Практическое занятие для педагогов. Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».
материал на тему
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий определёнными личными качествами. Стоит задача формирования имиджа педагога школы будущего. Предлагаю тренинговое занятие, посвящённое некоторым особенностям формирования имиджа педагога. Атак же работа с фрагментом стандартной методики Торранса.
В ходе этой работы вы все сами определите характеристики и параметры творчества.
Эту методику можно использовать для изучения детской одарённости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тренинговое занятие для педагогов Имидж | 945.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Имидж педагога . Компоненты, составляющие понятие «имидж».
Слайд 1. - Добрый день, уважаемые коллеги! Зовут меня Ирина Валериевна. Сегодня Вашему вниманию предлагаю тренинговое занятие, посвящённое некоторым особенностям формирования имиджа педагога. Уважаемые коллеги я очень рассчитываю на ваш отклик, реакцию на мою работу. На наше сотрудничество.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» ставит задачу, чтобы в школе работал учитель, обладающий ключевыми компетенциями. Учитель-консультант, учитель-модератор. Обладающий определёнными личными качествами. Стоит задача формирования имиджа педагога школы будущего.
Уважаемые коллеги, давайте сначала разберёмся, что же такое "имидж"? А какие ассоциации это понятие у вас? Что приходит на ум, когда вы слышите словосочетание «имидж педагога»?
……..
Слайд 2
Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков оно означает “образ”. Имидж педагога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия ОБРАЗА учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании.
слайд3 На слайде Вы можете видеть, как учёные определяют составляющие имиджа
внешний, процессуальный | 1. Имидж среды (как выглядит его офис, кабинет, автомобиль); 2. Овеществлённый имидж (предметы, которые он создал и которыми пользуется: написанное письмо, визитная карточка, подарки и цветы, которые вручает); 3. Вербальный имидж (от лат. Verbalis – «словесный»; это его манера говорить и писать); 4. Кинетический имидж (невербальные средства общения: жесты, мимика и телодвижения); 5. габитарный имидж (от лат. Habitus – «внешний»; включает костюм, прическу, аксессуары); |
внутренний | Ментальный (мировоззренческие и морально-этические установки, социальные стереотипы); |
фоновый имидж | он может быть дистантно-опосредованным (это сведения, получаемые извне, а не от нас самих, через СМИ, по «сарафанному радио» и т.д.) и контактно-непосредственным (это сведения о нас, полученные от людей, в обществе которых мы находимся). |
Одно из главных качеств имиджа учителя - способность и желание учителя «расти». Каким бы высоким ни был профессиональный уровень подготовки, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.
2. Расстановка приоритетов составляющих имиджа. Деловая игра «4 угла».
Какой же из этих составляющих определяющий, самый важный?
Давайте поиграем в игру «4 угла». В нашей комнате 4 угла. Выберите, пожалуйста, какой из углов вам милее? Что Вам кажется важнее для профессионального имиджа педагога:
«1 угол» - мировоззренческие и морально-этические установки
«2 угол» - коммуникативность, владение вербальными и невербальными средствами общения;
«3 угол» - внешний, габитарный имидж: костюм, прическа, аксессуары;
«4 угол» - особое отличное мнение (назовите)
Поле того как вы определились, я попрошу Вас назвать и обосновать ваш выбор. В ходе игры угол можно менять.
А как расставляют приоритеты имиджа учителя наши воспитанники?
Результаты проведенного опроса «Портрет хорошего учителя» 14-летние дети ответили следующее. (Слайд4)
Вывод: Вы видите, что результаты наших высказываний и детские мнения не представляют принципиальной разницы. Имидж мы определяем как совокупность комплекс качеств, характеристик, признаков.
- Упражнение на развитие умения эффективного общения и сотрудничества.
Невербальные средства общения.
Слайд 5 И всё же, одно из самых важных качеств, которые хотят в нас видеть дети - это умение общаться, понимать другого (коммуникативные способности). Давайте посмотрим насколько в нашем коллективе, случайно образовавшемся сегодня, сформирован навык общения и сотрудничества.
Для начала прошу Вас стать в круг, опустить голову, держать руки за спиной. Ваша задача сосчитать до … (по кол-ву игроков), называя каждый по одному числу. Если игра пойдёт неправильно, правила будут нарушены, я хлопну в ладоши. Итак, - начали игру!
Игроки должны по очереди сосчитать всех играющих. Чтобы справиться с этой задачей, они должны прийти к выводу: нужно уметь согласовывать свои действия с действиями партнёров.
Вывод: особенностью имиджа педагога является высокая адаптивность педагога, способность любыми средствами понять другого человека и договориться.
Слайд 6
Следующее задание игры «Построиться по заданному параметру». Правило – разговаривать нельзя!
Послушайте задание: постройтесь, пожалуйста, в шеренгу
- по росту,
- по размеру ноги,
- по владению умением работать на компьютере.
Вывод: особенностью педагога является владение самыми различными средствами общения.
