Речевая карта для учащихся среднего и старшего школьного возраста
тест (5 класс)

Козлова Оксана Алексеевна

Речевая карта поможет учителю-логопеду в обследовании устной и письменной речи учащихся основной и старшей школы. Бальная система оценивания проб позволяет точно зафиксировать состояние речи обучающегося, увидеть отклонение от средней нормы, точно сформулировать логопедическое заключение, грамотно написать представление. Задания речевой карты можно использовать на занятиях в качестве упражнений. Данная диагностика описана в книге Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной "Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов", Айрис-Пресс, 2007 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевая карта для учащихся 5-11 кл.25.91 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЕВАЯ КАРТА для учащихся старших классов

Ф.И.О.  ________________________________________________________________________________________

Дата обследования______________________________________________________________________________

Дата рождения  ______________________  Возраст___________________Класс___________________________

Заключение МПК  _______________________________________________________________________________                                  

Анамнез_______________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________

Строение артикуляционного аппарата: губы, зубы, челюсти, прикус, небо, язык .___________________________ Слух ___________________________________________ Зрение  _______________________________________

Состояние: голосовой функции____________________________________________________________________

речевого дыхания_______________________________________________________________________________

просодических компонентов речи______________________________________________________________________

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

1.Проверка состояния фонематического восприятия.

ба-па

па-ба

би-ба-бо

бо-би-ба

ма-на-на

на-ма-на

ча-ща-ча

жа – за – за

ца – са – ца

ла – ра – ла

Всего за пробу:__________

 2. Исследование артикуляционной моторики.

«улыбка»

Критерии: темп выполнения, точность, симметричность, саливация, тремор, посинение.

Всего за пробу:_________

«лопатка»

«иголочка»

«маятник»

«улыбка» - «трубочка»

3. Исследование звукопроизношения.

собака – маска – нос

сено – василек – высь

замок – коза

зима – магазин

цапля – овца – палец

шуба – кошка – камыш

жук – ножи

щука – вещи – лещ

чайка – очки - ночь

рыба – корова – топор

река – варенье - дверь

Лампа – молоко – пол

лето – колесо – соль

другие группы звуков

Всего за пробу:________

4. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

баскетбол

аквалангист

перепорхнуть

достопримечательность

термометр

Всего за пробу:__________

Всего за серию (из 30 баллов)__________

Серия II. Исследование навыков языкового анализа.

Сколько слов в предложении?

Около дома росла высокая береза.

Какое третье слово в этом предложении?

Сколько слогов в слове?

 дождь

аквариум

Назови 2 слог в слове

аквариум

Сколько звуков в слове?

дождь

диктант

Назови 4 звук в слове

диктант

Сколько согласных звуков в слове? Назови по порядку.

диктант

Назови следующий звук после «д» в слове

диктант

Всего за пробу:__________

Всего за серию (из 10 баллов)________

Серия III. Исследование грамматического строя речи.

1. Повторение предложений.

Медведь нашел глубокую яму и сделал себе берлогу.

После лета наступает осень и с каждым днем становится холоднее.

Андрей сказал, что он не пойдет сегодня в гости, так как ему надо готовиться к экзамену.

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель.

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Всего за пробу:__________

2. Верификация предложений.

Инструкция: я буду называть предложение и, если в них будут ошибки, постарайся их исправить.

Зима пришла, потому что река замерзла

Мама довольна сыну.

Самолет разбился, хотя мотор был неисправен.

Все старики когда-то будут молодыми.

Подъезжая к станции, у мужчины слетела шляпа.

Всего за пробу:__________

3. Составление предложений из слов, предъявленных в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты постарайся составить из них предложение.

солнце, земля, освещаться

избушка, буря, страшный, разрушать, рыбак

Петя, купить, шар, красный, мама

Витя, косить, трава, кролики, для

дом, дедушка, жить, в , который, стоять, река,у

Всего за пробу:__________

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: я прочитаю предложение, а ты постарайся вставить предлог, который в нем пропущен.

Лодка плывет….озеру.

Чайка летит….водой.

Молодая трава выглядывает….снега.

….конуры сидит пес.

Большая толпа собралась…..театром.

Всего за пробу:__________

6. Завершение предложений

Сережа промочил ноги, потому что…

Игорь замерз, хотя…

Всего за пробу__________

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Один дом, а если их много, то это – дома.

Один дом, а много чего? – домов.

Один стул, а много – это …

Один стул, а много чего? -

зеркало

зеркало

пальто

пальто

платье

платье

ухо

ухо

Всего за пробу:__________

Всего за серию (из 32 баллов)________

Серия IV. Исследование словообразовательных процессов.

1. Образование уменьшительной формы существительных

дерево

Б.

лес

Б.

улица

Б.

ухо

Б.

слово

Б.

Всего за пробу:__________

2. Образование прилагательных от существительных.

2.1. Относительных.

Инструкция: кукла из бумаги – бумажная.

шляпка из соломы

Б.

кисель из клюквы

Б.

горка изо льда

Б.

крем с маслом

Б.

варенье из вишни

Б.

набор для супа

Б.

варенье из черники

Б.

ветка ели

Б.

варенье из слив

Б.

брюки из льна

Б.

Всего за пробу:__________

2.2. Качественных.                                                                 2.3. Притяжательных.

Если днем жара, то день жаркий, а если …

Образуй прилагательное, отвечающее на вопрос «чей?»

мороз

Б.

мать

Б.

солнце

Б.

брат

Б.

снег

Б.

лев

Б.

ветер

Б.

медведь

Б.

