Законы функционирования имиджа и самопрезентация
материал по теме
Современное общество диктует педагогу, помимо прочих, необходимость обращениям к таким аспектам, как формирование собственного профессионального имиджа. Сегодня имидж - это инструмент педагога в достижении поставленных педагогических задач.
Данное исследование раскрывает вопросы законов формирования имиджа и самопрезентации, знание основ которых позволит выполнить поставленные задачи и достигнуть желаемой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakony_funktsionirovaniya_imidzha_i_samoprezentatsiya.docx | 50.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«ЗАКОНЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИМИДЖА
И САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ»
ВЫПОЛНИЛА
УЧИТЕЛЬ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОУ СОШ № 5 г. ВОСКРЕСЕНСКА
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
БЫКОВА НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА
МОСКВА
2014
ПЛАН:
- Имидж
- определение
- задачи имиджирования
- психолого-педагогические принципы имиджирования
- Самопрезентация
- определение
- позиции самопрезентации
(Базовая модель технологии имиджирования):
- «Я-концепция»
- фейсбилдинг
- кинесика
- дизайн одежды
- владение словом
- флюидное излучение
- коммуникативная механика
- Выводы
Имидж функционирует по определенным законам, знание которых позволяет человеку создать запоминающийся гармоничный образ, уместный в той среде, для которой он предназначен. При рассмотрении законов функционирования имиджа мы опирались, главным образов, на работы автора уникальной в нашей стране методики создания профессионального имиджа, Виктора Максимовича Шепеля. Он является доктором философских наук, профессором, заслуженным деятелем науки, Президентом Лиги профессиональных имиджмейкеров, автором более 200 научных трудов и 30 монографий в области имиджелогии.
Прежде остановимся на том, что такое имидж. Понятие «имидж» имеет много различных определений. Так, в словарях мы черпаем информацию о том, что имидж (от англ. image [ˈɪmɪdʒ] — «образ», «изображение», «отражение») — искусственный образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. ... Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Краткий психологический словарь под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского определяет имидж как «стереотипизированный образ конкретного объекта, существующий в массовом сознании. Как правило, понятие имиджа относится к конкретному человеку, но может также распространяться на определенный товар, организацию, профессию и т.д.»
Специалисты по социологии права трактуют эту категорию как «обобщенную, эмоционально окрашенную в общественном и личном сознании форму отражения правовой действительности в виде комплекса представлений о законах и методах социально-правового воздействия.
Исследователь в области социологии управления и имиджелогии В.М. Шепель дает такое определение: «Имидж – индивидуальный облик или ореол, создаваемый средствами массовой информации, социальной группой или собственными усилиями личности в целях привлечения к себе внимания».
Каковы задачи имиджирования? Исследователи полагают, что они весьма специфичны. С одной стороны, процесс имиджирования – это некая технология, основанная на строгих правилах, разработках пакета процедур, критериях и методах замера результатов. С другой – он имеет вполне творческий характер, близкий задачам искусства.
Также исследователи утверждают, что успешное применение имиджа предполагает знание исходных психолого-педагогических принципов, обусловливающих его. Далее кратко рассмотрим эти принципы. Необходимость этого представляется нам весьма важной, поскольку вышеупомянутые психолого-педагогические принципы являются обязательными требованиями к организации имиджирования, выступая в роли постоянных факторов, искусно воплощённых в разнообразных формах и методах совершенствования профессионального мастерства работников социологической деятельности.
1. Принцип самовоспитания и самосовершенствования
Самовоспитание – путь формирования профессионального мастерства имиджмейкера. Основу этого принципа составляет самооценка профессиональных качеств и анализ существующего имиджа, как следствие этого составляется программа самовоспитания, основанная на индивидуальном подходе. Усовершенствовать свой образ (профессиональный, визуальный), представляемый окружающим, можно только через понимание самого себя.
2. Принцип гармонии визуального образа
Гармония визуального образа – это прежде всего согласованность, стройность в сочетании пропорций (соотношение частей тела), формы лица и тела, цветовой тип личности и тип силуэта. Основной фактор в построении гармоничного визуального образа – принцип коррекции. Выявление и использование эффективных приёмов коррекции позволяет визуально приблизиться к законам пропорций, канонам красоты.