А также можно сделать вывод, что есть аспекты, в которых невозможно и не нужно соревноваться. Осип Мандельштам сказал: «Не сравнивай. Живущий не сравним».
(Слайд7) По поводу средств общения. Учёные настаивают и успешно доказывают, что важнейшую роль в общении играют 3 основных фактора:
1 - Что мы говорим 2 -Как мы говорим 3 - Язык нашего тела
Причём Вас может удивить процентное соотношение этих факторов:
• Что мы говорим – 7%
• Как мы говорим – 38%
• Язык нашего тела – 55%
Психологи вывели следующий постулат: Поступки и слова могут лгать, но тело обманывает редко!
Почему оказалось, что невербальная часть общения столь информативна? Потому, что связь тела и психики неразрывна. И доказать её наличие элементарно.
Проведём эксперимент: (Слайд 8)
Попробуйте откинуться на спинку стула и закинуть руки за голову, попробуйте почувствовать себя несчастным. Получается?
(Слайд 9) А теперь, наоборот, пригните голову к коленям. Обнимите руками голову. И скажите себе: «Я самый счастливый на свете!».
Не получается? И не получится, потому что горе нас сгибает, а радость заставляет раскрыться.
(Слайд10) Используйте язык тела для построения эффективного общения.
- зрительный контакт (не “блуждайте” взглядом поверх голов, т.к. бегающий
взгляд – признак обмана)
- мимика (лицо должно быть доброжелательно-заинтересованным, чаще
улыбайтесь)
- жесты и поза (Не скрещивайте руки на груди, внизу живота или за спиной, не держите их в карманах (эти позы говорят о том, что вы что-то скрываете), не вертите в руках ручку (отвлекает от того, что Вы говорите). Держите ваши руки свободно, будьте внешне расслаблены.
- Дистанция – 60-120 см
Случается, что имеются все элементы правильного имиджа, но он все-равно не дает желаемого результат. Возможно, нам не хватает самого главного аспекта вашего личного успешного имиджа – привлекательности в глазах окружающих.
Слайд 11 Привлекательные люди:
- естественно ведут себя
- дружелюбны, с ними легко общаться
- уверены в себе
- умеют легко вызывать человека на разговор о нем самом;
- часто и искренне улыбаются
- имеют хорошее чувство юмора
- умеют говорить комплименты
- знают нормы этикета и следуют им
- способны посмеяться над собой
- понимают, что возможности человека ограничены, и не на все вопросы есть ответы
К сведению, - основа будущего общения звкладывается в первые 15 секунд вашей встречи. И то как вы пройдёте это «минное поле» - залог эффективного сотрудничества с воспитанниками, родителями, коллегами.
2.4. Креативность мышления как профессиональная способность педагога. Тест Торранса.
(Слайд 12)
Давайте вернёмся к результатам опроса учащихся. Дети хотят видеть перед собой педагога умного, интересного, много знающего, с чувством юмора. Педагог во все времена, по старым стандартам ли, в ногу ли с новыми стандартами, всегда приходится быть в курсе новой информации, технологий, одним из первых осваивать технические новинки, настраиваться на ожидания ребёнка, родителей, группы, на требования «сверху». Все это - элементы творческой составляющей имиджа, профессиональные качества педагога.
Медики и психологи утверждают, что, не обладая такими способностями, педагог будет испытывать давление, стресс, эмоциональное выгорание, болезнь.
(Слайд13)Творчество можно понимать по-разному. Академики разрабатывают теории, психологи ищут способы классификации. А самое главное, что любой творец делает всё НЕ ТАК как все.
Я хочу вам предложить фрагмент стандартной методики Торранса.
В ходе работы вы все сами определите характеристики и параметры творчества.
Эту методику можно использовать для изучения детской одарённости.
Предлагаю вам 6 незаконченных картинок. Нужно дорисовать дополнить их так, чтобы получились некоторые предметы, живые объекты, сюжеты, что-либо ещё. Обратите внимание на то, что ваши картины должны быть уникальны., не похожие на другие. В каждом фрагменте есть черта. Придумайте и напишите, пожалуйста, интересное название. Для выполнения работы у вас есть 6 минут. Начали.
ЗВУК
…Обработаем результаты. Характеристика творческого мышления основывается на 5 факторах.
Слайд 14
- Беглость – это способность создавать большое количество осмысленных идей (общее кол-во рисунков) – максимально 6…
Для педагога – способность обрабатывать большое количество информации. Часто – одновременно.
Слайд 15
- Гибкость (Для педагога – способность переключаться с одной инф-ции на др.) - количество изменений категорий, считая от 1 картинки – макс. - 5.
- Категорию живое обозначаем буквой Ж (человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животное, насекомое, рыба, птица и т.д.
- Предметное, механическое обозначим буквой П (лодка, космический корабль, велосипед, машина, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и.д.)
- Символическое - буквой С (буквы, цифры, название, герб, флаг)
- Видовое, жанровое - буквой В (город, шоссе, карта, двор, парк, космос, горы)
Как считать. Если категория меняется от картинки к картинки, защитываем 1 балл. Максимально - 5 баллов.
