Программа творческого объединения "Активисты школьного музея" на три года обучения
рабочая программа
Доработанная рпрограмма творческого объединения "Активисты школьного музея". Рассчитана на три года обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа творческого объединения "Активисты школьного музея", з года обучения | 177.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 имени дважды
Героя Советского Союза летчика –космонавта В.Н.Кубасова»
Г.Вязники Владимирской области.
Рабочая программа творческого объединения
«Активисты школьного музея»
( на три года обучения)
Автор учитель истории
Опарина Ольга Александровна
2017г.
Содержание:
I. Пояснительная записка 3
II. Цели и задачи курса 4
III. Ключевые понятия, этапы реализации 4
IV. Особенности возраста 4
V. Режим работы 4
VI. Прогнозируемые результаты 5
VII. Учет знаний 5
VIII. Тематическое планирование работы
первого года обучения 5
IX. Содержание программы первого года обучения 7
X. Календарно-тематическое планирование второго
года обучения 8
X1. Содержание второго года обучения 9
Х11. КТП третьего года обучения 10
Х111. Содержание третьего года обучения 11
X1У . Методическое обеспечение 12
Список литературы 13
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьный музей – одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся. Школьные музеи призваны содействовать приобщению школьников к научно – исследовательской работе по изучению местного края, воспитанию бережного отношения к историко-культурному и природному наследию своей Малой Родины, формированию у учащихся научного мировоззрения и духовно-нравственных ценностей.
Необходимым условием для успешного решения этих познавательных и воспитательных задач является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, краеведческой комнаты или экспозиции, самостоятельное творческое отношение ребят к делу, и, обязательно, знание основ современного музееведения. Именно использование музейных приемов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы.
В работе по организации всей деятельности совета музея руководящее значение имеет «Положение о школьном музее, краеведческой комнате, экспозиции», в котором кратко сформулированы главные задачи, содержание и конкретные формы работы школьного музея, краеведческой комнаты или экспозиции.
Программа исходит из положения о единстве и взаимодействии всех видов музейной деятельности. Активисты школьного музея должны знать в общих чертах историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями, необходимыми для ведения экспозиционной, собирательской, учетно-хранительской и культурно-воспитательной работы. Программа предусматривает изучение этих вопросов как необходимое условие для углубления и расширения как общемузейной, так и специальной экскурсионной подготовки актива школьного музея.
Большое внимание уделено в программе экскурсионной подготовке актива школьного музея. Экскурсоводы составляют наиболее значительную группу в активе школьного музея, в их деятельности находят концентрированное выражение как общемузейные, так и чисто педагогические аспекты учебной сущности школьного музея. Экскурсионная деятельность в школе тесно связана с экспозициями музея, с поисково-собирательской работой и другими видами внеклассных мероприятий.
Программа и примерный тематический план предполагают проведение теоретических и практических занятий в течение одного учебного года в объеме 144 часа. Программа может быть использована для курсовой учебы актива школьных музеев. Основной учебной базой для проведения занятий краеведческого объединения становится школьный музей, краеведческая комната или экспозиция.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель: Обучение учащихся навыкам музейного дела через различные формы деятельности.
Задачи:
1. Обучение навыкам исследовательской, экскурсионной деятельности.
2. Воспитание у учащихся таких качеств, как патриотизм, коммуникабельность, взаимопомощь, стремление к самосовершенствованию.
3. Развитие полученных в ходе учебно-воспитательного процесса умений и навыков.
III. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Учащиеся овладевают ключевыми понятиями курса, обозначенными в пункте «Содержание программы».
Этапы реализации:
1. – Первый год обучения – программа «Основы музейного дела».
2. – Второй год обучения – программа «Активисты школьного музея».
3. – Третий год обучения – программа «Работа музея искусств» (практическая работа в школьном музее искусств).
IV. ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов.
Вид группы – профильная.
Состав – постоянный.
Особенности набора – набор свободный.
Количество обучающихся:
Первый год обучения – 15 человек;
Второй год обучения – 12 человек;
Третий год обучения – 10 человек.
V. РЕЖИМ РАБОТЫ
Для наилучшего усвоения учащимися программы обучения предлагается следующий режим работы:
В год | В неделю | Периодичность | |
Первый год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа |
Второй год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа |
Третий год | 144 | 4 | 2 раза по 2 часа
|
VI. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение учащимися навыками экскурсионной работы, исследовательской деятельности, умение работать с источниками, в архивах, составлять экспозиции, текст экскурсии.
