Рабочая тетрадь "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве" Повар 16675
учебно-методическое пособие (11 класс) по теме
Рекомендации для использования рабочей тетради.
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в межшкольных учебных комбинатах, профессиональных училищах, где проводится подготовка учащихся по специальностям «Продавец продовольственных товаров», «Повар».
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с действующей рабочей программой.
Уровень заданий рабочей тетради соответствует требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам начального профессионального образования по предмету «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
В тетради представлены различные варианты заданий по материалу учебного пособия:, тесты, задания для самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы в форме тестов позволяют учащимся, работая с учебными пособиями, отбирать и систематизировать материал, развивает способность к анализу.
Таким образом, предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для самоконтроля знаний учащимися, а также для контроля знаний учащихся преподавателем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_osnovy_mikrobiologii.docx | 92.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Межшкольный учебный комбинат
Бавлинский межшкольный учебный комбинат
Республики Татарстан
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по учебной дисциплине
«ОСНОВЫ МИКРОБИОЛОГИИ, САНИТАРИИ И ГИГИЕНЫ
В ПИЩЕВОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»
профессия «ПОВАР» код 16675
обучающегося __________________________________________
группы __________________________________________
Составила преподаватель
Куликова Светлана Ивановна
Рекомендации для использования рабочей тетради.
Предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для изучения дисциплины «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» в межшкольных учебных комбинатах, профессиональных училищах, где проводится подготовка учащихся по специальностям «Продавец продовольственных товаров», «Повар».
Рабочая тетрадь составлена в соответствии с действующей рабочей программой.
Уровень заданий рабочей тетради соответствует требованиям, предъявляемым Государственным образовательным стандартам начального профессионального образования по предмету «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве»
В тетради представлены различные варианты заданий по материалу учебного пособия:, тесты, задания для самостоятельной работы.
Задания для самостоятельной работы в форме тестов позволяют учащимся, работая с учебными пособиями, отбирать и систематизировать материал, развивает способность к анализу.
Таким образом, предлагаемая рабочая тетрадь предназначена для самоконтроля знаний учащимися, а также для контроля знаний учащихся преподавателем.
ПАМЯТКА
для тех, кто хочет стать профессионалом
1. Лица, поступающие на работу на предприятия общественного питания, обязаны пройти медицинский осмотр в соответствии с действующим приказом Минздрава России и прослушать курс по гигиенической подготовке со сдачей зачёта.
2. Основной целью медицинского обследования персонала является охрана его здоровья и предупреждение допуска к работе больных или бактерионосителей, которые могут быть источником массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.
3. При несоблюдении санитарно-гигиенических требований пища может стать причиной различных пищевых заболеваний микробной и немикробной природы – пищевых отравлений.
4. Грубые нарушения работниками требований личной гигиены могут отразиться не только на их собственном здоровье, но и послужить причиной массовых инфекционных заболеваний и пищевых отравлений.
5. Хранение особо скоропортящихся продуктов осуществляется в соответствии с СанПиН 42-123-4117–86 «Условия, сроки хранения особо скоропортящихся продуктов».
6. За качество готовой продукции и соблюдение правил её отпуска на предприятиях общественного питания несут ответственность администрация пищевого объекта и конкретные работники.
7. Качество пищевых продуктов проверяется представителями службы контроля качества предприятия.
8. До начала раздачи качество готовых блюд должно проверяться поваром, готовившим блюдо, а также бракеражной комиссией с соответствующей записью в бракеражном журнале.
9. Категорически запрещается смешивать остатки пищи предыдущего дня со свежеприготовленной.
10. Для предотвращения микробного загрязнения продуктов необходимо иметь набор маркированных досок для раздельной обработки сырья и готовых
продуктов.
