Организация социальных практик в образовательном процессе
методическая разработка по теме

Номоконова Анна Александровна

Предлагаю вашему вниманию журнал, в котором описана работа учителей метапредметной группы по направлению "Организация социальных практик в образовательном процессе" и о системе работы учителей над  темами самообразования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГАОУ «Центр образования «Ступени»

ОРГАНИЗАЦИЯ

СОЦИАЛЬНЫХ

ПРАКТИК

В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ

ПРОЦЕССЕ

(Выпуск № 1)

г. Биробиджан

В номере:

  1. РАБОТА  МЕТАПРЕДМЕТНОЙ  ГРУППЫ  УЧИТЕЛЕЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРАКТИК В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

   Номоконова А.А.,

руководитель метапредметной группы

  1. СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ГРУППЫ

НАД ТЕМАМИ САМООБРАЗОВАНИЯ:

Игровые технологии на уроках русского языка.

Жданюк О.В.,

учитель русского языка и литературы

Коммуникативные технологии обучения русскому языку литературе:формы и методы работы на уроке.

Баселина Е.О.,

учитель русского языка и литературы

Валеологический аспект в работе учителя

Номоконова А.А.,

учитель биологии

3. МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА:

 

 Кураторский час «Радуга профессий» (для обучающихся 5-8 классов)

Номоконова А.А.,

руководитель метапредметной группы


          Организация социальных практик

 в образовательном процессе.

 

Актуальность

    Современная ситуация такова, что обострение социально - нравственных проблем жизни, как отдельного человека, так и социума в целом, привело к переориентации школы на чистое обучение. «Современный старшеклассник много знает, но абстрактно, много умеет, но только теоретически».

В связи с этим необходимо дать всем выпускникам средней школы знания и базовые навыки в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию. Облегчение социализации в рыночной среде (освоение основных социальных навыков, практических умений) должно осуществляться через формирование ценностей, а именно: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества.  

В Концепции модернизации содержания общего образования предлагается «использовать в образовательном процессе различные формы социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций».

В последнее время социальную практику стали рассматривать и как элемент педагогических систем.

Что же включает в себя понятие «социальная практика».

Впервые этот термин встречается в работе Н.И. Элиасберг – доктора педагогических наук, члена-корреспондента Академии гуманитарных наук, заведующего кафедрой теории и методики гуманитарного образования СПбГУПМ. (Санкт-Петербуржский государственный педагогический университет)  и как образовательное понятие в современной педагогике и дидактике четко не определен.

Социальная практика – вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействуя на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам.

Таким образом, социальная практика представляет собой вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, школа становится естественной площадкой социальной практики. 

Гипотеза: участвуя в  социальной профессиональной практике, обучающиеся осознанно подойдут к выбору профессий с учетом своих индивидуальных возможностей и потребностей.

Цель: использование социальных практик в воспитательно-образовательном процессе в ОГАОУ «Центр образования «Ступени».

          Задачи :

  1. создания условий для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  2. создания условий для формирования у обучающихся уникальных актов действия, таких как "ответственность", "решение", "выбор", "понимание";
  3. создание условий для получения навыка социальной компетентности, большой открытости реалиям мира, умственного и нравственного воспитания.

  Предполагаемый результат: 

мы надеемся, что социальная практика поможет обучающимся:

  • - найти для себя различные способы выстраивания делового общения (научиться контактировать с незнакомыми взрослыми людьми, представлять себя, знакомиться, договариваться, сотрудничать, быть полезными);
  • - работать с деловой документацией;
  • - выстраивать и проектировать свою деятельность;
  • - соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями конкретной выбранной им профессии и как следствие сделать правильный выбор.

Участники  проекта:

  1. Обучающиеся 6-11 классов.
  2. Педагоги.
  1. Родители.

    Почему мы считаем, что участниками социальной практики

 должны быть  обучающиеся  подросткового

и старшего школьного возраста?

   Подросток в отличие от юноши способен замыслить дело, но реализовать его еще не может. Старшеклассник это уже может и важно, чтобы у него появилась возможность реального действия в социуме, которая обеспечивает получение практического персонального опыта. По мнению Б.Д. Эльконина именно старший школьный возраст является временем появления собственного, персонального опыта у ребенка. А опыт, как известно, появляется только из практики.

  Заключение

 В заключении хочется сказать, что грамотно организованная социальная профессиональная практика позволит нашим обучающимся успешно социализироваться с учетом реальных потребностей на рынке труда.

Этапы  организации социальной профессиональной  практики

 «Мир моей профессии»

Новизна проекта состоит в том, что он:

  1. даёт обучающимся возможность в теории получить представление о  профессиях;
  2. формирует осознанную позицию в социально-важных вопросах; позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию обучающихся с учетом индивидуальных потребностей обучающегося.

Этапы

Задачи

Ожидаемый результат

I этап
Подготовительный

декабрь 2012 г. -январь 2013 г.

Изучение опыта работы и создание социальных практик в Центре

1. Составление плана работы.

2. Изучение материала.
3. Создание индивидуальных мини-проектов  .
4.  Создание банка данных.

II этап
Запуск социальной практики и её реализация

февраль - апрель

2013 г.

Использование социальных практик в воспитательно-образовательном процессе

Система мероприятий, направленных на обеспечение понимания обучающимися смысла социальной практики, идей, ее специфики.

1. Согласованность деятельности всех участников проекта.
2. Повышение эффективности процесса обучения.
3. Активизация познавательной деятельности детей.

III этап
Результативность проекта

май 2013 г.

Проведение анализа педагогической деятельности  в форме творческого отчета, фотографий, заметок , помещении материалов на сайт ОГАОУ «Центр образования «Ступени». Аналитический семинар по результатам Программы социальной практики

План  работы

метапредметной  группы, работающей по направлению

«Организация социальных практик

в образовательном процессе»

на 2012 — 2013 учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

показатели

1

Заседание № 1

«Метапредметные и личностные результаты образования в основной школе. Социальные практики»

декабрь

Руководитель группы: Номоконова А.А.

(с 01.12.12 г)

Протокол заседания.

№ 1

от 17.12.2012

2

Заседание № 2

Общешкольное

 метапредметное

мероприятие

«Мир моей профессии»

 февраль

Члены группы:

Баселина Е.О.

Жданюк О.В.

Номоконова А.А.

Сценарий проведения мероприятия в День открытых дверей, презентация, выпуск брошюры

3

Практическая работа по   формированию  у обучающихся   представления о  профессиях (открытые занятия)

  апрель

Члены группы:

Баселина Е.О.

Жданюк О.В.

Павленко С.И.

Колегова Н.А.

Номоконова А.А.

План-конспекты открытых уроков, занятий

5

 Заседание № 3

Подведение итогов реализации Программы социальной практики

Май - июнь

Члены группы:

Баселина Е.О.