2. Система отслеживания, учет знаний.
VII. УЧЕТ ЗНАНИЙ
Учет знаний ведется посредством создания учащимися итоговых работ по исследуемым проблемам – рефераты, проекты, портфолио, доклады, презентации и др. С ними учащиеся выступают на различного уровня краеведческих конференциях, чтениях , конкурсах и т.д.
Также учащиеся принимают участие в школьных и районных краеведческих олимпиадах, смотрах, конкурсах.
Показателем работы участников объединения является участие в областном смотре-конкурсе школьных музеев.
VIII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Программа «Основы музейного дела» (216 часов).
№ п/п | Тема | Кол часов | |
Теор. | Практ. | ||
Тема 1. Музееведение как научная дисциплина (10 часов) | |||
1/1 | Музееведение. Понимание термина. | 2 | |
2/2 | Предмет исследования музееведения. | 2 | |
3/3 | Ключевые понятия. | 2 | |
4/4 | Методы и языки музееведения. | 2 | |
5/5 | Структура музееведения. | 2 | |
Тема 2. Исторический музей, его роль и функции (6 часов) | |||
1/6 | О возникновении исторических музеев. | 2 | |
2/7 | Функции музеев. | 2 | |
3/8 | Музейная сеть и классификация музеев. | 2 | |
Тема 3. Исследовательская деятельность исторических музеев (18 часов) | |||
1/9 | Музей как исследовательский центр. | 2 | |
2/10 | Общеисторические исследования в музее. | 2 | |
3/11- 5/13 | Основы исследовательской деятельности. | 2 | 4 |
6/14- 9/17 | Планирование организации научно-исследовательской деятельности. | 2 | 6 |
Тема 4. Основные направления фондовой работы (6 часов) | |||
1/18 | Научная организация фондов музея. | 2 | |
2/19 | Методика определения музейных предметов. | 2 | |
3/20 | Проведение консультаций как направление фондовой работы. | 2 | |
Тема 5. Комплектование фондов музея (8 часов) | |||
1/21 | Значение и научная задача комплектования фондов. | 2 | |
2/22 | Создание документов современной эпохи, имеющих музейное значение. | 2 | |
3/23 | Процесс комплектования фондов. | 2 | |
4/24 | Отбор предметов музейного значения | 2 | |
Тема 6. Учет фондов и их документация (14 час) | |||
1/25 | Задачи учета фондов. | 2 | |
2/26 | Учет фондов и учетная документация. | 2 | |
3/27 4/28 | Научная инвентаризация музейных предметов. | 2 | 2 |
5/29 | Списание предметов. | 2 | |
6/30 | Учет движения фондов. | 2 | |
7/31 | Порядок пользования музейной фондовой документацией. | 2 | |
Тема 7. Хранение фондов (8 часов) | |||
1/32 | Понятие «Хранение фондов». Решение хранения. | 2 | |
2/33 | Защита фондов. | 2 | |
3/34 | Система хранения фондов. | 2 | |
4/35 | Особенности и проблемы хранения музейных фондов. | 2 | |
Тема 8. Музейная экспозиция (32 часов) | |||
1/36 | Принципы построения экспозиций школьного музея | 2 | |
2/37 | Методы построения экспозиций. | 2 | |
3/38 | Тематическая структура экспозиций школьного музея. | 2 | |
4/39- 6/41 | Экспозиционные материалы. | 4 | 2 |
7/42 8/43 | Экспозиционные комплексы. | 2 | 2 |
9/44 | Особенности экспозиций разных групп музея. | 2 | |
10/45 | Организация работы над экспозицией. Проектирование. | 2 | |
11/4612/47 | Проектирование экспозиции по истории тыла в годы ВОВ. | 2 | 2 |
13/48 14/49 | Проектирование и составление экспозиции по быту края. | 2 | 2 |
15/50 16/51 | Проектирование и составление экспозиции истории школы | 2 | 2 |
Тема 9. Музейная экспозиция. Художественное решение (16 часов) | |||
1/52 | Основные принципы построения музейных экспозиций. | 2 | |
2/53 | Особенности художественного решения музейной экспозиции. | 2 | |
3/54 | Экспозиционный ансамбль. | 2 | |
4/55 | Организация и основные этапы проектирования экспозиций. | 2 | |
5/56 6/57 | Организация художественно-исполнительских работ. | 4 | |
7/58- 8/59 | Организация монтажа экспозиций. | 4 | |
Тема 10. Массовая работа (26 часов) | |||
1/60 | Цели, задачи и специфика массовой работы. | 2 | |
2/61 | Экспозиционная работа. | 2 | |
3/62 | Типы и виды экспозиций. Правила их проведения. | 2 | |
4/63- 6/65 | Отработка проведения экскурсий по новым экспозициям школьного музея. | 2 | 4 |
7/66 8/67 | Экскурсия в музей песни XX века. | 4 | |
9/68 10/69 | Поход выходного дня. | 4 | |
11/70 12/71 | Однодневный тур. поход | 4 | |
13/72 | Итоговое занятие | 2 |
IX. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Музееведение как научная дисциплина (10 часов).
