презентации вы сожете познакомиться с опытом организации проектной и исследовательской деятельности в условиях полевого экологического лагеря (опыт работы с 2001 года)...
Информационно-коммуникационная компетентность педагога в условиях перехода на новые стандарты
Статья о том, каким должен быть современный учитель. Хороший материал для подготовки к аттестации. Основным назначением стандартов нового поколения является формирование современного человека. Это озн...
Развитие познавательного интереса в процессе изучения английского языка у младших школьников в условиях перехода на новые стандарты
Познавательный интерес является важным факторов совершенствования процесса обучения и одновременно показателем его эффективности и результативности поскольку он стимулирует познавательную активность, ...
Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся...
Презентация на тему: "Качество профессиональной работы учителя - важнейшее условие перехода на новые стандарты"
Материал для выступления на педагогическом совете или на методическом объединении...
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...