Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ
статья (6 класс)
Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eticheskaya_beseda.docx | 203.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Воспитатель
Новооскольской
Специальной общеобразовательной
школы-интернат
Дикарева В.В.
Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.
Причинами такого недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре личности, проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность практического опыта.
В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы. В своей работе большое внимание уделяем методу этической беседы.
Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблем.
При проведении этической беседы необходимо соблюдать следующие условия:
1.Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель стимулирует нестандартные вопросы, а потом помогает детям находить на них вопросы.
2.Этическая беседа- не лекция, Дети, направляемые воспитателем, сами приходят к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. И проходить она должна в теплой и доверительной обстановке.
3.Не допускается развитие беседы по заранее составленному, заученному сценарию. Дети говорят то, что думают, но и уважают мнение других.
4.Темы беседы должны быть близки эмоциональному опыту детей. Обсуждение должно вестись с опорой на реальный опыт воспитанников.
5.При проведении беседы нужно выявлять и сопоставлять все точки зрения. Ничье мнение не должно быть проигнорировано.
6.Воспитатель должен помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Смотреть на события и поступки глазами детей.
Этическая беседа состоит из следующих этапов6
1.Подготовительного
2. Основного
3.Заключительного
Этические беседы можно разделить :
- Беседы по прочитанному рассказу
2.Обсуждение книги
3.Беседы. в основе которых лежат проблемы ( школы или проблемы всех в данный момент)
4.Обсуждение фильма и мультфильма.
5.Обсуждение материала, который дети получили в результате наблюдений за явлениями жизни.
6.Обсуждение вопросов. Которые предложили дети.
Этические беседы могут быть коллективными и индивидуальными.
При проведении таких мероприятий должны присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему, Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на плохие , связанные с успеваемостью и поведением.
При определении темы в начале беседы необходимо вызвать интерес детей к восприятию этического материала. Для этого используются следующие приемы:
-поставить вопросы. Связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы;
-прежде чем объявить тему, нужно вспомнить случай из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия и осмысления соответствующей нравственной нормы.
Используем в своей работе такие темы этических бесед:
-Вежливость
-Дружба
Доброжелательность
-Как мы бережем природу и другие.
Конечно, проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.
Задавать вопросы, приводить яркие примеры, делать краткие. Убедительные замечания, направлять и уточнять высказывания детей, не дать закрепиться неверным мыслям.
Этические беседы не должны носить морализирующий характер, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения,, свободно делятся впечатлениями.
Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу- дело сложное, но интересное, а главное оно является эффективным средством нравственного воспитания детей с ОВЗ.
ВИКТОРИНА
« ПО СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ СКАЗОК»
Цель: развивать у детей фантазию, воображение, творческий потенциал.
Задачи: закрепить знания детей по содержанию сказок, учить определять мораль сказки.
Развивать интерес к русской сказке, развитие устной речи, памяти, мышления.
Формировать представления о добре и зле эталонах плохого и хорошего поведения.
Оборудование :мультимедийный проектор, сундук со сказочными предметами.
Вступление: Здравствуйте , ребята. Сегодня у нас праздник, праздник сказки. Кто из вас любит читать? А кто берет книги в нашей библиотеке? Молодцы! Читать- занятие полезное и нужное. Когда мы читаем, мы, вместе с героями книг, путешествуем, грустим, радуемся, побеждаем зло. А сказки любите? Сказки любят не только дети, но и взрослые. А как вы думаете почему? Правильно, в сказках всегда побеждает добро. Они учат быть честными, справедливыми, призывают уважительно относиться к старшим, помогать малышам. А еще в сказках осуждаются человеческие пороки и недостатки. Вот как вы выбираете себе герое? Конечно, по хорошим поступкам. Значит и нам с вами нужно совершать хорошие поступки. Так в реально жизни получаются настоящие герои.
А сейчас приступим к разминке: я называю первую часть названия, а вы продолжите:
Цветик……, Меч……,Кощей,,,,,Палочка…..,Снежная…..,Крошечка…..,
Мальчик……,Финист…., Иван…., Ковер….
Задание 2.
Отгадать героя по описанию:
- Милая , работящая девушка, которая первый раз попала на королевский бал.
- Этот усатый герой победил людоеда.
- Красивый. В меру упитанный мужчина.
- Мальчик. Который вырос в джунглях в волчьей стае.
- Красивая девочка с голубыми волосами, которая любила во всем порядок.
- Он попал в магазин в коробке с апельсинами.
- Он путешествовал с гусями дикими.
