Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (целевая аудитория: учащиеся среднего и старшего школьного возраста, воспитанники литературных студий, поэтических кружков, начинающие поэты и прозаики)
план-конспект
Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (отчётный концерт детской литературной студии МБОУ УСОШ №4 «Зеркало души»).
Примечание: при создании сценария использовались авторские стихотворения руководителя школьной литературной студии «Зеркало души» и учеников МБОУ УСОШ №4. При копировании материалов просьба указывать авторство.
Цель мероприятия: развитие творческих способностей у детей школьного возраста через стихосложение, поддержка одарённых детей и подростков, расширение кругозора, улучшение навыков выразительного чтения и сценического мастерства у обучающихся средней школы (6 – 9 классы), преодоление страха перед публикой.
Задачи: развивать стремление учащихся к самовыражению через литературное творчество, сочинительство, стихосложение; прививать школьникам основы русской культуры, опирающейся на духовные ценности и многовековые традиции (через овладение русским литературным языком); формировать коммуникативные навыки (умение грамотно говорить и писать, аргументированно выражать и отстаивать своё мнение); развивать творческие способности и литературоведческие навыки (умение работать с текстом литературного произведения, находить и использовать в собственной речи средства выразительности языка), прививать культуру чтения и интерес к лучшим образцам классической русской и зарубежной литературы (как поэзии, так и прозы), способствовать личностному росту и развитию эстетического вкуса обучающихся посредством раскрытия природных талантов и способностей.
Сценарий может быть использован частично для проведения литературных вечеров, конкурсов чтецов, поэтических мастер-классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_vechera_avtorskoy_poezii_zarifmovannyy_mir.docx | 34.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий школьного вечера авторской поэзии «Зарифмованный мир» (отчётный концерт детской литературной студии МБОУ УСОШ №4 «Зеркало души»).
Примечание: при создании сценария использовались авторские стихотворения руководителя школьной литературной студии «Зеркало души» и учеников МБОУ УСОШ №4. При копировании материалов просьба указывать авторство.
Цель мероприятия: развитие творческих способностей у детей школьного возраста через стихосложение, поддержка одарённых детей и подростков, расширение кругозора, улучшение навыков выразительного чтения и сценического мастерства у обучающихся средней школы (6 – 9 классы), преодоление страха перед публикой.
Задачи: развивать стремление учащихся к самовыражению через литературное творчество, сочинительство, стихосложение; прививать школьникам основы русской культуры, опирающейся на духовные ценности и многовековые традиции (через овладение русским литературным языком); формировать коммуникативные навыки (умение грамотно говорить и писать, аргументированно выражать и отстаивать своё мнение); развивать творческие способности и литературоведческие навыки (умение работать с текстом литературного произведения, находить и использовать в собственной речи средства выразительности языка), прививать культуру чтения и интерес к лучшим образцам классической русской и зарубежной литературы (как поэзии, так и прозы), способствовать личностному росту и развитию эстетического вкуса обучающихся посредством раскрытия природных талантов и способностей.
Оборудование: класс или актовый зал школы; помещение украшено в соответствии с тематикой поэтического вечера (для представления пейзажной лирики: цветами, осенними листьями, декоративными природными элементами, поделками учащихся; для представления военной и гражданской лирики могут использоваться предметы из школьного музея Боевой славы – знамёна, портреты солдат – героев, награды; перед сценой – стол с номерами школьной литературной газеты, с которыми могут ознакомиться гости концерта). Техническое оснащение: ноутбук, проектор, колонки, микрофоны (для ведущих и выступающих), цифровой фотоаппарат для фотосъемки мероприятия, видеокамера. Флэшка с музыкальным сопровождением для выступающих (дети сами подбирают музыку к своим произведениям во время подготовки к концерту).
Рекомендации для учащихся, выбирающих музыкальное сопровождение к тексту: для сценического представления пейзажной лирики целесообразно использовать инструментальную музыку со звуками природы (пение птиц, шум леса, треск костра, завывание ветра, звуки грозы), для романтической и военной поэзии – лиричную инструментальную музыку без слов; музыка не должна отвлекать от содержания стихотворения, поэтому не следует выбирать мелодию с резкими переходами, излишне энергичную и ритмичную. Ориентироваться нужно на свой темп речи – стихотворный и музыкальный ритмы должны совпадать, настроение мелодии также должно быть созвучно настроению лирического героя стихотворения.