Жданюк О.В.

Павленко С.И.

Колегова Н.А.

Номоконова А.А.

презентация «Итоги года»

СИСТЕМА РАБОТЫ  УЧИТЕЛЕЙ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ ГРУППЫ

НАД ТЕМАМИ САМООБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1.1. Работа над темой самообразования  является одной из основных форм работы повышения квалификации.

1.2. Работа учителей  над темами самообразования является обязательной.

II. Цель и задачи

2.1. Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение учителями своего профессионального уровня.

2.2. Задачи:

1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса;

2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;

3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,

4) развитие в Центре инновационных процессов.

III. Порядок работы над темой самообразования

3.1. Тема самообразования определяется, исходя из:

1) методической темы Центра и темы метапредметной группы;

2) затруднений учителей;

3) специфики их индивидуальных интересов.

  1. Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять

        от 2-х до 3-х  лет.

  1. Каждый учитель имеет индивидуальный план работы над темой.

3.4. В процессе работы над темой самообразования и по ее завершению  учитель представляет наработанный материал. Формы представления могут быть различны:

  1. выступления (отчет) на заседании метапредметной группы, педсовета;
  2. теоретический, методический и практический семинар;
  3. практикум;
  4. тренинг;
  5. мастер - класс;
  6. открытый урок.

3.5. Заместитель директора по методической работе  и руководитель метапредметной группы ведут учет тем самообразования, курируют деятельность учителей по их реализации, консультируют, оказывают необходимую методическую помощь.

3.6. Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:

- доклада,

- реферата,

- статьи в журнале,

- программы,

- дидактического материала,

- методического пособия,

  • научно - методической разработки

Примерный план работы учителя над темой

самообразования

Этапы

Содержание работы

Сроки

I. Диагностический

  1. Анализ затруднений.
  2. Постановка проблемы.
  3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

I год работы над темой.

II. Прогностический

  1. Определение цели и задач работы над темой.
  2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
  3. Прогнозирование результатов.

I год работы над темой.

III.

 Практический

  1. Внедрение  системы мер, направленных на решение проблемы.
  2. Формирование методического комплекса.
  3. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов.
  4. Корректировка работы.

II год

IV.

Обобщающий

  1. Подведение итогов.
  2. Оформление результатов работы по теме самообразования.
  3. Представление материалов.

III год

V.

Внедренческий

  1. Использование опыта самим учителем  в процессе дальнейшей работы.
  2. Распространение.

В ходе дальнейшей педагогической деятельности.

Примерный план отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа

  1. Обоснование выбора темы.
  2. Цель и задачи работы над темой, сроки.
  3. Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющегося опыта по решению проблемы.

  1. Какая предусмотрена (или реализуется) система мер для решения педагогом проблемы в конкретных условиях.

  1. Какой предполагается результат и форма его представления.

Игровые технологии на уроках русского языка

Жданюк О.В.,

учитель русского языка и литературы

   

   Государственная образовательная политика выдвигает в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.  

Классификация педагогических технологий

   Любая технология обладает средствами, активизирующими и деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

 Игровые методы обучения на уроках русского языка            

   Девиз моей педагогической деятельности: « Учение без принуждения». Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

   Игровые технологии я использую в 6 классе. Все мы знаем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый день. Программа предусматривает 3 часа  русского языка в неделю, обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь  приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. И, что радует, нередко победителями игр становятся слабоуспевающие дети. В ходе игровой деятельности у них проявляется терпение и настойчивость, то есть те качества, которых им не хватает для систематической подготовки домашних заданий.

  Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

  Динамика качественной успеваемости, степени обученности обучающихся

    Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

   Находясь в постоянном поиске, стараюсь подходить творчески к учебному процессу, я, как педагог, хочу видеть в каждом своём ученике будущего писателя, художника или просто доброго, любящего человека. Стараюсь вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому. Таких форм существует множество, но одной из самых благодатных была и остаётся игра. Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно–познавательной направленностью.

  При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
 

В своей педагогической деятельности игровые технологии я использую в следующих случаях:

  1. В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
  2. Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
  3. В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
  4. Как технологии внеклассной работы.

Результативность

   При систематическом использовании на уроках игровых технологий наблюдаются следующие результаты:

  1. формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;
  2. вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  3. создается положительный морально-психологический климат в классе для развития личности учащихся;
  4. повышается уровень развития коммуникативных навыков учащихся;
  5. в каждом классе выделяется группа учащихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;
  6. развивается наблюдательность, умения видеть необычное в знаком вещах.

Игровые задания, направленные на

отработку орфоэпических норм 

   Обучение русскому языку подразумевает не только освоение норм письменной речи, но и норм произношения. Вот почему целесообразно на каждом уроке находить возможность для отработки произносительных норм. В каких формах можно предложить задания детям?  Задание  «Составь текст и озвучь его»               

Обучающимся предлагается набор слов, которые могут представлять какие-то трудности в произношении. Слова записаны на доске.  Пример: Алфавит, звонить, магазин, музей, предмет, конечно, яичница. Задача обучающихся - за 2-3 минуты составить связный текст (используя данные слова) и прочитать его, соблюдая орфоэпические нормы. Для большего интереса к заданию я  назначаю экспертов, которые должны внимательно прослушать текст и сделать вывод о соблюдении произносительных норм. (Оценку в этом случае получают сразу двое учащихся.) Вариант текста, составленного из предложенных слов: Когда я учил алфавит, мне позвонил друг. Он позвал меня в музей. В музее нам показывали предметы древности. На обратном пути мы зашли в магазин.

   Задание «Пригласи на обед»                  

Задача: Озвучить меню обеда, на который вы хотите пригласить своего друга. В меню, конечно, должны оказаться тефтели, щавель, пирожки с творогом, сливовый или грушевый компот и т.д.

Лексико-фразеологические игры

   Данный вид игр я использую не только для закрепления знаний по фразеологии, но для отработки различных орфографических правил. Например, игра «Собери фразеологизм». На доске записаны слова: Как; Макар; свистит; на языке; ветер; вертится; в карманах; куда; в рукавицах; канул; телят; в воду; не гонял; ежовых.

Задача учащихся «собрать» из данных слов фразеологизмы, что поможет проверить знание данных оборотов. Параллельно я проверяю умение учащихся определять спряжение глаголов, правописание предлогов с другими словами.

Ответы:- Куда Макар телят не гонял. Как в воду канул.  Ветер свистит в карманах.  На языке вертится. В ежовых рукавицах.

    Моим детям очень нравится игра  «Переводчик», которую я провожу на уроке закрепления разделов «Лексика» и «Фразеология». Эта игра не только прививает интерес к урокам русского языка, но и обогащает словарный запас детей.

