Законы функционирования и свойства семейной системы.
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В этом материале можно подробно рассмотреть и разобрать семейную систему, ее функционирование и законы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya.ppt | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Функции семьи Воспитательная функция семьи состоит в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья. Эмоциональная функция семьи – удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Функция духовного (культурного) общения – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении. Функция первичного социального контроля – обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. Сексуально-эротическая функция – удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи.
Законы функционирования семейной системы Закон гомеостаза гласит: всякая система стремится к постоянству, к стабильности. Одновременно действует закон развития: всякая семейная система стремится пройти полный жизненный цикл.
Свойства семейной системы 1. Особенности взаимоотношений членов семьи проявляются в общении; под общением здесь понимается абсолютно любое событие, происходящее в семье.
Паттерны взаимодействия – это устойчивые способы поведения членов семьи и постоянно повторяющиеся коммуникативные стереотипы, включающие в себя определенные послания (сообщения) или содержащие определенный смысл для членов семьи. Циркулирование информации в семье отражает характер обмена информацией между членами семьи, обусловленный постоянным повторением определенных паттернов семейного взаимодействия. Передача той или иной информации может осуществляться следующим образом: - в виде прямых и ясных посланий друг другу; - в виде косвенных обращений и манипулятивных действий; - в виде двойных посланий; - с привлечением третьих лиц для передачи информации.
Стиль эмоциональной коммуникации определяется соотношением позитивных и негативных эмоций, критики и похвалы в адрес друг друга, а также наличием или отсутствием запрета на открытое выражение чувств. Метакоммуникация – это процессы совместного обсуждения и осмысления того, что происходит между членами семьи, то есть представляет собой комментарий или сообщение по поводу коммуникации.
В неблагополучных семьях общение протекает двусмысленно. Двусмысленность возникает в тех случаях, когда человек руководствуется следующими представлениями: 1. У меня низкая самооценка, я уверен, что плохой, потому что чувствую себя таким. 2. Я боюсь задеть чувства другого человека. 3. Я боюсь, что другой человек отомстит мне. 4. Я боюсь разрыва наших отношений. 5. Я не хочу навязываться. 6. Я равнодушен ко всему, кроме самого себя, другой человек и взаимоотношения с ним не имеют для меня никакого значения.
Типы поведения, к которым прибегают люди, чувствуя угрозу отвержения: 1) заискивать, чтобы другой человек не сердился; 2) обвинять, чтобы другой человек считал его сильным; 3) рассчитать все так, чтобы избежать угрозы. Самооценка человека нередко скрыта за высокими словами и абстрактными понятиями; 4) отстраниться настолько, чтобы игнорировать угрозу, вести себя так, будто ее нет. Наше тело выражает ощущение самооценки независимо от того, осознаем мы это или нет. Если наша ценность в собственных глазах сомнительна, тело отражает это.
Заискивающий (миротворец) Слова «Все, что ты хочешь, — это хорошо». «Я здесь для того, чтобы сделать тебя счастливым». Тело «Я беспомощен» — выражено в позе жертвы. Внутри«Я ощущаю себя ничтожеством, я без тебя мертв. Я — ничто». Обвинитель Слова «Ты никогда ничего не делаешь правильно. Что с тобой происходит?» Тело «Я здесь главный». Внутри «Я одинок и несчастлив». Расчетливый («компьютер») Слова «Если внимательно приглядеться, то можно заметить изуродованные тяжким трудом руки кого-нибудь из здесь присутствующих». Тело «Я спокоен, холоден и собран». Внутри «Я чувствую себя уязвимым». Отстраненный (безумный) Слова или не имеют смысла, или касаются отвлеченной темы. Тело «Я нахожусь где-то еще». Внутри «Никто обо мне не заботится. Здесь мне нет места».
Как влияет ваше поведение на других людей Заискивающее поведение может вызывать чувство вины. Обвиняющее поведение – страх. Расчетливое поведение – зависть. Отстраненное поведение – чувство тоски и уныния. Это значит, что: если я вызываю у тебя чувство вины, ты можешь пожалеть меня; если я вызываю страх, ты можешь подчиниться мне; если я вызываю зависть, ты будешь стремиться как-то походить на меня; если я могу развеселить тебя, ты будешь терпеть меня рядом с собой!
Ситуация Я – ваш отец, а вы – мой сын и делаете что-то неправильно. Как я могу себя повести? Заискивая (тихим голосом, с удрученным видом): Извини меня, Джим, я хотел тебя спросить... Только обещай, что не рассердишься. Нет, ты все делаешь хорошо, но только, может быть, ты мог бы немного больше постараться и навести порядок? Обвиняя: Что с тобой происходит, неужели ты ничего не понимаешь, ты совсем спятил? «Компьютер»: Мы проводим смотр продуктивности работы нашей семьи. Мы нашли, что у тебя она начинает падать. Что ты можешь сказать по этому поводу? Отстраняясь (обращаясь к другому сыну, стоящему рядом с Джимом): Скажи, Арнольд, твоя комната такая же, как и у Джима? Нет, ничего такого, я просто хожу-брожу, смотрю, как тут все у нас в доме... Скажи Джиму, чтоб он зашел перед сном к маме. Уравновешенный тип: Джим, твоя комната в ужасном состоянии. Ты со вчерашнего дня не убрал кровать. Давай подумаем, как навести порядок. Не так уж сложно отказаться от привычных стереотипов поведения и стать уравновешенным. Один из путей для достижения этой цели — понять, что в достижении этого вам мешают некоторые страхи.
