Формирование познавательного интереса на уроках черчения.
статья по теме

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.

Руководство для учителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odin_iz_osnovnykh_motivov_ucheniya.docx25.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование познавательного интереса на уроках черчения.

Стрельцова Маргарита Федоровна

учитель черчения ГОУ СОШ №358

Санкт-Петербург  -  2014

В статье обосновывается необходимость и раскрыты способы целенаправленного формирования познавательного интереса на уроках черчения.

  «Роль педагога состоит в том, чтобы открывать двери,

а не в том, чтобы проталкивать в них ученика»

Артур Шнабель

Один из основных мотивов учения – это познавательный интерес. В его формировании основная роль принадлежит учителю.

Школа должна научить ученика ответственности («взвешиванию» в переводе с латинского) за себя, перед собой. Но для того, чтобы иметь возможность конструктивно взаимодействовать учителю и ученику, важно присутствие интереса к этой деятельности, причем, устойчивого познавательного интереса, в котором преобладает внутренняя мотивация.

Г. И. Щукина определяет познавательный интерес, как наиболее предпочитаемый школьниками мотив среди других мотивов учения, который “раньше и более осознаётся школьниками”, носит “бескорыстный характер”, создавая внутреннюю среду развития, существенно меняет силу деятельности, влияет на её характер протекания и результат”.

Познавательный интерес развивается и формируется в деятельности, в том числе, в учении. Основные пути, по которым формируется познавательный интерес - это само содержание предмета и организация познавательной деятельности учителем.

Черчение – предмет, который подразумевает обязательное формирование и развитие познавательного интереса, а через него способностей к образному и пространственному мышлению. Мышление ребенка является образным, опирающимся на реальные действия с предметами. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития. Поэтому работа с детьми, занимающимися черчением являются позитивным моментом в формировании личности.      

На уроках черчения в 8 и 9 классе для поддержания познавательного интереса используется проблемное обучение, дифференцированные задания, игровые элементы.

Учителем формулируется вопрос – тема для общего обсуждения.

Например,

- в теме «Сечения и разрезы» проблемным будет вопрос: «Где правильно и какой  произвести разрез?»;

- при изучении темы «Половина вида и половина разреза» перед учащимися ставится задача самостоятельно назвать тему урока, осуществить алгоритм построения разреза для симметричных деталей, основываясь на изученном материале предыдущего урока «Часть вида и часть разреза». Вспоминая предыдущий урок, путем наводящих вопросов и используя предлагаемую форму симметричной детали, дети с удовольствием делают выводы по новой теме, выполняют и закрепляют тему нового урока на примере, а дома придумывают свою конструкцию с применением соответствующего разреза.

- при изучении темы «Проецирование», учащимся предлагаются карточки с определенным количеством заведомо допущенных  ошибок. Учащиеся должны отыскать ошибки в своей карточке,  а затем и ошибки соседа, предварительно поменявшись карточками.  Количество ошибок в том и другом случае одинаково. Время работы тоже регламентировано. Попарная работа  очень эффективна при изучении этой темы и представляет немалый интерес. Подобная работа создает условия для развития мыслительной деятельности, адекватной мотивации учебной деятельности, самостоятельности и определяет общие правила  поведения  при  общении и сотрудничестве.

Для эффективного воздействия на формирования интереса учащихся предлагаются:

- занимательные задачи на всех этапах урока, используются при актуализации знаний, объяснении новой темы, закреплении изученного материала, переключении внимания;

- головоломки, как и логические задачи, являются абстрактными. Решение головоломок способствует развитию качественного продуктивного мышления, формируют гибкость, логичность;

- кроссворды, которые дают возможность не только повторить и закрепить изученный  материал, но и познакомить учащихся с новыми понятиями, познаниями и явлениями. Решение кроссвордов развивает настойчивость, сообразительность, догадливость, умение обобщать и анализировать.

