«Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
учебно-методический материал на тему
Тема РМО: «Духовно - нравственное развитие дошкольников посредством организации народных, календарных, фольклорных праздников и развлечений.
Тема доклада: «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Воспитание у детей интереса к историко-художественному наследию своего народа»
Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующими поколениями
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Поэтому задача взрослых - привить детям любовь к прекрасному, развить в малышах такие качества, как доброту, чувство товарищества и благородство, чувство патриотизма к Родине и родным истокам.
Родная культура – это живой источник духовности и мудрости. Приобщать детей к народной культуре надо с раннего детства. Уникальность влияния фольклора на детей трудно переоценить. В народе говорится: «Нет дерева без корней, дома – без фундамента». Невозможно построить будущее без знания исторических корней и опоры на опыт предшествующих поколений.
Наиболее благоприятным периодом в духовно-нравственном становлении личности является дошкольный возраст. В этот период начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего коллектива.
Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.
Реализация цели достигается решением следующих задач:
1. приобщение детей к традиционным духовно-нравственным ценностям;
2. формирование гражданского самосознания, любви к Родине и к своему народу;
3. охрана и укрепление духовного и физического здоровья детей;
4. закладка основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способной к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
5. воспитание патриотических чувств, связывающие разные поколения.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера.
Доступность и яркость фольклора дает возможность уже для детей раннего возраста использовать народное творчество в музыкальном развитии. Слушая народные считалки, пословицы, потешки, заклички, хороводы и другие малые формы народного фольклора, ребенок накапливает слуховой опыт и это благотворно влияет на формирование правильной речи. Народные песни богаты разнообразием жанров, которые я стараюсь использовать в своей работе. Однако включение в репертуар отдельных элементов фольклора не дает ребенку целостного представления о народной культуре. Именно народные праздники наиболее полно приобщают детей к истокам народной культуры, знакомят с историей нашей Родины, формируют опыт нравственного поведения, умение поступать в соответствии с нравственными нормами. К сожалению, традиционная празднично-обрядовая культура в наши дни значительно утеряна, народные обычаи уходят из нашей жизни. А ведь в прошлом столетии народные праздники имели большое значение. Крестьяне говорили «Мы целый год трудимся для праздника», «Всякая душа празднику рада».
Очень важно вызвать и развивать у детей интерес к обычаям и традициям родной культуры, ко всему тому, что было интересно и важно нашим предкам.
Полученные в дошкольном возрасте первоначальные знания о родной культуре станут основой формирования у детей любви к родному краю, обществу, которое дорожит своими традициями и обычаями.
Праздник в детском саду – это всегда большое событие, дети с удовольствием к нему готовятся. Фольклорный праздник – это всегда яркое действие, наполненное эмоциональным общением детей и взрослых.
Народные праздники в нашем детском саду проводятся регулярно с учетом национально-регионального компонента, с учетом национальных и региональных особенностей Республики Крым. Приобщения к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Крым. Формирование у детей основ добрососедства на образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях. Традиционными стали праздники «Осенние посиделки», «Масленица», «Рождественские колядки», «Пасха», «Иван Купала». Это и крымскотатарские праздники на основе народных традиций: »Дервиза»-22сентября-праздник урожая. На этом празднике проводятся состязания певцов, танцоров, поэтов, знатоков частушек (чынъ ве манелер), организуются соревнования по национальной борьбе (куреш).
Наврез-21марта - это праздник весны, обновления природы, начала нового года, новой жизни.Хыдырлез-5-6мая- Крымскотатарский национальный праздник весны и плодородия. Ораза- байрам- «Праздник прекращения поста». Курбан- байрам- один из главных исламских праздников.
Основная цель – показать и приобщить детей к культуре проведения старинных праздников, показать красоту национальных традиций. Увлекательные беседы о накопленных наблюдениях за сменой времен года, народных обрядах, которые связаны с бытом и трудом человека, восхищение мастерством человеческих рук, рассказы об истории народных гуляний, ярмарках, иллюстрируются мультимедийными презентациями. Оборудованием и практическим материалом к праздникам служат настоящие предметы народного быта и поделки, которые собраны в музее «Горница». На сцену выставляются старинные предметы быта: русская печь, на которой стоит чугунок, у печки лежат дрова и стоит ухват, а наверху сидит домовёнок Кузя, рядом стоит прялка с веретеном, на скамейках, застеленных домоткаными половичками, стоят разные предметы домашней утвари. Такое яркое оформление позволяет сделать праздник более интересным и увлекательным, способствует лучшему запоминанию материала. Фольклорные праздники всегда насыщены сюрпризными моментами, появление взрослых героев (Баба Яга, Салоха, Медведь, персонажи обрядов и др.) создает радостное настроение, усиливает впечатление и переживание, естественным образом приобщает детей к национальным традициям.
Подготовка к праздникам осуществляется не только на музыкальных занятиях, физкультурных. Воспитатели групп к каждому празднику проводят выставки детских работ, создают поделки по теме праздника, изготавливают атрибуты и декорации. Необходимо максимально активно привлечь всех детей в народном празднике.
При подготовке к этим мероприятиям дети получают много интересной информации о культуре своих предков. Музыкальный материал к праздникам выбираю понятный и доступный, чтобы подготовка не занимала много времени. Во время разучивания музыкального и устного материала часто встречаются непонятные детям старинные слова и выражения: чугунок, крынка, серп, жито, горница. Обязательно разъясняю значение этих слов, показываю картинки, фотографии или демонстрирую предметы из музея «Горница». Ребята с большим удовольствием поют народные и современные песни, частушки, потешки, прибаутки, считалки, разучивают и инсценируют хороводы, в которых чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. Народные праздники всегда связаны с игрой, они способствуют воспитанию волевых качеств, дисциплине, учат их быть честными и правдивыми. Наиболее полюбившиеся хороводы, игры мы повторяем на последующих занятиях. Все это закрепляет положительные праздничные впечатления.
Важным элементом успешного проведения праздника является подготовка костюмов и атрибутов. Родители воспитанников активно участвуют и помогают в изготовлении атрибутов, в подготовке костюмов, с удовольствием участвуют в театрализации действия. На эти праздники приглашаются дети других групп, родители, сотрудники ДОУ.
Календарные праздники являются богатейшим источником для формирования патриотических чувств, познавательного и нравственного развития детей. Через синтез игры, песни и танца ребенок знакомится с традициями, обычаями, духовной жизнью своего народа, что создает основы его национальной культуры. Именно народная культура позволяет воспитать в наших детях в будущем чувство гордости за родную землю и ощущение носителя культуры своего народа.
СЛАЙДЫ К ВЫСТУПЛЕНИЮ
Мини-музей «Горница»
Осенняя ярмарка
Празнование крымскотатарского праздника «Наврез»
ПРАЗДНОВАНИЕ ХЫДЫРЛЕЗА
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx | 2.99 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование лучших традиций народной педагогики в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Консультация для педагогов и родителей...
Культурно-историеские традиции российского казачества как средство духовно-нравственного воспитания учащихся
Педагогика казачества: традиции и новации в современном образовании...
Национальные традиции как средство духовно-нравственного воспитания на уроках технологии
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования....
Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.
Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...
«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве...
Ознакомление с народными традициями как средство нравственного воспитания дошкольников
Одна из проблем дошкольного образования заключается в том, что воспитание детей проводится без соблюдения исторической преемственности поколений, без ознакомления с историческим прошлым народов, идеям...
П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...