Слайд 16
- Оригинальность – способность давать необычные уникальные ответы, (для педагога – спос-сть мыслить нешаблонно) основывается на статистической редкости ответа (не оцениваются типичные ответы).
Слайд 17
- Название – отражает способность выделять главное, способность понимать суть проблемы, проявляется через уровень абстрактности названий, придуманных обследуемым к своим рисункам.
0 баллов – нет
1 балл – простые описательные названия
2 балла – образные описательные названия
3 балла – абстрактные названия
max 18
Хочу привести пример детских работ: слайд 18
Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. Педагогическое творчество станет подлинным искусством только в том случае, если оно разовьется из глубины.
3. Заключение
Слайд 19
Подводя итоги сегодняшнего занятия, ещё раз подчеркнём: имидж - это целый комплекс характеристик и трудно переоценить какую-либо из них. Конечно, не возможно в течение 40 минут основательно проработать стратегию формирования образа педагога. Мы не успели обсудить немаловажную составляющую имиджа – внешняя привлекательность педагога.
Слайд 20
И поэтому я вам дарю памятки, в которых советы по речевой культуре, стилю одежды, макияжу, ароматоимиджу.
Слайд 21
Мы создали с вами замечательный образ педагога. Но существует в жизни и другой образ. Давайте с присущим нам юмором на него посмотрим. По завершению прошу Вас заполнить анкеты. СПАСИБО Вам за работу! Слайд 22
1. Введение в тему “ имидж педагога ”. Компоненты, составляющие понятие «имидж».
Слайд 1.
некоторым особенностям формирования имиджа педагога. Уважаемые коллеги я очень рассчитываю на ваш отклик
Национальная образовательная инициатива
что же такое "имидж"?
ассоциации
Слайд 2
Имидж – загадочное красивое слово
слайд3
составляющие имиджа
2. Расстановка приоритетов составляющих имиджа. Деловая игра «4 угла».
(Слайд4)
имиджа учителя наши воспитанники
- Упражнение на развитие умения эффективного общения и сотрудничества.
Невербальные средства общения.
Слайд 5 И всё же, одно из самых важных качеств
насколько в нашем коллективе
стать в круг, опустить голову, держать руки за спиной.
сосчитать до
Следующее задание игры «Построиться по заданному параметру». Правило – разговаривать нельзя!
Слайд 6
особенностью педагога является владение самыми различными средствами общения.
Осип Мандельштам сказал: «Не сравнивай. Живущий не сравним».
(Слайд7) По поводу средств общения
Проведём эксперимент: (Слайд 8)
(Слайд 9)
(Слайд10) Используйте язык тела для построения эффективного общения.
Имидж является частью нашей профессии и может стать результатом сознательной работы.
Случается, что имеются все элементы правильного имиджа
Слайд 11 Привлекательные люди:
основа будущего общения звкладывается в первые 15 секунд
2.4. Креативность мышления как профессиональная способность педагога. Тест Торранса.
(Слайд 12)
Давайте вернёмся к результатам опроса учащихся
элементы творческой составляющей имиджа, профессиональные качества педагога.
(Слайд13)Творчество можно понимать по-разному.
фрагмент стандартной методики Торранса.
ЗВУК
Обработаем результаты.
Слайд 14
- Беглость
Слайд 15
- Гибкость
Слайд 16
- Оригинальность –
Слайд 17
- Название
пример детских работ: слайд 18
3. Заключение
Слайд 19
имидж - это целый комплекс
не возможно в течение 40 минут основательно проработать стратегию формирования образа педагога
дарю памятки
Слайд 21
существует в жизни и другой образ
прошу Вас заполнить анкеты
Способность и желание учителя «расти» - это о дно из главных качеств учителя. Каким бы высоким ни был профессиональный уровень подготовки, он обязан постоянно совершенствовать свои личностные качества.
Общество, порождая требования к профессиональному имиджу педагога, влияет на его содержание. Но из поколения в поколение неизменными остаются такие качества идеального педагога, как любовь к детям, доброжелательность, искренность, умение общаться. Издавна традицией на Руси было, что учитель всегда был почитаемым человеком в обществе, чьё мнение было авторитетным, а сам он — эталоном поведения.
Я хочу Вам сегодня подарить образцы методики Трранса по определению уровня креативного мышления, памятки «Стиль-имидж. Арома - имидж педагога»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".
Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...
Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности
Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...
«Имидж педагога как составляющее профессионального стандарта педагога"
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
выступление на педсовете "Имидж педагога. Эмоциональное выгорание педагога"
формирование имиджа современного педагога. причины профессионального эмоционального выгорания педагога. практические рекомендации по профилактике...
Имидж педагога как составляющая «профессионального стандарта педагога»
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с...
Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»
самообразование педагога должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...
Презентация "Кинетическая культура, как составляющая имиджа педагога"
Презентация раскрывает понятие "имидж педагога" и освещает кинетическую культуру, как состовляющую имиджа педагога....