Музееведение. Ключевые понятия. Структура. Методы.
Тема 2. Исторический музей, его роль и функции (6 часов).
История появления музеев. Функции музеев, их классификация.
Тема 3. Исследовательская деятельность исторических музеев (18 часов).
Навыки исследовательской деятельности. Планирование.
Тема 4. Основные направления фондовой работы (6 часов).
Научная организация работы. Методика, специфика создания фондов.
Тема 5. Комплектование фондов музея ( 8часов).
Комплектование фондов. Значение комплектования. Создание современных документов. Методика. Отбор предметов.
Тема 6. Учет фондов и их документация (14 час).
Учет фондов. Задачи учета. Учетная документация. Инвентаризация и списание предметов. Учет движения фондов.
Тема 7. Хранение фондов (8 часов).
Понятие хранения. Защита фондов. Система хранения фондов.
Тема 8. Музейная экспозиция (32часов).
Понятие и назначение музейной экспозиции. Принципы построения. Методика и структура. Экспозиционные комплексы и материалы. Проектирование и составление экспозиций.
Тема 9. Музейная экспозиция. Художественное решение (18 часов).
Экспозиционный ансамбль. Практикум по теме. Монтаж экспозиций.
Тема 10. Массовая работа (26 часов).
Экскурсии. Экспедиции. Походы.
Х.Календарно-тематическое планирование второго года обучения
№ | Тема | теория | практика |
1-2 | Введение | 6 | |
Раздел 1.Развитие музейного дела | |||
3-4 | Музей Росси. Общая характеристика | 6 | |
5-7 | Музеи Москвы | 9 | |
8-10 | Музеи С-Петербурга | 9 | |
11-12 | Музеи Франции | 6 | |
13 | Музеи Италии.Колизей | 3 | |
14. | Музеи Германии | 3 | |
Музеи Владимирской области | 30 | ||
15-16 | Владимирские музеи | 6 | |
17-18 | Вязниковские музеи | 6 | |
19-20 | Экскурсия в г.Муром | 6 | |
21-22 | Экскурсия в Гороховец | 6 | |
23-24 | Экскурсия в Суздаль | 6 | |
Раздел «.Экспозиционная работа» | 56 | ||
25-28 | Построение музейной экспозиции | 6 | 6 |
Экспозиционные комплексы и материалы | 18 | ||
29-30 | Работа по сбору материалов | 3 | 3 |
31-32 | Особенности хранения | 3 | 3 |
33-34 | Учет материалов | 3 | 3 |
Работа над составлением экспозиций школьного музея | 27 | ||
35-36 | Правила составления музейной экспозиции | 6 | |
37-39 | Корректировка содержания и оформления имеющихся экспозиций | 9 | |
40-41 | Составление макетов новых экспозиций | 3 | 3 |
42-43 | Составление новых экспозиций | 6 | |
Поисково-исследовательская деятельность | 54 | ||
Принципы исследовательской деятельности на базе музея | 24 | ||
44-45 | Что такое исследовательская деятельность, особенности ее организации | 6 | |
46-47 | Выбор направления исследований, определение тем работы | 3 | 3 |
48-50 | Теоретическая работа по сбору материалов | 6 | |
Организация поисково-экспедиционной работы | 30 | ||
51-53 | Основы экспедиционной работы | 9 | |
54-56 | Организация экспедиции | 9 | |
57-60 | Работа на местности | 12 | |
Массовая работа | 32 | ||
61-68 | Экскурсии в Нижний Новгород, Казань, Москву | 32 |
Х1.Содержание программы второго года обучения
Введение (6 часов).