Тема № 1«ПОНЯТИЕ О МИКРОБИОЛОГИИ»
- Заполните таблицу, используя учебный материал:
Ф.И.О. | Основные научные открытия и изобретения |
1. Антоний Левенгук | |
2. Луи Пастер | |
3. Роберт Кох | |
4. И.И. Мечников | |
5. С.В. Виноградский | |
6. Д.И. Ивановский | |
7. А.А. Лебедев |
2. Допишите фразы:
Микробиология – это наука, изучающая___________________________________________
Полезные микробы участвуют___________________________________________________
Вредные микробы вызывают_____________________________________________________
Микробы могут находиться в____________________________________________________
3. Что такое бактерии?__________________________________________________________
4. Какую форму имеют кокки?___________________________________________________
5. При какой температуре погибают споры бактерий?________________________________
Тема № 2
«ФИЗИОЛОГИЯ МИКРОБОВ. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ
НА МИКРООРГАНИЗМЫ»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид микробов | Формы | Строение | Размножение | Использование в промышленности |
2. Допишите фразу:
Микробы состоят из____________________________________________________________
Микробы питаются белками_____________________________________________________
Оптимальная температура для большинства микробов_______________________________
3. По способу питания микробы делятся на:
усваивают углерод и азот из неорганических соединений. | |
____________________ (сапрофиты) | – усваивают готовые органические соединения мертвой природы (гнилостные бактерии, плесневые грибы, дрожжи). |
____________________ _____________________ (паразиты) | – нуждаются в сложных органических соединениях живых организмов (болезнетворные микробы). |
4. Вставьте пропущенные слова в данный текст:
Микробы широко распространены в природе: в воде, ___________, воздухе, которые являются очагами деятельности разнообразной микрофлоры.
Самой благоприятной средой для развития микробов является________
Губительно действует на микробы__________________________
Тема № 3 «РАСПРОСТРАНЕНИЕ МИКРОБОВ В ПРИРОДЕ»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Возбудители каких заболеваний могут находиться в:
почве? | воде? | воздухе? | на теле человека? |
2. Письменно ответьте на вопросы:
Как можно обеззараживать воду, предназначенную для питья?
Какие части тела человека наиболее благоприятны для обитания микробов?_______________________________________________________________
Какие микробы могут находиться в воздухе, и от каких факторов зависит их количество? _____________________________________________________________________________
3. Выберите правильный ответ:
Какой свет губительно действует на микробы?
а) дневной;
б) вечерний;
в) солнечный.
Какая максимальная температура ведёт к гибели микробов?
а) +35 С;
б) +50 С;
в) +80 С;
г) +120 С.
Тема № 4 «МИКРОБИОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ ПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»
1. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Название микробов, вызывающих порчу продуктов
мясо и мясопродукты | рыба и рыбные продукты | баночные консервы | молоко и молочные продукты | пищевые жиры | яичные продукты | овощи и фрукты | зернопродукты |
2. Читая утверждения, впишите в таблицу комментарий «ДА» или «НЕТ»:
Утверждение | Комментарий |
1. На мясе размножаются микробы в процессе убоя скота и разделки туш | |
2. Мясо может приобретать синюшний цвет в результате порчи | |
3. Мясо птицы сальмонеллами не заражается | |
4. На колбасных изделиях появляются микроорганизмы в результате нарушения процесса производства | |
5. Процесс замораживания замедляет развитие микробов на поверхности рыбы | |
6. Продукты моря (ракообразные, головоногие, двустворчатые) не могут подвергаться обсеменению микробами | |
7. Баночные консервы не поражаются микробами, если соблюдать санитарно-гигиенические условия |
3. Письменно ответьте на вопрос:
Зачем работникам общественного питания знание микробиологии пищевых продуктов? ___________________________________________
Тест по теме "Основы микробиологии"
- К микроорганизмам мы относим:
- Бактерии
- Грибы
- Дрожжи
- Растения
- Вирусы
- Фаги
- Животных
- Какие микроорганизмы называют аэробными?
- микроорганизмы, которые нуждаются в кислороде воздуха;
- микроорганизмы, которые могут обходиться без кислорода;
- микроорганизмы, для которых кислород воздуха губителен
- Какие микроорганизмы называются паразитами?
- питаются органическими веществами живых организмов;
- для синтеза органических веществ получают углерод и азот из неорганических веществ;
- питаются органическими веществами мертвых организмов.
- Какие условия внешней среды влияют на жизнедеятельность микроорганизмов?