3. Принцип коммуникативного и речевого воздействия
Коммуникативность как многообразие форм и способов информационного взаимодействия – важнейшее условие результативности социологической деятельности. В процессе коммуникативного общения благодаря установившимся контактам происходит восприятие людьми информации, эмоционального настроя. Эффективность этого принципа состоит в профессиональном использовании таких приёмов, как убеждение, внушение и подражание.
Профессиональная культура имиджмейкера включает в себя культуру речевого воздействия. Его речь должна соответствовать современным нормативным требованиям. Нормативная речь имиджмейкера позволяет ему сохранять коммуникативное лидерство в таких активных формах профессиональной речи, как диалог, монолог, полилог. К профессиональным качествам речи имиджмейкера следует отнести такие свойства голоса, как чистота и ясность тембра, благозвучность, гибкость, полётность. Особое внимание следует уделить суггестивности (способности голоса внушать эмоции и влиять на поведение слушателя). Хорошая дикция даёт возможность профессиональной речи стать действенной, то есть побуждать людей к изменениям – внешним и внутренним.
4. Принцип саморегуляции
Основу его составляет ортобиотика – наука о технологии самосбережения тела и души, об ортобиозе как разумном образе человеческого бытия. Каждая профессия требует набора способностей, проявления чувств и мыслей. Чем продолжительнее занимаются человек каким-либо видом деятельности, тем больше проявляется на нём профессиональный отпечаток. Оптимизация режима личной жизни, трудового ритма и условий среды – основа ортобиоза. В ортобиозе познание себя – это объективное знание о положительных и отрицательных моментах своего физического, психологического и нравственного здоровья. Его необходимо беречь и постоянно укреплять.
Суть имиджирования составляет самопрезентация. Что мы понимаем под самопрезентацией? Обратимся к теоретическим аспектам данного явления. Нам, как и большинству исследователей, работающих в данном направлении, наиболее емким и содержательным определением вышеназванного понятия видится данное Ж. Тедеши и М. Риесом. По мнению этих авторов, самопрезентация – это намеренное и осознаваемое поведение, направленное к тому, чтобы создать определённое впечатление у окружающих. Также в литературе часто встречаются такие синонимы самопрезентации как «управление впечатлением», «самоподача» и «самопредъявление».
Авторы имеджелогии убеждены в том, что в самопрезентации недостаточно опираться на собственные дарования и знания. Необходима специальная подготовка, и прежде всего умение ориентироваться в основных составляющих этого процесса. Базовая модель технологии имиджирования состоит из следующих позиций самопрезентации:
- «Я-концепция» – морально-психологическая подготовка;
- фейсбилдинг – создание лица с учётом всех сопутствующих факторов;
- кинесика – телесное информирование;
- дизайн одежды – подбор и ношение одежды, использование аксессуаров;
- владение словом – риторическая оснащённость;
- флюидное излучение – создание личностного «биоэнергетического поля»;
- коммуникативная механика – мастерство общения.
Вышеназванные позиции объединяются исследователями в области имиджа в Матрицу профессионального имиджа. Остановимся на некоторых из них.
Согласно трактовке данной позиции исследователями в области имеджелогии, «Я-концепция» – это первый этап работы в технологии личного обаяния, этап познания и принятия себя, формирования собственного самонастроя на позитивное отношение к миру и к себе: познать себя, принять, полюбить и научиться помогать себе.
Как указывают многие авторы, положительная «Я-концепция» определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в том, что вы импонируете другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности и чувством собственной значимости.
Описательную составляющую «Я-концепции» часто называют образом Я, или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой, или принятием себя. «Я-концепцию», в сущности, определяет индивид: что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.
Выделение описательной и оценочной составляющих позволяет рассматривать «Я-концепцию» как совокупность установок, направленных на самого себя. Установка включает три главных элемента:
1. Убеждение индивида: оно может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
3. Соответствующая реакция, которая может выражаться в поступках (поведенческая составляющая).
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут стать его тело, имидж, манеры, способности, социальные отношения и множество других личностных проявлений.
Резюме. Постановка цели – первый из этапов по созданию имиджа. Часто основная задача человека, принявшего решение о совершенствовании своего имиджа, сводится к решению вопроса, зачем ему это нужно.
Фейсбилдинг. Каким образом создается лицо? Макияж выполнит свою задачу только тогда, когда он естественно оживит черты, поможет скрыть мелкие недостатки и выявить достоинства. Но он не поможет, если вы любой ценой будете стремиться стать похожей на известную кинозвезду, этим вы навредите своей индивидуальности.
