Урок по экологии. Обобщающее повторение по теме «Функционирование экосистем»
методическая разработка по экологии (7 класс) по теме

Елена Викторовна Чернякова

Урок  по экологии.
Обобщающее повторение по теме
«Функционирование экосистем»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_7_klass.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 7 классе по экологии.

Обобщающее повторение по теме

«Функционирование экосистем»

Цель общеобразовательная: закрепить и систематизировать знания

                     учащихся по теме; продолжить формировать умения решать

                     экологические задачи; подготовить учащихся к зачету по теме

                     «Функционирование экосистем»

Развивающая: развивать мотивацию и интерес к учению, память, внимание,

                           коммуникативные умения и навыки.

Воспитательная: воспитывать уверенность в себе, в своих знаниях, активное и

                                заинтересованное отношение к природным процессам и

                                закономерностям, речевую культуру.

Оборудование: схемы «Биотическая структура экосистем», «Закон оптимума», «Пирамида биомассы», «Принципы функционирования экосистем»; карта природных зон, фонозапись пения соловья, кроссворд.

Ход урока:

  1. Организационный момент 1-2 минуты.
  2. Обобщение и систематизация знаний.

Деятельность учителя по организации учебного процесса

Деятельность учащихся

1. Инсценировка.

Ведущий - На опушке леса жил кузнечик. Из всех жителей этого

                 лесного уголка он был самым молодым и любознательным.

                 Его интересовало все. Припрыгал однажды кузнечик к

                 большому дубу и стал выспрашивать у него.

Кузнечик – Сколько тебе лет, могучий дуб?

Дуб – Скоро триста будет.

Кузнечик – Ого, ты, наверное, самый старый в лесу?

Дуб – Нет, на соседней опушке живет дуб, которому больше 500 лет.

           Это из его желудя я вырос.

Кузнечик – Как это? До этого дуба мне прыгать целый день надо.

                    Как же желудь попал сюда?

Ведущий – И правда, как желудь мог попасть на эту поляну?

Дуб – Сойка сорвала этот желудь на обед, принесла сюда, да

           потеряла. Так триста лет назад тот желудь пророс, и это был я.

           Лес, кузнечик, - это такое содружество, в котором все деревья

           взаимосвязаны друг с другом, с кустарниками, травами,

           насекомыми, птицами и другими животными.

2. -  Как называется такое содружество?

    - Из каких компонентов состоит экосистема?

    - На какие группы делится биота экосистемы?

    - Откуда организмы в экосистемах берут энергию? Какой принцип

функционирования экосистем об этом говорит?

    - Какие две группы живых организмов обязательно должны

присутствовать в экосистеме и почему?

    - Какой принцип функционирования экосистем это подтверждает?

    - Решите задачу: в окрестностях дымящихся промышленных предприятий стала накапливаться подстилка в лесах. Почему это происходит? Какие прогнозы можно высказать о будущем этого леса?

3. Инсценировка.

Ведущий – А теперь послушайте, что рассказал дуб.

Дуб – В один год появилась в лесу дубовая листовертка. Лист за

           листом скручивали гусеницы этой бабочки на моих ветвях,

           опутывали их паутиной. Зеленые листья погибали, я

           задыхался. И кто выручил меня?

Ведущий – Кто же помог дубу?

Дуб – Мне помогли маленькие шестиногие друзья – муравьи. Они с

           утра до позднего вечера обшаривали каждый скрюченный

          листочек, находили куколок листовертки, уносили к себе в

          муравейник и там расправлялись с ними.

4. – Итак, в основе возникновения и существования любой экосистемы лежат отношения между ее членами и связи, в которые они между собой вступают, населяя пространство этой экосистемы.

Стихотворение.

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки…

Прожить без соседей – увы! – невозможно.

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз, хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи – всегда и везде.

    - Какие типы взаимоотношений вы увидели в этой сценке, услышали в рассказе дуба? (Между листоверткой и дубом, листоверткой и муравьями)

    - Нарисуйте на доске и в тетрадях схему пищевой цепи и распределите организмы по пищевым уровням, по биотической структуре.

   - Решите задачи: а) какие места в цепях питания может занимать человек? Приведите примеры.

     б) экологи в шутку подсчитали, что для того, чтобы прокормить в      течение года одного мальчика весом в 45 кг, достаточно четырех с половиной телят общим весом в 1035 кг, а для них – 20 миллионов растений люцерны с биомассой 8,5 тонн.

   - Какой принцип функционирования экосистем иллюстрирует данный пример?

   -  Как это изобразить графически?

   -  Почему биомасса в цепях питания уменьшается на каждом пищевом уровне?

   - Какое значение в экосистеме имеют хищники?

Стихотворение.

В лесу опять приплод зайчат,

И все с хорошим аппетитом.

Того гляди, кусты съедят

И даже обглодают липы.

Но с прибавлением семьи

Поздравить можно и лисицу

Лисятам завтраки нужны

И ужин тоже пригодится.

Вот так и охраняют лес

Его жильцы в экосистеме.

Ей дано поддерживать себя

В упитанном, здоровом теле.

   - Какой тип взаимоотношений возник между дубом и муравьями?

   - Между дубом и сойкой?

   - Приведите примеры симбиоза.

5. А теперь вернемся к нашему кузнечику.

Ведущий – Вечером кузнечик уже почти приготовился спать, как

                    вдруг услышал красивую песню. И тут, но увидел певца.

                    Это был соловей.

Кузнечик – Как ты красиво поешь! Но почему сейчас? Ведь, я

                     слышал, у тебя есть семья, и даже появились птенцы.

Соловей – Вот поэтому и пою. Своей песней я не подруг привлекаю,

                  а другим соловьям объявляю, что территория занята, здесь

                  живет моя семья, а две семьи на этой территории не

                  прокормить.

6. – Какой тип взаимоотношений между организмами вы увидели в данном примере?

   - Приведите свои примеры конкуренции.

   - Между кем конкуренция боле жесткая: между животными или между растениями? Почему?

7. Инсценировка.

Ведущий – На другой день кузнечик проснулся и стал прыгать по

                    полянке. Кстати, кузнечик может прыгнуть на расстояние

                    раз в 20 больше длины своего тела. Так вот, допрыгал

                 кузнечик до ручейка и увидел желтый цветок – калужницу.

Кузнечик – Привет! Как тебя угораздило попасть в ручей, там ведь

                    мокро и холодно?

Калужница – А я могу жить только при высокой влажности почвы,

                   поэтому и селюсь по берегам ручейков и речек. Если они

                   исчезнут, исчезну и я. Закон природы!

8. – А какой закон заставляет калужницу жить в условиях переувлажнения?

    - Сформулируйте его, проиллюстрируйте примерами.

    - Решите задачу: в зрелых буковых лесах взрослые деревья смыкаются кронами. В таких лесах почти нет молодых буков, хотя на старых ежегодно вызревают многие тысячи орешков. Объясните, какие причины могут тормозить появление следующих поколений.

    - Если все экологические факторы, действующие на организм, находятся в зоне оптимума и только один фактор за его пределами, что произойдет с организмом? Какой закон действует?

    - Какие факторы ограничивают распространение лесов к северу и югу?

   - Решите задачу: В тропических районах океана, где много тепла и света, жизнь очень бедна. Эти районы называют океаническими пустынями. Как вы думаете, что ограничивает здесь размножение одноклеточных водорослей, от которых в свою очередь зависят животные?

9. Мы вспомнили все принципы и законы, по которым функционируют экосистемы. Но ведь человек тоже член экосистем. Давайте подумаем, соответствует ли деятельность людей принципам функционирования экосистем.

Слушают

Отвечают на вопрос

Беседа по сценке

Решают задачу

Слушают

Отвечают на вопрос

Беседа по сценке

Работают в тетрадях и на доске

Решают задачи

Отвечают на вопросы

Отвечают на вопросы

Слушают

Беседа по сценке

Слушают

Беседа по сценке

Решают задачу

Отвечают на вопросы

Решают задачу

Отвечают на вопрос

  1. Закрепление терминов.

Решите кроссворд:

1

п

р

о

д

у

ц

е

н

т

ы

2

с

и

м

б

и

о

з

3

х

и

щ

н

и

к

4

к

о

н

с

у

м

е

н

т

ы

5

о

г

р

а

н

и

ч

и

в

а

ю

щ

и

й

6

э

к

о

с

и

с

т

е

м

а

7

к

о

н

к

у

р

е

н

ц

и

я

8

р

е

д

у

ц

е

н

т

ы

9

д

е

т

р

и

т

10

о

п

т

и

м

у

м

11

с

е

т

ь

  1. Организмы, создающие органические вещества из неорганических веществ.
  2. Взаимовыгодные отношения между организмами.
  3. Консументы второго порядка.
  4. Организмы, потребляющие готовые органические вещества как источник пищи и энергии.
  5. Фактор, находящийся за пределами зоны оптимума, не дающий организму существовать в данной экосистеме.
  6. Совокупность растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей средой таким образом, что может существовать неопределенно долгое время.
  7. Борьба между организмами за жизненно важные ресурсы.
  8. Организмы, разлагающие органические вещества до простых минеральных.
  9. Остатки отмерших животных и растений и продукты жизнедеятельности живых организмов.
  10. Сила фактора, наиболее благоприятная для жизни.
  11. Совокупность взаимосвязанных пищевых цепей.

  1. Домашнее задание. Подготовиться к зачету по теме «Функционирование экосистем»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра для обобщающего повторения по теме "Антарктида" в 7 классе.

Методическая разработка урока учителем географии Курбатовой Е.Е.....

План-конспект урока по экологии (9 класс) по теме: Законы организации экосистем.

В ходе урока учащиеся решают проблемный вопрос: в хозяйстве вырыли котлован и заполнили его водой. Можно ли сразу же поселить в нем рыб и без подкормки ждать роста их численности? Выводы по уроку (зак...

Урок русского языка в 7 классе. Тема урока: « В стране изученных наречий» Тип урока : обобщающее повторение по теме « Наречие».

Цели  урока : 1) обобщить знания по теме « Наречие» ; 2)развивать умения  правильно  применять изученные правила ; 3) совершенствовать умения и навыки , связанные с нахождением наречий ...

Урок по теме: Обобщающее повторение  по теме «Логарифмы» (подготовка учащихся к ЕГЭ на уроке математики)

Урок по обобщению и закреплению изученного материала;Построение системы знаний о преобразовании логарифмических выражений, решении логарифмических уравнений и неравенств; Формирование компетентно...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...

Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.

Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...