- физические факторы;
- температурные факторы;
- химические факторы;
- ядовитые вещества;
- биологические факторы.
- Процесс, при котором происходит разложение белков или субстратов, богатых ими:
- брожение;
- окисление;
- гниение.
- Наиболее обсеменены микроорганизмами:
- почва;
- вода;
- воздух.
- Пути передачи инфекции:
- прямой контакт;
- воздушно-капельный;
- обратный контакт;
- воздушно-пылевой;
- фекально-оральный;
- воздушный;
- водный;
- трансмиссионный.
- Вирулентность - это ...
- способность патогенных микроорганизмов вырабатывать ядовитые вещества (токсины);
- степень болезнетворного действия микроба;
- способность определенного вида микробов приживаться в макроорганизмах.
9. К пищевым заболеваниям микробной природы относятся:
- брюшной тиф;
- отравления растениями;
- отравления нитратами;
- гельминтозы.
10. Пищевые инфекции - это ...
- заразные болезни, при которых пищевые продукты являются лишь передатчиками токсикогенных микробов, в них они не размножаются, но сохраняют жизнеспособность и вирулентность;
- болезни, при которых возбудители пищевых инфекций активно размножаются в пищевых продуктах.
тема № 5«ПИЩЕВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое инфекция и как она может передаваться?___________________________
Что такое иммунитет?__________________________________________
По каким признакам различают иммунитет?______________________
Почему острые кишечные инфекции называют болезнями «грязных рук»?_____________
Пищевые инфекционные заболевания подразделяются на:___________________________
2. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Название инфекционных заболеваний | Возбудитель | Пути заражения | Меры предупреждения |
дизентерия | |||
брюшной тиф | |||
холера | |||
эпидемический гепатит | |||
сальмонеллёз | |||
бруцеллёз | |||
туберкулёз | |||
сибирская язва | |||
ящур |
Практическая работа № 6 по теме «ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что такое пищевые отравления и вследствие чего они возникают у человека?____________________
Каковы санитарные правила обработки проросшего картофеля?______
В каких случаях возникает отравление цинком и медью?______________
2. Заполните недостающие звенья и поставьте стрелки в схеме пищевых отравлений
ПИЩЕВЫЕ ОТРАВЛЕНИЯ
БАКТЕРИАЛЬНЫЕ | МИКОТОКСИКОЗЫ (МИКРОСКОПИЧЕСКИЕ ГРИБЫ) | |||
ТОКСИКОЗЫ | 1. 2. 3. Афлотоксикоз | 1. Продуктами, ядовитыми по своей природе 2. 3. | ||
Отравление условно-патогенными грибами | 1. Ботулизм 2. |
3. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Пищевое отравление | Возбудитель | Признаки заболевания | Причины возникно- вения |
ботулизм | |||
эрготизм | |||
стафилококковое отравление |
|
2. Споры Cl.botulini погибают при температуре:
А – 600С через 30 минут
Б - 600С мгновенно
В - 1200С через час
Г - 1200С мгновенно
Д - 1200С через 20 минут
3. Максимальная длительность инкубационного периода при пищевых токсикоинфекциях:
А – 12-24 часа
Б – 2-3 дня
В – 4-5 дней
Г – 6-7 дней
Д – 7-10 дней
4. Шигеллезы относятся к
А – антропонозам
Б – зоонозам
В – сапронозам
Г – зооантропонозам
5. Основные продукты питания, с которыми чаще всего связаны пищевые отравления стафилококковой этиологии:
А – рыба домашнего посола
Б – хлебобулочные изделия
В – гусиные яйца
Г – кондитерские изделия с кремом
Д – компоты домашнего приготовления из косточковых плодов
6. Гельминтозы, передающиеся человеку при употреблении в пищу мяса:
1 – тениидоз
2 – описторхоз
3 – аскаридоз
4 – энтеробиоз
5 – трихинеллез
6 – дифиллоботриоз
7 – эхинококкоз
7. Заболевания животных, которые могут передаваться человеку с молоком:
1 – бруцеллез
2 – ботулизм
3 – сальмонеллез
4 – туберкулез
5 – эхинококкоз
6 – трихинеллез
Тема № 7 «ГЛИСТНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что собой представляют глисты?___________________________________
Назовите стадии развития гельминтов_____________________________
Какие органы могут поражаться глистами?__________________________
Как называются гельминты, которые поражают органы человека?_____
Как происходит заражение человека гельминтами?__________________