дождь

Б.

птица

Б.

                                                                                                                                        Всего за пробу:__________

                                                                                                                Всего за серию (из 25 баллов)________

Серия V. Исследование связной речи.

  1. Составление рассказа по серии сюжетных картинок ________________________________________.

Инструкция: посмотри на эти картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ.

Рассказ ребенка: _____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Всего за пробу:____________________________

2. Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: сейчас я почту небольшой рассказ, запомни и перескажи его.

Рассказ ребенка:_____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

Всего за пробу:____________________________

Всего за серию (из 30 баллов)__________                                                                                                                                                                              

Исследование процесса чтения.

Характер чтения______________________________________________________________________________

Скорость____________________________________________________________________________________

Правильность________________________________________________________________________________

Понимание прочитанного_____________________________________________________________________

Всего за пробу (из 15 баллов)____________

Исследование навыка письма.

  1. Списывание
  • Количество ошибок__________________________________________________________________
  • Характер ошибок____________________________________________________________________
  • Всего за пробу (из 5 баллов)____________
  1. Письмо под диктовку
  • Количество ошибок__________________________________________________________________
  • Характер ошибок_________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Всего за пробу (из 5 баллов)____________

Всего за весь тест (из 152 балла)__________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ_____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Рекомендации _______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________

РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ_________________________

Норма

Кол-во баллов

Успешность в %

   Фонематическое

      восприятие

5

   Артикуляционная

      моторика

5

   Звукопроизношение

15

   Звуко-слоговая

      структура слова

5

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи

30

Серия II. Исследование навыков языкового

анализа

10

Серия III. Исследование грамматического строя

32

Серия IV. Исследование словообразовательных процессов

25

Серия V. Исследование связной речи

30

Серия VI Исследование процесса чтения

15

Серия VII Исследование навыка письма

10

Оценка за весь тест

152

Оценка успешности выполнения заданий

IV уровень – 100 – 85% высокий

III уровень – 84,9 – 70% средний

II уровень – 69,9 – 55% низкий

I уровень – 54,9 и ниже (очень низкий)

Текст для проверки навыка чтения

НЕБЛАГОДАРНАЯ ЕЛЬ

В отдаленной части леса, рядом с высокой рощей, росла ель. Маленькую елочку поражала красота белых цветков, которые распускались весной на терновнике. Стали они с терновником друзьями еще с осени. Тогда ели понравились его синие плоды.

Когда ель стала взрослой, птицы ей сказали, что другой такой красавицы в лесу нет. Тогда охватили ель гордость и самолюбие. Однажды она сказала: «Слушай, терновник, убери свои кривые ветки от меня! Ведь ты не позволяешь, чтобы прохожие восхищались моей красотой и моим прекрасным ростом». 

«И это ты мне за всю защиту от ветра и плохой погоды?» — жалобно спросил терновник. Ель молчала и только мрачно качала ветвями. Терновник рассердился и отодвинулся к солнцу. Через несколько дней к солнцу обратились все ветви терновника, но ни одна не прикоснулась к ели. И ель росла, росла... 

Во время первых зимних метелей в лес пришли лесорубы. Они искали новогодние елки. От страха начала ель просить терновник, чтобы он ее спрятал.

Но было уже поздно просить. Все ветки терновника летом повернулись к солнцу и зимой уже не могли приблизиться к ели.

Она заплакала: «Ведь меня топором убьют!» 
«И это из-за того, что ты была гордой, самолюбивой и неблагодарной», — ответил терновник. «Да, неблагодарная гордость не принесет пользы», — заплакала ель. 

Едва она сказала это, как перед ней уже стояли люди и восхищались ее красотой. Ее срубили. Ель упала в объятия терновника и навсегда распрощалась с лесом.

(А.Н. Корнев, 1997)

Оценка успешности выполнения заданий

Оценки даются по трем критериям.

Критерий скорости чтения

5 — высокая скорость чтения, 120 слов в минуту и выше;
3 — средняя скорость, от 100 до 119 слов в минуту;
1 — низкая скорость, от 70 до 99 слов в минуту;
0 — очень низкая скорость чтения, менее 69 слов в минуту.

Критерий правильности чтения

5 — не более 2 ошибок с самокоррекцией;
3 — 3–4 ошибки на уровне слова с самокоррекцией;
1 — 5–6 ошибок, большая часть из которых замечена и исправлена; 
0 — более 6 ошибок при чтении.

Критерий понимания прочитанного

5 — исчерпывающие ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
3 — полный ответ после стимулирующей помощи;
1 — неточность или неполнота понимания;
0 — фрагментарность понимания или полное непонимание смысла прочитанного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Способы усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях по ознакомлению с окружающим

Данная статья посвещена способам усвоения устной речи детьми среднего и старшего школьного возраста с умеренной и выраженной умственной отсталостью на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях ...

АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Весёлые нотки» вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста

АВТОРСКАЯОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА«Весёлые нотки»вокально-эстрадного творчества для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста срок реализации программы -  4 года...

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся  среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...

Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)

Педагогическая диагностикауровня освоения  программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...

презентация "Натюрморт" для среднего и старшего школьного возраста

Презентация посвящена раннему голладскому натюрморту, Рассказывает подробно об  его возникновении, особенностях и делении по темам - Завтрак, Ученый натюрморт, цветочный натюрморт и др....

Организационно-методические особенности физического воспитания детей среднего и старшего школьного возраста.

1) Введение 2) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания детей средего школьного возраста. 3) Возрастные и организационно-методические основы физического воспитания дете...