 Игра «Переводчик»

Суть игры: необходимо перевести на понятный язык диалектные, профессиональные, устаревшие слова. Показать па портрете неизвестной красавицы (учащимся демонстрируют репродукцию картины с изображением человека в полный рост) указанные части тела и предметы:

Око - (глаз).        Зеница - (глаз, зрачок).

Чело - (лоб).        Рамо — (плечо, множественное число -рамена).
Выя - (шея).                                      Длань - (ладонь).

Чрево - (живот).        Шуйца - (левая рука).

Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм 

Игра «Мягкая посадка» 

   При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра; пробуждает интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит. Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает обучающемуся мяч, называет какой-либо глагол. Обучающийся ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.

Игра «Я работаю волшебником» 

Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях. Например, превратить имена нарицательные в собственные. Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм (город Изюм). 

                                                               Игра «Справочное бюро»

   Игра способствует воспитанию навыков работы со словарем. Чтобы орфографический словарь стал настольной книгой учащихся, необходима тренировка. Игра оживляет работу, разнообразит её.

Диктант - шутка

  Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова-исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

* По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора-обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон.

Вдруг раздался шорох.   Это у обжоры лопнул  шов на шортах.  Все, конечно, были шокированы происшедшим.

 Кроссворды, чайнворды,

ребусы на уроках русского языка 

   Оживить опрос и активизировать работу обучающихся на уроках русского языка мне помогают творческие формы проверки усвоение фактического материала - это кроссворды.

    С целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока я предлагаю классу кроссворд в начале урока. Кроссворд  помогает подвести итоги работы в конце урока. Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать своеобразную минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения - хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.

  Кроме этого, я использую кроссворды как форму контроля на любом этапе обучения. В этом случае  не только сама предлагаю их обучающимся в готовом виде, но сами обучающиеся составляют кроссворд по изучаемой (изученной) теме.

   Ну и, конечно же, нельзя не сказать об электронных образовательных ресурсах. Мои воспитанники полюбили работу с электронными тренажерами. Данный вид работы предполагает прочные знания по предмету: ребятам хочется выполнить задание без ошибок, поэтому они дома готовятся к урокам. Чем еще хороша работа с тренажерами? Ребята, выполнив задание, сразу же проверяют себя, т.е. они видят правильный ответ.

    Используя игровые технологии на уроках русского языка, я убедилась, что активность обучающихся повышается, появляется интерес к русскому языку, желание узнать новое, победить. И как следствие этой работы - успехи в конкурсах и олимпиадах. Применять игровые технологии можно не только в 6-х классах, но и на любой ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит не только азарт детей, но и результаты выпускных экзаменов.

Коммуникативные технологии обучения русскому языку литературе:формы и методы работы на уроке

Баселина Е.О.,

учитель русского языка и литературы

     Коммуникативная технология направлена в основном на поиск активных методов и форм организации работы учащихся на уроке, воплощение так называемого «обучения в сотрудничестве», в парах и группах, она активно используется сегодня как ведущая во многих современных УМК по русскому языку (например, под ред. М.М. Разумовской и П.А. Леканта, под ред. С.И. Львовой и др.) и литературе (например, под ред. Г.С. Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, под ред. В.Г. Маранцмана и др.) Ведущий метод обучения при использовании коммуникативной технологии – общение, обучение в диалоге и полилоге. Коммуникативное обучение определяют как «функционально-смысловой подход» или «функциональный подход» к освоению новых знаний и умений. Исследователь инноваций в мировой педагогике М.В. Кларин видит будущее «в моделируемой практике», позволяющей, по его мнению, «прорабатывать смысловые ориентиры», воплощать практический интеллект  в «формы приобретаемого опыта». Участники коллективной деятельности должны постоянно включаться в диалоги и полилоги, а идущий в это время процесс обучения нужно понимать «как индивидуальное присвоение форм коллективной деятельности».

    Двумя основными типами таких форм являются: полилоговая и театральная.               Именно они (и их сочетание) могут стать инновационной базой в создании конкретного образовательного инструментария. Все зависит от организации такой деятельности: мощь коллектива либо угнетает личность, либо становится «катализатором» ее развития. Поэтому параметры функциональной изменчивости участника во время коллективного действа определяются самой личностью, что и является самым значимым фактором для ее научения. И более того, именно активность каждого должна формировать особенность процесса коллективной деятельности.

    Формирование коммуникативной доминанты образования в широком смысле меняет позицию учителя: он равноправный собеседник, консультант и помощник учащегося, причем его деятельность в этом случае выходит за пределы чисто преподавательского ремесла.

Развивать коммуникативные способности и коммуникативные компетентности - значит «развивать умения активного слушания и говорения», навыков публичного выступления, пересказа, рассказа, умения вступать в дискуссию, отстаивать свою точку зрения, делать выводы и обобщать информацию.

   Коммуникативная компетентность – это способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации, быть готовым к изменению соответственного речевого поведения. Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание разного рода текстов) формы коммуникации. Коммуникативная компетентность формирует такую важную черту личности, как коммуникабельность. Коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в любой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценивается высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим типом индивида, но также социальным опытом общения, предусматривающим ориентацию на партнера - умение слушать и сопереживать, своевременно корректировать свое речевое поведение. Коммуникативная технология опирается на взаимосвязанное комплексное обучение всем видам речевой деятельности:·аудирование, говорение, чтение, письмо. Коммуникативная технология позволяет осознать и использовать на практике механизмы функционирования языка:

- инструментальная функция - использование языка с целью получить что-либо;

- регулятивная функция - использование языка для контроля над поведением окружающих;

- интерактивная функция - использование языка для взаимодействия с другими людьми;

- личностная функция - использование языка для выражения собственных чувств и мыслей;

- эвристическая функция - использование языка для изучения и познания мира;

- образная функция - использование языка для создания мира фантазий;

- репрезентативная функция - использование языка для передачи информации.

 Главным при коммуникативной технологии обучения является содержание речевого поведения, которое состоит из осознания речевой ситуации и речевых поступков. Каждый учитель должен сам ответить на вопрос: «Опыт какого слушания, чтения, говорения и т.п. получает каждый конкретный ученик на моих уроках?» Главная цель применения коммуникативных технологий – развитие у учащихся способностей решать наиболее типичные коммуникативные задачи в пределах учебной, трудовой, бытовой, культурной, общественной сфер общения, пользуясь тем минимумом лексики и грамматики, которым они владеют на активном уровне. Образовательные задачи, решение которых необходимо для достижения этих целей на уроках  заключаются в том, чтобы:

 - сформировать у школьников умения и навыки свободно выражать свои и понимать чужие мысли в устной и письменной речи;

 - сформировать потребность постоянно пополнять свой словарный запас;

 - развивать умение использовать в речи изучаемые грамматические конструкции;

 - обеспечить усвоение учащимися норм (орфографических, лексических, грамматических) русского литературного языка;

 - развивать умение конструировать и оценивать свои высказывания.

