учебные программы профессиональных модулей
рабочая программа по теме
учебные программы профессиональных модулей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 398.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Технология приготовления супов и соусов
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии начального профессионального образования (далее – НПО) 260807.01 «Повар, кондитер» (базовой и углубленной подготовки).
Организация-разработчик: Г(О)ОУ НПО Профессиональное училище № 35
Разработчики:
Архипова Л.Н. преподаватель
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета № ____________ от «____»__________ 20___ г.
номер
©
©
©
©
©
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4 условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Технология приготовления супов и соусов
1.1. Область применения примерной программы
Программа профессионального модуля (далее - примерная программа) – является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии (профессиям) НПО 260807.01 «Повар, кондитер» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Приготовление супов и соусов и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
1. Готовить бульоны и отвары.
2. Готовить простые супы.
3. Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
4. Готовить простые холодные и горячие соусы.
Программа профессионального модуля может быть использована для начальной профессиональной подготовке работников в области технологии продовольственных продуктов и товаров, при наличии основного общего или среднего (полного) общего образования или дополнительном профессиональном образовании по сокращённой форме, при наличии начального профессионального образования.
Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт: приготовления основных супов и соусов
уметь:
- проверять органолептическим способом качество и соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к основным супам и соусам;
- выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления супов и соусов;
- использовать различные технологии приготовления и оформления основных супов и соусов
- оценивать качество готовых блюд;
- охлаждать, замораживать, размораживать и разогревать отдельные компоненты для соусов;
знать:
- классификацию, пищевую ценность, требования к качеству основных супов и соусов;
- правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении супов и соусов;
- правила безопасного использования и, последовательность выполнения
технологических операций при приготовлении основных супов и соусов;
- температурный режим и правила приготовления супов и соусов
- правила проведения бракеража;
- способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;
- правила хранения и требования к качеству готовых блюд;
- виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
всего – 138 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 60 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 40 часов;
самостоятельной работы обучающегося – 20 часов;
учебной и производственной практики – 78 часов.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Приготовление супов и соусов с учетом потребностей различных категорий потребителей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1 | Готовить бульоны и отвары. |
ПК 2 | Готовить простые супы. |
ПК 3 | Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты. |
ПК 4 | Готовить простые холодные и горячие соусы. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние. |
ОК 8 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
ПК 1 | Раздел 1. Приготовление бульонов и отваров | 9 | 2 | 2 | 5 | 12 | |
ПК 2 | Раздел 2. Приготовление простых супов | 24 | 13 | 6 | 5 | 12 | |
ПК 3 | Раздел 3. Приготовление компонентов для соусов и соусных полуфабрикатов. | 8 | 2 | 1 | 5 | 6 | |
ПК 4 | Раздел 4. Приготовление основных холодных и горячих соусов. | 19 | 8 | 6 | 5 | 12 | |
Производственная практика, часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) | 36(+42уч.час) | 36 | |||||
Всего: | 138 | 25 | 15 | 20 | 42 | 36 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Приготовление бульонов и отваров | 9 | |||
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов | ||||
Тема 1.1 Особенности приготовления бульонов и отваров | Содержание | |||
1. | Классификация бульонов и отваров. | 1 | 2 | |
2. | Пищевая ценность бульонов и отваров. | |||
3. | Правила выбора и критерии оценки качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним необходимого типа, качества и количества в соответствии с технологическими требованиями к бульонам и отварам. | |||
4. | Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемые при приготовлении бульонов и отваров. | |||
Тема 1.2 Методы и технологические приёмы приготовления бульонов и отваров | Содержание | 1 | 3 | |
1. | Методы приготовления бульонов и отваров: обжаривание, подпекание овощей, замачивание грибов, доведение до кипения, варка на медленном огне, процеживание. | |||
2. | Температурный режим и правила приготовления разных типов бульонов и отваров. | |||
3. | Технология приготовления бульонов и отваров в соответствии с методами приготовления, типом | |||