Какие меры профилактики глистных заболеваний необходимо выполнять на рабочем месте предприятия общественного питания?____________________________________
2. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Виды гельминтов | Размер и форма | Паразитирует в органах: | Человек заражается через: |
Круглые гельминты | |||
1. Аскариды | |||
2.Трихинеллы | |||
Ленточные гельминты | |||
3.Цепень бычий или свиной (солитёр) | |||
4. Широкий лентец | |||
5. Эхиноккок | |||
6. Описторхисы (кошачья двуустка) |
Тема № 8«ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ГИГИЕНЕ И САНИТАРИИ ТРУДА»
1. Допишите фразы:
а) Гигиена труда – это_____________________________________________
б) Для оздоровления условий труда работников предприятий необходимо:_________________________________________________
в) Здоровый образ жизни способствует_____________________________
г) Для повышения защитных свойств организма каждому человеку следует соблюдать:______________________________________________
д) Производственная травма – это_________________________________
2. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Опасные инфекционные заболевания человека и меры их предупреждения
Наименование заболевания | Возбудитель заболевания | Источник распространения | Меры профилактики |
Туберкулёз | |||
Сифилис | |||
Гонорея | |||
ВИЧ-инфекция (СПИД) |
Тема № 9«ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
1. Письменно ответьте на вопросы:
В каких случаях повар, кондитер, официант обязаны дезинфицировать руки?___________________________________________________________
Какими средствами для мытья и дезинфекции рук должен пользоваться персонал предприятий общественного питания?______
Каким требованиям должен отвечать внешний вид рук повара, кондитера,официанта?_____________________________________________
Что входит в комплект санитарной одежды повара и кондитера?______
Каковы правила ношения санитарной одежды повара, официанта?____
Какие виды медицинского обследования обязан проходить работник предприятия общественного питания?_____________________________
2. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Наименование профессии | Наименование санодежды, санобуви и санпринадлежностей |
1. Директор или заведующий предприятия и их заместители; администратор _______ зала; _______ зав. производством; начальники цехов и их заместители | Халат белый, … |
2. Повара, кондитеры, пекари, тестомесы | Халат белый или куртка + брюки (юбка)… |
3. Кухонные рабочие | Куртка белая … |
|
2. Кто может проводить ежесменные медицинские осмотры:
А – начальник смены
Б – медицинским работником медсанчасти предприятия
В – бригадир участка
Г - медицинским работником лечебно-профилактического учреждения, работающим с предприятием по договору
Д – всеми вышеперечисленными
3. Что не запрещается работникам производственных цехов:
А – применять пуговицы, крючки и т.д. вместо завязок
Б – застегивать санитарную одежду булавками, иголками
В – принимать пищу и курить в специально отведенных помещениях
Г – хранить в карманах халатов папиросы, бусы, булавки, деньги
Д – носить на рабочих местах серьги, клипсы, бусы
4. Кто несет ответственность за соблюдение личной гигиены работником:
А – администрация предприятия
Б – местные органы Госсанэпиднадзора
В – работник предприятия
Г – профсоюзная организация
Д – все вышеперечисленные
5. Что должны выполнить работники предприятия перед выходом в смену:
А – пройти медицинское обследование
Б – пройти обучение по санитарному минимуму и сдать экзамены
В – ознакомится с правилами личной гигиены
Г – получить медицинскую книжку
Д - пройти ежесменный медицинский осмотр
Г – все вышеперечисленное
Тема № 10 «САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ
ПРЕДПРИЯТИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
1. Допишите фразы:
Участок, где построено предприятие общественного питания, должен быть_________________________________________________________
К производственным помещениям относятся:_______________________
Складские помещения проектируются в ____________________ части здания.___________________________________________________________
