Школьный музей как эффективное средство духовно-нравственного воспитания
материал на тему
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ как средство привития интереса
к исследовательской деятельности у учащихся,
как эффективный способ сохранения исторической памяти
А.А.Бакай, учитель русского языка и литературы,
руководитель школьного музея "Наследие"
МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова
г.Новочеркасска Ростовской области
Школьный музей является одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и научно-познавательную ценность.
- Школьный музей призван способствовать духовно-нравственному становлению личности, жизненному самоопределению, формированию у учащихся подлинного патриотизма, бережного отношения к людям, предметам, окружающей среде, народной культуре, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей.
- Школьный музей призван содействовать развитию общественно-политической активности у учащихся, овладению ими практическими навыками поисковой, исследовательской работы.
- Школьный музей призван служить целям совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Работа, проводимая в формате школьного музея "Наследие", является подтверждением сказанному выше. Жизнь музея освещалась в ряде публикаций в газете "Новочеркасские ведомости", в телерепортажах Дон ТР в программе "Вести" в отделе культуры от 05.03.2013 и от 17.02.2014 (dontr.ru).
Музейная работа не мыслится вне экскурсий, почему и среди основных направлений работы музея наиболее интересной представляется экскурсионно-лекторская работа, позволяющая музею быть тем связующим звеном между прошлым и будущим, без которого не мыслится сегодня духовно-нравственное воспитание нового поколения. Как здесь не вспомнить слова В.А.Караковского, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО: "Без памяти – нет истории, без истории – нет культуры, без культуры – нет духовности, без духовности – нет воспитания, без воспитания – нет человека, без человека – нет народа!"
В 2012 году, объявленном в Донской митрополии годом великого русского философа А.Ф.Лосева, активом школьного музея "Наследие" было принято решение разработать ряд тематических экскурсий "Лосевские места на карте Новочеркасска", ведь юный Лосев учился в Войсковой мужской гимназии, правопреемницей которой является МБОУ СОШ №3 им.атамана М.И.Платова. Подвигло к работе и открытие в школе в декабре 2011 года барельефа А.Ф.Лосева работы московского скульптора Вячеслава Клыкова, ставшее знаменательным событием в культурной жизни города, и прошедшая в стенах школы 27 мая 2012 года научно-практическая конференция "А.Ф.Лосев (монах Андроник): жизнь и творчество", в которой приняли участие старший научный сотрудник "Дома А.Ф.Лосева" В.П.Троицкий, профессор РГУ А.Н.Ерыгин, профессор Ростовской государственной консерватории (академии) им.С.Рахманинова, руководитель Творческого центра "Рахманинов – Лосев" Н.В.Бекетова, а также студенты философского факультета РГУ и Ростовской духовной семинарии.
Внесли свою лепту в сохранение памяти о великом мыслителе, духовное становление которого шло в стенах любимой им гимназии, и учащиеся МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова.
Разработанная под моим руководством в 2013 году ученицей 8-А класса Брусенской Александрой тематическая пешеходная экскурсия "Лосевские места на карте Новочеркасска. По дороге в гимназию" получила высокую оценку на городском и областном конкурсе юных экскурсоводов: ученица вышла в финал, стала победителем в областном конкурсе. Награждение проходило в Танаисе. Мне были вручены благодарственные письма за подготовку победителя областного этапа II областного конкурса юных экскурсоводов (письма ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ от 22.03 2013 и от 18.04.13), ученице – грамота.
В 2014 году под моим руководством ученицей 9-А класса Закурдаевой Маргаритой разработана следующая тематическая экскурсия "Лосевские места на карте Новочеркасска. Родная гимназия. Здесь он учился, молился, писал…", что было напрямую связано с открытием 24 мая 2013 года нового музея в честь А.Ф.Лосева. Экскурсии по этому музею, как это и положено, будут водить школьники, почему и столь востребованы разработанные юными активистами пешеходные экскурсии.
Плодотворный творческий союз учителя и ученика послужил появлению совместных трудов, позволяющих постичь миросозерцание сверстника-гимназиста, его духовно-нравственное становление в стенах классической Новочеркасской гимназии.
Обе тематические разработки "Лосевские места на карте Новочеркасска" подготовлены согласно основным требованиям к структуре экскурсионного проекта и представлены полностью, без каких-либо сокращений и внесённых изменений. При этом избрание самих экскурсионных объектов соотнесено как с историей города, так и с историей Войсковой мужской гимназии, правопреемницей которой является МБОУ СОШ №3 им. атамана М.И.Платова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный музей, как эффективное средство духовно- нравственного и патриотического воспитания.
Школьный музей....
Партнёрство семьи и социокультурного кластера в системе дополнительного образования как эффективное средство духовно – нравственного воспитания
Описан инструмент взаимодействия семьи и социума города...
Школьная газета как средство духовно-нравственного воспитания школьников.
Статья рассказывает об опыте работы по изданию школьной газеты и освещает вопрос ее роли в духовно-нравственном воспитании учащихся....
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Беседа о духовно-нравственном воспитании...
Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.
Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личнос...