4. | основных продуктов и требований к различным типам питания (диетического, вегетарианского и прочего): бульона костного, бульона мясного, бульона из домашней птицы, бульона рыбного, отвара грибного, отвара овощного, отвара фруктового, бульонов из концентратов промышленного производства. | |||
5. | Органолептические способы определения степени готовности и качества бульонов и отваров и соответствия бульонов и отваров стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству готовых бульонов и отваров. | |||
6. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении бульонов и отваров. | |||
7. | Методы сервировки и подачи бульонов и отваров в виде блюда. | |||
8. | Варианты оформления бульонов и отваров для подачи в виде блюда. | |||
9. | Температура подачи бульонов и отваров. | |||
10 | Правила охлаждения и замораживания готовых бульонов и отваров. | |||
11. | Правила разогревания бульонов и отваров. | |||
12 | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных, охлажденных и замороженных бульонов и отваров для последующего использования. | |||
Лабораторно - практически работы Технология приготовления бульонов и отваров для диетического, вегетарианского и прочего питания: бульона костного, бульона мясного, бульона из домашней птицы, бульона рыбного, отвара грибного, отвара овощного, бульонов из концентратов промышленного производства. | ||||
2 | ||||
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовить компьютерную презентацию по результатам усвоения Составление таблиц, схем Написание рефератов, докладов, сообщений (по выбору) с компьютерном сопровождением Составление плакатов, кроссвордов (в том числе и электронных) | 5 | |||
Учебная практика Виды работ: - организация рабочего места для рационального выполнение технологических операций приготовления бульонов - определение и подбор необходимого количества технологического оборудования, производственного инвентаря и посуды, необходимых в процессе приготовления и подачи основных бульонов -органолептическая оценка качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов, необходимых для приготовления бульонов - взвешивание (измерение) продуктов, входящих в состав бульонов - выполнение механической кулинарной обработки основных продуктов и дополнительных ингредиентов для приготовления бульонов -выполнение основных технологических операций приготовления бульонов: обжаривание костей; подпекание овощей; замачивание сушеных грибов; варка на медленном огне; удаление пены и жира с поверхности бульона; осветление; процеживание бульонов и отваров -технология приготовления нормальных и концентрированных бульонов: костного, мясо - костного, из птицы, из рыбы и отваров: из грибов, овощей соблюдая правила охраны труда и правила санитарии. -доведение до вкуса, цвета, консистенции готовых бульонов, отваров. -определение органолептическим способом правильность приготовления, степени готовности и вкусовые качества бульоно -порционирование, сервировка и оформление для подачи бульонов и отваров -обеспечение условий хранений свежеприготовленных, охлажденных и замороженных бульоны и отваров | 12 | |||
Раздел 2. Приготовление простых супов | 24 | |||
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов | ||||
Тема 2.1. Организация приготовления супов | Содержание | 1 | ||
1. | Классификация супов. | 2 | ||
2. | Пищевая ценность супов. | |||
3. | Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним необходимого типа, качества и количества в соответствии с технологическими требованиями к основным супам. | |||
4. | Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемые при приготовлении. | |||
5. | Характеристика и общие правила приготовления супов. | |||
Тема 2.2 Технология приготовления заправочных супов | Содержание | 5 | 2,3 | |
1. | Технология приготовления заправочных супов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: борщей мясных и вегетарианских, борща с московского, борща украинского, борща флотского, борща сибирского; щей из свежей капусты, щей из квашенной капусты, щей суточных, щей по – уральски, щей зелёных; рассольника с картофелем, рассольника ленинградского, рассольника домашнего, рассольника московского; солянки сборной мясной, солянки домашней, солянки рыбной. | |||
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества заправочных супов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству заправочных супов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении супов. | |||
4. | Методы сервировки и подачи готового блюда. | |||
5. | Варианты оформления заправочных супов для подачи. | |||
6. | Температура подачи супов. | |||
7. | Правила охлаждения и замораживания готовых супов. | |||
8. | Правила разогревания супов. | |||
9. | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных, охлажденных и замороженных супов для последующего использования. | |||
Тема2.3 Технология приготовления супов картофельных, с крупами, бобовыми, макаронными изделиями, молочных. | Содержание | 3 | 2,3 | |
1. | Технология приготовления супов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: супа картофельного с фрикадельками, супа картофельного с крупой, супа картофельного с бобовыми, супа картофельного с макаронными изделиями; супа полевого; супа крестьянского; супа из овощей, супа – харчо, супа – лапши домашней, супа с крупами, супа с бобовыми; супов молочных. | |||
