Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
методическая разработка по теме
Педагогическая диагностика
уровня освоения программного материала по письму
учащимися среднего и старшего школьного возраста
с интеллектуальной недостаточностью
(5-7 класс)
«По программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»;
«По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».
Москва 2014
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d-2.docx | 45.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА МОСКВЫ
Педагогическая диагностика
уровня освоения программного материала по письму
учащимися среднего и старшего школьного возраста
с интеллектуальной недостаточностью
(5-7 класс)
«По программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»;
«По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».
Москва 2014
Цель диагностики: определить уровень и объем освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс) по «Программе обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва,1984 год»; «По программе социальной реабилитации детей инвалидов 13-17 лет, проживающих в условиях детских домов-интернатов, АНМЦ «Развитие и коррекция», Москва 2008 год».
Задачи диагностирования:
- определить зону актуального и ближайшего развития;
- определить определить индивидуальный уровень сформированности умений и навыков письма;
- выявить общую динамику усвоения учебного материала по письму.
Пояснительная записка.
Данная диагностика по письменной речи составлена с учётом программ, предназначенных для формирования навыков письма у детей с интеллектуальной недостаточностью в 5 – 7 класс, проживающих в детском доме-интернате, с учетом их состава класса, очень неоднородных по возрасту, особенностей развития, способностей и степенью сформированности учебных навыков. Диагностика состоит из основных критериев, составленных по нескольким разделам программы.
Первый раздел диагностики «Звуки и буквы» состоит из нескольких подразделов: выделение звуков в словах, дифференциация гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных, выделение безударных/ударных гласных звуков, проговаривание слова по звукам, умение составить звуковую схему с применением условных обозначений звуков, соотнесение звука с буквой, составление буквенных схем, преобразование фонем в графемы, работа в строке, соотнесение печатных букв и рукописных, начертание письменных букв, деление слов на слоги, перенос части слова при письме, списывание с печатного текста, списывание с рукописного текста. Эта часть тестирования определяет, на каком уровне сформированы данные понятия, а также определяет в каких темах ребенок испытывает основные затруднения.
Второй раздел диагностики письменной речи «Слово» выявляет умение выделять слова – предметы, слова-действия, слова-признаки из потока слов, предложений, текста; правильно ставить к ним вопросы, графически выделять эти слова.
Третий раздел диагностики «Предложение» изучает уровень сформированности понятия о предложении (его основных признаков); выявляет умение составлять предложения по картинке, по графической схеме, по опорным словам; умения писать заглавную букву в начале предложения и при написании имен собственных; определяет наличие орфографического навыка: написание предлогов; написание гласных после шипящих жи -ши, ча-ща, чу-щу; написание гласных в корне слова.
Диагностируя воспитанников необходимо учитывать следующие показатели:
1.Эмоциональную реакцию ребёнка на сам факт обследования (волнение, чрезмерную весёлость, фамильярность, неадекватность).
2.Принятие заданий: понимание инструкций и цели задания (слушать инструкцию до конца, какого типа инструкция понятна: устная или устная с наглядным показом, удержание инструкции, следование инструкции).
3.Характер деятельности при выполнении (наличие и стойкость интереса к заданиям, целенаправленность деятельности, умение доводить дело до конца). Общая работоспособность, возможность использовать помощь (учесть меру и характер оказываемой помощи). Перенос на аналогичное задание.
4.Уровень самостоятельности: с помощью взрослого, по образцу, самостоятельно.
5. Реакция на результат работы (радость при успехе, огорчение при неудаче, безразличие, неадекватные реакции).
Эти параметры помогают отразить качественную составляющую результатов обследования детей. Количественная оценка уровня сформированности осуществляется в бальной системе. Такой подход к оценке действий ребёнка позволяет определить не только актуальный уровень развития ребёнка, но и потенциальный, т.е. зону ближайшего развития, что даёт возможность увидеть реальную картину уровня освоения программного материала по письму, что в дальнейшем поможет составить соответствующую программу коррекционного обучения по письму для данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого воспитанника.
Результаты диагностики могут быть представлены в сводных таблицах ,продемонстрированы в диаграммах и отражены в аналитической справке.
УРОВНИ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ (по письму)
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ПО ПИСЬМУ
Имя ребенка | |||||||||||||||
ПОКАЗАТЕЛИ ОСВОЕНИЯ ПИСЬМА: | |||||||||||||||
1.Звуки и буквы | |||||||||||||||
2.Дифференциация гласных и согласных звуков | |||||||||||||||
Умение дать характеристику звука | |||||||||||||||
3.Выделение безударных/ударных гласных | |||||||||||||||
4.Умение охарактеризовать согласный звук по признаку: звонкости/глухости | |||||||||||||||
5.Умение охарактеризовать согласный звук по признаку мягкости/твердости | |||||||||||||||
6.Умение охарактеризовать согласный звук по признаку «парный / непарный» | |||||||||||||||
Составление звуковой схемы слова | |||||||||||||||
7.Проговаривание слова по звукам | |||||||||||||||
8. Умение составить звуковую схему с применением условных обозначений | |||||||||||||||
9. Соотнесение звука с буквой | |||||||||||||||
10. Составление буквенных схем | |||||||||||||||
11. Преобразование фонем в графемы | |||||||||||||||
12. Работа в строке | |||||||||||||||
13.Соотнесение печатных и рукописных букв | |||||||||||||||
14.Начертание письменных букв | |||||||||||||||
15. Деление слов на слоги | |||||||||||||||
16. Перенос части слова при письме | |||||||||||||||
17.Списывание с печатного текста | |||||||||||||||
18.Списывание с рукописного текста | |||||||||||||||
II. Слово | |||||||||||||||
19. Выделение слов-предметов | |||||||||||||||
20. Выделение слов-действий | |||||||||||||||
21. Выделение слов-признаков | |||||||||||||||
III.Предложение Наличие орфографического навыка | |||||||||||||||
22. Понятие о предложении | |||||||||||||||
23. Составление предложений | |||||||||||||||
24. Заглавная буква в начале предложения | |||||||||||||||
25.Точка в конце предложения | |||||||||||||||
26. Вопросительный и восклицательный знаки | |||||||||||||||
27. Заглавная буква при написании имен собственных | |||||||||||||||
28. Написание предлогов | |||||||||||||||
29. Написание гласных после шипящих | |||||||||||||||
30. Написание гласных в корне слова | |||||||||||||||
Общее количество баллов | |||||||||||||||
∑ баллов 90 | Уровень усвоения программы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности формирования временных представлений у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, ежеминутно. Время является регулятором всей деятельности человека. Ни одна деятельность не проходит б...
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...
Презентация "Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)"
Развитие мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (с использованием методики М. Монтессори)...
Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".
Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так...
Развитие связной речи у детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью
Проблема исследования. Развитие связной устной речи у детей с интеллектуальной недостаточностью является одним из условий эффективности их обучения в специальной коррекционной школе и залогом их дальн...
Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Речевая карта поможет учителю-логопеду в обследовании устной и письменной речи учащихся основной и старшей школы. Бальная система оценивания проб позволяет точно зафиксировать состояние речи обучающег...
Речевая игра для детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью «Помощники»
Цель: вызывать потребность в деловом общении. Задачи:формировать умение использовать при общении простейшие слова и выражения «дай», «на», «дай это», «не...