Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7 классе из серии запланированных последовательных уроков
статья по теме

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Цель такого преподавания - развитие глубокого понимания предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v2.docx34.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мухамбетжанова Гульден Есмуратовна    Портфолио учителяОтчет В2

Группа №7                                                          3-го уровня

Город Кокшетау                                                 18.11 2013            

В2

Рефлексивный отчет по уроку самопознания в 7  классе, из запланированной серии последовательных уроков, учителя самопознания Островской средней школы Жаксынского

 Мухамбетжановой Гульден Есмуратовны.

Умеющие мыслить умеют    

 задавать вопросы.

                                          Э. Кинг

Серию четырех последовательных уроков я решила проводить в 7 классе не сразу. Сначала боялась трудностей, которые могли встретить меня при ведении уроков с новыми подходами при обучении. Ведь знания, приобретенные посредством «традиционной» методики преподавания, основанной на трансляции готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний. Получаемая подобным методом информация может быть успешно продемонстрирована на экзаменах, но она не усваивается прочно учениками, малополезна после завершения ее изучения и различного рода экзаменаций и не используется в жизненных ситуациях. Так как цель конструктивистского преподавания состоит в том, чтобы развить глубокое понимание предмета учеником, обеспечив использование и применение знаний вне класса. Поэтому выбрав 7 класс - класс для меня новый – первый год веду уроки в данном классе, я поставила себе цель добиться каких либо результатов и увидеть изменения в атмосфере классного коллектива и отношения к обучению. В данном классе 10 учеников: 6 мальчиков и 4 девочки. Уровень мотивации к обучению  в классе ниже среднего. В классе всего 2 хорошиста, 2 неуспевающих, остальные - троечники. В классе есть дети с социальными и когнитивными барьерами – Ваня, Мейрамбек, Саша, Артур, Рая. Особого внимания к себе требует Рая, так как она имеет диагноз ЗПР. В основном  ученики в классе активные, подвижные, очень шумные. Учителя часто сетуют на то, что дети не слушаются, грубо нарушают дисциплину в классе. Класс несплоченный, наблюдаются межличностные конфликты. Лидером в классе является Руслан.

Конструктивистские представления о преподавании требуют, чтобы учитель, сосредоточенный на ученике, организовывал занятия в соответствии с задачами, способствующими развитию знаний, идей, навыков у учеников. Подобные задачи разрабатываются таким образом, чтобы ученикам была предоставлена возможность продемонстрировать свои знания по изучаемой теме, подвергнуть сомнению определенные предположения, скорректировать убеждения и сформировать новое понимание. Важным аспектом деятельности учителя является стремление понять, как отдельными учениками постигается тема, осознать необходимость работы с учениками в целях улучшения или реконструкции их понимания, а также – осознание того, что отдельными учениками восприятие темы может происходить довольно уникальным способом.

В целях реализации идеи Программы, ожидаемыми результатами которой является сформированность у учеников навыков обучения тому, как обучаться и, как следствие, – становление их независимыми, самомотивированными, увлеченными, уверенными, ответственными личностями с развитым критическим мышлением, проявляющими компетентность в цифровых технологиях (Руководство для учителя, с. 110), серию последовательных уроков по самопознанию проводила в седьмом классе.

Я бы хотела подробно остановиться на втором уроке из серии последовательных. Темой урока было «Счастье человека», целью которого было углубить представления учащихся об общечеловеческой ценности «счастье». Задачами урока было следующее: создание условий для  развития позитивного мировосприятия, способности радоваться жизни, воспитания активной личности, способной ощутить свою творческую состоятельность, стремящийся к самовыражению, самосовершенствованию. Знакомство с данной темой начали на предыдущем уроке. В начале урока для эффективной работы разделила класс на случайные группы с помощью фрагментов открытки, рассадила по местам. Для создания коллаборативной среды и психологического настроя на урок организовала слушание песни «Сто часов счастья» в исполнении Т.Гвердцители. Надо отметить, эта песня не помогла мне добиться позитивного настроя, т.к. не соответствовало возрастным особенностям детей. Думаю, этот настрой повлиял и на следующий этап работы. Поэтому решила, что в будущем для психологического настроя буду подбирать только песни, соответствующие возрасту и теме урока. Затем перешли к проверке домашнего задания. На дом дала задание написать сочинение-размышление «Мое понимание человеческого счастья». К сожалению, ни один ученик не выполнил его. Почему? Возможно, потому что по самопознанию не выставляются отметки в журнал, а может, мне надо было в течение недели напомнить детям об этом задании. В будущем при работе с этими детьми надо акцентировать свое внимание на воспитании ответственности. А также необходимо продумать систему поощрений. Например, грамота за лучшее  сочинение, организация выставки лучших работ или портфолио, размещение на школьном сайте, материальное поощрение в конце четверти, года.  

Для более глубокого понимания детьми смысла слова «счастье» организовала обсуждение в группах, включавшее такие вопросы как «Бывает ли одинаковым счастье у разных людей?, «Как стать счастливым?», а затем представление общей точки зрения. На данном этапе группа Руслана проявила активность, ответив, что у разных людей счастье может быть одинаковым, при этом обосновав ответ тем, что люди могут ощущать счастье при одинаковых обстоятельствах (покупка новой вещи, хорошие друзья, родители). Также ими был придуман рецепт счастья – предлагают всегда улыбаться, быть жизнерадостным, любить себя. А вторая группа под руководством Лореты «впала в ступор». Наблюдая за работой группы и анализируя их работу, я сделала вывод, что причиной сложившейся ситуации было то, что с самого начала не было контакта между участниками группы. Мне показалось, они не сошлись во мнении, чувствовалось неприятие  между ними. Так как совместного обсуждения не получилось, Лорета решила представить свою точку зрения, но тут у нее не получилось вписаться во временные рамки и, когда пришло время представлять свое мнение, она отказалась выходить к доске. В итоге мне пришлось оглашать результат их работы. Лорета успела написать, что счастье может быть разным, у кого-то обновка, у кого-то поездка за границу. Я отметила, что, к сожалению, не знаю, что еще хотели бы добавить участники группы. На данном этапе поняла, что надо проводить в этом классе тренинги и упражнения, направленные на сплочение коллектива и развитие коммуникативных навыков.

Для углубления представления о понятии «счастье» продемонстрировала детям видеоролик «счастье». В ходе ролика были вопросы о счастье, задавая их, вовлекла детей в беседу, в результате которой дети сделали заключение, что если делишься счастьем с другими, счастье увеличивается. Это можно было подтвердить выражением из ролика «Свеча не теряет ничего, если от его пламени зажглась другая свеча»

Для развития критического мышления, повышения мотивации учащихся, обеспечения активной учебной деятельности использовала «Шесть шляп мышления Де Боно» при чтении восточной притчи «Секрет счастья».

Метод шести шляп — это один из самых действенных приемов по организации мышления, разработанный английским писателем, психологом и специалистом в области творческого мышления Эдвардом де Боно. В своей книге «Шесть шляп мышления» /«Six Thinking Hats»/, де Боно описывает приемы помогающие структурировать как коллективную, так и личную умственную деятельность, сделать ее более продуктивной и понятной.

Метод шести шляп мышления позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.

В основе метода Эдварда де Боно находится концепция параллельного мышления. Как правило, то или иное решение рождается в столкновении мнений, в дискуссии и полемике. При таком подходе предпочтение часто отдается отнюдь не самому лучшему из вариантов, а тому, который более успешно продвигался в полемике. При параллельном мышлении (конструктивном по сути) разные подходы, мнения и идеи сосуществуют, а не противопоставляются и не сталкиваются лбами. http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html

Этот метод является новым как для меня, так и для детей.  Так как в классе всего 10 детей, я использовала всего 2 цвета шляпы (желтый и черный). Безусловно, для детей было интересно. Во-первых, потому что это было что-то новое, а во-вторых, их заинтриговал необычный вид работы с текстом. Если ранее им приходилось читать текст и воспроизводить, то тут уже надо в тексте выделить нужную информацию и обосновать.  В ходе выполняемой работы заметила, что у детей  нет навыков работы с текстом – не умеют выделять основные моменты, некоторые, вероятно, из-за  барьеров, читают текст очень медленно, что мешает правильному восприятию и обработке информации. Отрадно то, что данный вид работы помог мне активизировать на уроке таких учащихся как Ваня, Артур, Мейрамбек, Саша. Они включались в процесс работы группы, хотя на первом уроке мне пришлось столкнуться с отказом этих учащихся вообще выходить к доске и делать что-либо на уроке. Особенно было заметно то, как Ваня хотел выйти к доске, когда я спрашивала, кто пойдет к доске представлять работу, Ваня смотрел мне в глаза и молча, взглядом просил, вызвать его к доске. Позже, на последующих уроках, Ваня при рефлексии учебной деятельности на стикерах напишет, что ему понравилось выходить к доске. В результате данной работы ученики хоть и немного, но научились выделять нужную информацию. После работы с текстом задала детям несколько вопросов по содержанию притчи. Это были «толстые» и «тонкие» вопросы, требующие аргументации, чего, конечно, я не услышала от детей. В конце выступления каждой группы сидящие аплодировали выступающей группе, тем самым подбадривая их. Анализируя процесс обучения, я приняла решение, что в дальнейшем в своей работе буду проводить такие виды работ, которые научили бы детей выделять ключевые и важные моменты в тексте. На уроках русского языка я буду уделять большое внимание развитию связной речи, обогащению словаря, умению аргументировать свои доводы.

Следующим этапом было упражнение «Закончите предложение», которое было нацелено на активизацию мышления, развитие умения обработки текста. В ходе этой работы у детей была возможность самовыражения, услышать чужие мнения, в ходе дискуссии добились бы консенсуса. Интересно было то, что у детей двух групп получились одинаковые предложения. Почему? Вероятно, потому что у детей еще не развито критическое мышление, не развита речь, бедный словарный запас. Подытоживая выступление каждой группы, просила другую группу сигналами рукой показать, согласны ли они с данным утверждением. Согласились все, так как вставленные ими слова оказались одинаковыми. В будущем, если буду применять этот метод, я подберу предложения, которые требуют неординарной концовки.

В конце урока провела рефлексию по эмоциональному состоянию. Рефлексия в педагогике – это процесс и результат фиксирования участниками педагогического процесса состояния своего развития, саморазвития и причин этого. Использование рефлексивной практики в образовательном процессе позволяет выстроить эффективные и поистине межсубъектные отношения в системе «ученик – учитель». Обучение на основе рефлексируемого опыта эффективно уже потому, что рефлексия сама по себе «всегда порождение нового знания в сознании индивида». http://festival.1september.ru/articles/553626/

 Предложила детям нарисовать на бумаге контур своей руки и написать на нем хорошие пожелания для окружающих людей. В ходе работы включила релаксационную музыку, что способствует созданию комфорта в классе. Пожелания были теплые, дружеские. Например,  «Желаю тебе быть здоровым, веселым, умным, успешным», «Я желаю счастья, любви, хороших оценок, а самое главное – здоровья», «…Пусть всегда улыбается счастье!». Они были адресованы одноклассникам. Заметно, что дети стесняются выражать свои чувства. Руслан адресовал свое пожелание конкретному человеку в классе, видимо, это было имя девочки. Но, увидев, что остальные не писали конкретных имен, резко вернулся на свое место и зачеркнул имя человека, которому он адресовал свое пожелание. В следующий раз при подобной ситуации я скажу, что все написали очень хорошие и теплые пожелания, но если они были бы  адресованы конкретному человеку, ему было бы очень приятно.  Тем самым у меня появится возможность научить детей выражать свои чувства.

С целью сплочения классного коллектива и создания коллаборативной среды провела круг «От сердца к сердцу». Для этого включила песню «Мы желаем счастья вам!». Песню подпевали сначала стоя полукругом и держась за руки, а потом круг сомкнули, тем самым показывая, что «мы» - единое целое.

Обобщая урок, хочется отметить, цель урока достигнута. Это можно было увидеть в ходе обсуждения и обобщения цитаты урока «Нравственность учит не тому, как стать счастливыми, а тому, как стать достойными счастья». В начале урока дети были пассивны, чувствовалась утомленность. Думаю, на это повлияла неудачно подобранная музыка в начале урока, или утомляемость вызвана тем, что это был конец рабочей недели. Но, когда я ввела в работу шляпы, дети ожили, включились в работу. Это позволило к середине урока заметно повысить работоспособность, и активизировать детей. Урок закончился на позитивной ноте. На будущее для себя наметила, что буду систематически работать над идеями Программы, при этом основной акцент хочу сделать на развитие критического мышления, диалогового обучения, использование ИКТ. Буду работать над развитием речи детей, отработкой умения работать с информацией.

Список использованной литературы:

  1. Руководство для учителя
  2. http://constructorus.ru/uspex/metod-shesti-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono.html
  3. http://festival.1september.ru/articles/553626/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"

Проект урока. Итоги и уроки войны.Вялкова Галина ИвановнаОтдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) Цель ур...

Методическая разработка "Организация учебной деятельности на уроке английского языка по технологии "Дебаты" на примере урока в 10 классе

Данная работа представляет собой разработку урока английского языка по технологии "Дебаты", которую я использую на старшем этапе обучения. Урок разработан в соответствии с УМК "Английский с удовольств...

разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"

данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в пара...

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

урок самопознания 9 класс по теме "Сотрудничество в коллективе"

Только взаимная помощь в учении, труде, выручка и поддержка в преодолении трудностей будут содействовать укреплению дружеских отношений. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших де...

урок в 9 классе по алгебре "Числовые последовательности"

Смысл понятий «последовательность», «n-ый член последовательности»; познакомить со способами задания последовательности....