Программа по работе школьного музея "Память"
рабочая программа по краеведению на тему

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины,  её культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из пяти экспозиций.

1. «Ради жизни на Земле»;

2. «Мы помним»;

3. «История хутора»;

4. «Интерьер русской избы»;

5. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_pamyat.docx28.78 КБ

Предварительный просмотр:

Программа «Память».

II. Пояснительная записка.

Создание данной программы вытекает из необходимости включить работу школьного музея в систему воспитательной работы. В последние время у обучающихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины,  её культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому наш школьный музей состоит из пяти экспозиций.

1. «Ради жизни на Земле»;

2. «Мы помним»;

3. «История хутора»;

4. «Интерьер русской избы»;

5. «Школа вчера, сегодня, завтра».

Музей возник как результат  работы поисковых отрядов и комплексных поисково – краеведческих экспедиций. Атмосфера музея, его среда, каждый экспонат обладают значительными возможностями по нравственно- эмоциональному воздействию на школьников. Поэтому комплексная программа «Память» осуществляется через деятельность музея.

Цель программы:

  • Содействие в героико – патриотическом и нравственном воспитании учащихся;
  • Создание условий для формирования гражданского и национального самосознания учащихся;
  • Использование средств музейной педагогики для воспитания творческой личности.

Эти цели соответствуют программе развития нашей школы «Истоки» и помогут построить деятельность и общение в школьном сообществе на принципах выбора и самовыражения, творчества и успеха, доверия и поддержки.

Задача программы:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданинапатриота своей Родины,способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Принципы построения программы:

  1. Принцип личностно – ориентированного подхода;
  2. Принцип педагогической поддержки;
  3. Принцип самовыражения участников образовательного процесса;
  4. Принцип научности;
  5. Принцип системности.

Основные идеи:

Центральной идеей программы является идея гуманизма и сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего Отечества, родного края, школы. Программа опирается на знания учащихся по различным  школьным предметам (истории, обществознания, краеведения, литературы, музыки, экологии, ИЗО).

Для успешной реализации программы необходимо систематическое проведение предусмотренных в ней занятий на протяжении всего учебного материала, особенно его регионального компонента; заинтересованность педагогов.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Результат реализации программы определяется личностным ростом школьников. Программа призвана помочь каждому школьнику осмыслить его место в жизни, приобщиться к целому ряду ценностных понятий, помочь сформировать собственный взгляд на жизнь, свое мировоззрение и в тоже время знать и уважать прошлое и настоящее своего народа, своего края, своей семьи.

Результаты реализации программы можно разделить на внешний и внутренний.

Внешний результат можно увидеть и зафиксировать.

Это:

1. Достижения обучающихся на областных и Всероссийских конференций (дипломы первой, второй, третьей степени);

2. Работа поисковых отрядов по заданиям совета музея;

3.  Постоянное развитие музея, увеличение количества его экспонатов, появление новых разделов;

4. Интерес  обучающихся к поисково- краеведческим экспедициям. Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Внутренний результат увидеть сложнее. Он выражается в положительных изменениях, происходящих с личностью обучающихся, в их духовном росте.

Диагностика реализации программы осуществляется с помощью разнообразных методов:

  1. Собеседования с обучающимися;
  2. Методики сочинений;
  3. Наблюдения;
  4. Тестирования;
  5. Анкетирования;
  6. Метода самооценки.

На каждом этапе обучения эти методы диагностики повторяются вновь и вновь, но на новом качественном уровне.

Учебно- тематический план для учащихся 1-4 классов.

Место

проведения

Новые понятия

     тема

Форма проведения

занятия и

его содержание

музей

История,

музей,

прошлое, настоящее,

экспонат,

экспозиция,

экскурсовод

1.Мы пришли в музей

Обзорная экскурсия по музею.

музей

память

2.Гости из прошлого

(творческая работа

на тему «Описание

экспоната»)

Беседа на тему «Музейный экспонат, его значимость. Экспонат как носитель информации. Сохранность

экспоната».

музей

Документ, гражданин,

гражданственность

3.Документальные

свидетели

жизни

человека.

Беседа «Документ.

Документальная информация. Подлинность документа. Копия документа. Информация,

Содержащаяся в документе.

Отношение к документу, как к источнику информации».

Самостоятельная работа на тему «Что может рассказать обо мне мой дневник?»

музей

Реликвия

патриотизма

4.О чем рассказала

реликвия.

На примере подлинного документа (военного билета участника Вов, его наград), рассказ о судьбе человека, его боевом пути и наград.

Самостоятельная работа

на тему: Интервью ближайших родственников на тему «Семейные реликвии ».

музей

Малая Родина,

Отечество

5.Школа, в которой

я учусь.

Самостоятельная

работа на тему:

«Рассказ о ближайших родственниках,

Бывших выпускниках школы».

Экскурсия на тему «Страницы истории школы».