Последние исследования показали, что женщины, которые прибегают к декоративной косметике, более авторитетны, отличаются лучшей профессиональной подготовкой, они продвигаются по службе быстрее тех, кто не пользуется гримом. Макияж не только украшает лицо – он ведёт к славе, успеху, а главное – к гармонии между внутренним Я и окружающим человека миром.
Задача визажистов-косметологов и самой женщины в том и состоит, чтобы подчеркнуть своеобразие, самобытность, индивидуальность лица, показать его характерную красоту.
Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Выявить скрытые достоинства женщины – в этом и есть суть искусства макияжа.
Резюме. Задача визажистов-косметологов и самой женщины в том и состоит, чтобы подчеркнуть своеобразие, самобытность, индивидуальность лица, показать его характерную красоту. Если говорить о декоративной косметике, то она помогает сделать лицо более привлекательным, подчеркнуть то, что уже есть у женщины, что украшает её и обнаруживает её неповторимость. Необходимо пользоваться преимуществами, которые может нам дать фейсбилдинг.
Кинесика. По утверждению Аллана Пиза, в процесс взаимодействия людей от 60 до 80% информации передаётся невербальными средствами выражения и только 20–40% – вербальными. Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение в аудитории, демонстрирует собственное отношение говорящего к излагаемому материалу, выступает важным компонентом обратной связи со слушателями. Вот почему важно овладеть всеми средствам воздействия, всеми невербальными компонентами коммуникативной техники.
Различают жесты ритуальные и эмоциональные. Ритуальные жесты можно разделить по времени на две культурные стадии: жесты Средневековья и Нового времени. Эмоциональные жесты (их ещё называют экспрессивными или модальными) выражают чувства в общении людей, усиливая значение сказанного.
Е. Петрова предлагает одну из классификаций жестов обыденного общения:
1. Жесты-симптомы, выполняющие функцию самовыражения: выражают состояние, процессы, модальные (выражают оценку субъектом чего-либо).
2. Жесты-регуляторы: выполняют регулятивно-коммуникативную функцию воздействия на партнёра.
3. Жесты-информаторы: выполняют информативно-коммуникативную функцию.
Рассмотрим некоторые группы жестов, выражающие позиции человека в процессе общения, различные внутренние состояния партнёров по общению.
Жесты-прикосновения (поцелуй, поглаживание, рукопожатие, объятие, потирание кончика носа и прочие). На выбор жестов-прикосновений влияет статус партнёра, возраст, пол, степень знакомства, принадлежность к культуре. Например, рукопожатие чаще используется в общении мужчин в ситуации приветствия у немцев и русских, чем у англичан и американцев.
Жесты-приветствия – рукопожатие – имеют большое значение в деловом общении. Жест-прикосновение (похлопывание по спине и плечу) возможен только при социальном равенстве партнёров.
Жесты-паразиты, как и слова-паразиты, нежелательно использовать в общении (крутить пуговицы, поправлять одежду, переминаться с ноги на ногу и т.п.).
Интересны, на наш взгляд, рекомендации исследователей в области имиджелогии:
Чтобы каждый день выглядеть безупречно, надо уметь держать себя, следить за осанкой и позой. Этикет не рекомендует:
- указывать пальцем на человека или на какой-либо предмет;
- во время разговора хлопать собеседника по плечу, крутить пуговицы на его одежде, хватать его за рукав;
- вертеть в руках различные предметы, барабанить пальцами по столу, хрустеть пальцами, почёсываться, рыться в карманах;
- излишне жестикулировать, так как это выдаёт нервного, закомплексованного человека.
Развитие личностных характеристик в процессе имиджирования – важное условие позитивного личностного роста, профессиональной успешности, возможности самореализации индивида.
Результаты авторского исследования свидетельствуют о том, что существует взаимосвязь между самооценкой респондентами уровня развития своих личностных и субъектных характеристик в процессе имиджирования и самооценкой степени самореализации как цели своей жизни.
Высокую оценку значимости для успеха в профессиональной деятельности получили личностно-субъектный и духовно-нравственный факторы.
Резюме. Чтобы повысить свою коммуникативную компетенцию, можно и нужно сознательно осваивать язык жестов. Знание языка тела позволяет снизить возможности манипулирования человека человеком, а также раскрыть его внутреннее «Я». «Язык» тела занимает важное место в создании первого впечатления о человеке. Поэтому важно и то, как нас воспринимают окружающие, и то, как мы хотим выглядеть в их глазах. Если эти два образа совпадают, мы сумели найти наилучший вариант поведения. Уделяя внимание овладению «немым языком» общения и «самоподачи», мы сознательно создаём яркий личностный образ.