Действующие лица: двое ведущих (юноша в костюме и девушка в вечернем платье); руководитель литературной студии; воспитанники объединения дополнительного образования «Зеркало души» (юные поэты школьной литературной студии), гости и учащиеся школы (зрители). Мероприятие рассчитано на детей среднего и старшего школьного возраста (12 – 17 лет).
Ход мероприятия:
Звучит красивая фоновая музыка (инструментальная, лиричная; композиторы: Эннио Морикконне, Людвиг ван Бетховен, Вольфганг Амадей Моцарт, Антонио Вивальди и др.).
Выходят ведущие. Концерт начинается.
1 ведущий: Добрый вечер, дорогие гости праздника слова, праздника поэзии! Добрый литературный вечер! Позвольте поблагодарить вас от имени поэтов школьной литературной студии «Зеркало души» за то, что вы, оставив повседневные дела, пришли сегодня на наш концерт. Вдумчивый читатель для начинающего поэта – как благодарный зритель для артиста: необходим, как воздух. Литературное слово должно звучать, переливаясь узорами рифм и метафор. Оно должно покорять сердца, открывая красоту мира людям. Да свершится волшебство! Да пребудет с нами магия рифмованного слова!
2 ведущий: Поэзия – одно из самых гениальных достижений человечества. Доверяя чувства бумаге, поэт делится с будущими поколениями запечатлённой красотой, зарифмованными мгновениями прошлого и мечтами о будущем. Поэзия – величайшее из искусств, а звучащее со сцены слово – оружие сильнее меча. Наши поэты, несмотря на юный возраст, знают, что словом можно исцелить, а можно ранить. Сегодня они выступят перед вами со своими лучшими произведениями, поделятся сокровенным – поддержим же ребят бурными аплодисментами! Они очень волнуются, ведь выступать перед публикой всегда нелегко, особенно – со своими собственными стихами, за которыми стоят муки творчества и бессонные ночи. Будьте благосклонны к первым шагам юных поэтов на пути к мастерству.
1 ведущий: Уважаемые гости праздника и юные дарования, которым предстоит подняться на эту сцену! Мы отправляемся в волшебный мир звучащего рифмованного слова, в царство творчества и свободы! Открывает наш концерт призёр муниципальных и региональных поэтических конкурсов, ученик 8а класса, Ильин Тимур с авторским стихотворением «Листопад». Встречайте!
Звучит инструментальная музыка со звуками природы («Осенний лес», диск «Звуки природы» для хорошего сна)
Текст авторского стихотворения:
Листопад
Шумит, волнуясь, листопад —
Мечтатель кроткий.
Плывут по лужам наугад
Пустые лодки...
Понять пытаясь до конца
Закон Ньютона,
С берёз, кружась, летят сердца,
А звёзды — с клёнов;
Лишь с дуба матовый погон
Не хочет падать,
Должно быть, к ветке крепко он
Пришит на радость.
Упрямства ветер не простил —
Порывом грубым
Сорвёт и бросит на настил
Погоны с дуба,
Нагими рощи до весны
Оставит осень,
Деревья нынче все равны…
Ну, кроме сосен.
2 ведущий: рождение стихотворения – всегда тайна. Иногда из незначительной детали, подмеченной на прогулке, появляется яркий образ, задающий тон всему произведению. Наши юные поэты – очень наблюдательны. Они постоянно ищут новые образы и идеи, шлифуя свой талант.
1 ведущий: Поэзия – это подлинная магия Слова. Она заново открывает для нас окружающий мир, раскрашивая его чарующими образами и населяя мелодичными рифмами. Наши поэты видят красоту там, где случайный прохожий не заметил бы её. Подарить вдохновение может всё, что угодно: лежащий на дороге осенний лист, по-особому упавший на окно луч солнца, рябь на поверхности пруда… Неиссякаемым источником образов является русская природа, которую хочется воспевать и прославлять. О сказочной красоте настоящей русской зимы расскажет юная поэтесса Шипицына Анастасия, ученица 8а класса. Встречайте!
