Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии
статья (география) по теме
Систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития творческих способностей учащихся. Использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние игровых методов на формирование познавательного интереса на уроках географии.
География самая романтическая область знаний. Она изучает нашу планету, таящую множество неразгаданных тайн. Все неизвестное издавна манило людей, заставляло отправляться в путешествия через пустыни, леса, моря и океаны. Наш век практически не осталось белых пятен на карте. И, тем не менее, открытия можно совершать и на школьных уроках, при чтении книг, узнавая что – то новое и необычное. Проблема активности на уроках географии, их интереса к предмету давно стала актуальной.
Модернизация образования ориентирована на развитие личности ребенка. Поэтому, на мой взгляд, необходимо создать условия для развития интеллектуальных способностей учащихся. А это значит сделать процесс обучения интересным и содержательным. Каждого учителя беспокоит вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. Умелое применение приемов и методов, обеспечивающих высокую активность учащегося в обучении, их способность в учебном познании является средством развития познавательных способностей обучаемых. Урок до сих пор остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании. Урок - это своеобразная визитная карточка каждого учителя.
Поэтому целью моей работы является: показать, что систематическое решение познавательных разнотипных задач – средство достижения развития творческих способностей учащихся.
Главные задачи, отсюда вытекающие:
-показать, что познавательный интерес ведет к созданию разнообразных способов решения задач, новых средств поиска знаний,
- рассмотреть основные приемы и методы, пробуждающие у учащихся интерес к изучению географии, которые можно применять на различных этапах урока, раскрыть их сущность.
Главный стимул учиться – неизвестность. Смысл учебного процесса – не передача суммы знаний, а сама личность школьника. Неизвестность манит. Неизвестность – это мотивировка движения. Школьники не получают готового знания, они сами, ошибаясь, упираясь в тупик, блуждая, идут к нему. Рано или поздно, к решительным приходит удача.
Познавательный интерес ведет к развитию способностей. У кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Систематически укрепляясь, развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.
Одним из самых значительных областей, «интерес», выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в школьном возрасте. Так как в школе основной деятельностью становиться познавательная, направленная на изучение системы знаний. Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности». Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Познавательный интерес представляет собой важнейшую для развития личности сторону интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов. Это проявляется: активным поиском, догадкой, исследовательским поиском, готовностью к решению задач. Важной особенностью познавательного интереса является, также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от ребёнка поисковой и творческой работы.
С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, использование фантазии, интуиции, воображения – всё это способствует развитию способностей учащихся. Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное овладение новой для них информации.
На мой взгляд, если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка с урока. Хорошо организованные и интересно проведенные уроки помогают обобщить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствуют развитию индивидуальных качеств, раскрытию таланта. Систематически укрепляясь, развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.
В современной практике обучения географии характерно сочетание традиционных и новых педагогических технологий. Я думаю, что в настоящее время игровые методики приобрели большую популярность и отличаются разнообразием. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны. Многие из игр дают возможности для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. В игре актуализируются функции личности. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей – получением информации, обработкой некоторой системы репродуктивных умений, то в игре участник чётко ставит себе цель, отбирает целенаправленно материал, при этом он ответственен не только за своё поведение, но на нём висит груз ответственности за успех всей группы.
В игре происходит рефлексирование, самоорганизация, ученик принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает творческое начало.
Игра посильна даже слабым ученикам. Более того, слабый ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказывается порой более важными, чем знание предмета. Чувства равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, и благотворно сказывается на результатах обучения. Наблюдения при проведении некоторых игр позволяют выявить неформальную структуру класса, тип взаимоотношений между учениками, установить учащихся с явными лидерскими качествами и аутсайдеров. Хорошо продуманные игры могут быть использованы для улучшения взаимоотношений внутри коллектива, развития дружбы и взаимопомощи в классе.
Игра используется и в других формах организации учебной деятельности: лекциях, семинарах, экскурсиях. Игровые ситуации вводятся в практические и самостоятельные работы, а также в проверку и закрепление изученного материала.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет решать целый комплекс педагогических задач. Игры расширяют кругозор, способствуют закреплению знаний, развивают память и внимание, позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале, постоянно поддерживая, сохраняя положительное отношение к географическому заданию, которое заложено в содержании игры. Внимание учащегося приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности географического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать ими в изменившейся ситуации. Использование игр на уроке даёт возможность длительное время активизировать внимание школьников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. На уроках географии используют игры на знание карты, географической номенклатуре, « игры – путешествия», выделение «лишнего» и т.д.
Примерные варианты игр.
Знаешь ли ты карту?
На доске для каждой команды вывешивается контур материка. На первой парте каждого ряда лежат таблички с названием географического объекта материка. Ребята по очереди берут табличку и укрепляют её на контуре.
Географические чемпионы.
Ребята называют «чемпионов» материка – всё самое большое, высокое, длинное и т.д.
Активизировать познавательную деятельность помогают поэзия, научно – популярная и художественная литература. Ученикам очень нравится читать стихи, слушать музыку в соответствии с содержанием урока.
Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Вопросы и задания: что можно сказать о величине территории России по стихотворению Н. Забила?
Стихи способны задавать тон и ритм выбранной темы. Они развивают речь, помогают научить отбору самого важного, учат формулировать собственные мысли. Из проделанной мной работы можно сделать следующие выводы: само содержание курса географии заключает в себе богатые возможности для развития познавательного интереса учащихся, нужна только соответствующая методика преподавания. А правильная организация работы по данной проблеме поможет созданию эмоциональному настроению учащихся по решению учебно – воспитательных задач урока и тем самым обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала.
Таким образом, использование в учебном процессе игровых методов позволяет в сочетании с другими педагогическими технологиями повышают эффективность географического образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)
Влияние организационных форм внеклассной работы на формирование познавательного интереса учащихся к географии (на примере географических игр)...
Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС.
Методический семинар. Игровые технологии как средство формирования познавательного интереса на уроках математики в условиях ФГОС....
Презентация выступления "Формирование познавательного интереса на уроках географии. Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС". .
Выступление на заседании методического объединения учителей географии....
Формирование познавательного интереса на уроках географии.Мотивация учащихся к изучению географии в условиях реализации ФГОС.
Приемы и методы формирования познавательного интереса на уроках географии....
Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии.
Познавательный интерес является важным мотивом, который необходим для творчества....
«Формирование познавательного интереса на уроках географии».
География возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к нему, радость удовлетворения и любознательности и, как итог, развитие познавательного интереса. Из личного опыта поделю...
Методическая рекомендация "Учебный рассказ как один из методов формирования познавательного интереса на уроках географии"
Любому обществу нужны одаренные люди .......