Дизайн одежды. Очень важен для создания благоприятного впечатления на собеседника. Существуют несколько правил подбора одежды.
Первое правило – необходимо определить свою аудиторию, т.е. тех людей, на которых мы собираемся воздействовать. Следует помнить и о том, какой эффект мы собираемся произвести. Незнание и пренебрежение правилами может нанести имиджу непоправимый ущерб. Поэтому лучший способ выделиться из окружающих – быть слегка элегантнее и изысканнее остальных. Путь к деловому успеху – это строгое соответствие имиджа профессии.
Умение элегантно и со вкусом одеваться – это искусство. Исследователи в области имиджа установили, что при помощи правильного имиджа и умело подобранной одежды можно преодолеть нерешительность и выработать уверенность в себе. Это поможет заново родиться творческой личности, которую мы сами нередко загоняем внутрь.
Второе правило в создании стиля одежды можно условно назвать законом ассоциативности – при взгляде на вас у людей должны возникать желаемые вами ассоциации. И никакая деталь в имидже не должна вызывать отрицательных ассоциаций. Необходимо заранее продумать всё, вплоть до мелких деталей и аксессуаров. В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства.
Третье правило: созданный образ самого себя должен быть адекватен личностному истинному «Я». Однако для этого необходимо обладать объективной самооценкой.
Правило четвёртое. Важнейшая задача имиджа – выделять человека из общей массы. Хоть в чём-то необходимо быть оригинальным: стиль, манера носить одежду, аксессуары и т.д. И главное – даже следовать общепринятой моде нужно только в присущей каждому человеку манере. Необходимо изучить тенденции современной моды и выбрать то, что больше подходит, поскольку мода не диктует, а предлагает.
Пятое правило. Имидж должен быть подвижным, динамичным и меняться в зависимости от моды. Но главное в следовании последним тенденциям моды – это выработать в себе чувство моды, стиля и современности. Важно не стать «рабом» моды, а сформировать своё отношение к ней и стилю, выразив его в собственной одежде.
Резюме. Наш собственный внешний облик – лучшая наша визитная карточка. При создании собственного образа необходимо учитывать законы восприятия. В этом деле нет мелочей, любая деталь нашего костюма должны вызывать только приятные ассоциации. Наш облик должен говорить о нас то, что мы сами хотим сказать.
Владение словом. Современная риторика выделяет в речевом поведении оратора две фазы. Первая фаза – подготовка речи. Вторая фаза – произнесение речи «эффективно и с обаянием».
На этапе непосредственного выступления перед публикой оратор должен быть гибким, артистичным, умеющим импровизировать. На стадии понятийной разработки темы речи его поведение должно подчиняться всеобщим законам формальной логики. Отсюда известное правило: научиться говорить эффективно и эффектно можно, только научившись хорошо думать. Освоение программы мыслительной разработки темы речи в античной риторике рассматривалось как первый и важный шаг на пути к риторической образованности.
Флюидное излучение. Исследователи имиджа выделяют несколько аспектов личного обаяния, которые стоит принимать во внимание и преимуществами которых пользоваться в процессе коммуникации.
Чудодейственная улыбка. Улыбка не только рождается чувством, но и порождает его. Подлинная, изнутри светящаяся улыбка по-настоящему действует не только на нас самих, но и на других. Русским людям не свойственно идти по улице с милой улыбкой на лице. А ведь сила улыбки, действительно, может быть необыкновенно преобразующей. Преобразующей не только нашу жизнь, но и жизнеощущение окружающих нас людей. Отсюда вывод: стоит улыбаться как можно чаще, даже если не хочется.
Воспламенять взглядом – это следующий приём «флюидного излучения».
В облике любого человека самое выразительное – глаза. В наших интересах «извлечь» из своих глаз всё по максимуму. Ведь именно они способны завораживать и держать наших «жертв» в напряжении, излучать ту волшебную силу и энергию, которая испепелит их воображение и обречёт нерадивых соперниц на провал. Благодаря круглым, маленьким, миндалевидным, близко, глубоко и широко поставленным глазам можно стать сущим наказанием для тех, кто поспешил конкурировать с нами.
