Открытый урок в 11 классе по теме "Итоги и уроки войны"
методическая разработка по истории (11 класс) по теме

Вялкова Галина Ивановна

 

Проект урока. Итоги и уроки войны.

Вялкова Галина Ивановна

Отдельная дисциплина  история, обществознание и география       Класс 11 (7 курс, 3 учебная группа) 

Цель урока

Продолжить формирование информационных компетенций обучающихся в виде системы исторических представлений  по  итогам и урокам войны

Задачи урока

Образовательные: рассмотреть основные итоги и уроки войны

ознакомить учащихся с деятельностью международных трибуналов по осуждению лидеров фашистского режима в Германии и организаторов  японской агрессии

объяснить причины создания ООН и значение этой организации для утверждения международно-правовых норм, осуждающих агрессию.

продолжить развивать умения работы с ИК в программе Exel с целью обработки и анализа статистических данных.

Развивающие: продолжить совершенствование и систематизацию умений:

осмысливать теоретический материал; оперировать имеющимися знаниями; использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации ;использовать компьютерные технологий для решения проблемных заданий по истории развивать пространственное мышление обучающихся; повышать мотивацию обучающихся на поиск и приобретение исторических знаний.

Воспитательные: продолжить воспитание у обучающихся интереса к предмету, стремление к расширению кругозора; воспитывать в обучающихся средствами урока уверенность в своих силах.

Тип урока

урок формирования и совершенствования знаний, умений и навыков

Этапы урока

Организационный момент

 

 

 

 

 

1

Актуализация знаний обучающихся. Активизация учебно-познавательной деятельности

10

Мотивация и целеполагание

 

 

 

 

 

3

Формирование и совершенствование знаний, умений и навыков

 

 

 

25

рефлексия

Заключительный этап урока. Задание на с/п

Логическое задание

 

Дидакти-ческие

задачи

Подготовить обучающихся  к работе на уроке

Установить правильность и осознанность вы­полнения задания самоподготовки обучающимися, устранить в ходе проверки пробелы в знаниях терминов и исторических дат по теме «Военные операции на фронтах ВМв и Вов в 1945году», совершенствуя при этом знания, умения, навыки работы с понятийным аппаратом раздела курса «История советского общества (1941-1991гг.)»

Организовать познаватель­ную деятельность обучающихся  

Выявить уровень овладения учащимися комплексом знаний и умений по Вмв и   ВОв :усвоение материала на основе проблемных  заданий, умение аргументировано доказывать своё мнение, правильно строить речь, делать выводы, самостоятельно приобретать знания, работать с картой, компьютером, общаться в группе; формировать глубокую личную заинтересованность учащихся в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысли и чувства;

 

Проверить у обучающихся те знания и умения, ко­торые необходимы для самостоятельной работы  по новому материалу

Сообщить обучающимся           о задании самоподготовки, разъяснить методику его выполнения  и подвести итоги урока, установить обратную связь

Форма организации

учебной деятельности

Коллективная.

Взаимные приветствия преподавателя и обучающихся; организация внимания

Индивидуальная, коллективная

Коллективная

Индивидуальная,коллективная

Индивидуальная

Коллективная

Деятель

ность

учителя

Фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния классного помещения; проверка подготовленнос-ти обучающихся к уроку (рабочее место, рабочая поза, внешний вид)

Определяет время на выполнение, устанавливает уровень знаний у большинства обучающихся и типичные недостатки; актуализирует и корректирует опор­ные понятия, ликвидирует причины обнару­женных недостатков

Создает учебную ситуацию, активизирующую познавательную деятельность, ставит задачу перед обучающимися по определению темы и учебных вопросов  урока, стимулирует  самостоятельность мышления обучающихся, формирует  навыки  планирования деятельности  у обучающихся

Использует приемы(анализ источника информации, обобщение), способствующие обучающимся определить итоги и уроки войны, фиксирует внимание обучающихся на значение победы сил антифашистской коалиции , контролирует  записи в тетрадях, создает условия для использования приемов мышления,   сравнения,анализа, обобщения, способствующие обучающимся полно и точно определить итоги войны;   фиксирует внимание обучающихся на понимании уроков Вмв и Вов ;контролирует  запись в тетрадях опорных пунктов плана,; создает условия для использования приемов мышления, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации.

Ставит перед обучающимися учебную проблему выявления достоверной точки зрения в историческом споре о событиях Вмв ,создает ситуации применения ранее полученных навыков работы с ИК и программой Exel для решения учебной проблемы.

Актуализирует  роль изучаемого материала  в жизни

Создает условия применения новых знаний обучающихся в процессе программированного контроля, проводит подготовку обучающихся к сдаче ЕГЭ по предмету, определяет степень выполнения задания и оценку

Объясняет содержание  задания  на самоподготовку; включает вопросы для индивидуальной работы (темы написания эссе), осуществляет  дифференцированный подход в отборе учебного материала для самоподготовки.

