ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)
учебно-методический материал по английскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО учителей иностранного языка
Тема «ФГОС: целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. От теории к практике (на примере учебника Кузовлев В.П. 6 класс)
Кружаева Юлия Владимировна
«Великая цель образования – это не знания, а действия »
Герберт Спенсер
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту нового поколения учителя должны развивать личность, прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Одна из главных функций универсальных учебных действий включает:
— обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.
«Скажи мне – и я забуду,
покажи мне – и я запомню,
вовлеки меня – и я научусь».
(Китайская мудрость)
Урок как любая система должен иметь цель.
Цель урока – это его результаты, достичь которых мы планируем, используя дидактические, методические и психологические приемы
Целеполагание –
то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
Цели должны быть
- реальны, достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
- сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
- соотносимы с типом и содержанием урока
- личностно ориентированы
- Измеряемы. Это обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Ориентированы по времени.
- воспитательные цели реализуются через 3 канала: содержание (текст упражнений, задач…), формы урока и личный пример учителя.
Целеполагание «от ученика» | Задачи этапа урока (микроцели) |
будут знать | узнают… вспомнят… |
будут уметь | повторят… научатся… |
приобретут навык | закрепят… поупражняются… |
смогут поразмышлять … задуматься о … смогут проявить … | поразмышляют… продемонстрируют… |
- Есть способ сформулировать корректную цель. Это метод SMART ( в переводе с английского - умный), позволяющий, как раз, сформулировать ясную и конкретную (умную мысль).
- Критерии SMART
- S-Specific. Цель должна быть предельно четкой, точной, конкретной, не допускающей ее двойной трактовки.
- M-Measurable. Цель должна быть измеримой, что предполагает наличие количественных и качественных критериев, достигнув которых, можно быть уверенным в достижении цели.
- A-Achievable. Цель должна быть достижимой с учетом внешних возможностей и рисков, а также тех ресурсов, которыми располагаете Вы и Ваши учащиеся.
- R-Relevant. Цель должна быть уместной в изменяемой ситуации, изменения должны соответствовать Вашим потребностям и (или) потребностям Ваших обучающихся
- T- Time-limited. Цель должна быть достигнута в ограниченное время. Точно определите время или период для достижения выбранной цели.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель.
Возможные приемы целеполагания:
- Тема-вопрос>>>план
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- отсроченная отгадка
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка.
- Прием «знаю - не знаю»
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Проблема предыдущего урока.
- Лови ошибку
- Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
- – учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность. - Некоторые приемы целеполагания
- Тема-вопрос>>> план
- Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Например, в 4 классе можно задать вопрос «Вы хотите узнать, как выглядит моя комната (комната Саймона, комната одноклассника, сказочного персонажа)?» Как это сделать?
- 1.Посмотреть на комнату.
- 2. Послушать рассказ о комнате.
- 3. Прочитать текст.
- 4. Расспросить.
- Так формулируются конкретные учебные цели.
- Работа над понятием
- Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название тему урока и прошу объяснить значение каждого слова. Далее, от значения слова определяем цель урока.
- « Как образуются порядковые числительные?»
- Что в формулировке темы известно? (Например, известно, что такое числительные.)
- Какие слова в формулировке вопроса не понятны?
- Как вы думаете, что обозначает слово « порядковые»?
- Знаете ли вы, как образуются порядковые числительные в английском языке? Хотите ли вы об этом узнать?
- Подводящий диалог
- На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
- Предъявляю тему урока: «The differences between the country and the city? »
- Возможные варианты заданий: заполнить таблицу, вписывая черты города и деревни; составить словесную паутину; выбрать из предложенных слов слова, описывающие город и деревню; записать 3-5 существительных, глаголов, прилагательных, характеризующих город и деревню.
- Выясняем, все ли различия мы отметили. Исходя, из этого определяем цели урока.
- Ситуация Яркого пятна
- Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Например, предлагаю слова: I, He, My, You, We. Слово «My» выделено цветом. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
- Группировка
- Предлагаю детям разделить на группы ряд слов.