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества супов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству супов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении супов. | |||
4. | Методы сервировки и подачи готового блюда. | |||
5. | Варианты оформления супов для подачи. | |||
6. | Температура подачи супов. | |||
7. | Правила охлаждения и замораживания готовых супов. | |||
8. | Правила разогревания супов. | |||
9. | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных, охлажденных и замороженных супов для последующего использования | |||
Тема 2.4 Технология приготовления супов – пюре, сладких и холодных супов. | Содержание | |||
1. | Технология приготовления супов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: супа-пюре из овощей, супа – пюре из круп, супы - пюре из птицы, супы – пюре из печени; супа из свежих плодов, супа из сухофруктов; окрошек мясная и овощная, ботвиньи, свекольника. | 4 | 2,3 | |
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества супов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству супов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении супов. | |||
4. | Методы сервировки и подачи готового блюда. | |||
5. | Варианты оформления супов для подачи. | |||
6. | Температура подачи супов. | |||
7. | Правила охлаждения и замораживания готовых супов. | |||
8. | Правила разогревания супов. | |||
9. | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных, охлажденных и замороженных супов для последующего использования | |||
Лабораторно - практические работы | 6 | |||
1. | Приготовление заправочных супов Технология приготовления заправочных супов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требованиям к различным типам питания: борща с капустой и картофелем, борща флотского; щей из свежей капусты с картофелем, щей по – уральски; рассольника с картофелем, рассольника ленинградского; солянки сборной мясной, солянки рыбной. | |||
2 | Приготовление разных супов Технология приготовления супов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требованиям к различным типам питания: супа картофельного с фрикадельками, супа овощного из замороженных овощных смесей, супа – лапши домашней с курицей, супа молочного с крупой, супа – пюре из птицы, супа из свежих плодов, окрошки сборной мясной | |||
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовить компьютерную презентацию по результатам усвоения Составление таблиц, схем Написание рефератов, докладов, сообщений (по выбору) с компьютерном сопровождением Составление плакатов, кроссвордов (в том числе и электронных) | 5 | |||
Учебная практика Виды работ:
| 12 | |||
Раздел 3. Приготовление компонентов для соусов и соусных полуфабрикатов | 8 | |||
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов | ||||
Тема3.1 Приготовление компонентов для соусов и соусных полуфабрикатов | Содержание | |||
1. | Ассортимент отдельных компонентов для соусов и соусных полуфабрикатов. | 2 | 3 | |
2. | Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним необходимого типа, качества и количества в соответствии с технологическими требованиями к компонентов для соусов и соусных полуфабрикатам. | |||
3. | Температурный и санитарный режим и правила приготовления видов соусных полуфабрикатов. | |||
4. | Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемые при приготовлении. | |||
5. | Технология приготовления отдельных компонентов для соусов и соусных полуфабрикатов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и технологическими требованиями к соусу: белой мучной пассеровки, красной мучной пассеровки, соусных основ, коричневого бульона, мясного сока. | |||
Лабораторно - практически работы | 1 | |||
1. | Приготовление коричневого бульона, основ для соусов. | |||
Самостоятельная работа при изучении темы Подготовить компьютерную презентацию по результатам усвоения Составление таблиц, схем Написание рефератов, докладов, сообщений (по выбору) с компьютерном сопровождением Составление плакатов, кроссвордов (в том числе и электронных) | 5 | |||
Учебная практика Виды работ: -Организация рабочего места для приготовления основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов) -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовление основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов) -Органолептическая оценка соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. -Технология приготовление основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов)с соблюдением правил охраны труда. -Органолептическая оценка степени готовности основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов) -Требование к качеству основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов) -Возможные причины ошибок. -Температурный и санитарный режим хранения основных компонентов для соусов ( приготовление мучных пассеровок, бульонов, соусных основ, заготовок из овощей и грибов) | 6 | |||
Раздел 4. Приготовление основных холодных и горячих соусов | 19 | |||
МДК 03.01. Технология приготовления супов и соусов | ||||
Тема 4.1 Организация работы по приготовлению соусов | Содержание | |||
1. | Классификация соусов и их пищевая ценность. | 2 | 2 | |
2. | Ассортимент концентратов и готовых соусов промышленного производства | |||
3. | Правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним необходимого типа, качества и количества в соответствии с технологическими требованиями к основным холодным и горячим соусов. | |||
4. | Методы приготовления основных холодных и горячих соусов. | |||
5. | Температурный и санитарный режим, правила приготовления разных типов соусов. | |||
6. | Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемые при приготовлении соусов. | |||
Тема 4.2 Приготовление горячих соусов с мукой. | 1. | Технология приготовления основных горячих соусов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: соуса красного основного и его производного (луковый, красный с луком и огурцами, красный кисло – сладкий, с вином); соуса белого основного и его производных (грибной, томатный, паровой, яичный, крабовый, с каперсами) | 2 | 2,3 |
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества соусов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству соусов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении соусов. | |||
4. | Методы сервировки и варианты подачи готовых соусов. | |||
5. | Температура подачи соусов. | |||
6 | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных соусов. | |||
Тема 4.3 Приготовление горячих соусов на основе молока, сметаны, яиц и масленых смесей. | Содержание | 2 2 6 | 2,3 | |
1. | Технология приготовления соусов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: соуса молочного с луком, сладкого; соуса сметанного, сметанного м томатом, с луком, с хреном; яично-маслянных соусов: соуса польского, сухарного, голланского: масленых смесей: масло зеленое, селедочное, с горчицей, сырное, розовое, желтковое,паста из брынзы, анчоусное масло, масло с авакадо | |||
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества соусов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству соусов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении соусов. | |||
4. | Методы сервировки и варианты подачи готовых соусов. | |||
5. | Температура подачи соусов. | |||
6 | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных соусов. | |||
Тема4.5 Приготовление соусов холодных, сладких желе. | 1. | Технология приготовления соусов в соответствии с методами приготовления, типом основных продуктов и требований к различным типам питанию: заправка для салата, заправка горчичная, заправка горчичная с желтками, заправка сметанная ,заправка из томатного сока с чесноком, соус майонез, маринад овощной с томатом, соус хрен, кутчуп, горчица столовая желе рыбное, мясное желе, соуса яблочного, абрикосового, сладкого из сухофруктов | ||
2. | Органолептические способы определения степени готовности и качества соусов и соответствия их стандартным требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Требования к качеству соусов. | |||
3. | Способы исправления широко распространенных ошибок при приготовлении соусов. | |||
4. | Методы сервировки и варианты подачи готовых соусов. | |||
5. | Требования к безопасности хранения свежеприготовленных соусов. | |||
6. | Температура подачи соусов. | |||
Лабораторно - практически работы | ||||
1. | Приготовление соуса красного основного и его производного (луковый, красный с луком и огурцами, красный кисло – сладкий, с вином); соуса белого основного и его производных (грибной, томатный, паровой, яичный, крабовый, с каперсами) | |||
2. | Приготовление соуса молочного с луком, сладкого; соуса сметанного, сметанного м томатом, с луком, с хреном; яично-маслянных соусов: соуса польского, сухарного, голланского: масленых смесей: масло зеленое, селедочное, с горчицей, сырное, розовое, желтковое,паста из брынзы, анчоусное масло, масло с авакадо | |||
3. | Приготовление заправки для салата, заправки горчичная, заправки горчичная с желтками, заправки сметанная ,заправки из томатного сока с чесноком, соус майонез, маринад овощной с томатом, соус хрен, кутчуп, горчица столовая желе рыбное, мясное желе, соуса яблочного, абрикосового, сладкого из сухофруктов | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 4 Подготовить компьютерную презентацию по результатам усвоения Составление таблиц, схем Написание рефератов, докладов, сообщений (по выбору) с компьютерном сопровождением Составление плакатов, кроссвордов (в том числе и электронных) | 5 | |||
Учебная практика Виды работ: Организация рабочего места для приготовление основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовление основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) -Органолептическая оценка соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. - () с соблюдением правил охраны труда. -Органолептическая оценка степени готовности основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) -Требование к качеству -Температурный режим подачи основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) -Возможные причины ошибок основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) -Температурный и санитарный режим хранения основных соусов (красный основной и его производные, белый основной и его производные) | 12 | |||
