Программа факультативного курса "Этнокультура греков"
материал по теме

Гордиенко Наталья Вячеславовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_etnokultura_grekov.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

факультативного курса

«Этнокультура греков».

                             

Разработана  учителем

истории и обществознания

МБОУ СОШ № 18 г. Майкоп

Гордиенко Натальей

Вячеславовной

Пояснительная записка

Мы живем во времена, когда информация обрушивается на нас стремительным потоком. Открытия, исследования, поиски - каждый день приносит с собой что-нибудь новое. И школьные учебники «толстеют» от количества новых фактов и сведений, которые необходимо заучивать наизусть. Химия, биология, физика, история...

Практика преподавания приводит нас к пониманию того, что предметное образование дробит мир в сознании ребенка на отдельные, не всегда взаимосвязанные части. Поэтому при проведении факультативных занятий необходимо использование принципов интеграции, которые позволят создать целостную картину изучаемого материала.

Данную программу можно отнести к комбинированным интегрированным программам, где интеграция идет путем комбинации нескольких предметов в один. Греция рассматривается под различными углами зрения: история, география, язык, литература и др., это позволяет создать целостную картину страны, войти в греческую культуру, постичь психологию и образ мышления народа. Программа рассчитана на 68 часов при нагрузке 2 часа в неделю (в зависимости от поставленных целей и реального времени, возможно, использование отдельных её блоков).

Цель курса - формирование у учащихся знаний по этнокультуре и истории греков.

При изучении курса предполагается решение следующих задач:

  • воспитание чувства национального самосознания.
  • уважение к историческому наследию греческого народа.

Курс «Этнокультура греков» построен на основе интегрированного подхода, так как именно интеграция является перспективной линией в обновлении содержания образования на современном этапе.

Структура курса выглядит следующим образом:

  1. Историко-географическая картина Греции.

Первичное знакомство со страной, её расположением, окружающими соседями. Основы  работы с картой.

  1.  Путешествие по городам Греции,

Детальное знакомство с историческими, культурными и экономическими особенностями наиболее крупных городов Греции. На данном этапе обозначается

позиция ученика как исследователя, и приоритет отдается коллективно- интеллектуальным играм, соревнованиям.

  1. Греция вчера и сегодня.

Возможность проследить историю страны от возникновения до сегодняшних дней, познакомиться с культурой, социально-экономическими отношениями в разные исторические эпохи.

  1. Культура и традиции Греции.

Попытка увидеть особенности греческого характера, проследить истоки национальных праздников и традиций, а также знакомство с историческими, семейными, культурными и спортивными праздниками.

  1. История греко-российских отношений.

Греки в России. Анализ истории греко-российских отношений и греческой диаспоры в России.

Систематизация всего накопленного материала.

Курс «Этнокультура греков» носит не только информативный характер, но и предполагает освоение учебного материала на основе собственной деятельности учащихся. Так, например, знакомство с Грецией на начальном этапе происходит в форме сюжетной игры - экскурсии по Афинам. Изучение истории города, его достопримечательностей в этой форме является особенно привлекательным для детей. К тому же, это способствует и развитию артистизма, навыков монологической речи, так как каждый ребенок, пребывая в роли экскурсовода, готовит план своего рассказа, опирается на наглядности и план города.

Проведение сюжетно-ролевых игр оказывается эффективной формой при изучении традиций греческого народа.

Если, на первоначальном этапе обучения предполагается работа с географическими картами, разыгрывание исторических национальных праздников, ролевых игр, то на заключительных этапах возможно создание индивидуальных творческих работ.

Тематическое планирование

(68 часов)

Раздел I. Историко-географическая картина Греции. (8 часов)

  1. (1) Греция. Политическая карта мира.
  2. (1) Территориальное деление Греции: регионы, округа, номы.
  3. (1) Государственное устройство Греции.
  4. (1) Государственная символика Греции: гимн, флаг.
  5. (2) Соседи Греции.
  6. (1) Особенности греческого образа жизни.
  7. (1) Итоговое занятие. Викторина.

Раздел II. Путешествие по городам Греции. (4 часа)

  1. (1) Афины - сердце Греции.
  2. (1) Города острова Пелопонесс - родины Олимпийских игр.
  3. (1) Салоники - культурный центр Греции.
  4.  (1) Греческие острова Крит, Родос, Корфу: города и достопримечательности:  Кносский дворец, Колосс Родосский и т.д.

Раздел III. Греция вчера и сегодня. (27 часов)

  1. (2) Минойская эра. Крит. 2800-1500 гг. до н.э.
  2. (2) Ахейский период. Троянская война.
  3. (2) Гомеровский период в истории Греции.

4.  (2) Архаический период.

  1. (2) Классический период: «золотой век» Афин.
  2. (2) Эллинистический период.
  3. (2) Римский период.
  1. (2) Византийский период.
  2. (2) Турецкое правление в истории Греции.
  3. (2) Греция в эпоху нового времени.
  4. (2) Новейшая история Греции.
  5.   (2) Европейский период в истории страны.
  6. (2) Греция в XXI веке.
  7.   (1) Итоговое занятие. Тесты

Раздел IV. Культура и традиции Греции. (21 час)

  1. (2) Древняя Греция и её мифы.
  2. (1) Древнегреческая философия.
  3. (2) Театр Греции с древности и до наших дней.
  4. (2) Литература. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».
  5. (1) Олимпийские игры: история и современность.
  6. (1) Рекорды и мифы древних олимпиад.
  7. (1) Нравы и обычаи греков.
  8. (2) Греческая музыка. Музыкальные инструменты. Танцы.
  9. (2) Греческий язык: история греческого языка, «Кафаревуса» и «Димотика».
  10. (1)        Греческий костюм в калейдоскопе эпох.
  11. (1)        Кухня греков: меню и его особенности, социальное различие, общее и особенное по городам.
  12. (2) Религия и религиозные праздники греков: Крещение, Пасха, праздник св. Панагии, Рождество.
  13. (2) Государственные        праздники: День независимости Греции, День «Охи».
  14. (1) Обобщающий урок.

Раздел V. История греко-российских отношений. Греки в России. (7часов)

  1. (1) Ионическая республика.
  2. (1) Заселение греками Приазовья.
  3. (2) Греко-российские отношения в Х1Х-ХХвв.
  4. (1) Активизация национального самосознания в 90-е.гг. XX в. Создание   национально-культурных обществ греков.
  5. (2) Греческая диаспора Кубани и Адыгеи

Систематизация  накопленного и изученного материала. ( 1 час)

Рекомендуемая литература

  1. Основная литература

Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.

Античная литература. Греция: Антология. М., 1989.

Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1-2. М., 1983.

Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 1992.

Верннп Ж.-Н. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1995.

Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.

Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.

Древняя Греция/ Под ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистова. М., 1956.

Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.

Историки античности. Т. 1-2. М., 1989.

История древней Греции/ Под ред. В.И.Кузищина (любое издание

История древнего мира/ Под ред. И.М.Дьконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. Т. 1 3 (любое издание).

История Европы. Т.1. Древняя Европа. М., 1988.

Хрестоматия по истории Древнего мира/Под ред. В.Г.Боруховича,

В.И.Кузищина. Саратов, 1989.

Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории древней Греции. Л., 1958.

Колпинский ЮЛ. Великое наследие античной Эллады. М.,1988.

Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992.

Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975

Левак П. Эллинистический мир. М„ 1989.

Мифологический словарь. М., 1985 и др.

Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1991, 1992.

Словарь античности / Сост. Й.Ирмшер, Р.Ионе. М., 1992.

Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. Т.1-2. М., 1996.

О происхождении богов / Сост. И.В.Шталь. М., 1990.

Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994.

Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.

Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.

Ушакова О.Д. Боги и  герои Древней Греции: Справочник школьника. - СПб., 2009.

  1. Ресурсы Интернета

www.world-history.ru

www.ellada.spb.ru

www.greek.ru

www.greece-tur.ru

www.geoman.ru

www.historic.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)

Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента  (для 6-ых классов общеобразовательных школ)  пред...

Программа факультативного курса "Bunte Schritten"

Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...

Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов

Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...

Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса

   Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...

Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»

Выявление одарённых детей и  создание условий для оптимального развития  детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных   детей,...