- Например: Dogs, men, women children, boxes, feet, balls.
- Затем прошу, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему слова множественного числа имеют разные признаки?" будет задачей урока.
- Исключение
- Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
- Первый вид основан на зрительном восприятии. Например, показываю учащимся картинки собаки, кошки, тигра, лошади, овцы, поросенка. Детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор. Определяем тему урока « Дикие и домашние животные» и цель« Перечислить отличительные особенности диких и
- домашних животных».
- Второй вид предполагает восприятие на слух. Например,
- Прослушайте и запомните ряд слов: Played, liked, helped, went, lived.
- Что общего во всех словах? Что лишнее в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
- Домысливание Формирование цели при помощи опорных глаголов
- Учитель называет тему урока, например «Enjoying your home», просит сформулировать цель с помощью опорных глаголов: изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, проанализировать, сделать вывод, систематизировать.
- Учащиеся предлагают изучить слова по теме, научиться составлять предложения, описывающие дом, узнать, как живут его одноклассники, уметь рассказать о своем доме. (Цели могут быть разные в зависимости от личностных и психологических особенностей школьников).
- Проблема предыдущего урока
- В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
- Прием «знаю- не знаю»
- Предъявляю тему урока в начале 4 класса « Speaking about seasons and the weather»
- На доске записано: Знаю…. Не знаю…. Хочу узнать … Учащиеся вспоминают, что они уже знают по этой теме с прошлого года, добавляют, чтобы они хотели узнать. В разных классах возможны разные цели урока, в зависимости от уровня развития.( названия времен года, слова по теме «Погода», структура It is cold и т.д.)
- - Отсроченная отгадка.
- Задаю в начале урока загадку, или ставлю проблемный вопрос, но так, чтобы учащиеся не смогли сразу ответить Поиск правильного решения и станет целью урока. Использую этот прием в 6 классе, при изучении темы «Famous Faces». Предлагаю фотографии, текст, аудио, презентацию, интересные факты из жизни. На одном из уроков, мы, таким образом, познакомились с творчеством Джона Толкина и Редьярда Киплинга.
- - Лови ошибку! Думаю, что каждый учитель использует этот прием, который позволяет проверить лексико-грамматические знания. Упражнения или тест имеет ошибки, находя которые учащиеся закрепляют лексические и грамматические правила.
- Использование подобных приемов целеполагания поможет вашим учащимся понять и принять цели урока, сделает ваш урок эффективным и ярким, будет способствовать формированию совокупности «универсальных учебных действий» в соответствии с требованиями ФГОС.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и формы работы дополнительного образования в школе -одна из ключевых компетенций воспитательного процесса.
Дополнительное образование в кадетской школе-интернате является логическим продолжением учебного процесса и позволяет расширить поле свободного выбора учащихся в соответствии с их потребностями и ин...
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ по математике.
Сообщение для "круглого стола" в рамках проведения методической недели. Содержит текст выступления, презентацию и несколько полезных правил по данной теме....
Формирование ключевых компетенций в процессе подготовки к НПК
Статья помогает ответить на вопрос: "Какие ключевые компетенции формуруются у учащихся в процессе подготовки к Научно-практичекой конференции?"...
Формирование ключевых компетенций в процессе игровой деятельности обучающихся средствами географии
«Кто не думает о далеком будущем, тот его не имеет» – говорили древние. А наше будущее в образовании – компетентно-ориентированный подход в обучении. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке тр...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
В работе раскрывается обобщенный опыт учителя обществознания по теме "Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках обществознания"...
Формирование социокультурной компетенции у инофонв на основании учебного текста (на примере учебника английского языка 5 класса)
Социокультурная компетенция является составляющей коммуникативной компетенции, формирование которой и является целью уроков иностранного языка. УМК Spotlight построен таким образом, что линвострановед...
Электронно-образовательная среда как средство достижения образовательных результатов по предмету Английский язык на примере УМК Кузовлев В.П. и др.
С помощью какой электронно-образовательной среды можно достичь качественные образовательные результаты по предмету АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК? Согласно ФГОС, информационно-методические условия реализац...