Производственная практика: -Подготовка рабочего места для приготовления основных бульонов. -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовления основных бульонов. -Проверка органолептическим способом качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. -Выполнение технологических операций и приёмов приготовления основных бульонов ( костный, мясо-костный, бульон из птицы, рыбный , грибной отвар) с соблюдением правил охраны труда. - Соблюдения режима варки основных бульонов -Определение органолептическим способом степени готовности основных бульонов. -Требование к качеству основных бульонов. - Определение возможных причин ошибок. - Соблюдение температурного и санитарного режима хранения основных бульонов. -Подготовка рабочего места для приготовления супов (заправочных , молочных) -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовления супов (заправочных, молочных) -Проверка органолептическим способом качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. - Выполнение технологических операций и приёмов приготовления супов (борщей мясных и вегетарианских, борща московского, украинского, флотского, сибирского, щей из свежей капусты, щей из квашенной, щей суточных, щей по-уральски, щей зелёных, рассольника с картофелем, рассольника ленинградского, домашнего, московского, солянки сборной мясной, домашней, рыбной) с соблюдением правил охраны труда. -Выполнение технологических операций и приёмов приготовления супов (картофельного с фрикадельками, картофельного с крупой, картофельного с бобовыми, картофельного с макаронными изделиями, полевого, крестьянского, супа из овощей, супа харчо, супа лапши домашней, супа с крупами, супа с бобовыми ) с соблюдением правил охраны труда. -Выполнение технологических операций и приёмов приготовления супов (молочный с крупой, молочный с макаронными изделиями, молочный с овощами) с соблюдением правил охраны труда. -Соблюдение режима варки супов (заправочных, молочных). -Определение органолептическим способом степени готовности супов (заправочных, молочных) . -Требование к качеству супов (заправочных, молочных). - Варианты оформления супов (заправочных, молочных) для подачи. -Соблюдение температурного режима подачи супов. - Определение возможных причин ошибок. - Соблюдение температурного и санитарного режима хранения супов (заправочных, молочных). Подготовка рабочего места для приготовления супов (сладких, холодных) -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовления супов (сладких, холодных) -Проверка органолептическим способом качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. - Выполнение технологических операций и приёмов приготовления супов (суп из свежих плодов, суп из сухофруктов) с соблюдением правил охраны труда. -Выполнение технологических операций и приёмов приготовления супов ( окрошка овощная, мясная, борщ холодный, свекольник холодный ) с соблюдением правил охраны труда. -Соблюдение режима варки супов (заправочных, молочных). -Определение органолептическим способом степени готовности супов сладких, холодных) -Требование к качеству супов (сладких, холодных). - Варианты оформления супов (сладких, холодных) для подачи. - Соблюдение температурного режима подачи супов. - Определение возможных причин ошибок. - Соблюдение температурного и санитарного режима -Подготовка рабочего места для приготовления основных соусов -Подбор необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря необходимые в процессе приготовления основных соусов -Проверка органолептическим способом качества основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям. -Выполнение технологических операций и приёмов приготовления основных основных соусов ( соус красный основной, соус луковый, соус красный с луком и огурцами, соус красный кисло-сладкий, соус белый основной, соус томатный, соус паровой, соус белый с яйцом, соус грибной) с соблюдением правил охраны труда. - Соблюдения режима варки основных соусов -Определение органолептическим способом степени готовности основных соусов -Требование к качеству основных соусов. - Определение возможных причин ошибок. - Соблюдение температурного и санитарного режима хранения основных соусов. | 36 | |||
Всего | 138 |
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебных кабинетов Кулинарии, Оборудования предприятий общественного питания, Товароведения продовольственного сырья, Организации предприятий общественного питания; лабораторий кулинарии.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета персональными компьютерами:
Технические средства обучения: ПК каждому обучающемуся на подгруппу
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: рабочий стол, моечная ванна, весы настольные, разделочные доски, ножи, овощерезательная машина, картофелеочистительная машина, электроплита, фритюрница, гриль, ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей, гастроемкости, проектор, экран, ПК, документ-камера, столы для зоны инструктажа и заполнения дневников.
Реализация программы модуля предполагает обязательную производственную практику.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
рабочий стол, моечная ванна, весы настольные, разделочные доски, ножи, овощерезательная машина, картофелеочистительная машина пароконвектомат, электроплита, фритюрница, гриль, ножи для удаления глазков, экономной очистки овощей, гастроемкости, проектор, экран, ПК, документ-камера, столы для зоны инструктажа и заполнения дневников
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Н. А. Анфимова, Л. Л. Татарикова Кулинария «повар, кондитер», учебник для НПО, Москва «Академия», 2005 г.