 

Деятель

ность учеников

Проверяют подготовленность личного учебного места;  рабочей позы, внешнего вида;  приветствие преподавателя; настрой на работу

Отвечают на учебные вопросы ,проводят взаимопроверку, определяют понятия, анализируют и исправляют допущенные ошибки, устанавливают причины затруднений при решении задания

Слушают преподавателя, Записывают число и тему в тетрадь. Определяют решения поставленных проблемных заданий.

Слушают преподавателя  и записывают новые понятия. Работают с картами атласа, статистическими таблицами. Проводят обработку исторической  информации в программе Exel. Анализируют диаграммы и отвечают на вопросы преподавателя .Выводы записывают в  тетрадь. Знакомятся со слайдами презентации.

Решают задание программированного контроля., аргументируя своё мнение с опорой на полученные знания.

 Отстаивают свою точку зрения.

Слушают преподавателя. Записывают задание в тетрадь.

Результат по содержанию(суворовцы должны знать)

Собранность преподавателя и обучающихся; реализация ор­ганизационного воздействия

Знают и применяют понятия: демилитаризация, декартелизация, денацификация, демократизация 
 

 

Знают  тему занятия, осознают практическую  значимость учебных вопросов

 

Знают понятия: агрессия, ООН, ядерный диктат, международ ные  трибуналы, принципы международных отношений.

Знают основные итоги  и уроки Вмв и Вов, исторические даты по изучаемой теме

Понимают содержание задания самоподготовки

Результат по способу работы(суворов

цы должны уметь применять полученные знания в новой  учебной ситуации)

Готовность к работе, наличие на учебном месте необходимых учебных материалов

Развитие навыка решения проблемных заданий, умений  применять изученные ранее понятия,  отсутствие ошибок в ответах

Активность познавательной деятельности обуча­ющихся на последующих этапах

Владеют навыками анализа картографического и статистического материала, навыками исторического сравнения,  умеют строить  диаграммы в программе Exel и их анализировать.

Умеют выбрать правильный ответ из информационного массива, используя полученные знания

Понимают способы решения учебной задачи самоподготовки

Вид и формы контроля

Визуальный контроль

Фронтальный, индивидуальный;

Фронтальный,

Индивидуальный, фронтальный; текущий внешний и самоконтроль

Текущий программированый контроль

Запись задания самоподготовки

 

Результат урока по содержанию: у обучающихся сформированы информационные компетенции в виде системы исторических представлений об основных  итогах и уроках Второй мировой войны и Великой Отечественной войны ,об основных принципах международных отношений.

Результат урока по способу деятельности: обучающиеся умеют анализировать различные источники информации, делать выводы, вырабатывать свою точку зрения на исторические события. Владеют навыками применения полученных знаний в условиях программированного контроля по типу части А  ЕГЭ по истории 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vmv_ivov_po_gruppam_2.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Материальные и людские потери (работа первой группы суворовцев- аналитиков)

Аналитики (1 группа суворовцев) работают со статистическим материалом( выполняют диаграмму) и готовятся ответить на вопросы проблемных заданий по плану:  1)точка зрения, 2)аргументы, 3)вывод 

Таблица2.Потери во второй мировой войне


Страна

Погибло в ходе войны, включая гражданское население, млн. человек

Китай

35,0

СССР

27,0

Германия

6,5

Польша

5,6

Япония

2,6

Югославия

1,8

Франция

0,8

Италия

0,8

Румыния

0,7

Греция

0,4

Великобритания

США

0,4  

0,3

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1.Проблемное задание. На основе анализа таблиц объясните большие различия в потерях, понесенных в войне разными странами? Подумайте , чем были вызваны большие потери советских войск , хотя с точки зрения военной науки большие потери несёт наступающая сторона?

2.Проблемное задание. Подавляющее большинство советских историков, официальная историография второй мировой войны утверждали, что решающую роль в разгроме фашистской Германии и императорской Японии сыграл Советский союз.

Ряд западных историков, напротив полагают, что «архитектором победы», «арсеналом демократии» выступили США.

Кроме того, весьма распространена точка зрения. Согласно которой главными  поворотными пунктами  явились сражения в Африке, на Тихом океане и во Франции, хотя признается определенное значение Сталинградской битвы и тяжесть бремени, вынесенного Советским Союзом.

Какова ваша точка зрения в историческом споре.   Может быть, вообще речь должна идти не об этом?

3.Проблемное задание :Некоторые западные историки и военачальники (Фуллер,  Брайант) заявляют, что причинами поражения гитлеровской армии являются следующие: ужасные холода, грязь, снег, и т. д. Можете ли вы с этим согласиться?

Политические изменения  после войны. Работа группы экспертов(з-й группы суворовцев взвода)  на основе изученного материала

Работа с документом (выделить главное в 3 графу  таблицы)

Международный престиж СССР качественно возрос благодаря его блистательным военным победам и неоспоримой военно-политической силе.Однако, в ходе войны СССР понес самые большие людские потери, а население нуждалось в повышении благосостояния

Освобождение стран Центральной и Восточной Европы Советским Союзом В соответствии с решениями Ялтинской (1945 г.) и Потсдамской (1945 г.) конференций между империалистическими странами и СССР, от Балтийского до Средиземного морей на территории Европы создалась зона дружественных СССР стран, называемых в дальнейшем “Странами народной демократии”. Рост влияния левых сил в этих государствах, стремление СССР контролировать развитие региона

Европа оказалась разделена на два лагеря: западный капиталистический и восточный социалистический.

