Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
статья по русскому языку на тему
Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konferentsiya.2_doc.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «КИЗЛЯРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»
ОЦЕНИВАНИЕ
УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА (РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)
Учитель русского языка и литературы
высшей категории,
Отличник образования РД,
Заслуженный работник образования РД
Ляховая Л.Ф.
Современное образование во всем мире активно обсуждает проблему поворота системы преподавания к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для российской школы.
Компетенция – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности.
В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетентностей.
На уроках гуманитарного цикла (русский язык и литература) можно и нужно оценивать различные виды ключевых компетентностей, так как мы имеем дело с социальной наукой, направленной на развитие ребенка как социального индивидуума. На уроках литературы самым актуальным является оценивание читательской грамотности. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.
Говоря о читательской грамотности, нужно подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.
В оценку читательской грамотности входит способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чем же отличается термин «читательская грамотность» от термина «чтение»?
Чтение нередко понимается как декодирование – перевод бук в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух.
Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций:
- от базисного декодирования,
- знания слов,
- знания грамматики,
- знания структуры текста
до знания о МИРЕ.
Читательская грамотность также включает метакогникативные компетенции:
- понимание своего непонимания,
- умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.
По мере развития читателя его размышления о тексте могут менять его восприятие мира. И наоборот: знания о мире, с помощью которых читатель строит понимание текста, изменяют восприятие текста.
Цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как: интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, включенность в социальные отношения.
На уроках литературы происходит оценивание таких читательских умений:
- найти и извлечь информацию из текста;
- интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
- осмыслить и оценить сообщения текста (диалог читателя с автором), содержания текста, форму текста.
Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
на уроках гуманитарного цикла возможно в процессе выполнения школьниками особого вида учебных заданий – проектных работ, приобретающих характер проблемно-поисковой деятельности.
Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
- самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;
- пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают исследовательские умения;
- развивают системное мышление.
Основные вопросы реализации проекта:
- Для кого?
- Зачем?
- Что?
- Что надо сделать?
- Что хотим получить?
- Как будем делать?
- Что для этого понадобится?
- Как проверим результат?
Например, можно оценить ключевые компетентности во время
реализации проектов учащимися 10 класса:
Исследовательская деятельность по разделу:
- индивидуальный творческий проект «Мой Лермонтов» (сборник моих любимых стихотворений М.Ю.Лермонтова; эссе,; мультимедийная презентация)
- индивидуальный практико-ориентированный проект «Спор двух поэтов»
- подготовка дискуссии «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии»
- творческий проект – рецензия на экранизацию литературного произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова или Н.В.Гоголя с использованием мультимедиа.
Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.
Оценивание предметной компетенции на уроках гуманитарного цикла происходит по следующим направлениям:
- коммуникативная:
а) письменная коммуникация: умение оформить мысли, изложить тему, грамотно использовать вспомогательные средства;
б) выступление перед аудиторией сверстников: умение определять содержание и жанр выступления, использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков, невербальные средства или наглядный материал;
в) диалог: умение высказать свое мнение и узнать чужое в рамках диалога;
г) групповая коммуникация: умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения, умение задавать вопросы, позволяющие понять идеи друг друга.
2. информационная:
а) планирование поиска;
б) извлечение информации;
в) обработка информации
3. проектирование:
а) планирование деятельности: умение ставить задачи, планировать свою деятельность;
б) рефлексивные умения: умение указывать причины успеха и неудач; определение трудностей при выполнении работы, предложение путей их решения;
в) оценочные навыки: умение оценить продукт своей деятельности.
Формирование ключевых компетентностей помогает достижению более глубокого образовательного уровня, развитию творческих, интеллектуальных способностей школьников. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций
Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....
Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций
Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....
«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»
Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...
Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)
Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография
Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций
Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций...