Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ
статья (6 класс)

Дикарева Валентина Владимировна

                                                  

            Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eticheskaya_beseda.docx203.75 КБ

Предварительный просмотр:

            Этическая беседа как эффективное средство духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ.

                                                  Воспитатель

                                                         Новооскольской

                                                      Специальной общеобразовательной

                                                       школы-интернат

                                                      Дикарева В.В.

                                                 

            Духовно-нравственной воспитание детей с ОВЗ является одной из важнейших задач воспитательной работы школы-интерната. Дети с ОВЗ испытывают проблемы в связи со сложностью нравственных понятий их противоречивого использования в реальной жизни, расхождением между нравственными категориями и их воплощением в поведении и деятельности.

Причинами такого недоразвития детей с проблемами выступают нарушения в структуре  личности,  проблемы коммуникативного взаимодействия с нормой, ограниченность или искаженность  практического опыта.

           В воспитании любого нравственного качества применяются различные средства и методы. В своей работе большое внимание уделяем методу этической беседы.

            Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим их вопросам путем обсуждения какой-либо нравственной проблем.

            При проведении этической беседы необходимо соблюдать следующие условия:

1.Беседа должна носить проблемный характер. Воспитатель стимулирует нестандартные вопросы, а потом помогает детям находить на них вопросы.

2.Этическая беседа- не лекция, Дети, направляемые воспитателем, сами приходят к правильному пониманию сущности обсуждаемого вопроса. И проходить она должна в теплой и доверительной обстановке.

3.Не допускается развитие беседы по заранее составленному, заученному сценарию. Дети говорят то, что думают, но и уважают мнение других.

4.Темы беседы должны быть близки эмоциональному опыту детей. Обсуждение должно вестись с опорой на реальный опыт воспитанников.

5.При проведении беседы нужно выявлять и сопоставлять все точки зрения. Ничье мнение не должно   быть проигнорировано.

6.Воспитатель должен помочь детям самостоятельно прийти к правильному выводу. Смотреть на события и поступки глазами детей.

           Этическая беседа состоит из следующих этапов6

1.Подготовительного

2. Основного

3.Заключительного

            Этические беседы можно разделить  :

  1. Беседы по прочитанному рассказу

2.Обсуждение книги

3.Беседы. в основе которых лежат проблемы ( школы  или проблемы всех в данный момент)

4.Обсуждение фильма и мультфильма.

5.Обсуждение материала, который дети получили в результате наблюдений за явлениями жизни.

6.Обсуждение вопросов. Которые предложили дети.

          Этические беседы могут быть коллективными и индивидуальными.

          При проведении таких мероприятий должны  присутствовать элементы занимательности. Для этого в содержание бесед целесообразно включать различные ситуации, которые содержат моральную проблему, Очень важно, чтобы объектом общественного мнения были положительные поступки школьников и не следует направлять общественное мнение только на плохие , связанные с успеваемостью и поведением.

           При определении темы в начале беседы необходимо вызвать интерес детей к восприятию этического материала. Для этого используются следующие приемы:

-поставить вопросы. Связанные с выяснением сущности нравственного понятия, которое лежит в основе содержания беседы;

-прежде чем объявить тему, нужно вспомнить случай из жизни класса, который позволит обосновать необходимость углубленного раскрытия  и осмысления  соответствующей  нравственной нормы.

Используем в своей работе такие темы этических бесед:

-Вежливость

-Дружба

Доброжелательность

-Как мы бережем природу и другие.

         Конечно, проведение беседы требует большого мастерства от воспитателя. Главное- обеспечить активность детей в процессе самой беседы.

Задавать вопросы, приводить яркие примеры, делать краткие. Убедительные замечания, направлять и уточнять высказывания детей, не дать закрепиться неверным мыслям.

Этические беседы не должны носить морализирующий характер, содержать назидания, упреки и насмешки. Дети высказывают свои суждения,, свободно делятся впечатлениями.

            Таким образом, подготовить и содержательно провести этическую беседу- дело сложное, но интересное, а главное оно является эффективным средством нравственного воспитания детей с ОВЗ.

                        ВИКТОРИНА

  « ПО  СТРАНИЦАМ ЛЮБИМЫХ СКАЗОК»

Цель: развивать у детей фантазию, воображение, творческий потенциал.

Задачи: закрепить знания  детей  по содержанию сказок, учить определять мораль сказки.

Развивать интерес к русской сказке, развитие устной речи, памяти, мышления.

Формировать представления о добре и зле эталонах плохого и хорошего поведения.

Оборудование  :мультимедийный  проектор, сундук со сказочными предметами.

Вступление: Здравствуйте , ребята. Сегодня у нас праздник, праздник сказки. Кто из вас любит читать? А кто берет книги в нашей библиотеке? Молодцы! Читать- занятие полезное и нужное. Когда мы читаем, мы, вместе с героями книг, путешествуем, грустим, радуемся, побеждаем зло. А сказки любите? Сказки любят не только дети, но и взрослые. А как вы думаете почему? Правильно, в сказках всегда побеждает добро. Они учат быть честными, справедливыми, призывают уважительно относиться к старшим, помогать малышам. А еще в сказках осуждаются человеческие пороки и недостатки. Вот как вы выбираете себе герое? Конечно, по хорошим поступкам. Значит и нам с вами нужно совершать хорошие поступки. Так в реально жизни  получаются настоящие герои.

А сейчас приступим к разминке: я называю первую часть названия, а вы продолжите:

Цветик……, Меч……,Кощей,,,,,Палочка…..,Снежная…..,Крошечка…..,

Мальчик……,Финист…., Иван…., Ковер….

Задание 2.

Отгадать героя по описанию:

  1. Милая , работящая  девушка, которая первый раз попала на королевский бал.
  2. Этот усатый герой победил людоеда.
  3. Красивый. В меру упитанный мужчина.
  4. Мальчик. Который вырос в джунглях в волчьей стае.
  5. Красивая девочка с голубыми волосами, которая любила во всем порядок.
  6. Он попал в магазин в коробке с апельсинами.
  7. Он путешествовал с гусями   дикими.

Задание 3.  Нарисовать сказочного героя Деревянного мальчишку, Шалуна и хвастунишку Знают все без исключений. Он любитель приключений. Легкомысленным бывает, Но в беде не унывает. И синьора Карабаса Обхитрить сумел не раз он. Артемон, Пьеро, Мальвина Неразлучны с … (Буратино)

( Дети рисуют по очереди)

                                                                                                                                                                                                                     А вот волшебный сундучок. На нем  написано, что прибыл к нам из сказочной страны. Адрес- школа-интернат. Знатокам сказок. Посмотрим, что здесь. А тут письмо: «Узнала, что вы проводите викторину по сказкам и решила задать вам каверзные вопросы. Думаю, что вы на них не ответите. Б-Яга.

Попробуем отгадать?

  1. На чем я передвигаюсь?
  2. Маленький зверек заставил из-за этого плакать бабку и деда
  3. Из-за нее принцесса не могла заснуть всю ночь, ворочалась.
  4. Назовите предмет, который говорит всегда правду.
  5. Я прилетела к лягушке на болото.
  6. Что подарила Сова на день рождения Ослику?
  7. А что подарила Тортила Буратино?

                   Динамическая пауза  отБуратино

Мы говорили, что каждая сказка нас чему-то учит. Давайте попробуем узнать мораль следующих сказок:

КОЛОБОК – нельзя быть доверчивыми с хитрецами, « Простота хуже воровства»

ЖИХАРКА- нужно слушать старших, а то попадешь в беду.

РЕПКА – только все вместе могут решить любую задачу.

ГУЛИ-ЛЕБЕДИ- сделай добро, оно к тебе вернется.

