Надбитов Р.К. Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Лекциях на дистанционных курсах КРИПКРО. Май 2021 г.
учебно-методический материал по краеведению

Надбитов Руслан Константинович

   Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Сегодня образовательные учреждения уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lektsiya_kursy_may_2021.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Надбитов Р.К., кандидат исторических наук,

методист бюджетного учреждения дополнительного образования детей

«Республиканский центр детско-юношеского туризма и краеведения»

   Школьное краеведение как важнейшее средство духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

1. Значение краеведческой работы в образовательных организациях.

2. Авторские учебно-методические комплекты по краеведению.

3. Сайт РЦДЮТ и К (elistatur.ru), группа «Краевед 08» в контакте.

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

1. В начале своего доклада хотелось бы отметить, что краеведение как отрасль знаний наиболее приближено к конкретному человеку. Оно вносит в окружение человека высокую степень духовности, без которой человек не может осмысленно существовать.    Это убедительно показывают функции краеведения.

   Первая функция –  культуроформирующая. Человек стал духовно-нравственным существом, когда обрел историческую память. Именно она делает человека человеком. Краеведение же решает важнейшую задачу освоения и сохранения исторической памяти человечества, первоначально на уровне памяти родовой, местной, т.е. наиболее близкой человеку. Краеведческие знания непосредственно включаются в поток социокультурной трансляции, обеспечивающей передачу новым поколениям накопленных богатств культуры.

   Вторая функция –  культурообъединяющая. Развитое краеведение содействует объединению жителей определенного края в живой социальный организм. Человек, занимающийся краеведением, наследует созданное трудами предков и формирует духовный кругозор потомков. Тем самым краеведение предстает как способ своеобразной самоорганизации людей, живущих в данной местности.

   Третья функция –  воспитательная. Она продолжает традицию уважительного отношения к своим предкам, к опыту предшествующих поколений, воспитывает современников на лучших примерах и образцах жизни своих земляков. Это особенно актуально сегодня, когда в нынешней России такая благородная традиция нарушается. Изучение краеведческого материала позволяет всесторонне узнать свою так называемую «малую родину», выявить ее связи с другими регионами Отечества, со всей страной и через личную сопричастность воспитать в себе чувства гражданственности, патриотизма. Велико воздействие краеведения и на наш разум, и на душу. Поэтому краеведение в целом – воспитывающая наука.

   Четвертая функция – просветительская. У настоящего краеведа всегда есть потребность поделиться добытыми знаниями, вовлечь как можно больше людей в освоение культурного наследия, в приобретение качеств, присущих подлинной интеллигентности.

   Пятая функция – нравственная. Когда человек приходит в краеведение и лучше узнает свой край, он по-особому чувствует связь с жизнью родной земли, а значит, и ответственность за сохранение и передачу ее исторической памяти. Во имя этого люди самореализуются, объединяются, что всегда происходит благодаря деятельности краеведов – подвижников, которые всегда становятся нравственным примером для других.

   Отметим все более возрастающую роль краеведения в современном обществе. Общественное развитие страны требует от педагогов воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. Сегодня образовательные учреждения уделяют основное внимание обучению, а не воспитанию и развитию личности (понимая под воспитанием организацию деятельности обучающихся, которая обеспечивает развитие личностных качеств воспитанников, создание условий и ситуаций, дающих возможность проявить себя в разнообразных ролях и качествах); не учат принимать жизненно важные решения и нести за них реальную ответственность. Отсутствие единства образования, воспитания и развития противостоит решению стратегических задач образования. Комплексный характер воздействия интегративной краеведческой деятельности на её субъектов позволяет решить данную проблему.

Главная цель школьного краеведения – воспитание нравственного гражданина, любящего и знающего свой край – территорию, являющуюся объектом деятельности краеведов. В нашей республике школьное краеведение является одним из наиболее эффективных средств обучения и воспитания учащихся.

 Ежегодно учащиеся общеобразовательных организаций Калмыкии выступают со своими учебно-исследовательскими работами на секциях краеведческой республиканской конференции. Накопленный опыт учебно-исследовательской деятельности учащихся может стать добротной базой для формирования новых подходов к организации образовательного процесса, мотивирующих формирующуюся личность юного гражданина России к самоопределению.

Естественная привязанность к родным местам, родному языку, национальным традициям - это одна из граней патриотизма. Именно краеведение имеет в своем арсенале те нужные составляющие, которые могут оказать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у детей - любовь к Отечеству, родным местам, родному языку, уважение к истории своей Родины, культуре и традициям своего народа. Краеведческая деятельность позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на «родном» материале, на примерах из истории малой родины.

