программа творческого объединения "Активисты школьного музея"
рабочая программа по теме
Рабочая программа творческого объединения "Активисты школьного музея" составлена в соответствии с требованиями ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ashm_2013.doc | 101.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Вязниковского района
МБОУ ДОД «Центр дополнительного
образования для детей»
Рабочая программа творческого объединения
«Активисты школьного музея»
( на базе МБОУ «Средняя школа№2» г.Вязники)
Автор педагог дополнительного
образования
Опарина Ольга Александровна
2013г.
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
II. Цели и задачи курса 4
III. Ключевые понятия, этапы реализации 4
IV. Особенности возраста 4
V. Режим работы 4
VI. Прогнозируемые результаты 5
VII. Учет знаний 5
VIII. Тематическое планирование работы
первого года обучения 5
IX. Содержание программы первого года обучения 7
X . Методическое обеспечение 8
Список литературы 8
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся. Школьные музеи призваны содействовать приобщению школьников к научно – исследовательской работе по изучению местного края, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию своей Малой Родины, формированию у учащихся научного мировоззрения и духовно-нравственных ценностей.
Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, краеведческой комнаты или экспозиции, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы.
В работе по организации всей деятельности совета музея руководящее значение имеет «Положение о школьном музее, краеведческой комнате, экспозиции», в котором кратко сформулированы главные задачи, содержание и конкретные формы работы школьного музея, краеведческой комнаты или экспозиции.
Программа исходит из положения о единстве и взаимодействии всех видов музейной деятельности. Активисты школьного музея должны знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями, необходимыми для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-воспитательной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимое условие для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
Большое внимание уделено в программе экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в активе школьного музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная деятельность в школе тесно связана с экспозициями музея, с поисково-собирательской работой и другими видами внеклассных мероприятий.
Программа и примерный тематический план предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение одного учебного года в объеме 144 часа. Программа может быть использована для курсовой учебы актива школьных музеев. Основной учебной базой для проведения занятий краеведческого объединения становится школьный музей, краеведческая комната или экспозиция.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: Обучение учащихся навыкам музейного дела через различные формы деятельности.
Задачи:
1. Обучение навыкам исследовательской, экскурсионной деятельности.
2. Воспитание у учащихся таких качеств, как патриотизм, коммуникабельность, взаимопомощь, стремление к самосовершенствованию.
3. Развитие полученных в ходе учебно-воспитательного процесса умений и навыков.
III. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Учащиеся овладевают ключевыми понятиями курса, обозначенными в пункте «Содержание программы».
Этапы реализации:
1. – Первый год обучения – программа «Основы музейного дела».
2. – Второй год обучения – программа «Активисты школьного музея».
3. – Третий год обучения – программа «Работа музея искусств» (практическая работа в школьном музее искусств).
IV. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.
Вид группы – профильная.
Состав – постоянный.
Особенности набора – набор свободный.
Количество обучающихся:
Первый год обучения – 15 человек;
Второй год обучения – 12 человек;
Третий год обучения – 10 человек.
V. РЕЖИМ РАБОТЫ
Для наилучшего усвоения учащимися программы обучения предлагается следующий режим работы:
В год | В неделю | Периодичность | |
Первый год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа |
Второй год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа |
Третий год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа
|
VI. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение учащимися навыками экскурсионной работы, исследовательской деятельности, умение работать с источниками, в архивах, составлять экспозиции, текст экскурсии.
2. Система отслеживания, учет знаний.
VII. УЧЕТ ЗНАНИЙ
Учет знаний ведется посредством создания учащимися итоговыхработ по исследуемым проблемам – рефераты, проекты, портфолио, доклады и др. С ними учащиеся выступают на различного уровня краеведческих конференциях, чтениях и т.д.
Также учащиеся принимают участие в школьных и районных краеведческих олимпиадах, смотрах, конкурсах.
Показателем работы участников объединения является участие в областном смотре-конкурсе школьных музеев.
VIII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа «Основы музейного дела» (216 часов).