 Коммуникативная технология предусматривает функциональность обучения (деятельность ученика):

  1. ученик спрашивает,
  2.  подтверждает мысль,
  1. побуждает к действию собеседника с помощью вопросов, спорных утверждений и т.д.,
  2. высказывает сомнения и в ходе этого актуализирует грамматические нормы.

При этом должна обеспечиваться новизна ситуации:

  1. новая речевая задача,
  2. новый собеседник,
  3. новый предмет обсуждения.

 Основным способом овладения коммуникативной компетенцией являются разные виды деятельности, т.к. именно в деятельности возникает:

  1. осознание необходимости общения,
  2.  потребность использования речи,
  3. формирование представлений о речевом поведении.

   Деятельность, в которой реализуется коммуникативная технология, может быть учебная, игровая, трудовая, театральная. Самой важной единицей организации и ядром процесса обучения с использованием коммуникативной технологии является коммуникативная ситуация. С помощью создания коммуникативной ситуацииустанавливается система взаимоотношений тех, кто общается; мотивируется общение; презентуется (преподносится) речевой материал; приобретаются речевые навыки; развивается активность детей и самостоятельность общения; закрепляются коммуникативные навыки учащихся.

  Другой эффективной единицей обучения с использованием коммуникативных технологий является совместный анализ текстов. Тексты создают развивающую и воспитывающую атмосферу на уроке. Работа с текстом на уроке должна превратиться в полилог, и каждый ученик становится активным его участником. Создание на уроке атмосферы творческой работы с текстом помогает учащимся конструировать свои индивидуальные тексты, овладевать инструментарием анализа. Целенаправленный отбор текстов и заданий, включение каждого урока в продуманную систему работы с текстом – это те условия, которые позволяют создать развивающую речевую среду, обеспечивающую формирование развитого чувства языка.

 Очень важно анализировать тексты, способствующие нравственному, эстетическому развитию личности, вызывающие у ребенка способность к рефлексии, потребность в ней. В коммуникативной технологии отбор учебного материала отвечает потребностям учащегося:

  1. отбираются речевые конструкции, необходимые для общения,
  2. используются  различные модели речевого общения (от упрощённых до самых сложных).

  Обучение должно воздействовать не только на мышление детей, но и на их чувства, эмоции: побуждать к общению, приносить радость сотворчества, сопровождаться положительными эмоциональными переживаниями.

Виды уроков на основе коммуникативной технологии:

-  уроки с измененными способами организации: лекция, семинар, публичная защита знаний, зачет, мастерская, ученическая конференция и т.д.;

- уроки, опирающиеся на фантазию и творчество: спектакль,  коллективное сочинение, концерт, дебаты, дискуссия, диспут (с последующей устной или письменной рефлексией);

- уроки, имитирующие какие-либо занятия или виды работ: экскурсия, прогулка, ярмарка, гостиная, путешествие в прошлое (будущее), путешествие по стране, интервью, пресс-конференция  и т.д.;

- уроки – игры: дидактические, ролевые, деловые, состязательные;

- уроки подготовки к сочинению по картине, сюжетным картинкам, предложенному тексту, личным впечатлениям и т.д.;

- уроки комплексного анализа текста, творческой работы с ним, создания собственных текстов.

   Учитель, готовясь к уроку, продумывая условия диалогического взаимодействия, может следовать определенной модели процесса, в котором поэтапно разворачивается способ деятельности участников образовательного процесса. Структура этого способа представляет собой четыре технологических этапа:разработка структуры коммуникативной ситуации, проектная разработка совместных действий учителя и ученика на уроке, участие в учебном диалоге,

рефлексия по итогам диалогического взаимодействия. Под созданием коммуникативной ситуации в широком смысле мы понимаем систему условий, которые обладают побудительной силой и требуют от субъекта действия активного участия. Это конкретный жизненный эпизод, содержанием которого являются: актуализация проблемы, требующая иного типа ориентации в построении своего действия; переживание и осмысление условий и обстоятельств (ситуация близка по возрастным, индивидуальным особенностям);принятие решения, выбор оснований собственных действий на альтернативной основе; поиск дополнительных материалов, анализ, отбор; построение собственного действия на основе нового типа ориентировки (готовых решений нет, есть необходимость занять ту или иную позицию).

 Уроки с использованием коммуникативных технологий позволяют обучать школьников языку как средству общения, познания мира и себя в нём, средство приобщения к культуре; дают возможность развивать в них умение активно, творчески и грамотно владеть всеми видами речевой деятельности.

                         Валеологический аспект в работе учителя

Номоконова А.А.,

учитель биологии

   

Валеология – наука о здоровье ( от лат.valeo- быть здоровым). Ее концепция – установка на жизнь и здоровье, совершенство физическое и, духовное, социальное; на постижение смысла жизни и достижение  жизненных целей. Ключевое понятие в валеологии – гармония. А формирование гармонично развитой личности – цель воспитания. Для понимания в этом роли учителя вспомним легенду.У древнего Бога Эскулапа было две дочери – Панацея и Гигиена. Они обе владели даром  целительства. Но лечили по-разному. Панацея считала, что может подарить людям лекарство от всех болезней. Гигиена же говорила, что на все случаи жизни одного-единственного средства быть не может. Человек слаб и уязвим потому, что не знает Законов Жизни. Этим  законам надо людей научить. Разные пути у дочерей Эскулапа. Панацея лечит людей таблетками и микстурами.Гигиена просвещает их, объясняет Законы Жизни. Она верит, что, овладев ими, люди станут физически и духовно здоровыми, а сама жизнь – прекрасной. Так и педагоги,   подобно Гигиене, должны нести знания  о Здоровье.

 У этого понятия много определений. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия , а не только как отсутствие болезней или физических дефектов.

          Круг  задач валеологического образования включает :

- объяснение необходимости знаний о здоровье для каждого культурного человека ;

- определение связи между правом человека на здоровье и обязанностью ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих ;

- применение знаний о факторах, влияющих на здоровье, риске заболеваний при определенных ситуациях ;

- формирование представлений об управлении здоровьем как сборе и осмыслении информации, принятии решения ;

- способы самодиагностики состояния здоровья ;

- объяснение влияния антропогенных  и природных факторов на здоровье ;

- анализ и оценка образа жизни ( своего и семьи ) , составление индивидуальной программы укрепления здоровья ;

-  формирование с детских лет культуры приобретения навыков личной гигиены, двигательной активности, полезных привычек ;

- развитие способности подвергать сомнению существующие ценности и мнения , умения делать выбор и нести за него ответственность.

       Наше здоровье определяется комплексом факторов : наследственностью, качеством окружающей среды, качеством жизни ( степенью удовлетворения потребностей), образом жизни. По мнению ученых, доля влияния образа жизни человека на здоровье оценивается в 50 %.

       Здоровый образ жизни основан на достаточной двигательной активности, рациональном  питании, соблюдении правильного режима дня ,отсутствии вредных привычек. Так как молодые люди наиболее восприимчивы к различным негативным воздействиям, то формирование у обучающихся валеологической грамотности, воспитание ценностного отношения к своему здоровью – наиболее верный путь решения проблемы сохранения  их здоровья.

      В связи с этим в нашем Центре, кроме образовательных функций выполняются и социальные, включая обучение основам здорового образа жизни, формирование основных навыков правильного режима дня, гигиенических навыков. Все это – необходимые элементы, которые помогают подросткам принять правильные решения в различных ситуациях, касающихся здоровья.

    Огромное значение в формировании знаний обучающихся о здоровье и профилактических мерах по его сохранению принадлежит естественно-научным дисциплинам. Изучение экологических вопросов в их курсах с акцентом на взаимодействие человека и природы включает рациональное природопользование и разумное преобразование окружающей среды. Ведь изменение химического состава компонентов окружающей среды приводит

к смещению природного равновесия и непосредственно влияет на здоровье человека. Обучающиеся знакомятся с антропогенными факторами загрязнения  окружающей среды; основными видами химических веществ, загрязняющих атмосферу, почву, воду; способами их  нейтрализации; получают основы экологического мировоззрения, предполагающего гуманное отношение к окружающей  природе.

    В процессе исследовательских и практических занятий обучающиеся сами оценивают экологическое состояние изучаемой местности, участвуют в улучшении ландшафта, ведут пропаганду здорового образа жизни. На уроках биологии эффективно используются информационные технологии, разнообразные обучающие программы. Для конкретных уроков тщательно подбираются визуальные фрагменты. На занятиях   я рассматриваю следующие основные вопросы: здоровье и болезнь; показатели здоровья; продолжительность жизни ; факторы риска для здоровья; самодиагностика здоровья; стресс и его последствия ; наследственные болезни, их предупреждение; биологические ритмы и здоровье ; неинфекционные болезни ( для нашей местности – эндемический зоб ); требования к жилым  и рабочим помещениям; здоровый образ жизни; болезни цивилизации: гипоксия , утомление, гиподинамия, переедание .

    В детстве я мечтала быть ветеринарным врачом , как мой отец , но быть учителем как моя мама я не хотела. Хотя с пяти лет я уже ходила в школу вместе с мамой, и сидя за последней партой с удовольствием слушала  ее рассказы о жизни растений и животных. С возрастом я понимала что быть учителем – трудно, а  главное  надо уметь любить свою работу, любить детей и отдавать им частичку своего сердца. Я любила учиться, писала стихи, занималась спортом. Мои учителя не советовали мне связывать свою жизнь со школой и говорили о том, что эта работа отнимает много сил , энергии , а главное - от семьи. Я много раз задавала себе один и тот же вопрос : « А не ошиблась ли я в выборе профессии ?». И вот , когда я впервые вошла в класс в качестве учителя, я поняла, что не ошиблась, что это мое ! С тех пор прошло 18 лет и я не жалею  о том, что я стала учителем как и моя мама. Я учу детей добывать знания для жизни. Не набор фактов, а именно знания. Отсюда и задачи моей деятельности : использовать мыслительную деятельность обучающихся для познания самих себя, для укрепления здоровья, для познания окружающего мира, того как влияет  среда  на человека и как человек влияет на среду.  

    Сегодня мы можем сказать, что здоровье для человека  - это все, потому что без него человек лишается многих повседневных радостей: активной жизни, труда, любви. Поэтому считаю очень важным вести разговор о здоровом образе жизни  с детьми  начиная с детского сада, но так чтобы это было не навязчиво, но в тоже время интересно. Моя задача , как учителя биологии, - развивать этот интерес, не назидая. Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. И решить эту проблему могут лишь знания, ставшие нормой жизни. Знаняи, воспитывающие любознательность ребенка, стремление познать самого себя и окружающий мир. Добывание  этих знаний через развитие творческой активности детей – это и есть основная задача моей педагогической деятельности. Я всегда говорила и говорю о том , что каждый ребенок талантлив и нам педагогам  надо вовремя разглядеть этот талант. Как  это сделать ? Самое главное – найти контакт с обучающимися, не оттолкнуть их от себя. Никогда не употреблять обидные слова, которые теряют веру ребенка в себя, а тот богатый мир внутри его тускнеет и черствеет. Во многом именно от нас зависит, насколько разовьются таланты, будет ли удовлетворена их природная тяга к знаниям. Считаю, что  биология – это тот предмет, который позволяет развивать интерес к науке, к самому человеку с его способностью творчески мыслить, созидать, учитывая при этом возрастные особенности и темперамент каждого ученика.

     Как  осуществить сказанное на деле ?  Поиск веду по многим направлениям. Среди них – использование средств активизации эмоциональных   и мыслительных процессов, познавательного интереса обучающихся. На многих уроках почетное место занимает игра. Как известно, играть любят все дети, и включая в урок игровые моменты, можно заинтересовать даже самых пассивных, самых равнодушных, привлечь их внимание к казалось бы, сухому и мало интересному материалу. Приведу несколько конкретных примеров.

    На уроке по теме «Строение и функции зубов» обучающиеся получают задание : разыграть сценку о приеме пациента стоматологом с целью профилактического осмотра. Врач задает вопросы:   Хорошо ли вы прожевываете пищу ?  Грызете ли вы  орехи ?  Как и когда чистите зубы ? и др. (Материалы для этих вопросов есть в учебнике и в книге Зверева «Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене». Пациент, конечно, отвечает так, что всем участникам игры становится понятно – от правил гигиены он весьма далек. (Ведь это игра). Врач терпеливо исправляет его и объясняет не только пациенту, но и всем обучающимся, какие правила гигиены необходимо соблюдать при уходе за ротовой полостью и зубами.

  На уроке по изучению роли витаминов в процессе обмена веществ прошу обучающихся обратить внимание на симптомы заболеваний, связанных с недостатком в организме витаминов В, С, А, Д. На следующем занятии при опросе обучающемуся предлагаю выполнить роль врача, а сама обращаюсь к нему с жалобами на плохое самочувствие (называю симптомы конкретных заболеваний, связанных   с недостатком в организме витаминов). Врач должен поставить диагноз, назначить лечение и дать советы по профилактике авитаминоза. Я уверена, что такие уроки не оставляют равнодушными никого из ребят, потому что такие занятия воспитывают в них интерес, способствуют формированию всесторонне развитого человека, способного чувствовать и утверждать прекрасное в жизни.