Жизнь меняется кардинально, сейчас в школе проходят обучение дети с новым миропониманием. Поэтому сегодня очень важно использовать методы и средства, имеющие наибольшее воздействие на подрастающее поколение. Особенно ценны такие формы работы, в которых обеспечивается совместное участие учителей и учащихся.

  Средствами краеведческо - исследовательской деятельности создаются условия для эффективного героико-патриотического воспитания детей, утверждается уважительное отношение к культурному и историческому наследию нашего народа.

2. В ходе методической деятельности нами подготовлены методические пособия и дидактические материалы.

Книга «Готовимся к олимпиаде по истории и культуре родного края» состоит из двух частей. В части первой - «Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии» - читатель ознакомится с различными сведениями о природе и климате Калмыкии, истории и культуре калмыцкого народа, его обычаях и традициях, культуре, быте, этнографии, хозяйстве. Информация, изложенная в пособии, преподносится в достаточно удобной для усвоения и запоминания форме вопросов и ответов и, на наш взгляд,  будет полезен учащимся общеобразовательных учреждений, студентам, учителям  истории и культуры родного края, экскурсоводам.

   Похожие справочные издания выпускались Республиканской Станцией детского и юношеского туризма и экскурсий в 90 – е гг. ХХ в. при совместной работе коллектива авторов.   В продолжение традиций предыдущих лет, в раздел «Вопросы и ответы по краеведению Калмыкии» включены наиболее известные факты по соответствующим разделам. Содержание книги носит, в основном, информативный характер и со временем будет требовать дополнения.

   Во второй части данного пособия содержатся тесты и проверочные задания по истории и культуре Калмыкии. Предложенные задания позволяют выявить знание дат, фактов, понятий, представления о причинно - следственных связях исторических событий. В ходе отслеживания знаний старшеклассников учителям рекомендуется дополнять  проверочные работы данного типа развернутыми устными и письменными ответами во время собеседования, в виде рефератов, творческих работ и др.

В книге «Путешествие по родному краю» мы попытались собрать различные факты из книг разных авторов, а также сведения, собранные учащимися при подготовке учебно-исследовательских работ. Это знания об истории и культуре, народных традициях и обычаях, происхождении названий мест и все то, что помогает глубже изучить родной край.

Мы родились здесь, пошли в школу, приобрели друзей. Это лишь небольшой уголок огромной России, но он особенно дорог каждому из нас. Ведь чувство любви к Родине зарождается у человека именно с тех мест, которые он открывает для себя еще в детстве. Облик нашей степи не бросок, красота ее скромна и непритязательна. Но где бы мы не находились, нас всегда будет тянуть в родные края. Мы должны беречь природу Калмыкии, изучать традиции и обычаи наших предков, знать о событиях минувших дней. Уважительное отношение к своему народу, к его истории формирует духовную и нравственную личность человека.  

   Основатель этнопедагогики, профессор Калмыцкого государственного университета Очир Джогаевна Мукаева отметила: "Сила потомков - в связи с предками. Чем глубже и прочнее эта связь, тем сильнее народ... Без памяти нет традиций, без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа".

     Книга «Боевые действия 28-й армии на территории Калмыкии в годы Великой Отечественной войны» включает документы и материалы о боевых действиях на территории Яшкульского района, воспоминания ветеранов войны, свидетельства очевидцев событий. В источниках (боевых донесениях, письмах) сохранен авторский стиль. Книга адресована учителям истории, учащимся и всем тем, кто интересуется историей родного края.

     Разработаны краеведческие заметки «Интересное рядом» о представителях животного мира Калмыкии.

      Данный краеведческий материал можно использовать в ходе воспитательной работы в период летнего отдыха учащихся младших и средних классов. В красочной, игровой форме необходимо расширить знания детей о родном крае, истории, культуре.  Наша задача состоит в том, что наравне с оздоровительными процедурами, режимными моментами учащиеся получили огромный заряд нравственного, духовного обогащения за счет использования огромного потенциала, накопленного в традиционной культуре калмыцкого народа и других народов Калмыкии. В частности, можно использовать интерактивные викторины по краеведению (показ викторин).

  3. Рассказ о сайтах.

                                        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Национально-культурный компонент в преподавании иностранного языка как одно из важнейших средств духовно-нравственного развития обучающихся

На современном этапе обучения в условиях обновления содержания образования тенденция интеллектуального и духовно-нравственного развития обучаемых стала ведущей. Духовное возрождение общества требует в...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Статья "ОБРАЩЕНИЕ К ИСКУССТВУ КАК К ОДНОМУ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ"

Выявлены основные противоречия в процессе музыкального образования: между возникающими воспитательными эффектами в процессе музыкального образования детей и недостаточной разработанностью теоретически...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...