Звучит фоновая музыка (трек «Crystal Forest» группы «Nox Arcana»)
Текст авторского стихотворения
Зима на даче
Тихо, на мягких лапах,
Бродит по старой крыше,
Скрипнет вдруг половицей,
Звякнет ведром в избе;
В спальне заденет лампу,
Прыгнув за юркой мышью,
Тронет клубок и спицы
И прошуршит в трубе…
Стукнет калиткой гулко,
Вьюгой в поля бросаясь,
В сени дохнёт ознобом,
Снегом в щеке прильнёт,
Кошка — зима с прогулки
Засветло возвращаясь,
Ляжет большим сугробом
Возле моих ворот.
2 ведущий: Любовь к родной природе всегда вдохновляла поэтов на создание шедевров классической литературы. Времена года, сменяя друг друга, дарят множество ярких деталей начинающим поэтам. Кому-то ближе русская зима, рисующая на окнах серебряные узоры и завывающая метелью, кому-то дороже медовая сладость цветущего луга. О жарком лете и беззаботном детстве расскажет языком поэзии ученик 6а класса, Михаил Бахоров.
Звучит мелодия, сопровождаемая пением птиц и звуками летнего леса (композиция «Луг со сверчками», «Звуки природы»).
Текст авторского стихотворения:
Августовский шмель
Где летаешь, шмель пушистый,
С кем нектар, разбойник, пьёшь?
Этим летом мёд душистый
Удивительно хорош!
Пчёлы — слева, пчёлы — справа,
Полосатые, гудят.
Разноцветье разнотравья —
Восхитительный наряд!
Шмель, пушистый, словно детство
На подсолнухе уснул,
Осень где-то по соседству
Усмиряет птичий гул,
Мягко лето отступает,
Август катится в зенит,
Одуванчиковой стаей
В гости к осени летит.
1 ведущий: Поэты – это люди, тонко чувствующие окружающий мир. Каждый звук, каждую краску живого пейзажа они превращают в яркую метафору или эпитет. Нет предела детской фантазии – порой она поражает даже взрослых. Невольно думаешь: откуда этот ребёнок берёт такие невероятные образы, такие неожиданные сравнения и идеи? Нам есть, чему поучиться у юных поэтов. Урок любви к родной природе готова преподать одна из ярких звёздочек нашей литературной студии, юная поэтесса Виктория Васильева. Ученица 6а класса представит вам своё удивительное, загадочное стихотворение «Легенда Селигера», основанное на старинном предании о хозяйке озера – прекрасной русалке, которая утаскивала на дно неосторожных рыбаков. Приглашаем Викторию на сцену под ваши аплодисменты!
Звучит фоновая музыка, таинственная, мистическая (композиция «Flying on the Wings of Steam» из компьютерной игры «American McGee's Alice»)
Текст авторского стихотворения:
Легенда Селигера
Сквозь ельник петляет лесная дорога,
Как будто песчаная вьётся река,
За лесом кольцует поляну осока:
Стояла здесь прежде изба рыбака.
Остались от дома добротные стены,
Но рухнула крыша, рассохлось крыльцо,
Летит одуванчиков белая пена,
Скрывая палящего солнца лицо.
Хозяин избы по дороге песчаной
Неспешно взбирался на берег крутой,
Кругом — тишина, а в соседях — поляна,
Глубокое озеро, лес вековой.
Рыбак не ленился — с отцовской лодчонки
Забрасывал сети на росной заре,
А после, тревожа кузнечиков звонких,
Устало готовил уху на костре.
Тянулись недели, закаты и вёсны,
Сменялись сезоны, летели года…
Казалось, ни лодку, ни ельник над плёсом,
Ни дом рыбака не настигнет беда…
Но как-то, не веря приметам старинным,
Когда освещала дорогу луна,
Спустился рыбак под напев камышиный
Туда, где с песком забавлялась волна,
И, в ночь на Купалу свой невод закинув,
Вдруг всплеск услыхал он — и вдох затаил:
Из вод беспокойных явилась ундина —
Творенье таинственных, пагубных сил.