Чтобы избежать отвержения, которого мы так боимся, мы постоянно пугаем самих себя: 1. Я могу совершить ошибку. 2. Кому-то это может не понравиться. 3. Кто-то может меня раскритиковать. 4. Вдруг подумают, что я – выскочка. 5. Она подумает, что я плохой. 6. Люди могут подумать, что я дефективный. 7. Он может меня бросить.
Если вы сможете разумно отнестись к подобным утверждениям, вы сделаете важный шаг на пути личностного роста. 1. Я уверен, что в любом деле ошибки неизбежны, особенно когда дело новое. 2. Я абсолютно уверен, что всегда найдется кто-то, кому не понравится то, что я делаю. На вкус и цвет товарища нет. 3. Да, всегда найдется кто-то, кто будет критиковать меня... Я действительно несовершенен. Но критика полезна. 4. Если я буду считать, что мне надо быть безупречным, я никогда не буду полностью собой доволен. 5. Итак, он меня бросает. Может быть, он и уйдет, но я переживу и это.
Правила – это распределение семейных ролей и функций, распределение мест в семейной иерархии, решение о том, что позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо. Семейные ценности – идеалы, представления о семье, ее особенностях, которые одобряются и культивируются в кругу семьи, а также служат важным фактором регуляции взаимоотношений между ее членами. Традиции и ритуалы – повторяющиеся узаконенные действия, имеющие символический смысл.
Семейный миф – это некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ, или история, если хотите, идеология. Это знание, разделяемое всеми членами семейной системы и отвечающее на вопрос: «Кто мы?» Миф порождает правила и ритуалы. Нарушение правил, особенно систематическое, может разрушить миф.
Термин граница используется в описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, а также между различными подсистемами внутри семьи. Внешние границы – это границы между семьей и социальным окружением. Они проявляют себя посредством того факта, что члены семьи ведут себя по-разному друг с другом и с внешним окружением. Внутренние границы создаются посредством разницы в поведении членов различных подсистем. Например, супруги ведут себя между собой иначе, чем с ребенком.
Четкие границы между семейными подсистемами позволяют членам семьи поддерживать и опекать друг друга. Вместе с тем допускается и определенная их автономия, поэтому обеспечивается равновесие свободы и контроля. Ригидные границы изолируют членов семьи друг от друга и даже от общества. В семье с ригидными границами ее члены автономны, однако семье трудно функционировать. Дети приобретают навыки борьбы за себя, но не вырабатывают навыков согласования. Диффузные границы своеобразно противостоят ригидным чертам . В семье с диффузными границами каждый член постоянно заботится о каждом и постепенно пытается предлагать и оказывать помощь. В таких семьях неясны функции подсистем. Поэтому в них утрачивается автономия, а вместе с тем и возможность экспериментировать.
Стабилизатор – это то, что скрепляет систему, что помогает людям держаться вместе. Семейный сценарий – обусловленные семейной историей, повторяющиеся из поколения в поколение паттерны взаимодействия.
Семья как закрытая система Самооценка низкая. Общение - непрямое, спутанное, неопределенное, неадекватное, препятствующее росту. Стиль - обвиняющий, заискивающий, просчитывающий, отстраненный. Правила - скрытые, устаревшие, жесткие, неизменные; люди изменяют свои потребности, подстраиваясь под установленные правила; запреты на обсуждение. Результат - случайный, хаотичный, деструктивный.
Семья как открытая система Самооценка высокая. Общение прямое, ясное, определенное, адекватное, способствующее росту. Стиль уравновешенный. Правила открытые, современные, гуманные; меняются, когда возникает необходимость; полная свобода любых обсуждений. Результат основан на реальном положении вещей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Человек как индивид. Свойства нервной системы.
Занятие из курса "Основы социализации личности" для 8 класса....
Урок по биологии в 8 классе по теме "Значение, строение и функционирование нервной системы (Нервная система – дирижер нашего организма)"
Тип учебного занятия: урок - исследованиеЦели учебного занятия: Цель-предмет / цель-предметные результаты / цель познавательная / цель обучающая:- учащиеся научатся формулировать новые анатомо-физиоло...
Законы функционирования имиджа и самопрезентация
Современное общество диктует педагогу, помимо прочих, необходимость обращениям к таким аспектам, как формирование собственного профессионального имиджа. Сегодня имидж - это инструмент педагога в дости...
Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)
ТЕМА: Значение природных свойств нервной системы в профессии. (Темперамент. Чувства и эмоции. Стресс)...
К вопросу о семантических свойствах и функционировании лексемы «язык»
В статье представлены результаты анализа лексико-семантической экспликации лексемы «язык». Было выявлено, что лексема «язык» не только является частью системы словесного выражения мыслей, но и средств...
Приоритеты взаимоотношений в семейной системе
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многогранность отношений между ее членами, открытость и непосредственность чувств, которые они испытывают друг к другу, количество разнообразных фор...
«Школа и органы профилактики» ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН № 120-ФЗ ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХОрган профилактики Вопрос, с которым обращаемся Прокуратура - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;К...