Программа факультативного курса "Этнокультура греков"
материал по теме
Предварительный просмотр:
Программа
факультативного курса
«Этнокультура греков».
Разработана учителем истории и обществознания МБОУ СОШ № 18 г. Майкоп Гордиенко Натальей | ||
Вячеславовной |
Пояснительная записка
Мы живем во времена, когда информация обрушивается на нас стремительным потоком. Открытия, исследования, поиски - каждый день приносит с собой что-нибудь новое. И школьные учебники «толстеют» от количества новых фактов и сведений, которые необходимо заучивать наизусть. Химия, биология, физика, история...
Практика преподавания приводит нас к пониманию того, что предметное образование дробит мир в сознании ребенка на отдельные, не всегда взаимосвязанные части. Поэтому при проведении факультативных занятий необходимо использование принципов интеграции, которые позволят создать целостную картину изучаемого материала.
Данную программу можно отнести к комбинированным интегрированным программам, где интеграция идет путем комбинации нескольких предметов в один. Греция рассматривается под различными углами зрения: история, география, язык, литература и др., это позволяет создать целостную картину страны, войти в греческую культуру, постичь психологию и образ мышления народа. Программа рассчитана на 68 часов при нагрузке 2 часа в неделю (в зависимости от поставленных целей и реального времени, возможно, использование отдельных её блоков).
Цель курса - формирование у учащихся знаний по этнокультуре и истории греков.
При изучении курса предполагается решение следующих задач:
- воспитание чувства национального самосознания.
- уважение к историческому наследию греческого народа.
Курс «Этнокультура греков» построен на основе интегрированного подхода, так как именно интеграция является перспективной линией в обновлении содержания образования на современном этапе.
Структура курса выглядит следующим образом:
- Историко-географическая картина Греции.
Первичное знакомство со страной, её расположением, окружающими соседями. Основы работы с картой.
- Путешествие по городам Греции,
Детальное знакомство с историческими, культурными и экономическими особенностями наиболее крупных городов Греции. На данном этапе обозначается
позиция ученика как исследователя, и приоритет отдается коллективно- интеллектуальным играм, соревнованиям.
- Греция вчера и сегодня.
Возможность проследить историю страны от возникновения до сегодняшних дней, познакомиться с культурой, социально-экономическими отношениями в разные исторические эпохи.
- Культура и традиции Греции.
Попытка увидеть особенности греческого характера, проследить истоки национальных праздников и традиций, а также знакомство с историческими, семейными, культурными и спортивными праздниками.
- История греко-российских отношений.
Греки в России. Анализ истории греко-российских отношений и греческой диаспоры в России.
Систематизация всего накопленного материала.
Курс «Этнокультура греков» носит не только информативный характер, но и предполагает освоение учебного материала на основе собственной деятельности учащихся. Так, например, знакомство с Грецией на начальном этапе происходит в форме сюжетной игры - экскурсии по Афинам. Изучение истории города, его достопримечательностей в этой форме является особенно привлекательным для детей. К тому же, это способствует и развитию артистизма, навыков монологической речи, так как каждый ребенок, пребывая в роли экскурсовода, готовит план своего рассказа, опирается на наглядности и план города.
Проведение сюжетно-ролевых игр оказывается эффективной формой при изучении традиций греческого народа.
Если, на первоначальном этапе обучения предполагается работа с географическими картами, разыгрывание исторических национальных праздников, ролевых игр, то на заключительных этапах возможно создание индивидуальных творческих работ.
Тематическое планирование
(68 часов)
Раздел I. Историко-географическая картина Греции. (8 часов)
- (1) Греция. Политическая карта мира.
- (1) Территориальное деление Греции: регионы, округа, номы.
- (1) Государственное устройство Греции.
- (1) Государственная символика Греции: гимн, флаг.
- (2) Соседи Греции.
- (1) Особенности греческого образа жизни.
- (1) Итоговое занятие. Викторина.
Раздел II. Путешествие по городам Греции. (4 часа)
- (1) Афины - сердце Греции.
- (1) Города острова Пелопонесс - родины Олимпийских игр.
- (1) Салоники - культурный центр Греции.
- (1) Греческие острова Крит, Родос, Корфу: города и достопримечательности: Кносский дворец, Колосс Родосский и т.д.
Раздел III. Греция вчера и сегодня. (27 часов)
- (2) Минойская эра. Крит. 2800-1500 гг. до н.э.
- (2) Ахейский период. Троянская война.
- (2) Гомеровский период в истории Греции.
4. (2) Архаический период.
- (2) Классический период: «золотой век» Афин.
- (2) Эллинистический период.
- (2) Римский период.
- (2) Византийский период.
- (2) Турецкое правление в истории Греции.
- (2) Греция в эпоху нового времени.
- (2) Новейшая история Греции.
- (2) Европейский период в истории страны.
- (2) Греция в XXI веке.
- (1) Итоговое занятие. Тесты
Раздел IV. Культура и традиции Греции. (21 час)
- (2) Древняя Греция и её мифы.
- (1) Древнегреческая философия.
- (2) Театр Греции с древности и до наших дней.
- (2) Литература. Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея».
- (1) Олимпийские игры: история и современность.
- (1) Рекорды и мифы древних олимпиад.
- (1) Нравы и обычаи греков.
- (2) Греческая музыка. Музыкальные инструменты. Танцы.
- (2) Греческий язык: история греческого языка, «Кафаревуса» и «Димотика».
- (1) Греческий костюм в калейдоскопе эпох.
- (1) Кухня греков: меню и его особенности, социальное различие, общее и особенное по городам.
- (2) Религия и религиозные праздники греков: Крещение, Пасха, праздник св. Панагии, Рождество.
- (2) Государственные праздники: День независимости Греции, День «Охи».
- (1) Обобщающий урок.
Раздел V. История греко-российских отношений. Греки в России. (7часов)
- (1) Ионическая республика.
- (1) Заселение греками Приазовья.
- (2) Греко-российские отношения в Х1Х-ХХвв.
- (1) Активизация национального самосознания в 90-е.гг. XX в. Создание национально-культурных обществ греков.
- (2) Греческая диаспора Кубани и Адыгеи
Систематизация накопленного и изученного материала. ( 1 час)
Рекомендуемая литература
- Основная литература
Андреев Ю.В. Поэзия мифа и проза истории. Л., 1990.
Античная литература. Греция: Антология. М., 1989.
Античная Греция: Проблемы развития полиса. Т. 1-2. М., 1983.
Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. М., 1992.
Верннп Ж.-Н. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Т. 1. Ростов-на-Дону, 1995.
Гиро П. Частная и общественная жизнь греков. СПб., 1995.
Грейвс Р. Мифы древней Греции. М., 1992.
Древняя Греция/ Под ред. В.В.Струве, Д.П.Каллистова. М., 1956.
Дюрант В. Жизнь Греции. М., 1997.
Историки античности. Т. 1-2. М., 1989.
История древней Греции/ Под ред. В.И.Кузищина (любое издание
История древнего мира/ Под ред. И.М.Дьконова, В.Д.Нероновой, И.С.Свенцицкой. Т. 1 3 (любое издание).
История Европы. Т.1. Древняя Европа. М., 1988.
Хрестоматия по истории Древнего мира/Под ред. В.Г.Боруховича,
В.И.Кузищина. Саратов, 1989.
Колобова К.М., Глускина Л.М. Очерки истории древней Греции. Л., 1958.
Колпинский ЮЛ. Великое наследие античной Эллады. М.,1988.
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1992.
Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции. М., 1975
Левак П. Эллинистический мир. М„ 1989.
Мифологический словарь. М., 1985 и др.
Мифы народов мира. Энциклопедия. Т. 1-2. М., 1991, 1992.
Словарь античности / Сост. Й.Ирмшер, Р.Ионе. М., 1992.
Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. История Древнего мира. Греция и Рим. Т.1-2. М., 1996.
О происхождении богов / Сост. И.В.Шталь. М., 1990.
Пич С., Миллард Э. Греки. М., 1994.
Тахо-Годи А.А. Греческая мифология. М., 1989.
Тронский И.М. История античной литературы. М., 1988.
Ушакова О.Д. Боги и герои Древней Греции: Справочник школьника. - СПб., 2009.
- Ресурсы Интернета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательной школы)
Пояснительная запискаПрограмма факультативного курса «Музыки» «Жемчужины родного края» на основе национально-регионального компонента (для 6-ых классов общеобразовательных школ) пред...
Программа факультативного курса "Bunte Schritten"
Факультативный курс «BunteSchritten» (Разноцветные ступеньки) рассчитан на учащихся 5 класса и призван помочь учащимся приобрести углублённые знания о стране изучаемого языка, использовать пол...
Рабочая программа факультативного курса "Экономический практикум" для 7-10 классов
Программа в 7-8 классах составлена на основе авторской программы И.М.Бгажноковой «Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью», МИПКРО, Москва, 2003г, в 9-10 классах - на основе...
Модифицированная программа факультативного курса «ХОЗЯЮШКА» составлена на основе программы для общеобразовательной школы по технологии под редакцией Хотунова Ю.А., Симоненко В.Д. Курс рассчитан на 17 учебных занятий.
ПРОГРАММА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ ...
Факультативный курс по русскому языку для 10 класса "Искусство устной и письменной речи" по пособию С.И. Львовой «Программы факультативных и элективных курсов по русскому языку. 5-11 классы»
Рабочая программа разработана в соответствии с современными требованиями....
Авторская адаптационная педагогическая программа «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА» Программа факультативного курса
Программа факультативного курса «Химическая мозаика» способствует усвоению определенного объема химических знаний, формированию в сознании научной картины мира, интеллектуальному р...
Рабочая программа факультативного курса «Комплексная программа физического воспитания учащихся»
Выявление одарённых детей и создание условий для оптимального развития детей, чья одаренность на данный момент может быть еще не проявившейся, а также способных детей,...