Зелёные косы, обвитые тиной,
Простёртая к лодке девичья рука —
Глазами смеясь, молодая ундина
Коварно манила к себе рыбака.
Кто скажет теперь — подчиняясь заклятью,
Пленившись ли хрупкой её красотой,
Раскрыв ли широкому плёсу объятья
Рыбак очутился под тёмной водой.
Дорога петляет сквозь ельник и ныне,
И лодку щекочет шумливый рогоз,
Но сгинул хозяин в бездонной пучине,
А брошенный дом земляникой зарос...
2 ведущий: Вот так, воспользовавшись магией рифмованного слова, юная поэтесса перенесла нас из морозной зимы в яркое, тёплое лето! Ребята приготовили для нас немало чудес, ведь поэзия – волшебное искусство. Я бы сравнил пейзажную лирику с художественной фотографией. В поэтических образах застывают мгновения, позволяя читателю увидеть всю ту красоту, которая вдохновила поэта. Дорогие гости нашего концерта! Приглашаю вас совершить ещё одно путешествие в солнечное лето! Для выступает Дружинина Варвара, ученица 6а класса, с авторским стихотворением «На закате». Поддержим юное дарование аплодисментами!
Звучит фоновая музыка (композиция «Charmed Forest» от «Alizbar»)
Текст авторского стихотворения:
На закате
В синеву заглядевшись озёрную,
На закате рыжеет сосняк,
Смотрят в воду берёзы покорные —
Насмотреться не могут никак.
Выйду в поле протоптанной просекой,
Где белеет ромашками Русь,
Там берёзовым соком и росами,
Как водой родниковой, напьюсь.
Пропитаюсь закатом черешневым,
Там, где шишки звенят на вису;
Чью-то песню, ко мне прилетевшую,
Подхвачу и домой понесу.
Будет песня, июлем согретая,
Хоть в дороге, хоть в дикой глуши,
Хоть в краю незнакомом пропетая –
Оберегом для русской души.
1 ведущий: Не только русская природа вдохновляет наших юных поэтов. Ещё одним неиссякаемым источником вдохновения стала для ребят отечественная история. Поэт – патриот своей страны, её голос, её пророк. Нет более волнующего, проникновенного поэтического направления, чем стихотворения о войне. В этом году вся Россия – и весь спасённый ею мир – будет отмечать 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Наши юные поэты уже начали готовиться к этой дате. Для вас выступают победители и призёры конкурсов патриотической поэзии – Ильин Артём и Иватова Анна – со стихотворениями собственного сочинения.
Звучит тревожная инструментальная музыка, соответствующая военной лирике (композиция «Moria», David Arkenstone). На сцену выходят мальчик и девочка, одетые в военную форму.
Тексты авторских стихотворений Артёма и Анны:
22 июня
Окутана густым июньским зноем,
Спокойно спит великая страна…
Уютом и предутренним покоем
Приветливая дышит тишина.
Каникулы, воскресная свобода,
Счастливые глаза выпускников…
Блаженствует июньская природа
Под пологом пушистых облаков.
И вдруг – война! Предательски жестоко
Снаряды разрывают тишину,
И чей-то сын, не дожидаясь срока,
Уходит добровольцем на войну,
Уходит добровольцем, понимая,
Что мать поймёт и всё ему простит.
Година нынче выдалась лихая –
Как в адском пекле, плавится гранит.
И чья-то мать, священных слёз не пряча,
Всё ждёт и ждёт заветного письма:
Здоров ли сын? Живой ли? Как иначе?
Глаза подёрнул утренний туман;
А сын ушёл от отчего порога,
И больше не услышит тишины.
Их было много… Боже, как же много –
Мальчишек, не вернувшихся с войны!
Бои, бои, бои без передышки,
На фронте нет, как в школе, перемен,
Под градом пуль вчерашние мальчишки
На смерть, на подвиг шли, не сдавшись в плен.