Игра губами – такова суть третьего приёма.
Эффектное интонирование – четвёртый приём «флюидного излучения». Необходимо учитывать и совершенствовать модуляции своего голоса, который, по сути, является важнейшим инструментом обаятельной женщины. Надо подружиться со своим голосом. Он должен стать уверенным, бодрым, ясным, твёрдым, сочным, с богатыми и гибкими интонациями. Конечно, добиться выразительности и артистичности вашего звучания нелегко.
Элегантность манер – пятый прием.
Экспрессия тела – таков шестой приём «флюидного излучения». Какими красивыми становятся глаза женщины, когда она искренне радуется и улыбается? А почему? Потому что она улыбается, и мы не видим её недостатков, изъянов и т.д. Мы видим то, что она нам внушает. Следовательно, чтобы женщине стать красивой, ей достаточно внушить это другим.
Резюме. Каждый создаёт своё поле, каждый светит «своим светом». Чем сильнее источник, тем ярче и отражение. Таким биоэнергетическим источником у женщины являются любовь, дети, счастье, удача. Чем богаче в женщине представлены радостные чувства и благородные мысли, тем мощнее выброс её флюидов в социальную среду. Такие женщины обладают магическим притяжением, ибо они щедро дарят человеческое тепло и симпатии.
Человек равен воображению. Убедите себя стать обаятельной и привлекательной! И не бойтесь, что хотите слишком многого. Посмотрите спокойно и с любовью (стоит ли совершенствовать то, что не любишь?) на свои достоинства и недостатки. И, не пытаясь сравнивать их с другими, бесстрашно полюбите их, ощутите их ценность. После чего можно и задуматься над тем, как лучше преподнести их окружающим.
Обаяние глубоко индивидуально. Будьте искренни при самовыражении! Ведь только вы знаете о том, что в вас есть уникального и особенного. И чем бы вас ни одарила Природа, обаяние еще больше украсит вас.
У Виктора Франкла есть такие слова: «Человек – это больше, чем психика; человек – это дух». Да, духовная жизнь человека не имеет границ и не подвластна определениям. Человеческие возможности безграничны. Вы можете быть любой – обольстительной, оригинальной, самобытной, притягательной, одарённой, талантливой, неподражаемой. Любой. И ваша прекрасная душа может сделать вашу внешность по-настоящему красивой.
Законы функционирования имиджа диктуют нам определенный образ мыслей и способ поведения. Для того, чтобы сформировать достойный имидж, доброжелательно настроить к себе других людей, важно правильно определить цель и поставить задачи, работающие на цель. Каждая задача должна быть конкретно сформулированной, реалистичной, измеримой, выполнимой в заданный промежуток времени. Каждый шаг по выполнению конкретной задачи – продуманным. Знание законов формирования имиджа и самопрезентации позволит выполнить поставленные задачи и достигнуть желаемой цели.
ИСТОЧНИКИ:
- Вольдман Л.Ю. Имидж организации и механизм его формирования. //Высшее образование сегодня. 2004. №10.
- Калюжный А.А. Психология формирования имиджа. - М., Владос,2004.
- Липатов С.А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики. //Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 1997. № 5.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М.: Прогресс, 1994.
- Сергеева Т.Б., Горбатько О.И. Особенности корпоративной культуры образовательного учреждения. // Педагогика, 2006. № 10.
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997.
- Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. М., Народное образование, 2002.
- http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%EC%E8%E4%E6
- http://evartist.narod.ru/text9/19.htm
- http://evartist.narod.ru/text9/19.htm#%D0%B7_05
- http://evartist.narod.ru/text9/20.htm#%D0%B7_07
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий функционирования МАООУ санаторно-лесная школа.
отчет директора школы о создании условий функционирования школы....
Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем»
Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем» ...
Функционирование электронных журналов и дневников
Электронный журнал и школа. Электронный журнал и родитель. Электроны журнал и ученик. Электронный журнал – зачем он нужен?...
Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий оп...
Законы функционирования и свойства семейной системы.
В этом материале можно подробно рассмотреть и разобрать семейную систему, ее функционирование и законы...
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна.
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна....
Занятие 2. Имидж лидера. Искусство самопрезентации.
Цель: Познакомить ребят с понятием «Имидж», научить презентовать себя.Задачи:1.Обосновать, что внешность человека имеет значение.2.Заинтересовать ребят и вовлечь их в игровую деятельн...