   Урок биологии должен быть не только проблемным , но и ярким, ведь яркое дольше остается в памяти. Цель таких уроков проста – оживить скучное, заинтересовать обыденным , увлечь творчеством, в каждом ребенке отыскать художника, оратора или поэта. Мы  слушаем музыкальные произведения Н.А. Римского – Корсакова («Полет шмеля») при изучении насекомых, П.И. Чайковского («Вальс цветов») при изучении разнообразии цветковых, читаем стихи В. Рождественского  на уроке, изучая способы распространения семян. Дети учатся чувствовать прекрасное, их духовное здоровье передается всему организму. И это успех, это счастье! Домашние задания - это тоже поиск. Очень важно, чтобы они не перегружали ребят. Это нанесет вред здоровью, испортит настроение. Поэтому предлагаю задания в виде кроссворда или  несколько творческих вопросов на выбор.

     В структуре валеологических занятий   кроме игры использую лекции, беседы, видеофрагменты, знакомство с системами оздоровления. Особое место  занимают валеопаузы. Это короткие , на 5 – 10 мин, эвристические беседы, направленные   на формирование полезных для здоровья привычек, развития самооценки. В создании  проблемных ситуаций неисчерпаемый материал дают пословицы, поговорки, высказывания великих людей.

                                

                            АЗБУКА  НАРОДНОЙ МУДРОСТИ

Болезнь , что пожар : чем раньше ее обнаружишь, тем  меньше вреда она причинит.

Твое здоровье – в твоих руках.

 Когда я ем, то глух и нем.

Здоровье не купишь – его разум дарит.

Ешь, да не жирей – будешь здоровей.

                     АФОРИЗМЫ О ЗДОРОВЬЕ И ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ

«Единственная красота ,которую я знаю, -это здоровье» (Г. Гейне)

«Наблюдайте за вашим телом, если хотите ,чтобы ум работал правильно»(Р. Декарт)

«Умеренность –союзник природы. Поэтому пища, питье, сон, любовь- пусть будет все умеренным» (Гиппократ)

   В подробном исследовании наиболее острых, личностно и социально значимых вопросов наиболее результативными являются тренинги. Для обучающихся  они решают задачи развития личности, учителю дают аналитический материал для определения уровня нравственного развития. Приведу схему проведения одного из тренингов «ХОЧЕШЬ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ – БУДЬ ИМ!» Предлагаю перечень следующих возможных ситуаций: 1)Человек не занимается в спортивной секции. 2)Человек не делает зарядку по утрам. 3) Человек любит ужинать после 19 ч.  Каждый из участников самостоятельно объясняет возможные мотивы поступков. Прошу озвучить ответы, сгруппировав их по смыслу. Людей, ведущих нездоровый образ жизни можно разделить на несколько групп : «непросвещенные» - у них отсутствуют знания ; «парадоксальные» - знают, что поступают неправильно, но считают, что обстоятельства не позволяют им изменить образ жизни ; « рабы обыденного сознания» -считают , что это может повредить кому-то, но не им ; «упрямцы» - сознательно не желают следовать правилам. Каждый из участников определяет свою принадлежность к какой либо группе. Учитель старается сформировать новые взгляды.

    Я каждый год принимаю участие в составлении и проведении мероприятий по экологии и биологии в нашем Центре, в плане которых всегда присутствуют  викторины, экскурсии, выставки, устные журналы и презентации проектных работ обучающихся  посвященных формированию и воспитанию здорового образа жизни: «Фитонциды»,»Влияние солнечных лучей на организм человека», «Внимание! Туберкулез!», «Экология родного города», «День здоровья», «Мы — против курения!», «Всемирный день борьбы со СПИДом» и др. К проведению мероприятий привлекаю обучающихся всех возрастных групп и наш Центр  превращается в большой, дружный «муравейник», в котором  кипит работа и итог этой работы - счастливые лица детей и коллег. Конечно же не все всегда получается одинаково успешно , но с годами накапливается опыт, исправляются ошибки. Порой катастрофически не хватает времени , но я все же пытаюсь что-то делать « не лекарствами вроде нравственных поучений и наказаний, а натуральными средствами – принятием, заботой, терпимостью» (А. Нилл).                                                                                  

   Таким  образом , формирование  развитие образовательной системы создает благоприятные условия для формирования здоровьесберегающей среды на уроках и во внеурочное время. Методик и рекомендаций много, но надо выбрать ту, которая принесет вам и вашим воспитанникам  удовлетворение и радость.

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

Кураторский час : Радуга профессий

(для обучающихся 5-8 классов)

Составила: Номоконова А.А., руководитель метапредметной группы учителей

Цель:  дать обучающимся представление о профессиях; помочь выявить способности к определенному виду деятельности; повысить интерес обучающихся к профессиям и расширить их кругозор, помочь родителям лучше узнать своих детей, содействовать формированию у родителей отчетливых представлений о профессиональных ориентациях своих детей.

Задачи: 

  1. Развивать интеллектуальные и творческие способности ребенка;
  2.  Стимулировать обучающихся к самопознанию.

Оборудование:  презентация, аудиозапись муыкальной заставки, изображение корабля, раздаточный материал, цветные карандаши (мелки).

Подготовительная работа с детьми:

1) предложить детям подготовить небольшие сочинения  на тему: «Кем я хочу быть», «Профессии моих родителей»

2) Провести анкетирование с детьми и родителями. ( Приложение)

Ожидаемые результаты

Должны знать:

- Правила поведения в общественных местах.

- Морально-этические  нормы поведения.

Уметь:

- Раскрыть и передать тему мероприятия через свои творческие работы на уроках обществознания, русского языка и литературы.

- Давать оценку своим поступкам и поступкам окружающих,  высказывать свое мнение по ситуации.

- Сформировать свой набор профессиональных умений.

 - Работать в группе.

Продолжить работу в этом направлении:

       Встречи с интересными людьми

       Составления «Дерево жизни нашего класса»

       Кураторские часы – игры «Путешествие по профессии».

Ход мероприятия

   Ведущий (1):  Здравствуйте, врачи и учителя, художники и поэты, экологи и лаборанты, архитекторы и дизайнеры, модельеры и экономисты! Не удивляйтесь, что я вас так называю. Пройдут школьные годы, и именно вы нарисуете неповторимые пейзажи, сконструируйте уютные дома, сошьете красивую и удобную одежду, испечете самый вкусный в мире торт или откроете новые звезды. Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться.

   Ведущий (2): Пройдут школьные годы, и перед вами встанет серьезный вопрос “Кем быть?” Каждый из вас выберет профессию по душе и мы, взрослые, должны помочь в этом. Наша  встреча, которую мы назвали «Радуга профессий» -  поможет вам встретиться с самыми разнообразными, но в тоже время интересными профессиями.

  Ведущий (3): Итальянский писатель Джанни Родари утверждает, что каждая профессия имеет свой запах (читает стихотворение «Чем пахнут ремесла»)

   У каждого дела запах особый-

   В булочной пахнет тестом и сдобой.