Легли по-братски в братские могилы,
Не слыша больше шороха листвы,
Не выросли, не пели, не любили –
Они погибли, чтобы жили вы.
И в День Победы над врагом проклятым,
В счастливый самый, в самый скорбный миг,
Ровесники, ребята и девчата,
У обелиска вспомните о них.
Мать
У калитки, к которой во сне,
Тополя прислонились уныло,
Зреет осень в багряном огне;
Плачет мать, потерявшая сына.
Не шуршит под ногами листва,
Не кричат перелётные птицы,
Поседела её голова,
И умылись слезами ресницы.
Как поверить: сынишка родной
Только школу окончил недавно…
Никогда не вернется домой,
Никогда не прошепчет ей: «Мама» ...
Где теперь её милый сынок?
Где надежда её и отрада?
Он для Родины сделал, что мог.
Он погиб у ворот Сталинграда.
У калитки, готовясь к зиме,
Травы имеем светятся стыло;
На пустом, безымянном холме
Плачет мать, потерявшая сына.
2 ведущий: Сложно подобрать слова, чтобы описать чувства, возникающие при знакомстве с детской поэзией о войне… Хочется молчать и вспоминать, слушать и вникать в каждое слово. Пока в детских душах живёт память о войне, о цене добытой Победы – ничто не потеряно. Ежегодно 9 мая юные поэты литературной студии «Зеркало души» выступают у обелиска, отдавая дань уважения подвигу советского народа. Сегодня у них – генеральная репетиция. Ученики 8а класса, Алыева Амира и Крылов Матвей, впервые представят публике свои стихотворения «У обелиска» и «парк Победы», посвящённые историческим памятникам нашего города.
Звучит фоновая музыка (К первому стихотворению – отрывок из «Реквиема» Моцарта – «Lacrimosa dies illa»; ко второму –
«Гроза с громом и молнией», «Завывание ветра» из альбома со звуками природы).
Тексты авторских стихотворений учащихся о войне:
У обелиска
Не снег, а затвердевший пепел
Укрыл стеной мемориал.
Со спиц метель срывает петли
И смотрит в омуты зеркал
На город в белом, ставший светом,
На вязь заснеженных имён...
Они приблизили Победу,
И вечен их спокойный сон.
У обелиска белый пепел –
Печать оконченной войны,
Но день сегодня будет светел:
Тому, кто помнит, не страшны
Далёкие раскаты грома,
Пусть воет ветер ледяной!
На свете нет милее дома,
Удомля – Родина со мной!
Парк Победы
День Победы пахнет порохом и дымом,
Будто выстрелы – салют, за залпом залп,
Чтобы память об ушедших не остыла,
Пламя Вечного огня слепит глаза.
Или это – просто слезы на ресницах,
Или майская, короткая гроза?
Расскажите мне, берёзы, вам не снится,
Как солдаты возвращаются назад?
Парк Победы шелестит над обелиском,
Заблудились в нем былого голоса,
Далеко от нас война... И слишком близко.
Эхо памяти – как ветер в волосах.
День Победы пахнет горем и надеждой,
Будто выстрелы – салют, за залпом залп...
Только в небе, по-весеннему безбрежном
Знамя мира белизной слепит глаза.
1 ведущий: Наш поэтический вечер подходит к концу. Осталось сказать несколько слов о человеке, без которого наш праздник слова не состоялся бы. Я приглашаю на сцену руководителя школьной литературной студии «Зеркало души», педагога – организатора МБОУ УСОШ №4, поэта и прозаика, Наталью Владимировну Леонтьеву. Она проработала в школе более 10 лет, щедро делясь с учениками основами творческого мастерства. Наталья Владимировна – лауреат литературных конкурсов и премий всероссийского и международного уровня, автор поэтического сборника, наставник наших юных талантов! Конечно, руководитель литературной студии не может прийти на творческий вечер без поэтического подарка. Представляем вашему вниманию стихотворения руководителя школьной студии «Зеркало души» в авторском исполнении!
Звучит фоновая музыка (к первому стихотворению – «Марс, несущий войну» Густава Т. Холста, ко второму стихотворению – «Ветряные колокольчики» из альбома «Звуки природы»).