№ п/п | Тема | Кол часов | |
Теор. | Практ. | ||
Тема 1. Музееведение как научная дисциплина (10 часов) | |||
1/1 | Музееведение. Понимание термина. | 2 | |
2/2 | Предмет исследования музееведения. | 2 | |
3/3 | Ключевые понятия. | 2 | |
4/4 | Методы и языки музееведения. | 2 | |
5/5 | Структура музееведения. | 2 | |
Тема 2. Исторический музей, его роль и функции (6 часов) | |||
1/6 | О возникновении исторических музеев. | 2 | |
2/7 | Функции музеев. | 2 | |
3/8 | Музейная сеть и классификация музеев. | 2 | |
Тема 3. Исследовательская деятельность исторических музеев (18 часов) | |||
1/9 | Музей как исследовательский центр. | 2 | |
2/10 | Общеисторические исследования в музее. | 2 | |
3/11- 5/13 | Основы исследовательской деятельности. | 2 | 4 |
6/14- 9/17 | Планирование организации научно-исследовательской деятельности. | 2 | 6 |
Тема 4. Основные направления фондовой работы (6 часов) | |||
1/18 | Научная организация фондов музея. | 2 | |
2/19 | Методика определения музейных предметов. | 2 | |
3/20 | Проведение консультаций как направление фондовой работы. | 2 | |
Тема 5. Комплектование фондов музея (8 часов) | |||
1/21 | Значение и научная задача комплектования фондов. | 2 | |
2/22 | Создание документов современной эпохи, имеющих музейное значение. | 2 | |
3/23 | Процесс комплектования фондов. | 2 | |
4/24 | Отбор предметов музейного значения | 2 | |
Тема 6. Учет фондов и их документация (14 час) | |||
1/25 | Задачи учета фондов. | 2 | |
2/26 | Учет фондов и учетная документация. | 2 | |
3/27 4/28 | Научная инвентаризация музейных предметов. | 2 | 2 |
5/29 | Списание предметов. | 2 | |
6/30 | Учет движения фондов. | 2 | |
7/31 | Порядок пользования музейной фондовой документацией. | 2 | |
Тема 7. Хранение фондов (8 часов) | |||
1/32 | Понятие «Хранение фондов». Решение хранения. | 2 | |
2/33 | Защита фондов. | 2 | |
3/34 | Система хранения фондов. | 2 | |
4/35 | Особенности и проблемы хранения музейных фондов. | 2 | |
Тема 8. Музейная экспозиция (32 часов) | |||
1/36 | Принципы построения экспозиций школьного музея | 2 | |
2/37 | Методы построения экспозиций. | 2 | |
3/38 | Тематическая структура экспозиций школьного музея. | 2 | |
4/39- 6/41 | Экспозиционные материалы. | 4 | 2 |
7/42 8/43 | Экспозиционные комплексы. | 2 | 2 |
9/44 | Особенности экспозиций разных групп музея. | 2 | |
10/45 | Организация работы над экспозицией. Проектирование. | 2 | |
11/4612/47 | Проектирование экспозиции по истории тыла в годы ВОВ. | 2 | 2 |
13/48 14/49 | Проектирование и составление экспозиции по быту края. | 2 | 2 |
15/50 16/51 | Проектирование и составление экспозиции истории школы | 2 | 2 |
Тема 9. Музейная экспозиция. Художественное решение (16 часов) | |||
1/52 | Основные принципы построения музейных экспозиций. | 2 | |
2/53 | Особенности художественного решения музейной экспозиции. | 2 | |
3/54 | Экспозиционный ансамбль. | 2 | |
4/55 | Организация и основные этапы проектирования экспозиций. | 2 | |
5/56 6/57 | Организация художественно-исполнительских работ. | 4 | |
7/58- 8/59 | Организация монтажа экспозиций. | 4 | |
Тема 10. Массовая работа (26 часов) | |||
1/60 | Цели, задачи и специфика массовой работы. | 2 | |
2/61 | Экспозиционная работа. | 2 | |
3/62 | Типы и виды экспозиций. Правила их проведения. | 2 | |
4/63- 6/65 | Отработка проведения экскурсий по новым экспозициям школьного музея. | 2 | 4 |
7/66 8/67 | Экскурсия в музей песни XX века. | 4 | |
9/68 10/69 | Поход выходного дня. | 4 | |
11/70 12/71 | Однодневный тур. поход | 4 | |
13/72 | Итоговое занятие | 2 |
IX. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Музееведение как научная дисциплина (10 часов).
Музееведение. Ключевые понятия. Структура. Методы.
Тема 2. Исторический музей, его роль и функции (6 часов).
История появления музеев. Функции музеев, их классификация.
Тема 3. Исследовательская деятельность исторических музеев (18 часов).
Навыки исследовательской деятельности. Планирование.
Тема 4. Основные направления фондовой работы (6 часов).
Научная организация работы. Методика, специфика создания фондов.
Тема 5. Комплектование фондов музея ( 8часов).
Комплектование фондов. Значение комплектования. Создание современных документов. Методика. Отбор предметов.
Тема 6. Учет фондов и их документация (14 час).
Учет фондов. Задачи учета. Учетная документация. Инвентаризация и списание предметов. Учет движения фондов.
Тема 7. Хранение фондов (8 часов).
Понятие хранения. Защита фондов. Система хранения фондов.
Тема 8. Музейная экспозиция (32часов).
Понятие и назначение музейной экспозиции. Принципы построения. Методика и структура. Экспозиционные комплексы и материалы. Проектирование и составление экспозиций.
Тема 9. Музейная экспозиция. Художественное решение (18 часов).
Экспозиционный ансамбль. Практикум по теме. Монтаж экспозиций.
Тема 10. Массовая работа (26 часов).
Экскурсии. Экспедиции. Походы.
XIV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Способы и формы работы : беседы, встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, краеведами, представителями органов власти, культуры и искусства; игры; работа в архивах; анализ документов, исследовательская работа, экспедиции, экскурсии, походы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: учебное занятие, лекция, поисковая экспедиция, экскурсия, работа в архивах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Интересное о крае», Владимир, 1978г.
2. «Хрестоматия по истории края» ч. 1 и 2, Владимир, 1999г.
3. Лебедев А. В. «История Вязниковского края с древнейших времен до конца XX века».
4. Альманах вязниковского офени, вып. 1-6.
5. Змеев С. И. «История Вязников», Волго-Вятское изд., 1929г.
6. «Школьный музей», М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»
Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия....
Исследовательская работа на базе школьного музея, урок-конференция с использованием экспозиции музея как вид нетрадиционного урока
Данное проектное задание явялется посвящено проблемам приобщения учащихся к научно-исследовательской деятельности. На примере проведения научно-практической конференции среди у...
презентация программы творческого объединения "Активисты школьного музея"
Данная презентация является сопровождением к авторской программе творческого объединения "Активисты щкольного музея" Может стать основой для разработки собственных программ по данному курсу...
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ « ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС – ЦЕНТР»
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня,...
Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»
Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»...
Программа по работе школьного музея "Память"
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагически...
Программа творческого объединения "Активисты школьного музея" на три года обучения
Доработанная рпрограмма творческого объединения "Активисты школьного музея". Рассчитана на три года обучения...