Беседа на тему: «Наша школа, сегодня, её успехи

и проблемы».

Практическое занятие на тему: «Знакомство с тетрадями выпускников, дневниками, учебниками, школьной формой, фотографиями учащихся 50,70-80 гг. XXв.».

музей

Род, родственники, родословие, личность.

6.Моя родословная.

Беседа на тему «История страны – история семьи».

Практическая работа на тему: «Составление моей родословной».

Самостоятельная работа на тему: «Родословная моей семьи или рассказ о судьбе одного из родственников».

музей

Сопереживание, сопричастность,

уважение к старшим,

поколение.

7.Моя семья.

Самостоятельная работа , мини – сочинение «Моя семья».

Беседа на тему «Семья, её роль в жизни человека».

Рассказы о своей семье.

Практическая работа «Портрет моей семьи».

музей

Герои живут рядом, подвиг,

Современник.

8.Герои вокруг нас.

Экскурсия «Солдаты».

Беседа на тему «Подвиг воинский  и трудовой».

Самостоятельная работа «Поиск информации о людях, принимавших участие в военных действиях, имеющих награды воинские и трудовые (ордена, медали, почетные знаки, грамоты)».

музей

День Победы, ветеран

9.«Праздник со со лазами на глазах»

Практическая работа.

Поздравление ветеранов с праздников Победы. Возложение цветов к памятнику..

Учебно-тематический план5-9 классы.

1.Страницы истории

Патриотизм, гражданский долг, благодарность тем, кому мы обязаны своим существованием

Музейный урок «Музей хранилище исторических источников, документов. Роль исторических источников в познании истории своей страны, своего края, своей школы».

2.Край мой, Донщинародная

Исторические мифы «Древняя донская земля». Конкурс мини сочинений и рисунков «Мой край»

3. Археологические раскопки

Археология, раскоп, реликвия

Музейный урок «Значение археологических исследований в познании прошлого» Археологическая экспедиция.

4. История х. Степано-Савченского

Легенда

Музейный урок «Легенда и правда об истории х. Степано-Савченского»

5.Детство опаленное войной

Пацифизм, мир, сострадание, уважение, толерантность

Урок памяти- встреча с людьми пережившими ужасы военного времени (дети войны)

6.Отзовись фотография

Школьная дружба, память, трудолюбие

Музейный урок по истории школы. Бывшие выпускники их судьбы

7.Отчизны верные сыны

Отчизна, долг, мужество, честь, патриот

Музейный урок «Встреча с выпускниками школы- участниками чеченской войны и др.»

8.Дороги выпускников

Школьная дружба, профессия, трудовой героизм

Лекция на тему «Знакомство с судьбами выпускников школы и учителей, ставших её гордостью» с использованием дневников, тетрадей, фотографий бывших учеников, их воспоминаний о школе.

9.Поклонимся великим тем годам

Подвиг, долг, честь, свобода, отчизна

Урок нравственности «Величие подвига народа-победителя в ВОв»

10. Поисково- краеведческие экспедиции

Экспедиции:

  1. История школы /сбор материала/
  2. Жизнь и быт односельчан в 50-60 гг. XXв.
  3. Моя малая Родина /экскурсии по историческим местам родного края/

III.Содержание и формы работы

Свою работу школьный музей осуществляет в тесной связи с решением воспитательных  и образовательных задач, в органическом единстве со всей внеурочной воспитательной работой. Что мы делаем?

При совете музея организованны секции исследователей, переписки, оформителей. За каждой секцией закреплены преподаватели: секция исследователей-Лесняк В.Б., секцияпереписки-Икрянникова Л.П., секцияоформителей-Шумская Е.Н.

Эффективными считаем следующие формы работы :

  1. Уроки и экскурсии по экспозициям музея;
  2. Торжественные линейки, дни памяти героев, митинги, круглые столы;
  3. Встречи с участниками Вов, афганцами, солдатами выпускниками, детьми- войны, ветеранами труда;
  4. Конкурсы на лучшие сочинения, рисунок, фотографию и т.п.;
  5. Создание библиотечек по теме музея;
  6. Организация выставок медалей, фотографий, плакатов, орденов;

Главной задачей является не только сбор материала , а прежде всего военно- патриотическое воспитание на этом материале наших учащихся. Только за 2006-2010 учебные годы проведено 60 уроков в музее с использованием переносных стендов. Особенно интересно проходят уроки по теме «Великая Отечественная война». Формы проведения разнообразны: уроки памяти, уроки мужества, защита рефератов и т.п. Музей занимает специальную комнату. В нем размещены 5 экспозиций: 

ЭКСПОЗИЦИЯ  1.

«Ради жизни на Земле»

            Данная экспозиция посвящена военной тематике. В ней представлены следующие темы.