Питьевая вода по качеству должна соответствовать_________________
Для очистки воздуха используется вентиляция
____________________________________________________ типа.
Все производственные помещения должны освещаться
_______________________________ светом.
Ежемесячная уборка помещений называется______________________
2. Дайте определение следующим понятиям:
Дезинфекция это –________________________________________________
Дератизация это –_________________________________________________
Дезинсекция это –_________________________________________________
3. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Наименование цеха | Место размещения цеха |
Овощной цех | |
Мясной цех | |
Рыбный цех | |
Горячий цех | |
Холодный цех | |
Кондитерский цех | |
Раздаточная | |
Буфет |
|
2. Универсальным антимикробным действием обладают:
А – гипохлориты кальция
Б – четвертичные аммонивые соединения
В – амфотензиды
Г – спирты
Д – антибиотики тетрациклинового ряда
3. Биологический метод дератизации с использованием культур микробов применяют:
А – в жилых помещениях
Б – на пищевых предприятиях
В – на открытых территориях
Г – складских помещений
Д – в торговых точках
4. Химические дезинфицирующие средства должны отвечать следующим требованиям:
А – активно действующее вещество должно растворяться в воде
Б – быстро убивать микроорганизмы
В – обладать широким спектром антимикробного действия
Г – быть стабильным при хранении в виде препарата и рабочих растворов
Д – не повреждать обрабатываемые объекты
Е – все ответы правильны
5. Дератизационные мероприятия – это борьба:
А – с насекомыми
Б – с источниками инфекций
Г – с глистами и яйцами глистов
В – с грызунами
Д – с птицами
Тема № 11 «САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОБОРУДОВАНИЮ, ИНВЕНТАРЮ, ПОСУДЕ, ТАРЕ»
1. Письменно ответьте на вопросы:
Что относится к кухонной посуде?___________________________________
Для чего маркируют посуду?________________________________________
Что относится к столовой посуде?___________________________________
Какие материалы допускаются для производства оборудования и инвентаря для предприятий общественного питания? ______________
В чем состоит принципиальная разница при мытье столовой посуды и столовых приборов? ______________________________________________
2. Используя учебный материал, заполните таблицу:
Объект санитарно-гигиенического контроля | Санитарно-гигиенические требования |
Механическое оборудование | |
Немеханическое оборудование | |
Инвентарь | |
Инструменты | |
Посуда | |
Тара |
3. Проверка степени усвоения материала
В ы б е р и т е п р а в и л ь н ы й о т в е т :
1. Самым гигиеничным является следующее оборудование:
а) электрическое;
б) механическое.
2. На предприятиях общественного питания могут использоваться оборудование, инвентарь, посуда и тара только из разрешённых Минздравом материалов?
а) да;
б) нет.
3. Все ли виды оборудования ополаскивают горячей водой?
а) да;
б) нет.
4. Обязательно ли дезинфицировать инвентарь и инструменты?
а) да;
б) нет.
5. Какую посуду разрешается использовать на предприятиях общественного питания?
а) стеклянную;
б) пластмассовую;
в) алюминиевую.
6. С какой целью производится маркировка инвентаря?
а) для предотвращения микробного заражения продуктов;
б) для определения последовательности использования разделочных досок;
в) в целях эстетического оформления.
7. Каким образом работники ЦГСЭН берут смывы на предприятиях общественного питания?
а) просят поваров вымыть руки с дезинфицирующими средствами;
б) протирают влажным стерильным тампоном поверхности изучаемого объекта;
в) смывают горячей водой микроорганизмы с поверхности изучаемого объекта.
