Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей
статья по русскому языку на тему

Статья на научно-практическую конференцую по формированию ключевых компетентностей учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konferentsiya.2_doc.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «КИЗЛЯРСКАЯ ГИМНАЗИЯ № 1 ИМ. М.В. ЛОМОНОСОВА»

ОЦЕНИВАНИЕ

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

НА УРОКАХ ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА (РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА)

                                               Учитель русского языка и литературы

                                                             высшей категории,

                                                             Отличник образования РД,

                                                             Заслуженный работник образования РД

                                                            Ляховая Л.Ф.

  Современное образование во всем мире активно обсуждает проблему поворота системы преподавания к формированию ключевых компетенций. Эта проблема стала актуальной и для российской школы.  

      Компетенция – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

     Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Эти качества личности есть не что иное, как ключевые компетентности.

    В каждом учебном предмете следует определить необходимое и достаточное число связанных между собой реальных изучаемых объектов, формируемых при этом знаний, умений, навыков и способов деятельности, составляющих содержание определенных компетентностей.

     На уроках гуманитарного цикла (русский язык и литература) можно и нужно оценивать различные виды ключевых компетентностей, так как мы имеем дело с социальной наукой, направленной на развитие ребенка как социального индивидуума. На уроках литературы самым актуальным является оценивание читательской грамотности. Исторически термин «грамотность» означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста.

      Говоря о читательской грамотности, нужно подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей.

     В оценку читательской грамотности входит способность понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

     Чем же отличается термин «читательская грамотность» от термина «чтение»?

     Чтение нередко понимается как декодирование – перевод бук в звуки. Часто умение читать ассоциируется с чтением вслух.

     Читательская грамотность включает гораздо более широкий спектр компетенций:

     - от базисного декодирования,

     - знания слов,

     - знания грамматики,

     - знания структуры текста

до знания о МИРЕ.

     Читательская грамотность также включает метакогникативные компетенции:

     - понимание своего непонимания,

     - умение восстанавливать и поддерживать свое понимание на должном уровне.

     По мере развития читателя его размышления о тексте могут менять его восприятие мира. И наоборот: знания о мире, с помощью которых читатель строит понимание текста, изменяют восприятие текста.

     Цель обучения – культивировать и мастерство, и стремление к чтению. Речь идет о мотивации чтения, которая включает группу эмоциональных и поведенческих характеристик читателя, таких как: интерес, удовольствие от чтения, ощущение свободы выбора круга чтения, включенность в социальные отношения.

     На уроках литературы происходит оценивание таких читательских умений:

  1. найти и извлечь информацию из текста;
  2. интегрировать и интерпретировать сообщения текста;
  3. осмыслить и оценить сообщения текста (диалог читателя с автором), содержания текста, форму текста.

Оценивание уровня сформированности ключевых компетентностей

на уроках гуманитарного цикла возможно в процессе выполнения школьниками особого вида учебных заданий – проектных работ, приобретающих характер проблемно-поисковой деятельности.

     Метод проектов способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

     Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

     - самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников;

     - пользуются приобретенными знаниями для решения познавательных и  практических задач;

     - приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

     - развивают исследовательские умения;

     - развивают системное мышление.

           Основные вопросы реализации проекта:

  1. Для кого?
  2. Зачем?
  3. Что?
  4. Что надо сделать?
  5. Что хотим получить?
  6. Как будем делать?
  7. Что для этого понадобится?
  8. Как проверим результат?

Например, можно оценить ключевые компетентности во время

реализации проектов учащимися 10 класса:

        Исследовательская деятельность по разделу:

- индивидуальный творческий проект «Мой Лермонтов» (сборник моих любимых стихотворений М.Ю.Лермонтова; эссе,; мультимедийная презентация)

- индивидуальный практико-ориентированный проект «Спор двух поэтов»

- подготовка дискуссии «Пушкин – дневное, а Лермонтов – ночное светило русской поэзии»

- творческий проект – рецензия на экранизацию литературного произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова или Н.В.Гоголя с использованием мультимедиа.         

     Суть инициативы проекта состоит в том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы не просто дать ученикам знания об исследуемых процессах и сформировать у них навыки работы над проектом, но и решить более глубокую задачу формирования ключевых компетентностей, наличие которых необходимо для продолжения образования, успешной деятельности в различных сферах производства.

     Оценивание предметной компетенции на уроках гуманитарного цикла происходит по следующим направлениям:

  1. коммуникативная:

а) письменная коммуникация: умение оформить мысли, изложить тему, грамотно использовать вспомогательные средства;

б) выступление перед аудиторией сверстников: умение определять содержание и жанр выступления, использовать вербальные средства для выделения смысловых блоков, невербальные средства или наглядный материал;

в) диалог: умение высказать свое мнение и узнать чужое в рамках диалога;

г) групповая коммуникация: умение самостоятельно договориться о правилах и вопросах для обсуждения, умение задавать вопросы, позволяющие понять идеи друг друга.

     2. информационная:

а) планирование поиска;

б) извлечение информации;

в) обработка информации

     3. проектирование:

а) планирование деятельности: умение ставить задачи, планировать свою деятельность;

б) рефлексивные умения: умение указывать причины успеха и неудач; определение трудностей при выполнении работы, предложение путей их решения;

в) оценочные навыки: умение оценить продукт своей деятельности.

     Формирование ключевых компетентностей помогает достижению более глубокого образовательного уровня, развитию творческих, интеллектуальных способностей школьников. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....

Инструментарий для отслеживания уровня сформированности ключевых и предметных компетенций

Компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения....

«МЕТОДИКА МОНИТОРИНГА (ОТСЛЕЖИВАНИЯ) КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ У УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ»

Сегодня весь мир, обсуждая основные задачи образования, говорит о ключевых компетентностях, которые формулируются как ответ системы образования на требования рынка труда. Это заказ общества – подготов...

Подходы к оценке уровня сформированности ключевых компетентностей обучающихся (методическая разработка)

Методическая разработка содержит материал о примерах формулировок компенций в деятельной форме: ценностнн- смысловых, учебно- познавательных, социокультурных, коммуникативных, информационных, природов...

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: монография

Калеева, Ж. Г. Формирование профессиональной компетентности буду-щих инженеров в процессе изучения физики: в 2 ч. Ч. 2. Диагностика уровня сформированности профессиональной компетентности [Текст]: мон...

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций

Создание мониторинга уровня сформированности ключевых компетенций...