   Мимо столярной идешь мастерской-

   Стружкою пахнет, и свежей доской.

   Пахнет маляр скипидаром и краской.

   Пахнет стекольщик оконной замазкой.

   Куртка шофера пахнет бензином.

   Блуза рабочего – маслом машинным.

   Пахнет кондитер орехом мускатным.

   Доктор в халате – лекарством приятным.

   Рыхлой землею, полем и лугом

   Пахнет крестьянин, идущий за плугом.

   Рыбой и морем пахнет рыбак.

   Только безделье не пахнет никак.

Ведущий (1): Профессии также можно различать и по цвету.

   Цвет свой особый у каждого дела.

   Вот перед вами булочник белый.

   Белые волосы, брови, ресницы.

   Утром встает он раньше, чем птицы.

   Черный у топки стоит кочегар.

   Всеми цветами сверкает маляр.

   В синей спецовке – под цвет небосвода –

   Ходит рабочий под сводом завода.

  Ведущий (2): Ребята, а  какой  должна быть профессия?  

( Предполагаемый ответ: интересной, любимой..) Любимое дело должно быть у каждого человека, это правильно, но очень важно не ошибиться при выборе своей будущей профессии. В этом году мы с вами начинаем знакомиться с миром профессий более подробно.

 Ведущий (3): Прежде чем начать наше знакомство с профессиями, мы предлагаем на минутку задуматься, что значит жизнь человека без работы, без труда..
Подумайте, что было бы,

Когда сказал портной:

-Шить платья мне не хочется,

Устрою выходной!

И все б  портные в городе

За ним ушли б домой

Ходили бы люди голые

По улице зимой.

Ведущий (1):

Подумайте, что было бы,

Когда сказал бы врач:

- Рвать зубы мне не хочется,

Не буду,  хоть ты плачь!

Больным врачебной помощи

Ни стало б никакой.

А ты б сидел и мучился

С подвязанной щекой.

Ведущий (2):

Подумайте, что было бы,

Когда сказал шофер:

- Возить людей не хочется!

И выключил мотор.

Троллейбусы, автобусы

Засыпало снежком,

Рабочие на фабрики

Ходили бы пешком.

Ведущий (3):

Сказал учитель в школе бы:

-Мне в нынешнем году

Учить детей не хочется,

Я в школу не прийду!

Тетради и учебники.

Валялись бы в пыли

А вы бы неучеными

До старости росли.

Ведущий (1):

Подумайте, какая бы

Случилась вдруг беда!

Но только так не сделает

Никто и никогда

И люди не откажутся

От нужного труда:

Учитель обязательно

Прийдет на утро в класс

И пекари старательно

Хлеб испекут для вас.

Ведущий (2):

Любое дело выполнят

Что им не поручи,

Портные и сапожники,

Шоферы и врачи.

Мы все семьёю дружною

В одной стране живём

И каждый честно трудится

На месте, на своём.
 Ведущий (1):  А что значит слово «профессия»?  (слайд презентации) Ребята, как вы думаете, почему появились разные профессии? Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. (Слово профессия произошло от латинского «profiteer» , что переводится как «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять». Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)

Ведущий (2): Незадолго до нашей встречи мы с вами провели анкетирование , в котором вы написали : кем я хочу быть, кем я вижу себя через 6 лет, через 10 лет  и т.д. нам было очень приятно узнать о том, что  у каждого  из вас  есть мечта. И эта мечта сегодня играет важную роль в вашей жизни  и жизни ваших родителей.  

Ведущий (3): И это хорошо, что именно сейчас вы задумываетесь о будущем! Но чтобы будущее сбылось необходимо  наметить цель и идти к ней. Ведь  «если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» - сказал один мудрец. Интересный факт (загадка): У крестьянина в Югославии жил кот, который постоянно циркулировал между селом и пастбищем овец. Заметив эту привычку, хозяева стали использовать кота в качестве … кого? (ПОЧТАЛЬОНА).

     Ведущий (1): А теперь  отправляемся в путешествие на небольшом корабле, и чтобы вспомнить какие еще есть на свете  профессии,  мы предлагаем вам отгадать шуточный интерактивный  кроссворд:

1.Пассажиров он встречает

Их билеты проверяет,

Говорит, куда пройти,

Чаем потчует в пути.( проводник)

2. Кто по адресу любому

Подвезёт вас прямо к дому

На авто зеленоглазом?

Отвечайте, дети, сразу!

(Таксист.)

3. Мне мигает светофор,

Знает он, что я ...

(Шофёр.)

4. Он природу охраняет,

Браконьеров прогоняет,

А зимою у кормушек

В гости ждёт лесных зверюшек.

(Лесник.)

5. Стены выкрасила ярко

В нашей комнате …

(Не доярка, а маляр.)

6. Булки нам и калачи

Каждый день пекут ...

(Не врачи, а пекари.)

7. Говорят про звуки парные

В школе нам с тобой ...

(Не пожарные, а учителя.)

8. Подметает чисто двор

В шесть утра, конечно, ...

(Не вор, а дворник.)

1. У слона иль мышки жар -

Их спасёт ...

(Ветеринар.)

2. Варит кашу и бульон

Добрый, толстый ...

(Не почтальон, а повар.)

3. Под оркестр поёт наш хор,

Впереди нас - ...

(Дирижёр.)

4. Чёрный весь, как будто грач,

С нашей крыши лезет ...

(Не врач, а трубочист.)

5. Складки, карманы и ровненький кант -

Платье красивое сшил ...

(Не музыкант, а портной.)

6. Под куполом цирка в опасный полёт

Отправится смелый и сильный ...

(Не пилот, а воздушный гимнаст.)

7. Если роль забыл актёр

И без слов руками машет,

Кто на выручку придёт

И слова ему подскажет?

(Суфлёр.)

Ведущий (2): Молодцы,  с этим испытанием вы справились, но за последнее время появилось много новых и модных профессий. Знаете ли вы их? Вот сейчас мы это и проверим.Только один ответ (из трех предложенных) является правильным.   Догадайтесь, ребята, кто такой

1. Логист  ( слайд)

1) Занимается логикой;

2) специалист по управлению транспортировкой продукции;

3) организует конференции и научные саммиты.

Логист – специалист по организации транспортировки продукции. Профессия приобретает все больший спрос, для ее получения необходимы экономическое образование и курсы специализации.

( слайд)

2. Веб – мастер -

1) Работает на компьютере;

2) разрабатывает программы;

3) работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов

Веб – мастер - работает с сетями, разрабатывает проекты сайтов. В настоящее время наблюдается пик востребованности профессии. Спрос со временем упадет, но веб-мастер может легко переквалифицироваться в менеджера информационных сетей, специалиста по информационным технологиям. Для этого важно иметь образование в области экономики или управления.