Тема № 12 «САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ И
ХРАНЕНИЮПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»
- Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид складских помещений | Складируемый продукт | Температурный режим | Срок реализации |
Холодильная камера для хранения мяса | |||
Холодильная камера для хранения рыбы | |||
Холодильная камера для молочных продуктов | |||
Холодильная камера для гастрономических продуктов | |||
Холодильная камера для фруктов и зелени | |||
Склад сухих продуктов | |||
Склад овощей | |||
Хранение хлеба |
2. Перечислите правила и требования:
2.1. Санитарные правила перевозки полуфабрикатов:_______________
2.2. Санитарные правила хранения пищевых продуктов:_____________
Тема № 13 «САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КУЛИНАРНОЙ ОБРАБОТКЕПИЩЕВЫХ ПРОДУКТОВ»
- Используя учебный материал, заполните таблицу:
Вид продукта | Санитарно-гигиенические требования | Сроки хранения |
Мясо | ||
Птица | ||
Рыба | ||
Овощи | ||
Сыпучие продукты | ||
Молоко и молочные продукты | ||
Яйца и яичные продукты | ||
Кондитерские изделия |
2. Выберите правильный ответ:
2.1. Какова основная цель тепловой обработки продуктов?
а) получение готового продукта;
б) разнообразие блюд;
в) уничтожение микробов.
2.2. Почему необходимо соблюдать санитарные правила при изготовлении
мясных полуфабрикатов?
а) чтобы не было бактериального обсеменения;
б) для лучшего хранения.
2.3. Какое яйцо используют для приготовления белкового крема?
а) столовое;
б) диетическое.
Тема № 14«САНИТАРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ
ПРОДУКЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
1. Допишите фразы:
До начала раздачи качество готовых блюд должно
Категорически запрещается смешивать_____________________
При подаче первые блюда и горячие напитки должны иметь температуру_______ С, вторые блюда и гарниры температуру ______ С, порционные блюда температуру ______ С, холодные блюда и напитки ______ С.
В лечебно-профилактических и детских учреждениях в зимне-весенний период из-за недостатка в овощных блюдах ___________________ требуется обогащать этим некоторые блюда.
За качество готовой продукции и соблюдение правил её отпуска на предприятиях общественного питания несут ответственность ________________
2. Ответьте на вопросы:
Какой запас пищи допустим на раздаче?____________________________
Как нужно организовывать продажу полуфабрикатов на предприятии общественного питания?_________________________________________
Какие санитарные правила следует соблюдать повару при обслуживании потребителей?_____________________________________
Какие требования предъявляют к рабочему месту официанта?______
Каковы санитарные правила подачи блюд официантами?___________
Тема № 14 «САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР И
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО»
1. Допишите фразы:
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор в нашей стране осуществляет_____________________________________
Практическими учреждениями в государственной санитарно-
эпидемиологической службе являются центры Государственного санитарно-эпидемиологического надзора ( ЦГСЭН), в штатах которых
Цель предупредительного санитарно-пищевого надзора –____________
Текущий санитарно-пищевой надзор –____________________________
- Используя учебный материал, заполните таблицу:
Наименование надзора | Где осуществляется? | С какой целью осуществляется? |
Тесты по теме Санитарное законодательство
1. Главной задачей Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации является:
А – осуществление комплекса социальных, экономических, медицинских и профилактических мероприятий, направленных на сохранение здоровья человека и его будущих поколений
Б – обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление и ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье
В – осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора за выполнением предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами санитарно-гигиенических и противоэпидемических правил и норм
Г – профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ. Осуществление гигиенического воспитания и образования населения
Д – все, вышеперечисленное в п.п. А, Б, В, Г
2. За совершение санитарных правонарушений должностные лица и граждане Российской Федерации могут быть привлечены к ответственности:
А - дисциплинарной и уголовной
Б – административной и уголовной
В – дисциплинарной и административной
Г – дисциплинарной, административной и уголовной
Д – дисциплинарной и уголовной
3. В процессе своей профессиональной деятельности санитарному врачу гигиенисту и эпидемиологу приходится иметь дело с нормами и гигиеническими нормативами. Назовите, какие из нижеприведенных данных относится к нормам?