  1. «И помнит мир спасённый». Этот раздел представлен фотографиями ветеранов ВОв, которые ушли на фронт и сражались на всех фронтах. На  отдельных фотографиях рассказ о каждом ветеране.
  2.  «Земной поклон творцам Победы». В этом разделе представлены фотографии  воинам – землякам. Здесь разложены папки, отражающие работу классных коллективов 5-9 классов по сбору материала.

Обе темы объединены одной мыслью: Ветераны сражались «Ради жизни на Земле».

  1. Стенды «Вдовы», «Дети войны», «Ветеран в строю». Сведения о вдовах,детях войны и ветеране войны Бутенко Н.И.и вдове Копытенко В.М.
  2. Книга памяти. Сведения о воинах, погибших на фронтах Великой Отечественной войны хутора Степано – Савченского и других хуторов.
  3. Альбомы «Фронтовое письмо», «Летопись ВОВ».  Оформлен учителями и активистами музея. Собрана информация из воспоминаний очевидцев событий хуторов в годы ВОВ, составлена Живая летопись войны о ветеранах войны.

В данной экспозиции также представлены:

  • Гильзы времён ВОВ;
  • Солдатская ложка, ножницы, каска;
  • Противогаз, патронташ

Котелок;

  • Части винтовки Мосина;
  • Подошвы от солдатской обуви;

ЭКСПОЗИЦИЯ 2.

                                                   «  Мы помним »

           В этой экспозиции представлены «Дерево вдовы» с именами погибших односельчан, памятник воинам односельчанам выполнен учащимися 7 класса и учителем технологии Лопаткиной Л.И.

ЭКСПОЗИЦИЯ 3.

«История хутора»

Экспозиция оформлена на двух стендах.

  1. «История хутора». Сведения об истории создания хутора Степано – Савченского в 1832 году, его названии, его жителях. – на эти вопросы можно найти ответы в информации стенда.
  2. «История создания колхозов». Сведения о создании колхозов, первых председателях, знатных колхозниках – на эти вопросы можно найти ответы в информации стенда.
  3. В данной экспозиции также представлены: самовары, глиняная посуда (кувшины, глечики, вазы), предметы быта.

ЭКСПОЗИЦИЯ 4.

                                              Интерьер русской избы»

          В данной экспозиции раскрыты следующие темы.

1. «Утюги конца 18 начала 19 веков».  Представлены утюги разных видов: д утюг-лодочка, утюг на углях. Есть чугунная подставка для утюга.

2. Самовары,кувшины,полотенца 19

4. «Бабий кут». Предметами кухонной утвари: кувшинами, рогачами, деревянной лопатой, макитрой, самоваром.

ЭКСПОЗИЦИЯ 5.

«Школа вчера, сегодня, завтра».

В экспозиции представлены пионерское знамя, школьная форма для девочек. На столе расположены предметы, которые использовались в учебном процессе, стенд « Выпускники Степано – Савченской школы».

Одной из самых массовых форм работы музея являются экскурсии и лекторская работа. Экскурсоводов готовим с 5 класса. Лекторы -учащиеся 8-9 классов.

Девиз работы музея -  «Никто не забыт- ничто не забыто»

При совете музея школы создан общественный совет музея «Ветераны войны и труда, руководители ЗАО «Дружба » и «Мир», библиотекарь, зав. Клуб, родители, учителя, директор школы»

При музее работает кружок «Поиск». Ребята из кружка«Поиск»  играют большую роль в научно- исследовательской работе музея.

Учащиеся нашей школы принимают участие в областных конференциях «Отечество» с 1988 года.

В музее ведется строгий учет по переписке, работа с архивными документами, в результате которой у ребят вырабатываются навыки и умения исследовательской деятельности. Все это воспитывает у учащихся гордость за историю нашей школы, края. Благодаря проделанной работе учащиеся вырастают не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих

Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание учащихся в дальнейшем  в огромной степени способствуют успешному решению задач по патриотическому воспитанию и определят будущее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы школьного кружка "Юный Краевед"

Программа внеурочной деятельности кружка при музее школы....

Программа работы школьного экологического отряда "Росток".

Целью данной программы является создание широких возможностей для развития экологической культуры учащихся. Содержание программы экологического отряда "Росток" включает следующие направления воспитате...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного- историко-краеведческого кружка

В последнее время у учащихся заметно снизился интерес к героическим и трагическим страницам истории нашей Родины, ее культурным достижениям и корням, событиям военной истории. Именно поэтому в последн...

Программа работы школьного самоуправления

Программа школьного самоуправления рассчитана на 6 секторов по 5 человек...

программа работы школьного музея

программа содержит в себе несколько разделов по истории развития села...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...


 

Комментарии

Яковлева Маргарита Сергеевна

Вера Борисовна! Спасибо большое Вам за программу. Обязательно использую ее при составлении своей программы, многое возьму из вашей программы. Вы молодец, так у вас все продумано хорошо.