3. PR- агент -

1) Связан с политикой;

2) специалист по рекламе и связям с общественностью;

3) выполняет посреднические услуги между организациями и людьми.  

 PR- агент - специалист по рекламе и связям с общественностью. Необходимо гуманитарное образование, например «политолог» или «журналист». В России эта профессия часто называется «пресс – секретарь» и пользуется неизменным спросом как на предприятиях, так и в различных общественно-политических объединениях.

Ведущий (1):Конечно, мы перечислили с вами не все профессии. Их в мире, как мы уже говорили, около 50 тысяч. Но выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живём. На наши склонности и интересы.

Тестирование

- Может быть, немного разобраться вам в себе самом поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры- треугольник, круг и квадрат, нарисуйте человечка. Состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Время выполнения – 1 минута.        (музыка) Теперь подсчитаем количество треугольников. (Дети выполняют задание)

 Ключ к тесту(озвучивается ведущими)

Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях.

Второй тип: 5 треугольников. Очень ответственные люди.хорошие организаторские способности. До мелочей продумывает свою деятельность.

Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе.

Четвёртый тип: 3 треугольника. Тип учёного. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой.

Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует всё новое и необычное.

 Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением.

Ведущий (1): Конечно, этот тест не отражает всё многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Выступления детей

3.

Я не знаю пока, кем я стану

И куда я работать пойду.

То мне хочется стать капитаном,

То командовать башенным краном,

То возить на машине руду…

Я хочу быть шофером, актером,

Взрывником и электромонтером,

А еще маляром, кузнецом

И всемирно известным певцом!

Сколько в мире различных профессий,

Необычных и важных работ?

И бурильщиком быть интересно,

И водить грузовой самолет.

Я позднее решу, кем я буду.

Столько разного в мире всего…

Не люблю только мыть я посуду

И не делать совсем ничего!

1.

Какие на свете профессии есть?
Их много, их море, их просто не счесть:
Учитель, водитель, врач, адвокат,
Политик, чиновник и депутат,
Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,
Юрист, парикмахер, разносчик газет…
Их много, их море, их просто не счесть!
Все важные в мире профессии есть!

2.

Чему первым делом

Научится кошка?

-Хватать.

Чему первым делом

Научится птица?

-Летать.

Чему первым делом

Научится школьник?

-Читать.

Котенок вырастет кошкой,

Такой же, как все на свете.

А дети читают,

А дети мечтают.

И даже их папы и мамы не знают,

Кем станут, кем вырастут дети.

Ведущий (2): Наш кораблик плывет по океану жизни, к нашей мечте. А какие качества вы возьмете с собой на борт? Какими качествами должен обладать человек, чтобы воплотить свою мечту в жизнь? Чтобы о нем сказали, что он мастер своего дела?  

Ведущий (1): Мы  приготовила для вас флажки, под которыми поплывет наш кораблик. Вы подумайте, и напишите то качество, или качества личности, которые считаете самыми главными, для достижения мечты. Мы не ограничиваем вашу фантазию, можете придумать девиз, можете ограничиться одним словом.  А чтобы ваши флаги были видны всем встречным кораблям, давайте их раскрасим.  (Звучит песня  Юрия Антонова «Море, море...», дети раскрашивают свои флаги)

Ведущий (2): А теперь мы просим  каждого присутствующего на нашей встречи  представить свой флаг и прикрепить его на наш корабль. (Дети рассказывают о своем флаге и  его прикрепляют ). Ребята, вы все молодцы! Наступит  время, и вы выберете себе профессию по душе, а пока ваша главная работа – это учеба. И  пусть ваши школьные кораблики  тоже идут под этими флагами.

Ведущий (1): Вы знаете, что  мы проводили анкетирование не только с вами, но и с вашими родителями, Мы  спрашивали, кем они хотят вас видеть, когда вы вырастете.  Ответы были разные, но все родители в один голос сказали, что они хотят видеть своих детей прежде всего хорошими людьми.

Ведущий (2):

Тысячи тропок готовит судьба,
Сотни загадок в запасе хранит.
Какой она будет – тропинка твоя
Это тебе доказать предстоит.
Будешь ли ты водить корабли,
Или секреты веков узнавать,
Построишь ли мост от Луны до Земли
Может, ты станешь железо ковать.
Вырастешь клоуном – самым смешным –
И улыбками мир расцветет.
Клоуны тоже на свете нужны –
Они отправляют наши души в полет.
Выбрать какую тропинку себе –
Не узнаешь, пока не откроется дверь.
Человеком старайся пройти по тропе
Поверь в свои силы, в победу поверь.

   Ведущий ( 3): В ресторанах, кафе есть  книга жалоб и предложений, где каждый может оставить свои пожелания или замечания. Мы предлагаем нашу книгу тоже заполнить: перед вами три цветных стикера: красный – вам очень понравилось, жёлтый -   понравилось, а зелёный – было ничего. (отзывы о мероприятии под музыку песни Ю. Антонова «Мечта сбывается»).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета №1. Вопросы для родителей:

1. Кем Вы хотите видеть своего ребенка;

а) на следующий год после окончания школы -

б) через 5-7 лет -

в) через 20 лет -

  1. Какую профессию выбрал Ваш ребенок? Почему именно ее.  Ответ:_____________________________________________________

3. Назовите любимые занятия, увлечения Вашего ребенка.  Ответ:____________________________________________________________

4. Что в своем сыне (дочери) Вы относите к достоинствам? Ответ:_____________________________________________________________

5.Что в своем сыне (дочери) Вы относите к недостаткам? Ответ:____________________________________________________________

Анкета №2

Вопросы для обучающихся:

1. Кем бы ты хотел быть:

а) на следующий год после окончания школы -

б) через 5 - 7 лет -

в) через 20 лет -

  1. Какую профессию ты собираешься избрать?

 Ответ: __________________________________________________

3. Каковы твои увлечения? Ответ:_______________________________________

  1. Какие свои качества ты считаешь положительными?

Ответ:_____________________________________

  1. Какие свои качества ты считаешь отрицательными? Ответ:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Презентация к статье "Практико-ориентированный проект для педагогов "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация к статье "Практико-ориентированный проект для педагогов "ТРКМ в образовательном процессе"...

Летняя практика – период в образовательном процессе ОУ для освоения культурного пространства своего города, развития общекультурной компетенции учащихся

В ГБ ОУ школа № 529 Петродворцового района  существует редчайшее в наше время направление - летняя  образовательная  практика для учащихся 6-8 классов, которая позволяет воспитывать...

Презентация "Роль рефлексивной практики в образовательном процессе"

Дополнительный материал к семинару-тренингу по теме "Роль рефлексивной практики в образовательном процессе"...

Дневник учебной практики УП. 03.01. ПРАКТИКА ПО МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УП. 03.01. Практика по методическому обеспечению образовательного процесса...