Задание 3. Нарисовать сказочного героя Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с … (Буратино)
( Дети рисуют по очереди)
А вот волшебный сундучок. На нем написано, что прибыл к нам из сказочной страны. Адрес- школа-интернат. Знатокам сказок. Посмотрим, что здесь. А тут письмо: «Узнала, что вы проводите викторину по сказкам и решила задать вам каверзные вопросы. Думаю, что вы на них не ответите. Б-Яга.
Попробуем отгадать?
- На чем я передвигаюсь?
- Маленький зверек заставил из-за этого плакать бабку и деда
- Из-за нее принцесса не могла заснуть всю ночь, ворочалась.
- Назовите предмет, который говорит всегда правду.
- Я прилетела к лягушке на болото.
- Что подарила Сова на день рождения Ослику?
- А что подарила Тортила Буратино?
Динамическая пауза отБуратино
Мы говорили, что каждая сказка нас чему-то учит. Давайте попробуем узнать мораль следующих сказок:
КОЛОБОК – нельзя быть доверчивыми с хитрецами, « Простота хуже воровства»
ЖИХАРКА- нужно слушать старших, а то попадешь в беду.
РЕПКА – только все вместе могут решить любую задачу.
ГУЛИ-ЛЕБЕДИ- сделай добро, оно к тебе вернется.
Следующий конкурс называется СКОЛЬКО
- Сколько героев тянули репку(6)
- Сколько было козлят(7)
- Сколько раз дед обращался к золотой рыбке (5)
- Сколько лет спала спящая красавица (100)
- Сколько витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных (33)
- Сколько золотых монет было у Буратино (5)
- Сколько месяцев сидели у новогоднего костра (1)
Следующее задание- Сочини сказку.
Подведение итогов.
Сказка-это не просто выдумки! Знаменитая фраза ;»Сказка ложь, да в ней намек», г7оворит о том, что все что есть в сказках-это опыт людей, которым они делятся с другими. В сказках добро всегда побеждает зло. А главные герои всегда храбрые и отважные, преодолевают трудности. Это говорит о том, что трудности надо побеждать, а не убегать от них.
Сказка великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам. А через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история нашего народа. А.Н. Толстой.
Человек рождается здоровым, а многие
Болезни к нему приходят через рот с пищей.
Гиппократ
Пусть ваша пища будет вашей медициной, и
пусть вашим лекарством будет ваша пища.
Гиппократ
Одним из важнейших аспектов реализации методики « Формула правильного питания» , является формирование у наших воспитанников ценностного отношения к собственному здоровью, умению адаптироваться в социальной среде, выработать привычку вести ЗОЖ.
Основными направлениями в своей работе считаем:
-социализация подростков;
-пропаганда здорового образа жизни;
-закрепление навыков и умений в выборе полезных продуктов;
-отработка навыков и умений в приготовлении здоровой еды
Основными этапами методики являются:
1.Организационный - 1 год
2.Этап реализации программы-3года
3.Закрепление полученных знаний в социальной комнате-1 год
.
На каждый этап отводится: 1этап- 1 год, 2 этап- 3 года и 3 этап- 1 год.
Форма реализации – комплексная, Она включает в себя внеклассные мероприятия, уроки, планирование работы и оценка достижений в соответствии с современными требованиями и оценками ФГОС.
Формы реализации на первом этапе: этические беседы, выставки овощей и фруктов, создание сборников стихов, пословиц , загадок о правильном питании, высказывания известных людей по этой теме, конкурс рисунков.
На втором этапе используем ролевые и ситуационные игры, практические занятия по приготовлению блюд, внеклассные мероприятия « Кухни народов России».
На третьем этапе используем ролевые игры, викторины, практические занятия по приготовлению блюд, праздники, творческие и самостоятельные работы воспитанников. Самостоятельность в выборе блюд и меню в социальной комнате.
Данная методика позволяет достичь следующих результатов:
1.Воспитанники формируют полезные навыки и привычки в области рационального питания, готовность выполнять правила здорового питания , а также определять вкусовые предпочтения.
2.Воспитанники узнают много нового о пользе блюд и продуктов, умеют оценивать свой рацион, планировать режим питания.
3.Дети расширяют свой кругозор, знакомясь с кухней других народов России, стихами, пословицами.
4.Данная методика обеспечивает непосредственное участие детей в работе по программе, вызывает интерес у них , развивает творческие способности ,позволяет получить крепкие навыки и умения. Все это будет способствовать социализации их в обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.
Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...
Школьный музей, как эффективное средство духовно- нравственного и патриотического воспитания.
Школьный музей....
Школьный музей как эффективное средство духовно-нравственного воспитания
Доклад, сообщение...
Партнёрство семьи и социокультурного кластера в системе дополнительного образования как эффективное средство духовно – нравственного воспитания
Описан инструмент взаимодействия семьи и социума города...
«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...
Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»
Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...
Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.
Беседа о духовно-нравственном воспитании...