Международный престиж США тоже качественно возрос, однако, не за счёт блистательных военных побед, а за счёт продажи оружия и демонстрации в последние дни войны эффекта нового варварского оружия (две бомбы – и нет двух городов вместе с населением 0,5 млн. человек), военной необходимости применения которого уже не было. США понесли относительно небольшие людские потери, а материальные их потери включали только боевую технику. США были единственной воюющей страной, нажившейся на войне. За войну они расширили производственную базу, создали мощный военно-промышленный комплекс и не стесненную в средствах разветвлённую военную разведку (ЦРУ).

Международный престиж Англии и Франции существенно снизился. Они лишились своих колониальных владений, попали в долговую кабалу к США, причём Англия понесла ощутимый урон от немецких бомбёжек и ракетных обстрелов, а Франция была разорена немецкой оккупацией. По существу, они потеряли статус великих держав.

Фашистская Германия , Италия и Япония потерпели военно-политическое поражение.    

Все бывшие союзники Германии( Италия, Румыния, Венгрия, Болгария и др.)  в конечном итоге объявили войну Германии. Руководство этих стран, кроме финского, было уничтожено либо своим народом, либо германским командованием за намерение измены. В Восточной Европе, занятой советскими войсками, были установлены социалистические режимы.      

К сожалению, к итогам Великой Отечественной войны относят и укрепление тоталитарного режима в СССР, возрождение политики репрессий, несколько ослабленных в военные годы.
    

Страна

Главные задачи во внешней политике

Политические итоги войны

СССР

Превращение в сверхдержаву

США

Достижение мирового первенства

Великобритания

Попытка сохранить свой статус

Франция

Сохранение колоний, достижение первенства          в соперничества                             с Великобританией

Германия

Достижение мирового первенства

Италия

Достижение мирового первенства

Япония

достижение первенства            в Ю-В Азии

Запись в тетрадь

Страна

Политические итоги войны

СССР

Рост международного авторитета СССР. Рост советского влияния  в государствах Ц.и В. Европы,

США

Превращение США в сверхдержаву Развитие военно-технической мысли Появление ядерного оружия

Великобритания

Экономические проблемы, национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Франция

Экономические проблемы ( разорена немецкой оккупацией), национально-освободительное движение в колониях, рост финансовой зависимости от США

Германия

потерпела военно-политическое поражение

Италия

потерпела военно-политическое поражение

Япония

потерпела военно-политическое поражение, лишалась своих колоний.

Территориальные изменения после Вмв

Страна

Территориальные решения

Германия

Лишилась всех территорий,  захваченных в 1930-1940-е гг. , территорий на  Востоке: Силезии, Померании, Пруссии (переданы Польше и СССР)

Разделена на зоны оккупации  (Контрольный Совет )  Берлин оккупирован  войсками  трех союзных держав.

Япония

Лишилась всех колоний, зависимых территорий. Отказалась от Курильских островов и Южного Сахалина (заняты СССР)

Италия

Лишилась всех колоний , сделаны территориальные уступки  в пользу Югославии, Греции и Франции.

СССР

В Европе:  часть В.Пруссии, г. Кенигсберг ,  Печенга  (Петсамо)  ,Закарпатье  , г.Ужгород.

В Азии:  юж . часть Сахалина, Курильские острова,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классепо теме «Нахождение числа по его дроби»

Сценарий урока математики в 6 классе по теме «Нахождение числа по его дроби»   Бузина Галина Владимировна  Учитель математики высшей категории МКОУ «СОШ №13»   Цель урока: обес...

План - коспект урока по трудовому обучению в 6 классепо теме "Обработка нагрудника с одновременным втачиваним бретелей."

План коспект урока по обработке нагрудника . повторение домашенго задания , новый материал, практическая работа....

Урокв 5 классе "Как получить информацию"

Название работы: урок информатики для 5 класса «Как получить информацию» Программа Л.Л. Босовой (5 класс). Урок с сопровождением презентации. Урок направлен на: развитие информационных компетенц...

Урок алгебры в 9 классепо теме: "Прогрессии."

Арифметическая и геометрическая прогрессии одна из важных тем алгебры 9 класса.Она имеет широкое применение в деятельности человека, связывает математические объекты с практикой. Учителю нужно  д...

Урокв 9 классе. Характеристика химического элемента и его соединений на основе положения в Периодической системе и строения атома

Цельурока: расширить и углубить полученные знания по строению атомов химических элементов из курса химии 8-го класса....

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо теме «Сердце: его строение и работа»

Конспект открытого урока по биологии в 9 классепо  теме «Сердце: его строение и работа»...