Тексты авторских стихотворений руководителя школьной литературной студии, автора сценария концерта, педагога – организатора МБОУ УСОШ №4, Леонтьевой Натальи Владимировны:
1941
Эпиграф: «И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч».
/«Откровение» от Иоанна, глава 6/
Пепельный ветер из будущей братской могилы?
Эхо безмолвия? Прах, потревоженный зря?
Разве не видят живые, кого пробудили?
Мёртвые плачут, на гибель Европы смотря.
Им не вставать бы, в земле хоронясь от облавы:
Страшно от этой, беззвёздной пока, синевы.
Больно топтать начинённые гильзами травы,
Липким туманом стекая в расстрельные рвы.
Страшно от хруста, с которым ломается время,
Лица убитых, как небо над Брестом, черны.
Лето изломано; кто мы сегодня и где мы?
Разве живым не мерещится поступь войны?
Разве не чудится гром дальнобойных орудий
В этой мучительной, душной, как дым, тишине?..
Слушайте ветер! Команды «отставить» не будет.
Скалится с пустоши Всадник на рыжем коне.
Волшебные травы
Лето в зените. Волшебным драконьим огнём
В золото смол переплавлена платина сосен;
Масляный луг, запечённый в тумане живьём,
Впутан в подлесок песочными лентами просек.
Душно в деревьях: пчелиными крыльями фей
Светится мох, опоясавший крепкие корни;
Месит пыльцу омеднённый закатом шалфей,
К дымчатым сумеркам ластится дикий цикорий;
В жёлтых колосьях засушенных на зиму трав
Щедро разлита сгущённая сладость вербены;
Сгорбленный вереск, от ветра совсем обветшав,
Робко ютится в окатанных ливнем дольменах;
Спелые звёзды плутают в зыбучих тенях:
К небу, должно быть, неловко пришиты с изнанки;
Выбелив ночь, молодые деревья обняв,
Дымка над пустошью лепит воздушные замки.
Солнце спросонья не чует ещё холодов,
Стружкой зари облетая с развесистых сосен...
Лето в зените: топлёным нектаром цветов
Медленно льётся в глухую брусничную осень.
2 ведущий: Слово предоставляется руководителю школьной литературной студии «Зеркало души», Наталье Владимировне Леонтьевой.
Слово руководителя литературной студии: Дорогие гости нашего литературного праздника! Я хочу поблагодарить вас за то, что своими аплодисментами и яркими эмоциями вы поддержали начинающих поэтов Удомельской средней школы №4! Для ребят очень важно быть услышанными, понятыми и принятыми. Вы – замечательная публика. Я рада, что мне выпала возможность представить зрителям юные дарования. Читая детские стихи, я верю – у России есть будущее! Спасибо за внимание! До новых литературных встреч!
1 ведущий: Дорогие друзья! Уважаемые участники праздника! Спасибо, что вы были вместе с нами! Пусть вас как можно чаще посещает желание взять в руки хорошую книгу и раствориться в волшебном мире поэзии. Учитесь видеть красоту в каждом мгновении, в каждой детали! Поверьте – мир вокруг полон чудес. Наши поэты лишь приоткрыли завесу тайны, скрывающую подлинные сокровища Вселенной. Счастья вам, дорогие гости, здоровья и неиссякаемого вдохновения! До свидания!
2 ведущий: До новых литературных встреч!
КОНЕЦ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста
АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы - 4 года...
«Учет психологических особенностей обучающихся, воспитанников младшего, среднего и старшего школьного возраста в работе педагога»
Методические рекомендации...
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...
Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностикауровня освоения программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...
День славянской письменности (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
История создания письменности на Руси. Методическая разработка с презентацией...
1150-летие создания славянской письменности (для воспитанников среднего и старшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья групп продленного дня)
Презентация знакомит с историей создания славянской письменности....
Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного возраста
Речевая карта поможет учителю-логопеду в обследовании устной и письменной речи учащихся основной и старшей школы. Бальная система оценивания проб позволяет точно зафиксировать состояние речи обучающег...