Комплектование группы. Цели и задачи курса.
Раздел I. Развитие музейного дела (54 часа).
Тема 1. Музеи России (18 часов).
История ведущих музеев России.
Тема 2. Музеи Европы (12 часов).
История и экспозиции музеев Франции, Италии, Германии.
Тема 3. Музеи Владимирской области (30 час.).
История и тематика музеев городов Владимир, Вязники, Гороховец, Муром, Суздаль.
Раздел II. Экспозиционная работа (56 час.).
Тема 1. Построение музейной экспозиции (12 часов).
Закрепление полученных навыков на практике. Расширение экспозиций отделов школьного музея.
Тема 2. Экспозиционные комплексы и материалы (18 часов).
Работа по сбору материалов, их учет. Особенности хранения.
Тема 3. Работа над составлением экспозиций школьного музея (27 часов).
Практическая деятельность по составлению экспозиций школьного музея. Закрепление навыка по данному виду деятельности.
Раздел III. Поисково-исследовательская деятельность (54 часа).
Тема 1. Принципы исследовательской деятельности на базе школьного музея (24 часа).
Основы исследования. Структура работы. Методы. Оформление результатов.
Тема 2. Организация экспедиционно-поисковой работы (30 часов).
Основы экспедиционной работы. Организация экспедиции. Практическая работа на местности. Оформление материала.
Раздел IV. Массовая работа. (32 часа).
Тема 1. Экскурсии
Экскурсии в города Нижний Новгород, Казань,Москву
Х11.Календарно-тематическое планирование третьего года обучения
№ | Тема | теория | практика |
1. | Вводное занятие | 2 | |
Искусствоведение и краеведение | 4 | ||
2 | Основные понятия | 2 | |
3 | Связь краеведения и искусствоведения | 2 | |
Навыки искусствоведческой работы | 6 | ||
4 | Объекты изучения | 2 | |
5-6 | Искусствоведческие возможности края | 2 | 2 |
Древние памятники культуры родного края | 26 | ||
7-9 | Памятники древности Вязниковского района | 2 | 4 |
10-15 | Памятники древности Владимирской области | 4 | 8 |
16-19 | Оформление материалов | 8 | |
Художественное прошлое края | 28 | ||
20-21 | Знакомство с местными памятниками архитектуры | 4 | |
22-27 | Экскурсии к памятникам архитектуры | 12 | |
28-33 | Уход за памятниками архитектуры города | 12 | |
Развитие искусства в г.Вязники в первой половине 20 века | 14 | ||
34-36 | Знакомство с историей искусства города | 6 | |
37-39 | Экскурсии к памятникам искусства первой половины 20 века | 6 | |
40 | Оформление материала. | 2 | |
Развитие искусства города второй половины 20 века | 16 | ||
41-42 | Знакомство с историей искусства второй половины 20 века | 4 | |
43-45 | Экскурсии к памятникам искусства | 6 | |
46-48 | Уход за памятниками искусства и оформление материалов | 6 | |
Искусство сегодня | 6 | ||
49 | Знакомство с современным искусством города | 2 | |
50-51 | Экскурсия в Дома культуры и школу искусств | 4 | |
Собирательская работа | 10 | ||
52-54 | Навыки собирательской работы | 4 | |
55-56 | Сбор материала | 4 | |
57 | Оформление материала | 2 | |
Учет и хранение фондов | 16 | ||
58-60 | Что такое фонды | 4 | 2 |
61-62 | Шифровка фондов | 2 | 2 |
63-64 | Инвентарная книга | 2 | 4 |
Экспозиционная работа | 20 | ||
65-68 | Особенности экспозиционной работы | 4 | 4 |
69-71 | Работа по коррекции содержания экспозиций музея | 6 | |
72-74 | Составление постоянной и временной экспозиций | 6 | |
Подготовка музейной экскурсии | 34 | ||
75-76 | Экскурсия и лекция | 4 | |
77-80 | Правила составления текстов экскурсий | 4 | 4 |
81-82 | Темы и виды экскурсий | 2 | 2 |
83-86 | Составление экскурсий по экспозициям школьного музея | 8 | |
87-90 | Отработка маршрута и текста школьной экскурсии | 8 | |
91 | Участие в районном конкурсе экскурсоводов | 2 | |
Туристические навыки | 16 | ||
92-93 | Требования к организации походов | 4 | |
94-96 | Гигиенические требования к участнику похода. Правила безопасности | 2 | 4 |
97-102 | Поход | 12 |
Х111.Содержание программы третьего года обучения
Вводное занятие (2 часа). Цели и задачи курса.
