Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем»
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме
Урок по экологии.
Обобщающее повторение по теме
«Функционирование экосистем»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_7_klass.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 7 классе по экологии.
Обобщающее повторение по теме
«Функционирование экосистем»
Цель общеобразовательная: закрепить и систематизировать знания
учащихся по теме; продолжить формировать умения решать
экологические задачи; подготовить учащихся к зачету по теме
«Функционирование экосистем»
Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание,
коммуникативные умения и навыки.
Воспитательная: воспитывать уверенность в себе, в своих знаниях, активное и
заинтересованное отношение к природным процессам и
закономерностям, речевую культуру.
Оборудование: схемы «Биотическая структура экосистем», «Закон оптимума», «Пирамида биомассы», «Принципы функционирования экосистем»; карта природных зон, фонозапись пения соловья, кроссворд.
Ход урока:
- Организационный момент 1-2 минуты.
- Обобщение и систематизация знаний.
Деятельность учителя по организации учебного процесса | Деятельность учащихся |
1. Инсценировка. Ведущий - На опушке леса жил кузнечик. Из всех жителей этого лесного уголка он был самым молодым и любознательным. Его интересовало все. Припрыгал однажды кузнечик к большому дубу и стал выспрашивать у него. Кузнечик – Сколько тебе лет, могучий дуб? Дуб – Скоро триста будет. Кузнечик – Ого, ты, наверное, самый старый в лесу? Дуб – Нет, на соседней опушке живет дуб, которому больше 500 лет. Это из его желудя я вырос. Кузнечик – Как это? До этого дуба мне прыгать целый день надо. Как же желудь попал сюда? Ведущий – И правда, как желудь мог попасть на эту поляну? Дуб – Сойка сорвала этот желудь на обед, принесла сюда, да потеряла. Так триста лет назад тот желудь пророс, и это был я. Лес, кузнечик, - это такое содружество, в котором все деревья взаимосвязаны друг с другом, с кустарниками, травами, насекомыми, птицами и другими животными. 2. - Как называется такое содружество? - Из каких компонентов состоит экосистема? - На какие группы делится биота экосистемы? - Откуда организмы в экосистемах берут энергию? Какой принцип функционирования экосистем об этом говорит? - Какие две группы живых организмов обязательно должны присутствовать в экосистеме и почему? - Какой принцип функционирования экосистем это подтверждает? - Решите задачу: в окрестностях дымящихся промышленных предприятий стала накапливаться подстилка в лесах. Почему это происходит? Какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса? 3. Инсценировка. Ведущий – А теперь послушайте, что рассказал дуб. Дуб – В один год появилась в лесу дубовая листовертка. Лист за листом скручивали гусеницы этой бабочки на моих ветвях, опутывали их паутиной. Зеленые листья погибали, я задыхался. И кто выручил меня? Ведущий – Кто же помог дубу? Дуб – Мне помогли маленькие шестиногие друзья – муравьи. Они с утра до позднего вечера обшаривали каждый скрюченный листочек, находили куколок листовертки, уносили к себе в муравейник и там расправлялись с ними. 4. – Итак, в основе возникновения и существования любой экосистемы лежат отношения между ее членами и связи, в которые они между собой вступают, населяя пространство этой экосистемы. Стихотворение. Соседи, соседи: жуки и медведи, Орлы и козявки, деревья и травки… Прожить без соседей – увы! – невозможно. Иных обойдешь далеко, осторожно, Иными, как раз, хорошо закусить, А с теми под крышей теплее прожить. Иные годятся для дальней дороги, Другие поднимут тебя по тревоге, А эти соседи помогут в беде. Соседи, соседи – всегда и везде. - Какие типы взаимоотношений вы увидели в этой сценке, услышали в рассказе дуба? (Между листоверткой и дубом, листоверткой и муравьями) - Нарисуйте на доске и в тетрадях схему пищевой цепи и распределите организмы по пищевым уровням, по биотической структуре. - Решите задачи: а) какие места в цепях питания может занимать человек? Приведите примеры. б) экологи в шутку подсчитали, что для того, чтобы прокормить в течение года одного мальчика весом в 45 кг, достаточно четырех с половиной телят общим весом в 1035 кг, а для них – 20 миллионов растений люцерны с биомассой 8,5 тонн. - Какой принцип функционирования экосистем иллюстрирует данный пример? - Как это изобразить графически? - Почему биомасса в цепях питания уменьшается на каждом пищевом уровне? - Какое значение в экосистеме имеют хищники? Стихотворение. В лесу опять приплод зайчат, И все с хорошим аппетитом. Того гляди, кусты съедят И даже обглодают липы. Но с прибавлением семьи Поздравить можно и лисицу Лисятам завтраки нужны И ужин тоже пригодится. Вот так и охраняют лес Его жильцы в экосистеме. Ей дано поддерживать себя В упитанном, здоровом теле. - Какой тип взаимоотношений возник между дубом и муравьями? - Между дубом и сойкой? - Приведите примеры симбиоза. 5. А теперь вернемся к нашему кузнечику. Ведущий – Вечером кузнечик уже почти приготовился спать, как вдруг услышал красивую песню. И тут, но увидел певца. Это был соловей. Кузнечик – Как ты красиво поешь! Но почему сейчас? Ведь, я слышал, у тебя есть семья, и даже появились птенцы. Соловей – Вот поэтому и пою. Своей песней я не подруг привлекаю, а другим соловьям объявляю, что территория занята, здесь живет моя семья, а две семьи на этой территории не прокормить. 6. – Какой тип взаимоотношений между организмами вы увидели в данном примере? - Приведите свои примеры конкуренции. - Между кем конкуренция боле жесткая: между животными или между растениями? Почему? 7. Инсценировка. Ведущий – На другой день кузнечик проснулся и стал прыгать по полянке. Кстати, кузнечик может прыгнуть на расстояние раз в 20 больше длины своего тела. Так вот, допрыгал кузнечик до ручейка и увидел желтый цветок – калужницу. Кузнечик – Привет! Как тебя угораздило попасть в ручей, там ведь мокро и холодно? Калужница – А я могу жить только при высокой влажности почвы, поэтому и селюсь по берегам ручейков и речек. Если они исчезнут, исчезну и я. Закон природы! 8. – А какой закон заставляет калужницу жить в условиях переувлажнения? - Сформулируйте его, проиллюстрируйте примерами. - Решите задачу: в зрелых буковых лесах взрослые деревья смыкаются кронами. В таких лесах почти нет молодых буков, хотя на старых ежегодно вызревают многие тысячи орешков. Объясните, какие причины могут тормозить появление следующих поколений. - Если все экологические факторы, действующие на организм, находятся в зоне оптимума и только один фактор за его пределами, что произойдет с организмом? Какой закон действует? - Какие факторы ограничивают распространение лесов к северу и югу? - Решите задачу: В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь зависят животные? 9. Мы вспомнили все принципы и законы, по которым функционируют экосистемы. Но ведь человек тоже член экосистем. Давайте подумаем, соответствует ли деятельность людей принципам функционирования экосистем. | Слушают Отвечают на вопрос Беседа по сценке Решают задачу Слушают Отвечают на вопрос Беседа по сценке Работают в тетрадях и на доске Решают задачи Отвечают на вопросы Отвечают на вопросы Слушают Беседа по сценке Слушают Беседа по сценке Решают задачу Отвечают на вопросы Решают задачу Отвечают на вопрос |
- Закрепление терминов.
Решите кроссворд:
1 | п | р | о | д | у | ц | е | н | т | ы | ||||||||||
2 | с | и | м | б | и | о | з | |||||||||||||
3 | х | и | щ | н | и | к | ||||||||||||||
4 | к | о | н | с | у | м | е | н | т | ы | ||||||||||
5 | о | г | р | а | н | и | ч | и | в | а | ю | щ | и | й | ||||||
6 | э | к | о | с | и | с | т | е | м | а | ||||||||||
7 | к | о | н | к | у | р | е | н | ц | и | я | |||||||||
8 | р | е | д | у | ц | е | н | т | ы | |||||||||||
9 | д | е | т | р | и | т | ||||||||||||||
10 | о | п | т | и | м | у | м | |||||||||||||
11 | с | е | т | ь |
- Организмы, создающие органические вещества из неорганических веществ.
- Взаимовыгодные отношения между организмами.
- Консументы второго порядка.
- Организмы, потребляющие готовые органические вещества как источник пищи и энергии.
- Фактор, находящийся за пределами зоны оптимума, не дающий организму существовать в данной экосистеме.
- Совокупность растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой таким образом, что может существовать неопределенно долгое время.
- Борьба между организмами за жизненно важные ресурсы.
- Организмы, разлагающие органические вещества до простых минеральных.
- Остатки отмерших животных и растений и продукты жизнедеятельности живых организмов.
- Сила фактора, наиболее благоприятная для жизни.
- Совокупность взаимосвязанных пищевых цепей.
- Домашнее задание. Подготовиться к зачету по теме «Функционирование экосистем»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра для обобщающего повторения по теме "Антарктида" в 7 классе.
Методическая разработка урока учителем географии Курбатовой Е.Е.....
Открытый урок "Водные ресурсы. Обобщающее повторение"
урок обобщающего повторения...
План-конспект урока по экологии (9 класс) по теме: Законы организации экосистем.
В ходе урока учащиеся решают проблемный вопрос: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности? Выводы по уроку (зак...
Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».
Цели урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения правильно применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...
Урок по теме: Обобщающее повторение по теме «Логарифмы» (подготовка учащихся к ЕГЭ на уроке математики)
Урок по обобщению и закреплению изученного материала;Построение системы знаний о преобразовании логарифмических выражений, решении логарифмических уравнений и неравенств; Формирование компетентно...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...