Интеллектуальная гибкость учителя
материал на тему
Предварительный просмотр:
Приоритетные задачи современного образования, важнейшие как для развития общества в целом, так и конкретной личности, – воспитание творческого отношения к миру, предъявляют особые требования к личностным и профессиональным качествам учителя. Только педагог с хорошо развитыми интеллектуальными и личностными качествами готов к воспитанию личности, способной к саморазвитию, самостоятельному нравственному выбору, конкуренции.
В современной отечественной и зарубежной психологии отмечается особый интерес к интеллектуальной сфере личности (Г.Айзенк, О.Тихомиров, Р.Кеттел, Б.Ананьев).
Интеллектуальный фактор играет при обучении важную роль. Сам процесс развития когнитивных способностей учащихся предполагает наличие развитых интеллектуальных качеств учителя.
Потребность современного российского общества в образованных личностях, способных к мировоззренческому выбору и компетентному профессиональному действию, обусловила появление новых целей и ценностей в образовании. Одним из ведущих направлений современного образования становится воспитание личности, способной к саморазвитию, к самостоятельному и ответственному принятию решений, умению действовать адекватно ситуации и собственным нравственным принципам.
Развивающее образование предъявляет особые требования к личности и деятельности педагога. Поскольку педагогическая деятельность современного учителя осуществляется в условиях динамичных, неожиданных, неоднозначных, учитель имеет проблемы, связанные с противоречием между необходимостью мыслить и действовать по-новому, т.е. уметь находить оптимальные решения, быть педагогически гибким.
Гибкость – это разнообразие и адекватность проявляемых действий, как во внешних формах активности, так и во внутренних.
Структура педагогической гибкости включает три вида: интеллектуальную, эмоциональную и поведенческую, которые в реальной профессиональной деятельности взаимосвязаны.
Под поведенческой гибкостью понимается способность учителя легко отказываться от несоответствующих ситуаций и задач, способов поведения, средств деятельности и вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению проблемной ситуации при неизменных принципах и нравственных основаниях жизнедеятельности.
Эмоциональная гибкость учителя представляет собой сочетание личностных качеств, объединенных в блоки: эмоциональная устойчивость (удовлетворенность жизнью, отсутствие склонности к переживанию страха, гнева), позитивная эмоциональная экспрессивность (склонность к переживанию радости, спонтанность проявления своих состояний).
Наименее разработанной и наиболее сложной многие авторы считают интеллектуальную гибкость. Ее проявлением является способность быстро и легко переходить от одного класса явлений к другому, а также возможность отказаться от компрометирующей себя гипотезы, идеи и найти способ конструктивного решения проблемы. Интеллектуальная гибкость рассматривается как качество, характеризующее уровень не только когнитивного, но и целостного личностного развития, как оптимальное условие, необходимое для профессионального развития педагога, его педагогической гибкости.
Педагог, у которого не развита интеллектуальная гибкость, испытывает трудности в педагогической деятельности. Ее отсутствие характеризуется инертностью, ригидностью, консерватизмом, что может привести к негативным явлениям профессиональной стагнации, а также к ранним педагогическим кризам.
Поэтому педагогам общеобразовательного учреждения предлагается данная программа под названием «Развитие интеллектуальной гибкости учителя». Она состоит из нескольких этапов: диагностика сформированности интеллектуальной гибкости, психологический практикум «Повышение гибкости учителя», саморазвитие интеллектуальной гибкости.
1 этап «Диагностика»
Цель: Исследовать сформированность интеллектуальных функций педагогов (общих способностей, умственного развития, гибкости мышления). Выявить психологические особенности личности педагога, составляющие интеллектуальную гибкость.
Для получения наиболее полной информации о сформированности интеллектуальной гибкости учителя и его психологических особенностях предлагается использовать следующие методики.
Универсальный интеллектуальный тест (УИТ СПЧ)
Тестовый комплекс разработан группой психологов СПбГУ (1995): И.М.Дашковым, Н.А.Курганским, Л.К.Федоровой.
