Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации
материал по теме
Описание опыта работы по решению данной проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudnaya_zhiznennaya_situaciya.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации
С начала 90-х годов прошлого века система социально-педагогической поддержки переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:
- обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
- поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.
В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социально-педагогической направленности расширяют потенциальные возможности образовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуации становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и развивать «горизонтальные» социально-педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспечения социальных партнеров.
Необходимо отметить, что система социально-педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и учреждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социально-педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:
- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
- изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
- индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
- индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
- организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;
- организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
- проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
- организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
- организация работы с одаренными детьми (летние профильные смены, конкурсы, смотры и др.).
Любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без знания общей ситуации, картины. Оперативное реагирование достигает цели только тогда, когда выстроена сама система.
Для этого в нашем учреждении на основе планов воспитательной работы педагогов дополнительного образования создается банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Целью Банка является создание системы оперативного реагирования и взаимодействия субъектов системы профилактики по фактам социального неблагополучия семей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот, детей, оcтавшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан.
Задачи, которые поставлены перед Банком, в первую очередь преследуют создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», обмена информацией между субъектами профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же создание системы скоординированных действий по осуществлению комплекса эффективных мероприятий для преодоления ими трудной жизненной ситуации.
Кроме того, в Банке находятся данные на детей-сирот, детей из неблагополучных и неполных семей, на детей, которые склонны к правонарушениям и другие категории, попавшие в трудную жизненную ситуацию.
Цель Банка не просто поставить ребенка на учет, а оказать ему всестороннюю поддержку (моральную, психологическую и так далее), направленную на социальное благополучие.
Основанием для постановки на учет в банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» являются:
- социально-опасное положение семьи, имеющей детей;
- не исполнение родителями или законными представителями своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, жестокое обращение с детьми, отрицательное влияние на поведение детей;
- безнадзорность и беспризорность несовершеннолетнего, бродяжничество или попрошайничество, пребывание в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.п. учреждениях;
- совершение несовершеннолетними антиобщественных действий, правонарушений и преступлений, в том числе обвиняемые и подозреваемые;
- постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет.
Не секрет то, что в последние двадцать лет многие члены семей в силу объективных и субъективных факторов не уделяли семейным ценностям должного внимания. Результатом такого отношения явился распад семей, увеличение количества одиноких родителей, которым материально и психологически очень трудно поднимать, воспитывать несовершеннолетних детей. В Банке учтены семьи, страдающие алкоголизмом. Ведь именно в таких семьях зарегистрировано самое большое количество случаев жестокого обращения с детьми. Это не вмешательство в семью, а защита ее от пагубной зависимости.
Счастье детей зависит от благополучия семьи, как с материальной точки зрения, так и морально-нравственной. Если ребенок счастлив, то в нем меньше агрессии, злобности, стремления сделать другим так же больно, как и ему. Мы все стремимся к созданию таких условий, чтобы наш ребенок рос счастливым в семье и только в семье.
В планах воспитательной работы пдо отражены сведения о родителях, многодетных семьях, в каждом творческом объединении составлены социальные паспорта, включающие в себя данные о семьях без матери, без отца, обучающихся группы риска: состоящие на внутришкольном контроле, на учете ПДН,КДН, неблагополучные семьи, в которых родители пьют, не оказывают детям должного внимания, малоообеспеченные семьи, дети, которым необходима материальная помощь, многодетные семьи, на опекунстве, асоциальные семьи.
План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации на 2012-2013 учебный год
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки проведения | Ответственные | |
| Организационные мероприятия | Создание банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска» | В течение года | Зам. по УВР, пдо |
| Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН . Формирование банка данных на этих обучающихся | В течение года | Зам. по УВР, пдо | |
| Сбор информации о занятости в каникулярное время обучающихся, состоящих на разных формах учета | Перед каникулам и (в тече- ние года) | Зам. по УВР, пдо | |
| Разработка плана работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска» | сентябрь | Зам. по УВР, пдо | |
| Мероприятия, направленные на совершенствование профилактики безнадзорности и предупреждение совершения правонарушений | Организация и проведение воспитательных мероприятий, дней здоровья (беседы, спортивные состязания, интеллектуальные игры), | Согласно планам воспитательной работы | пдо |
организация работы с одаренными детьми (участие в профильных сменах, конкурсах, смотрах ,олимпиадах и др.). | постоянно | Директор, Зам.директора по ВР, пдо | ||
| Организация и проведение бесед на родительских собраниях по проблемам безнадзорности и злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних:
| 1 раз в полугодие | Директор, Зам.директора по ВР, пдо | |
| Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики | Октябрь, Март ,май | Администрация МБОУ Инспектор ПДН, РОВД, ЦРБ., Ст. следователь следственного комитета по г.Мариинску | |
| Открытые занятия (Родительские недели) | Октябрь, апрель | Администрация МБОУ | |
| Привлечение родительской общественности к управлению через работу Совета учреждения | Постоянно | Администрация МБОУ | |
Оказание социально-педагогической и психологической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации | Постоянно | пдо |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
«Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»
Рабочая программа Шпитальского Александра Георгиевича «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...
Рекомендации социальному педагогу по работе с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Формы и методы, с помощью которых удается решать проблемы ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации/Карта семьи.Посещение неблагополучной семьи (цели и результаты)Акт обследования семьи обуча...
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Презентация представлена для социальных педагогов, классных руководителей, заместителей директоров по ВР...
Организация работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Данный материал поможет в работе социальному педагогу и всем специалистам, работающим с подростками...
1.5 Работа с детьми, находящимися в трудных жизненных ситуациях
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326936","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"349"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"18326941","...
Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Рекомендации педагогам по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации...