разработка урока (в рамках конкурса профессионального мастерства "Компетентностно-ориентированный урок") истории 5 класс на тему "Греки и критяне"
план-конспект урока (5 класс) по теме
данный урок предусматривает знакомство учащихся с Древнейшей Грецией. При этом применяются разные формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentnostno-orientirovannyy_urok_istorii_5_kl._greki_i_krityane.docx | 63.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования
Администрация Фроловского муниципального района Волгоградской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Шуруповская основная общеобразовательная школа»
Тема урока по учебно-тематическому плану, место урока в теме: Греки и критяне.(№25, первый урок по теме «Древняя Греция»)
Предмет: история
Класс: 5
УМК: Учебник Вигасин А.А., Годер Д.И. История Древнего мира. - М: Просвещение; модули Единой коллекции образовательных ресурсов, Федерального Центра Информационных Образовательных Ресурсов (http:/fcior.edu.ru) (программаOMS) «Природа и население Древней Греции.», «Контроль. Древнейшая Греция»; компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска, контурные карты – индивидуальные карточки с заданиями на урок; презентация «Древнейшая Греция»; Дидактический материал с компетентностно-ориентированными заданиями (КОЗ).
Цель и задачи с указанием компетенций:
образовательная: создать условия для осмысления блока новой информации средствами критического мышления: знать местоположение, природные условия Древней Греции, уметь показать, как они влияли на занятия древних греков;
развивающая:
уметь использовать дополнительную литературу для расширения знаний о Греции; развитие интереса к предмету; познавательной активности;
Развивать основные компетенции:
Информационная:
- извлечение первичной информации, второй уровень;
- первичная обработка информации (систематизирует извлеченную информацию в рамках простой заданной структуры), первый, второй уровень;
- обработка информации (делает вывод на основе полученной информации), второй уровень.
Коммуникативная:
- продуктивная групповая коммуникация, уровень первый, второй
- публичное выступление, уровень первый
воспитательная:
Воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому.
Задачи урока :
- предметные: формирование знаний по истории Древней Греции; знать особенности географического положения, природные условия, занятие населения Древней Грецией;
- метапредметные:
регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, определять последовательность действий при решении поставленной задачи.
познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение, умение выявлять причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать факты и понятия
коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию.
- личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний с элементами практической работы
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ожидаемые результаты: Учащиеся должны представлять особенности крито-микенской цивилизации, уметь назвать основные географические объекты, уметь рассказать о природе и городах Древней Греции, усвоить новые исторические понятия, развивать навыки работы с текстом учебника, учебной и контурной картой (коммуникативные навыки).
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса, в котором проводился урок, обоснование соответствия выбранной формы проведения урока особенностям обучающихся данного класса.
Психолого-педагогическая характеристика на 5 класс
В 5 классе обучается 19 человек: 8 мальчиков и 11 девочек. Дети учатся вместе с 1 класса. Дети воспитываются в полных семьях.
Половина учащихся класса учатся добросовестно. По итогам 2-ой четверти в классе 1 отличник, 7 хорошистов и 11 учащихся занимаются на 3 и 4. Ребята очень активные, лидерские способности явно проявляют 5 человек, поэтому актуальна и часто используется групповая работа на уроках.
Практически все посещают различные кружки и секции, не раз становились призерами творческих районных и областных конкурсов.
В коллективе сложились нормальные, дружеские отношения, сопереживание за других. Многие учащиеся доброжелательны по отношению ко взрослым и друг к другу.
В целом класс доброжелательный и отзывчивый.
Технологическая карта урока
Этап урока | Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды. | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции | ||||||||||||||||||
| Взаимное приветствие учителя и учащихся. Создание комфортной, деловой атмосферы, проверка готовности рабочего места учеников. | Психологический настрой на урок. Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда. Мы начнем урок друзья. - Улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глазки. Вижу, что вы готовы к работе. У меня сегодня таинственное и радостное настроение, потому что мы отправляемся с вами в очередное путешествие по Великой Стране История. Удачи вам и новых открытий! | Приветствуют учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу. УУД – уметь организовывать свою работу | ||||||||||||||||||
2.Актуализация знаний учащихся. 3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Стимул (мотивация учебной деятельности учащихся на уроке) Компетентностно-ориентированные задания №1. ЦОР – презентация учителя, слайд № 1, Компетентность - информационная Аспект – первичная обработка информации Уровень – первый, второй Задачная формулировка Назовите имена указанных на изображениях лиц. Имена запишите под соответствующей буквой. Источник: Презентация, слайд 1 Модельный ответ А – Конфуций Б- Будда В- Тутанхамон Компетентностно-ориентированные задания №2. ЦОР – презентация учителя, слайд № 2 Компетентность - информационная Аспект – первичная обработка информации Уровень – второй Деятельность учащихся - переводит сложную по составу информацию из графического представления в текстовое. Инструмент оценивания – модельный ответ: А - Пирамиды – Египет Б – Великая китайская стена – Китай В – Большой сфинкс - Египет Проверка и оценивание (слайд 3) Стимул (мотивация учеников на изучение нового материала) Прием «мозговой штурм» (с использованием интерактивной доски) Помогает обучающимся самостоятельно сформулировать цель урока. Задает им наводящие вопросы: Слайд презентации 4 | Ребята, мы с вами познакомились с историей многих государств, существовавших в древнем мире. Они дали миру много выдающихся имен и достижений. Помните ли вы их? Давайте посмотрим, насколько хорошо вы их помните. Комментирует компетентностно-ориентированные задания Если отправиться по Средиземному морю на север от Египта, то мы попадем в страну, с историей которой начнем знакомиться сегодня. Это государство древнего мира, в котором один раз в четыре года можно было услышать такую радостную весть: “Все в Олимпию! Священный мир объявлен, дороги безопасны! Да победят сильнейшие!”. О какой стране идет речь? Итак, наша новая тема “Древнейшая Греция. Греки и критяне”.(Слайд 4). -Подумайте и скажите, какова цель нашего урока, воспользовавшись ключевыми словами Сегодня на уроке я хочу узнать … выяснить… а) Что нам надо с вами изучить, исходя из заданной темы? б)Какие вопросы мы с вами всегда рассматриваем, когда приступаем к изучению нового государства? (Слайд 4) – показ плана урока. План:
Итак, для достижения поставленной цели, мы должны познакомиться с географическим положением Греции, природными условиями, занятиями жителей, узнать, где находится остров Крит, кто такие критяне и рассмотреть миф о Тесее и Минотавре В течение всего урока каждый из вас будет оценивать свою работу по пунктам плана на листах оценивания. В конце урока вы сможете оценить свою деятельность. | Систематизируют информацию в рамках простой заданной структуры, переводят информацию из графического представления в текстовое. Определяют совместно с учителем тему и цели урока Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. Определяют цель урока УУД – умение ставить учебные цели Знакомятся с планом урока, озвучивают его. Учащиеся осмысливают задание (к которому вернутся в течение урока на слайде). УУД – уметь оценивать свою деятельность | ||||||||||||||||||
4. Первичное усвоение новых знаний. 5.Динамическая пауза 6.Контроль усвоения пройденного материала | Слайд 4 Звучит греческая народная музыка, появляется изображение корабля Слайд 5 Слайд 6-11 Компетентностно-ориентированные задания №3 1. Компетентность - информационная , аспект – извлечение первичной информации(уровень второй), первичная обработка информации( уровень – первый) Деятельность учащихся - переводит сложную по составу информацию из графического представления в текстовое и наоборот.
Стимул. (мотивация к выполнению КОЗ) (Слайд 12,13) Задачная формулировка 1. Ознакомившись с текстовым источником (учебник с. 114-116, Миф о Тесее и Минотавре) заполните контурную карту «Древняя Греция» 1. Надпишите название моря, в котором погиб отец Тесея. 2. Напишите название острова, где царствовал Минос. 3. Надпишите название города, который платил дань царю Миносу. Ознакомившись с картой «Древняя Греция»,
Критерий оценивания: модельный ответ (слайд 14) Слайд 15 Компетентностно-ориентированные задания №4. 1. Компетентность – информационная, аспект – извлечение и первичная обработка информации, уровень - второй. 2. Компетентность – коммуникативная, аспект - продуктивная групповая коммуникация, уровень второй. Стимул (слайд 16) Задачная формулировка: Используя предложенный ниже текст, карту, мифы, назовите не менее 5 занятий населения. Источник Археологические раскопки на о. Крит связаны с именем Артура Эванса (конец XIX в.) Раскопки заняли 30 лет. Их результат – грандиозный Критский дворец. Сложный и запутанный план дворца позволил Эвансу сравнить его с лабиринтом. Во дворце найдены ванные комнаты, водопровод. В кладовых дворца хранились различные запасы – продовольствие и ремесленные изделия. За эти запасы отвечали специальные чиновники. Сохранились печати, которыми опечатывались складские помещения. Велся учет всего того, что хранилось во дворце. Об этом говорят сохранившиеся глиняные таблички, где записывалась отчетность. При раскопках были найдены сосуды редкой красоты. Стенки сосудов были украшены изображениями растений и морских животных. Сосуды метр высотой – в них хранились зерно, вино, масло. Глиняные лампы, с помощью которых освещался дворец. До нашего времени сохранились фрески, где изображены целые флотилии критских кораблей. Раскопки позволили изучить религию критян. Верховное божество почиталось в образе быка. Религиозные действия совершались чаще всего в пещерах. Культ состоял в принесении богам первинок урожая. Критерий оценивания: модельный ответ Слайд 17 Учитель проводит физкульминутку общего воздействия. Компетентностно-ориентированные задания №5 1. Компетентность – информационная, аспект – извлечение и первичная обработка информации, уровень - второй. 2. Компетентность – коммуникативная, аспект - продуктивная групповая коммуникация, уровень второй; публичное выступление, уровень первый. Стимул (слайд 18) Задачная формулировка: Используя текст учебника, свидетельства историков, приведите аргументы, подтверждающие этот вывод. Свой ответ представьте классу в виде публичного выступления. Источник Критерии оценивания : аналитическая шкала Модуль: http://fcior.edu.ru/card/1559/kontrol-drevneyshaya-greciya.html Слайд 19 | Мы с вами приступаем к изучению истории нового государства – Древняя Греция. Цивилизация, созданная древними греками, сделала огромный вклад в историю всего человечества. Многие вещи, которые нас окружают, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, появились именно благодаря грекам. - Может быть, вы сами попробуете назвать слова, вещи, пришедшие к нам из Греции? Наши имена, науки, названия предметов - все это дар, принесенный нам жителями Древней Греции. Начинаем знакомство с Грецией. Представим себе, что мы финикийские мореплаватели, которые отправились в далекое плавание. Двигаясь на северо-запад, мы пересекаем Средиземное море и попадаем в Эгейское море. Вокруг него жил народ, который называл себя эллинами, а страну – Элладой. Мы же называем их греками, а страну – Грецией. Что нам необходимо взять с собой, путешествуя на корабле? Географическое положение Древней Греции. Откройте атласы на с.7 и учебники на с. 111, внимательно изучите карту и ее легенду. Учитель работает с картой. Задание: Используя карту и выполняя задания на карточках-рабочих листах, определите местоположение Древней Греции.
Грецией называют юг Балканского полуострова с прилегающими островами, издревле заселенный греческими племенами. Климат здесь мягкий, с жарким и сухим летом и теплой зимой. Большая часть Греции покрыта горами, и пригодных для земледелия земель здесь совсем мало. Ее береговая линия изрезана множеством бухт. Вблизи от берегов материковой Греции большое количество островов. Доплыть до них было нетрудно и на небольшой лодке. А, путешествуя от одного острова к другому, можно было пересечь море. На одном из самых крупных островов возникло во II тысячелетии до н.э. самое древнее из известных нам государств, существовавших на территории Греции. Где оно было расположено? Эту и некоторые другие характеристики географического положения Греции вы сможете узнать из мифа о Тесее и Минотавре. Таким образом, Греция расположена на юго-востоке Европы: на Балканском полуострове, западнее полуострова Малая Азия, в Средиземноморье. На западе государство омывается Ионическим морем, на востоке-Эгейским. Раздробленность Греции. Слайд Природа разделила Грецию на три части: Северную, Среднюю, Южную. Морские заливы отделяют Южную Грецию или Пелопоннес, от Средней Греции. Только узкий перешеек связывает их друг с другом. Горные хребты разделяют Среднюю и Северную Грецию. Лишь на побережье между горами и морем расположен узкий Фермопильский проход. Горы делят каждую часть Греции на мелкие области. Из одной области в другую можно было проплыть по морю или пройти по горным тропинкам. Оцените свою работу на данном этапе (пункт 1 в листах самооценки) А теперь давайте попробуем выяснить, какие природные условия окружали жителей Греции. Работая в парах, вы заполняете таблицу, используя карту и ваши знания. Время на выполнение задания -3 минуты. Греция – страна гор, морей, быстрых горных рек с холодной прозрачной водой, которой путник может утолить жажду в жаркий летний день. Зима в Греции короткая, теплая и влажная. Хотя в стране мало лесов, плодородных земель, а почва каменистая, непригодная для хлебопашества, ее природу нельзя назвать бедной. Между гор зеленые пастбища, на которых пасутся овцы и козы. Растет виноград, оливковые деревья, финиковые пальмы со сладкими плодами. Много в стране полезных ископаемых: железной руды, медной руды, мрамора, глины. Каким занятиям населения благоприятствовала природа Греции?
Любим мы историю, друзья! Изучаем страны, учим строки, Но нам без отдыха нельзя! Так отдохнём мы на уроке:
Раз, два, три, четыре, пять… Мы не будем уставать! Руки – вверх, потом – направо… И начнём считать сначала.
Раз, два, три, четыре, пять… Нам приятно отдыхать! Руки – вверх, потом – налево… Отдохнул? Работай смело! Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Одиссея» описывает остров, на котором гостил Одиссей: «Остров есть ____________ посреди виноцветного моря, прекрасный, Тучный, отовсюду объятый водами, людьми изобильный; Там девяносто они городов населяют великих. Разные слышатся там языки…» О каком острове идет речь? «Критское царство было могущественной, процветающей державой со множеством богатых и многолюдных городов». Предлагает обучающимся поработать с модулем « Контроль. Древнейшая Греция» Учитель просит учащихся посмотреть процент выполненной работы в модуле «Древнейшая Греция» и выставить себе оценку. А теперь давайте посмотрим, что бы вы могли рассказать о Греции жителям своей страны, побывав там в роли финикийских мореплавателей. Я предлагаю вам подумать и продолжить предложение: | Карты, бортовой журнал - тетради Учащиеся, работая с картой и учебным модулем, делают вывод (предполагаемый вариант): Древняя Греция занимала юг Балканского полуострова, соседние острова, а также побережье Малой Азии. УУД – умение работать с картой УУД – умение работать с новой информацией, самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы, учиться грамотно использовать в речи новые термины, слова. УУД – работа в прах, умение сравнивать Учащиеся, рассматривая карту, предполагают какова природа Греции. Учащиеся заполняют в тетради сравнительную таблицу: “Природные условия”.
Учащиеся работают с раздаточным материалом и делают вывод (предполагаемый вариант): Древние греки занимались ремеслом, мореплаванием, торговлей, выращиванием оливок и винограда. Обучающиеся выполняют упражнения УУД – формирование ответственного отношения к своему здоровью Выполняют задание, работая с историческим документом, отвечают на вопросы учителя Работают с модулем «Контроль. Древнейшая Греция» Смотрит процент выполненной работы и выставляет себе оценку. УУД – умение применять полученные знания, составлять рассказ | ||||||||||||||||||
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Компетентностно-ориентированные задания №7 Компетентность - информационная Аспект – извлечение первичной информации Уровень – второй (третий) Деятельность учащихся - извлекает информацию по заданному вопросу из исторического источника, систематизирует извлеченную информацию в рамках самостоятельно избранной сложной структуры Стимул Источник - Учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. . «История древнего мира», страницы 117-118 , любой дополнительный источник. Модельный ответ – учащийся в своем рассказе должен придерживаться следующего плана:
| Мечтой многих сейчас является отдых на о. Крит. Подготовьте для желающих экскурсию на Древний Крит. Учитель сообщает домашнее задание: Параграф 24, ответить устно на вопросы в конце параграфа. Творческое задание: нарисовать, как выглядели древние греки. | Записывает домашнее задание в дневник. | ||||||||||||||||||
8.Рефлексия | Слайд 20 1. По итогам урока учащиеся оценивают: - ''Я'': как работал? Допускал ли ошибки? - ''Мы'': насколько мне помогли одноклассники, учитель, а я – им? - ''Дело'': понял ли материал? Узнал ли больше? 2. 2 вариант Компетентность - разрешение проблем (самоменеджмент). Аспект - оценка собственного продвижения (рефлексия) Уровень - первый Деятельность учащегося – указывает на сильные и слабые стороны своей деятельности | Закончен урок, и выполнен план, Спасибо, ребята, огромное вам За то, что упорно и дружно трудились, Что на уроке вы так пригодились! | 1 вариант 1. Дети оценивают свою работу по 10-бальной системе, используя заготовку их трех векторов на полях или в конце тетради (сделана заранее дома).
Я Мы Дело |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".
Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...
Технологическая карта урока, зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Открытый урок по физической культуре...
Ход урока, зонального этапа конкурса профессионального мастерства «Учитель года Самарской области – 2013»
Описание этапов открытого урока по теме осанка...
Методическая разработка. Современный урок в рамках ФГОС. Мини-исследования на уроке информатики.
На примере урока информатики для 6 класса "Создание информационных моделей – диаграмм" рассмотрено использование мини-исследований в образовательном процессе....
Урок для Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Урок 2020"
Урок по теме "Вид.Критерии. Структура" - 9 классПриложения к уроку...
Выступление на методическом объединении в рамках конкурса профессионального мастерства
«Методическое объединение» (регламент до 10 минут). Формат: устное представление конкурсантом своего профессионального опыта как опыта, в котором отражаются инновационные подходы к образованию, сущ...
Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...