УИТ СПЧ – батарея тестов для определения уровня интеллектуального развития (общих умственных способностей), а также структурных особенностей интеллекта.
- Субтест «Осведомленность».
Содержит задания, касающиеся знаний общего характера в области языка, точных, естественных и гуманитарных наук, литературы и искусства, политики и обыденной жизни. Предполагается, что помимо собственно информированности, эрудиции субтест определяет степень приобщения к культуре, познавательные интересы, объем долговременной памяти.
- Субтест «Скрытые фигуры».
Разработан на основе широко известных фигур Готтшальда. В заданиях предлагается определить, какая из нескольких достаточно простых геометрических фигур замаскирована в более сложной фигуре. В процессе выполнения субтеста простые фигуры находятся перед глазами субъекта.
Предполагается, что субъект измеряет такие важные интеллектуальные качества, как гибкость восприятия, независимость зрения.
- Субтест «Пропущенные слова».
Каждое задание субтеста представляет собой предложение или отрывок текста из нескольких предложений, в котором пропущены одно, два или три слова, или же словосочетание. Они заменены прочерками в соответствующих местах предложения или отрывка текста. В задаваемом стимульном материале эти слова, как правило. Являются ключевыми по содержанию или структуре. Срдеи предлагаемых вариантов нужно выбрать именно эти слова, как наиболее подходящие по смыслу.
Результаты субтеста отражают способность к оперированию вербальным материалом, понимание содержания, скорость восприятия текста.
- Субтест «Арифметические задачи».
Задания этого субтеста представляют собой разнообразные жизненные ситуации, требующие количественного решения. Собственно вычисления при этом не сложны, и их следует производить в уме. Успешное решение зависит от сообразительности и быстроты оперирования условиями и числами.
Субтест свидетельствует о способности концентрации активного внимания, развитости практического математического мышления.
- Субтест «Понятливость».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
“ФОРМИРУЯ НАВЫКИ ГИБКОСТИ И РАСТЯЖЕНИЯ” Рабочие инструкции учителя
В этом материале речь пойдет о специальных физических упражнениях, а конкретно о гибкости и растяжении (стрейчинг). Для акробатов и для спортсменов всех видов гимн...
Методическая разработка "Гибкость, методы развития гибкости у детей подросткового возраста (11-14 лет)"
В своей работе я выдвигаю гипотезу что, этот вид физической нагрузки является важнейшим звеном, связывающим активное и пассивное состояние тела. Он поддерживает элас...
Рекомендации учителя-логопеда учителю по работе с учащимися c интеллектуальной недостаточностью
Опираясь на изученные данные, учитель намечает ближайшие и перспективные задачи в работе с каждым учеником и разрабатывает систему педагогических мер для применения в условиях фронтальной работы в кл...
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в номинации : "Учитель года-2016", Академия интеллектуального развития
Аннотация статьи: "Проектная методика в конструировании учебных занятий по иностранному языку при реализации ФГОС." (участие во Всероссийском конкурсе учителей с международным участием в ном...
Выступление на педсовете учителя физкультуры ДОКЛАД «ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА» ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА - ЭТО ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ОРГАНИЗМА, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ОДАРЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА СИЛА БЫСТРОТА ГИБКОСТЬ ЛОВКОСТЬ ВЫНОСЛИВОСТЬ
Физическое качество – сила. Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Наилучшим временем для ...
Интегрированное коррекционное занятие учителя-дефектолога и учителя-логопеда с обучающимися с выраженными интеллектуальными нарушениями «Зима в нашем городе»
Интегрированное коррекционное занятие «Зима в городе» проведено с группой обучающихся с ТМНР 4 «в»/5 «б» класса-комплекта. Данное коррекционное занятие прошло в фор...
Интеллектуальная игра "Учитель - профессия века"
Интеллектуальная игра в технологии "Поле Чудес" - "Учитель - профессия века"...