«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Информация о значении и направлениях деятельности школьного художественного музея по развитию интереса школьников к изучении творческого наследия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Роль школьного музея в развитии интереса школьников к изучению творческого наследия»
Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим,
его необходимо воспитать, прежде всего эстетически.
Ф. Шиллер
Говоря об эстетическом воспитании в наши дни, нельзя не вспомнить мыслителей, которые еще в далеком прошлом впервые стали уделять ему внимание, - Платона, английских просветителей, Шиллера. Мы не можем с такой же уверенностью, как древние греки, утверждать, что видя красивые формы, слыша прекрасные звуки, дети станут сами подобны им, здоровыми и прекрасными. Можно только позавидовать тому, как ощущали древние греки благотворное воспитательное воздействие искусства. «Как дуновение цветка из целительной местности», - говорил Платон. Нам представляется проявлением прекрасной души Шиллера его уверенность, что одно созерцание «истинных художественных произведений» способно породить «высокое душевное равновесие, свободу духа, соединенную с силой и бодростью», и что эстетическое воспитание способно разрешить все социальные противоречия человечества.
Эстетическое воспитание в наши дни понимается, прежде всего, как оснащение человека лучшими достижениями мирового искусства всех народов и всех столетий.
Как писал Платон, у человека есть врожденное чувство красоты, чувство Прекрасного, но мы должны понимать, что эстетическое чувство должно быть развиваемо.
Знакомство с историей искусств - это основа основ эстетического воспитания. Оно расширяет кругозор, внушает уважение к творчеству предков и народов мира, пробуждает симпатию к художественному творчеству.
При просмотре работ разных авторов дети отмечают для себя те или иные качества художника, стараются подрожать ему, этим самым они находят для себя то главное, к чему они стремятся в своем творчестве.
«Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватнические войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании» - так говорила Е. И. Рерих.
«Школе надо отвести особое место воспитанию через искусство и Прекрасное, понимая красоту в самом всеобъемлющем смысле этого слова, – говорится в книге Р.Рудзитиса «Сознание Красоты спасет» (великий деятель латвийской культуры - глава довоенного Общества Рериха Латвии - Рихард Яковлевич Рудзитис). – Наше школьное воспитание обращает слишком большое внимание на развитие интеллекта и отвлеченного мышления, но слишком мало развивает духовные функции: возвышенность и светородность мысли, воображение, наблюдательность, чувство соизмеримости, чуткость и находчивость, наконец, – духопонимание, человеколюбие и т.п., все то, что в богатой мере дается и искусством и красотой»
И в наши дни особую значимость имеют вопросы художественного воспитания детей.
И одной из форм работы по нравственно-эстетическому воспитанию обучающихся являются школьные художественные музеи.
Целью работы школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности. Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов.
Но с самым большим убеждением и энтузиазмом великую объединительную миссию красоты и искусства неоднократно утверждал Н.К.Рерих:
"Язык искусства уже много раз в истории человечества являлся наиболее убедительным, привлекательным и объединяющим... Сами предметы искусства много раз являлись лучшими посланниками, внося с собою мир и дружелюбие. Нам уже приходилось отмечать, как обмен художественными
ценностями иногда избавлял от недоразумений и опережал словесные договоры. Если мир, по словам Платона, управляется идеями, то благородные зерна искусства всегда будут тем благостным посевом, который дает лучшую, добром поминаемую жатву».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль школьных музеев в изучении истории родного края
В данном материале дается краткое описание работы школьного музея....
Роль школьных музеев в изучении истории родного края.
В данном материале дается краткое описание направлений рабыты школьного музея....
Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы
Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....
Роль школьного музея истории села Исенбаево в изучении темы «Исенбаевцы - учащиеся школы Габдуллы Буби в первые годы советской власти»
Исследовательская работа...
Роль школьного музея в изучении малой родины
Музей сегодня крайне необходим как средство облегчающее процесс познания, развивающее и духовно обогащающее.Ведь музейный предмет как немое свидетельство прошлого, объясняет многие явления, в том числ...
Краеведческая направленность работы музея как средство развития интереса учащихся к изучению истории своей Родины.
В современном образовании отводится огромное место приобщению детей к культурным ценностям своей страны, к изучению народных традиций и историческим корням Родины.Большую роль в этой работе играет дея...
Роль дидактических игр в развитии интереса к изучению английского языка у школьников младшего подросткового возраста.
Общение на иностранном языке, по мнению Е.И. Пассова, есть «…сложный процесс, требующий от учителя определенных знаний, а от ученика мотивации к общению».Не секрет, что обучающиеся ...