Следующий конкурс  называется СКОЛЬКО

  1. Сколько героев тянули репку(6)
  2. Сколько было козлят(7)
  3. Сколько раз дед обращался к золотой рыбке (5)
  4. Сколько лет спала спящая красавица (100)
  5.  Сколько витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных (33)
  6. Сколько золотых монет было у Буратино (5)
  7. Сколько месяцев сидели у новогоднего костра (1)

 

Следующее задание- Сочини  сказку.

Подведение итогов.

Сказка-это не просто выдумки! Знаменитая фраза ;»Сказка ложь, да в ней намек», г7оворит о том, что все что есть в сказках-это опыт людей, которым они делятся с другими. В сказках добро всегда побеждает зло. А главные герои всегда храбрые и отважные, преодолевают трудности. Это говорит о том, что трудности надо побеждать, а не убегать от них.

Сказка великая духовная  культура народа, которую мы собираем по крохам. А через сказку раскрывается  перед нами  тысячелетняя  история нашего народа. А.Н. Толстой.

 

                                                  Человек рождается здоровым, а многие

                                                   Болезни к нему приходят через рот с пищей.

                                                                                   Гиппократ

                                                   Пусть ваша пища будет вашей медициной, и

                                                   пусть вашим лекарством будет ваша пища.

                                                                                   Гиппократ

         Одним из важнейших аспектов реализации методики « Формула правильного питания» , является формирование у наших воспитанников ценностного отношения к собственному здоровью, умению адаптироваться в социальной среде, выработать привычку вести ЗОЖ.

 Основными направлениями в своей работе считаем:

-социализация подростков;

-пропаганда здорового образа жизни;

-закрепление  навыков и  умений  в выборе полезных продуктов;

-отработка навыков и умений в приготовлении здоровой еды

          Основными этапами методики являются:

1.Организационный - 1 год

2.Этап  реализации программы-3года

3.Закрепление полученных знаний в социальной комнате-1 год

.

На каждый этап отводится:  1этап- 1 год, 2 этап- 3 года и 3 этап- 1 год.

             Форма  реализации – комплексная, Она включает в себя внеклассные мероприятия, уроки, планирование работы и оценка достижений в соответствии с современными требованиями и оценками  ФГОС.

             Формы реализации на  первом  этапе: этические беседы, выставки овощей и фруктов, создание сборников стихов, пословиц , загадок о правильном питании, высказывания  известных  людей по этой теме, конкурс рисунков.

              На  втором  этапе используем ролевые   и  ситуационные игры, практические занятия по  приготовлению  блюд, внеклассные мероприятия  « Кухни народов России».

              На третьем этапе используем  ролевые игры, викторины, практические занятия по приготовлению блюд, праздники, творческие и самостоятельные работы воспитанников. Самостоятельность в выборе блюд и меню в социальной комнате.

              Данная методика позволяет достичь следующих результатов:

1.Воспитанники формируют полезные навыки и привычки в области  рационального  питания, готовность выполнять правила  здорового питания , а также определять вкусовые предпочтения.

2.Воспитанники узнают много нового о пользе блюд и продуктов, умеют оценивать свой рацион, планировать режим питания.

3.Дети расширяют свой кругозор, знакомясь с кухней других народов России, стихами, пословицами.

4.Данная методика обеспечивает непосредственное участие детей в работе по программе, вызывает интерес у них , развивает творческие способности ,позволяет получить крепкие навыки и  умения. Все это будет способствовать социализации их в обществе.

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Проблема духовного и нравственного становления личности. Очень важно сегодня создать среду, в которой происходит становление этой самой личности ребёнка, противостоять той современной среде, кот...

«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»

Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений. Тема доклада: «Народные традиции как средс...

Проект «Организация внеурочной деятельности для детей-инвалидов, учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами духовно- нравственного воспитания: «Мы дети твои, Земля!»

Состав рабочей группы по проекту: Руководитель рабочей группы Кобзарь Т.В.. Члены рабочей группы воспитатели ГПД: Колычева Е.А., Тарасова В.В., Чернецова С.К.., Захарова М.Ю.; Педагог – библиоте...