Тема 1. Искусствоведение и краеведение (4 часа).
Основные понятия. Связь искусствоведения и краеведения.
Тема 2. Навыки искусствоведческой работы (6 часов).
Объекты изучения. Знакомство с возможностями края.
Тема 3. Древние памятники культуры родного края (26 часов).
Знакомство с историей архитектурных памятников города XVI – XVIII веков. Экскурсии к объектам. Оформление материала.
Тема 4. Художественное прошлое края (28 часов).
Характеристика и история памятников архитектуры и культуры города XIX века. Уход за памятниками.
Тема 5. Развитие искусства в городе в первой половине XX века (14 часов).
Характеристика культуры и особенности памятников первой половины XX века. Встречи с краеведами. Экскурсии.
Тема 6. Развитие искусства в городе во второй половине XX века (16 часов).
Характеристика культуры и особенности памятников второй половины XX века. Поэты и художники. Встречи. Экскурсии на предприятия.
Тема 7.Искусство сегодня (6 часов).
Встречи с интересными людьми, краеведами. Работа по оформлению материала.
Тема 8. Собирательская работа (10 часов).
Практическая работа по сбору материала для пополнения экспозиций школьного музея. Организация экспозиций.
Тема 9. Учет и хранение фондов (16 часов).
Работа над закреплением навыков по теме. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Описание предметов.
Тема 10. Экспозиционная работа (20 часов).
Работа над закреплением навыков по теме. Основные понятия. Организация временной и постоянной выставок.
Тема 11. Подготовка музейной экскурсии (34 часа).
Экскурсии и лекции. Темы и виды экскурсий. Работа над составлением текста экскурсий. Отработка навыка проведения экскурсий в школьном музее. Участие в районном конкурсе экскурсоводов.
Тема 12. Туристические навыки – 16 часов.
Основные понятия. Требования к организации походов, комплектованию групп. Особенности гигиены во время похода. Снаряжение туриста. Организация похода.
XIV. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Способы и формы работы : беседы, встречи с интересными людьми, ветеранами войны и труда, краеведами, представителями органов власти, культуры и искусства; игры; работа в архивах; анализ документов, исследовательская работа, экспедиции, экскурсии, походы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: учебное занятие, лекция, поисковая экспедиция, экскурсия, работа в архивах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Интересное о крае», Владимир, 1978г.
2. «Хрестоматия по истории края» ч. 1 и 2, Владимир, 1999г.
3. Лебедев А. В. «История Вязниковского края с древнейших времен до конца XX века».
4. Альманах вязниковского офени, вып. 1-6.
5. Змеев С. И. «История Вязников», Волго-Вятское изд., 1929г.
6. «Школьный музей», М., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «ВЫШИВКА» (на первый и второй года обучения, для детей 8 вида обучения)
Программа «ВЫШИВКА»(на первый и второй года обучения,для детей 8 вида обучения)...
Программа росписи по дереву на три года обучения
Когда - то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звон...
Конспект открытого занятия по программе «Классический танец» для учащихся 4 года обучения; тема «Исполнение экзерсиса» Возраст детей: 8-12 лет
Мною представлен и разработан Конспект открытого занятия по программе «Классический танец»для учащихся 4 года обучения;тема «Исполнение экзерсиса» под названием "Танец в ритме спорта" Возраст детей: 8...
Рабочая программа «Декоративно – прикладное творчество» 1-го года обучения для обучающихся 11 – 12 лет
Программа составлена на основе программы «Декоративно – прикладное творчество» автора О.А. Кожина. Примерные программы внеурочной деятельности. Просвещение.2011. Рассчитана на один год обуч...
ПРОГРАММА ТВОРЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ « ШКОЛЬНЫЙ ПРЕСС – ЦЕНТР»
Программа включает в себя уроки теоретического обучения и практическое применение полученных знаний, изучение стилистики, редакторской правки, знакомство с самыми актуальными жанрами сегодняшнего дня,...
Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»
Рабочая программа кружка «Активисты школьного музея»...
Программа по работе школьного музея "Память"
Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагически...