Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
материал (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Литературная игра «Умники и умницы» по рассказу Михаила Шолохова «Судьба человека».
Бахолдина Елена Михайловна
МБОУ Плодородная СОШ №16
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» актуален и важен сегодня, так как происходит падение нравственности у молодого поколения. А судьба Андрея Соколова может и должна стать примером для молодых людей, развитием у них чувства патриотизма, гордость за свою Родину, вызвать уважение к старшему поколению, чувство добра, сострадания и милосердия друг к другу, ведь именно этого так не хватает в современном российском обществе.
Цели и задачи урока:
Образовательные:
обобщить и систематизировать знание ключевых эпизодов рассказа, а также нравственной и эстетической позиции автора в рассказе;
формировать внимательное отношение к художественной детали, умение выявлять понимание обучающимися внутреннего мира героев, интерпретировать, анализировать текст;
Развивающие:
развитие умения мыслить;
развивать речевую культуру обучающихся, умение вдумчиво работать с текстом;
формировать умение вступать в диалог, работать индивидуально;
обогащение и усложнение словарного запаса, усложнение смысловой функции речи;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения, формулировать выводы;
Воспитательные:
формировать систему нравственных ценностей;
воспитывать любовь к литературе, к чтению через создание ситуаций успеха;
формировать патриотизм на примере рассказа «Судьба человека».
Тип урока: интеллектуальная игра.
Предназначение: ученики 9 класса
Место урока в учебном плане:
после изучения рассказа «Судьба человека»
Оборудование урока:
- Раздаточный материал
- Наглядный материал, фотографии.
- Музыкальное сопровождение.
- Фильм Бондарчука «Судьба человека».
- Портрет Шолохова.
- Фонограмма песни «День Победы».
- Музыка из программы «Умники и умницы».
- Презентация.
- Мультимедийный проектор
Ход урока (игры).
Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры «Умники и умницы» и состоит из 4 этапов - агонов (агон - соревнование), в ходе которых определяется агонист - победитель. В случае затруднения ответить может теоретик, и получить – орден. Судит состязание Высокий ареопаг, состоящий из учителей литературы.
Условия игры:
Красная дорожка – самый короткий путь к победе, так как нужно правильно ответить на 2 вопроса без ошибок.
Желтая дорожка – нужно ответить на 3 вопроса, допустима 1 ошибка.
Зеленая дорожка – нужно ответить на 4 вопроса, допустимо 2 ошибки.
Вступительное слово учителя:
1.Добрый день! Я рада приветствовать на сегодняшней интеллект – игре «Умники и умницы», которая посвящена рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека». Этот рассказ напоминает нам о силе духа и о высоких моральных качествах советского человека.
В течение 2-х уроков мы знакомились с этим произведением и сегодня в процессе игры подведем итоги наших знаний.
(играет музыка из программы «Умники и умницы»)
2. Разрешите представить наших магистров:
____________
____________
____________
3. Мои помощницы - ведущие (девочки одеты в военную форму)
Рядовой______________
Рядовой______________
4. Будущие умники и умницы – девятиклассники
Ведущий 1:Сегодня мы пройдем памяти вместе с героями рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека». О войне написано немало. Рассказ Шолохова – небольшое произведение, оставившее заметный след в русской литературе.
Ведущий 2:Рассказ о солдате, который вернулся с войны… все отнято у Андрея Соколова – но не отняты мужество, доброта, человечность.
(исполняется сценка – диалог Андрея Соколова и Вани)
Андрей Соколов:… иной раз не спишь ночью, глядишь в пустоту глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказила?». Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Был в Воронеже, пешком дотопал до того места, где когда-то семейно жил. Глубокая воронка, налитая ржавой водой, кругом бурьян по пояс… Глушь, тишина кладбищенская. Ох, и тяжело же было мне, браток!... Но месяца через три и мне блеснула радость, как солнышко из-за тучи: нашелся Анатолий… Как ни крути, а мой родной сын – капитан и командир батареи, это не шутка! Жду не дождусь, прямо-таки не чаю, когда мы с ним свидимся. Ну и свиделись… Аккурат 9 мая, утром, в День Победы, убил моего Анатолия немецкий снайпер… Похоронил я в чужой земле последнюю свою радость и надежду. Тут вскорости меня демобилизовали. Поехал в Урюпинск, Поселился у приятеля. Разные грузы перебрасывали мы в районы, осенью переключились на вывозку хлеба. Однажды заприметил я возле чайной парнишку. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки – как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился! Приветил я его однажды, поговорил.
Андрей Соколов: Где же твой отец, Ваня?
Ваня (шепчет): Погиб на фронте.
Андрей Соколов: А мама?
Ваня: Маму в поезде убило, когда мы ехали.
Андрей Соколов: А откуда ехали?
Ваня: Не знаю, не помню.
Андрей Соколов: И никого у тебя тут родных нету?
Ваня: Никого.
Андрей Соколов: Где же ты ночуешь?
Ваня: А где придется.
Андрей Соколов (наклонился к Ване): Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?
Ваня: Кто?
Андрей Соколов (тихо): Я – твой отец.
Ваня (обнимая его): Папка, родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!
Андрей Соколов: Вот и нашел я своего Ванюшку! До того у меня стало радостно на душе, что и словами не расскажешь…
(звучит песня Д. Тухманова на стихи В.Харитонова «День Победы»)
Ведущий 1: Объявляю правила игры:
- на красной дорожке нельзя ошибаться, зато она самая быстрая, нужно ответить всего на два вопроса.
- на желтой дорожке можно ошибиться один раз.
- на зеленой дорожке можно ошибиться два раза.
Ведущий 2: Начинаем игру! Всем удачи!
Ведущий 1: Внимание! Отборочный тур!
Просмотр отрывка из кинофильма С. Бондарчука «Судьба человека». Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером.
- О чем думает Соколов, готовясь к смерти?
(«… Вот и отмучился ты, Андрей Соколов, а по-лагерному – номер 331… жалко стало Иринку и детишек … стал я собираться с духом, чтобы глянуть в дырку пистолета бесстрашно, как подобает солдату, чтобы враги не увидали в последнюю минуту мою, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…»)
- Зачем Мюллер устраивает ритуал с выпивкой?
(«Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия. Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель.»)
- Почему Соколов соглашается выпить, а отказывается от закуски?
(«Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и сголоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались».)
- Кто побеждает в этом поединке?
(Соколов выходит победителем, что вынужден был признать и сам Мюллер. «… ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат. Я – тоже солдат и уважаю достойных противников».)
- В чем смысл этой победы?
(Победа советских войск на Волге о победе Соколова – события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
- В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека? Мужчины? Солдата?
(«На то ты и мужчина, на то и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».)
За каждый правильный ответ ведущие награждают ОРДЕНОМ, по их количеству определяют трех агонистов.
Ведущий 1: Проверка определила трех агонистов. Приглашаю участников на выбор дорожек.
(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись ПРОЛОГ)
Ведущий 2: Итак, задания для выбора дорожек:
- конкурс «Красноречие» Хвала русскому языку.
- правильно вставить буквы и запятые.
Погода уже три дня стояла тихая и теплая. На улицах (не) было видно н.. клочка снега и грязное место зам..нилось бл..стящей мостовой и быстрыми ручьями. С крыш уже ст..кали последние капли и в пал..саднике на деревьях надувались поч(?)ки. На дворе была сухая дорожа и около крыльца между камнями з..ленела мшистая трава. Был тот особе(н, нн)ый период весны которный сильнее всего действует на душу человека яркое солнце, ручьи и протал..нки, п..хучая свеж..сть в воздухе и (нежно)голубое небо.
Все предметы были освещ..(н, нн)ы ярко и комната пов..селела. Какое(то) новое для меня чу..ство проникло мне в душу. Мокрая земля по которой кое(где) выб..вались (ярко)зеленые иглы травы бл..стящие на солнце ручьи пахучий сырой воздух и радостное солнце все мне говорило про красоту счастье и добродетель.
- прочитать выразительно отрывок без предварительной подготовки.
« В лесу послышался голос моего товарища, плеск весла по воде. Чужой, но ставший мне близким человеком поднялся, протянул мне большую, твердую как дерево, руку:
- Прощай, браток, счастливо тебе!
- И тебе счастливо добраться до Кашар.
- Благодарствую. Эй, сынок, пойдем к лодке.
Мальчик подбежал к отцу, пристроился справа, и, держась за полу отцовского ватника, засеменил рядом с широко шагавшим мужчиной. Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».
(Магистры определяют победителей, агонисты занимают места на дорожках)
(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 1 агон
Учитель задает вопросы:
1.Красная дорожка: Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Основной прием построения рассказа?
(рассказ в рассказе, кольцевая композиция, антитеза)
2.Желтая дорожка: Что происходит с Андреем Соколовым на фронте?
(На фронте Андрей Соколов – шофер, возит снаряды для артиллерийской батареи. В мае 1942 года едет на передовую, торопится, потому что его товарищи погибают без снарядов. На минном поле его грузовик подрывается, Соколова контузило, он оказался в плену.)
3.Зеленая дорожка: Лексическое значение слова «судьба». В каком значении использовано слово «судьба» в названии рассказа?
(показана не только история существования героя, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять, в битве с судьбой он проявил великую силу характера, на его примере была показана судьба всего русского народа).
Судьба – многозначное слово: стечение обстоятельств; доля, участь; история существования кого-чего – нибудь; будущее, то, что случится.