 Составить кроссворд самим,  дает очень хороший результат. Учащиеся не только подбирают слова, но и дают правильные определения и характеристику понятия.

Образное мышление всегда опирается на реальные действия с предметами. Поэтому на уроках черчения большая роль отводится заданиям по моделированию:  операции по приращению части фигуры, по удалению каких-либо объемов, операции чередования двух или нескольких элементов в новую форму, а также конструированию.

На уроках черчения часто используются карточки с дифференцированными заданиями, что дает каждому учащемуся возможность продемонстрировать собственные знания, умения и навыки, которые будут оценены учителем с учетом его индивидуальных особенностей.

Задания по анализу и синтезу тоже поддерживают устойчивый познавательный интерес к предмету, так как позволяют каждому учащемуся в индивидуальной форме представлять и защищать  созданную технологическую конструкцию. Например,  учащиеся могут создать чертеж, изображение предметов, окружающих их в быту (крючки для вешалки, цветочного кашпо, системного блока компьютера и т.п.).

Также при поддержании познавательного интереса очень важным моментом для ученика становится время выполнения задания и возможность снизить трудоемкость выполняемой работы.

Бесценную помощь учителю в этом могут оказать такие приемы, как выполнение работы на кальке и выполнение эскиза вместо чертежа,  технический рисунок, решение задач по алгоритму. Эти приемы позволяют сохранить точность,  увеличить скорость выполнения работы. Решение многих задач проверяется в конце урока: вывешивается плакат с ответом – это помогает детям и вызывает стремление работать быстрее, чтобы увидеть положительный результат.

Самый простой способ поддержания познавательного интереса – использование игровых моментов на уроке. Так, на уроках изучения проецирования, в качестве разминки применяется игра «Чертежное лото». Она представляет собой подбор раздаточных карточек - чертежей  к рисункам  красочных предметов, заданных учителем (карточки меняются от урока к уроку, дети просят увеличить количество раздаточного материала, задания могут усложняться). Эта игра позволяет выражать положительное отношение к процессу познания, поддерживать у учащихся желание узнавать новое.  

Но самое главное условие формирования познавательного интереса учащихся – это то, что мотивация учителя должна быть такой же «бескорыстной». Учителю, как и ученику на уроке,  должно быть интересно вместе совершать путешествие от незнания к знанию.

 Достичь этих целей они смогут лишь в том случае, если учителя будут восприимчивы к более глубокому и сложному мышлению учащихся и научатся стимулировать его.

Литература

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические

труды. — М. — Воронеж: Ин-т практ. психологии: МОДЭК, 1995.

Жильцова Т.В., Обухова Л.А. «Поурочные разработки по наглядной геометрии».- М.: Издательство «ВАКО», 2004 – 288с.

Шадрина И.В. «Решаем геометрические задачи». — М.: Издательство «Школьная пресса», 2003 – 32с.

Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. — М.: Просвещение, 1979. — 160 с.

Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов

учащихся. — М.: Педагогика, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии

Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития  творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет ре...

Формирование познавательного интереса на уроках английского языка на основе использования ИКТ.

      Интенсивное внедрение ИКТ в образование, серьезное увлечение  молодежи компьютером, а также рост популярности английского языка в мировом пространстве, создали благопр...

Формирование познавательного интереса на уроках математики

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволи...

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация подготовлена по итогам проведения математических сказок в начальной школе. Учащиеся 5 класса подготовили сказку и показали ее в начальной школе....

формирование познавательного интереса на уроках математики в 5 классе

Презентация представляет работы учащихся пятого класса. Ребята сочиняют сказки для младших школьников и показывают их на уроках математики, тем самым они развивают интерес к математике....

Формирование познавательного интереса на уроках физики ,с помощью современных образовательных технологий

Доклад на метод объединение учителей естественно-математического цикла на тему:"Формирование познавательного интереса на уроках физики, с помощью современных образовательных технологий."...