А – ПДК вредных химических веществ
Б – коли-индекс, коли-титр
В – средняя длительность одного случая инфекционных заболеваний
Г – уровень профессиональной заболеваемости
Д – коэффициент ослабления гамма-излучения
4. Главный принцип государственного санитарно-эпидемиологического надзора:
А – государственный характер
Б – научно-плановая основа
В – использование научных исследований и прогнозирования
Г – единство санитарных и противоэпидемических (профилактических) мероприятий
Д – единство санитарно-гигиенических мероприятий
5. На территории хлебопекарного предприятия действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы
А - международный
Б – федеральные, местные (региональные)
В – местные (региональные)
Г – региональные
Д – государственные
6. Правовыми основами деятельности госсанэпидслужбы являются:
А – Конституция Российской Федерации
Б – Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
В – Гражданский кодекс РФ
Г – Приказы Минздрава России
Д – все вышеперечисленное
1. Учебная литература
1. Матюхина, З.П. Основы физиологии питания, гигиены и санитарии /
З.П. Матюхина. – М. : Академия, 2004.
2. Богатырева, Е.А. Основы физиологии питания, санитарии и гигиены. Теоре-
тические основы профессиональной деятельности : учебное пособие /
Е.А. Богатырева. – М. : Академкнига, 2005.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ И ТЕРМИНОВ
Авитаминоз – отсутствие витаминов в питании, вызывающее заболевание.
Бактерии – одноклеточные, наиболее изученные микроорганизмы размером 0,4…10 мкм.
Бактерионоситель – человек, в организме которого есть болезнетворные микробы, но сам остающийся практически здоровым.
Бациллы – спорообразующие бактерии.
Ботулизм – отравление пищей, содержащей сильнодействующий яд (токсин) микроба ботулинуса.
Брюшной тиф – тяжёлое инфекционное заболевание, вызванное палочкой брюшного тифа.
Вирусы – частицы, не имеющие клеточного строения, обладающие своеобразным обменом веществ и способностью к размножению.
Гигиена – наука о здоровье человека.
Гигиена труда – отрасль гигиенической науки, изучающая воздействие трудового процесса и условий производственной среды на организм человека и разрабатывающая гигиенические мероприятия.
Дезинсекция – борьба с мухами, уничтожение тараканов обработка помещений химическими средствами.
Дезинфекция – комплекс мер по уничтожению возбудителей заразных заболеваний во внешней среде.
Дератизация – истребление грызунов с помощью ловушек, капканов и химическим способом.
Иммунитет – невосприимчивость к заболеваниям.
Микробиология – наука, изучающая строение, свойства и жизнедеятельность микроорганизмов.
Микробы – одноклеточные организмы, широко распространённые в почве, воде, воздухе.
Санитария – практическое осуществление гигиенических норм и правил.
Сальмонеллёз – заболевание, вызванное микробами-сальмонеллами с инкубационным периодом 3…5 ч.
Санитария – практическое осуществление гигиенических норм и правил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Пищевые отравления" по учебной дисциплине ОП.04 "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве"
Данная презентация предназначена для демонстрации учебного материала по теме "Пищевые отравления" дисциплины "Микробиология,санитария и гигиена в пищевом производстве" по специальности "Те...
Комплект контрольно-оценочных средств учебной дисциплины ОП.05. МИКРОБИОЛОГИЯ, САНИТАРИЯ И ГИГИЕНА (ОПОП) Специальность: 110401 Агрономия
Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Микробиология. Санитария и гигиена» по специальн...
Программа по ОП 01. Основам микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии начального профессионального образования , входящим в состав укрупн...
Контрольно оценочные средства по учебной дисциплине ОП.01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, ОП.02. Физиология питания с основами товароведения прод. товаров, ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места
Контрольно оценочные средства для профессии НПО 260807.01 Повар, кондитер...
Применение игровых технологий на уроках специальных дисциплин как средство активизации познавательной деятельности обучающихся (на примере дисциплины «микробиологии, санитария и гигиена в пищевом производстве)
Методическое пособие обсуждено на заседании цикловой комиссии социально-экономических дисциплин для преподавателей Протокол №________от «____»____________2013г. Председатель коми...
Рабочая программа по "Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве"
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОсновы микробиологии,санитарии и гигиены в пищевом производстве.Область применения программыПрограмма учебной дисциплины является частью осн...
рабочая программа Основы микробиологии, санитарии и гигиены 100801 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров 2014
Рабочая программа по дисциплине Основы микробиологии, санитарии и гигиены...