(магистры подводят итоги)
Ведущий 1: Я объявляю музыкальную паузу. Звучит песня «Синий платочек».
Ведущий 2: Слово предоставляется магистрам.
(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 2 агон)
Учитель задает вопросы:
- Красная дорожка: На автомобиле какой марки возил снаряды на фронте А. Соколов?
(ЗИС - 5)
- Желтая дорожка: Откуда был родом Андрей Соколов?
(Воронежская губерния)
- Зеленая дорожка: Как звали жену и детей А.Соколова?
(Ирина, Анатолий, Олюшка, Настенька)
(магистры подводят итоги)
(звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 3 агон)
Учитель задает вопросы:
- Желтая дорожка: Как называлась речка, через которую переправлялись автор рассказа с товарищем?
(Бланка)
- Зеленая дорожка: Назовите хутор, напротив которого переплавлялись герои рассказа «Судьба человека»?
(Моховской)
(магистры подводят итоги)
звучит музыка из телепередачи «Умники и умницы», на мультимедийном проекторе появляется надпись 4 агон)
Учитель задает вопросы:
- Желтая дорожка: Где и когда попал в плен Андрей Соколов?
(под Лозовеньками – в мае 1942 года)
- Зеленая дорожка: Год рождения Андрея Соколова.
(1900 год)
(магистры подводят итоги)
Вопросы для финала:
- Какой лагерный номер был у Андрея Соколова? (331)
- Кому был посвящен рассказ «Судьба человека»? (Евгении Григорьевне Левицкой)
- Кто снимался в роли Андрея Соколова в фильме «Судьба человека»? (Сергей Бондарчук)
- В каком году на экраны вышел фильм «Судьба человека»? (1959 год)
(награждение победителей)
Заключительная беседа:
- Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего герою?
(В этом эпизоде автор раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Он показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора, он поступает так, как велит ему совесть)
- Когда был убит сын Андрея Соколова?
(9 мая 1945 года)
- Почему Соколов решается усыновит Ванюшку? Что общего в их судьбе?
(После встречи с Ваней, у Соколова на душе стало светло, на сердце теплее. Жизнь Андрея Соколова вновь обрела смысл)
- Как вы думает, что ждет впереди наших героев?
( Впереди – жизнь, потому что Соколов – несгибаемый человек, а Ваня поможет ему обрести семью, дом…)
Учитель: Я хочу закончить игру словами из нобелевской лекции Михаила Шолохова: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку, стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества. Если мне это удалось в какой-то мере, я счастлив».
Домашнее задание:
Ответить письменно на вопрос: «Можно ли считать личность Андрея Соколова героической?».
Литература:
- Петелин В. Михаил Шолохов: Страницы жизни и творчества.- М.: Сов. Россия, 1986 г.
- М. Шолохов «Судьба человека». – М.: Художественная литература, 1980 г.
- Журнал «Читаем, учимся, играем» № 2 2000 г. – М.ПИЦЦ.
- Литература 9 класс. Курдюмова Т.Ф. Дрофа М.- 2010 (2 часть)
- Интернет – ресурсы
- Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х томах. М., 1973, т.2
(статья о рассказе М.Шолохова «Судьба человека».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра "Умники и умницы" по творчеству Н.В.Гоголя
Методическая разработка может использоваться во внеклассной работе по литератруре (например, литературная гостиная). Она направлена на привитие интереса к предмету, повышение читательского кругозора...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Интеллектуальная игра «Умники и умницы», посвященная 70-летию Битвы под Москвой.Тема: «Никто не забыт, ничто не забыто»Возраст участников:14-17 лет (8-11 классы)Цели и задачи:- обобщить знания у...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Разработка игры "Умники и умницы" по повести А.Грина "Алые паруса"...
"Фразеологизмы в нашей речи" (Интеллектуальная игра "Умники и умницы" в 7 классе)
На внеклассном занятии по русскому языку в игровой форме происходит обобщение знаний и умений учащихся по фразеологии. Тема рассматривается в следующих аспектах:Фразеологизм как средство создания выра...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Игра для учащихся 5-7 классов для развития интереса к изучению учебных предметов, развития интеллекта...
Интеллектуальная игра "Умники и умницы"
Материал включает в себя разработку внеклассного мероприятия и презентацию.Цель:1.Прививать детям любовь к родному языку. 2. Развивать дух соревновательности, умения принимать собственные решения....
Интеллектуальный конкурс по физике "Умницы и умники" ( 8класс)
16 марта 2012 годаИграет на флейте Ксения Кроль, ученица 7класса выбравшая экзамен по ЕРТЕ - физикаЗдравствуйте уважаемые гости, здравствуйте молодые люди участники интеллектуального конкурса «У...