- Т. А. Качурина Кулинарии, рабочая тетрадь, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2005 г.
- Л. Л. Татарикова, Н. А. Анфимова Лабораторно – практические работы для поваров и кондитеров, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2004 г.
- В. П. Андросов, Т. В. Пыжова, Л. И. Федорченко Производственное обучение профессии «повар», часть 1, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2007 г.
- В. П. Андросов, Т. В. Пыжова, Л. В. Овчинникова Производственное обучение профессии «повар», часть 2, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2007 г.
- И. И. Потапова, Н. В. Корнева серия «Непрерывное профессиональное образование» Первичная обработка продуктов, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2008 г.
- И. И. Потапова, Н. В. Корнева серия «Непрерывное профессиональное образование» Супы, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2008 г.
- С. Н. Козлова, Е. Ю. Фединишина Кулинарная характеристика блюд, учебное пособие для НПО, Москва «Академия», 2007 г.
- В. П. Золин Технологическое оборудование предприятий общественного питания, учебник для НПО, Москва «Академия», 2005 г.
- З. П. Матюхина Основы физиологии питания, гигиены и санитарии учебник для НПО, Москва «Академия», 2005 г.
- Ю. М. Бурашников, А. С. Максимов Охрана труда в пищевой промышленности, общественном питании и торговле учебник для НПО, Москва «Академия», 2005 г.
Дополнительные источники:
- Г. М. Монахова Кулинарные работы, учебное пособие10 – 11 кл., Москва «Академия», 2004 г.
- А. И. Здобнов, В. А. Цыганенко, М. И. Пересичный Сборник рецептур для блюд и кулинарных изделий: для общественного питания, Киев «А. С. К.», 2000 г.
- В.В. Похлёбкин, серия «классика кулинарного искусства» Национальные кухни наших народов, Москва «Центрполиграф», 2006 г.
- М. В. Короткова серия «Исторический альбом» Застольные и кулинарные традиции, энциклопедия, Москва «Дрофа - Плюс», 2005 г.
- А. В. Терещенко История культуры русского народа, Москва «Эксомо», 2007 г.
- А. Г. Воробьёв серия «Всё для дома» Суп – гордость хозяйки, Москва «Дом», 1996 г.
- А. Г. Воробьёв серия «Всё для дома» Блюда из овощей и грибов, Москва «Дом», 1996 г.
- Н. И. Ковалёв Супы, энциклопедия кухни, Москва «Исида», 1992 г.
- Н. И. Ковалёв Рассказы о русской кухне, Москва «Исида», 1992 г.
- Л. В. Антипова, С. В. Мостовая, Н. А. Черемухина Русская кухня, Воронеж, Центрально – чернозёмное книжное издание, 1991 г.
- Н. И. Ковалёв Органолептическая оценка готовой пищи, Москва «Экономика», 1968 г.
- Журнал «Гастроном».
- Профессиональный кулинарный журнал «Общественное питание».
- Журнал «Школа гастронома».
- Журнал «Школа гастронома. Коллекция рецептов».
- Журнал «Торговое оборудование».
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Предшествует освоению данной профессиональной компетенции освоение МДК ОП. 01. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве, ОП.02. Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров, ОП.03. Техническое оснащение и организация рабочего места.
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебных кабинетах, оснащенных мультимедийным оборудованием, компьютерном классе (приблизительно 40% отведенного учебного времени на теоретические занятия) и в учебной лаборатории, где обучающиеся осваивают умения (приблизительно 60% учебного времени от теоретического обучения). Учебная практика (57% отведенного общего учебного времени) может проводиться как в учебной лаборатории колледжа, так и в условиях действующего производства. Такое распределение часов позволяет добиться высокого коэффициента практико-ориентированности – 80%.
Теоретическую часть занятий планируется проводить в учебных кабинетах, оснащенных мультимедийным оборудованием или в компьютерном классе или в учебной лаборатории в зоне инструктажа, оснащенной мультимедийным оборудованием. Занятия в компьютерном классе организовывать как самостоятельную работу с использованием для обучения и контроля полученных знаний и умений мультимедийных пособий и учебных пособий колледжа.
Для глубокого погружения в область профессиональной деятельности первые занятия планируются как укрупненные дидактические единицы, которые планируется проводить в учебной лаборатории в зоне инструктажа, оснащенной мультимедийным оборудованием. Занятия по техническому оснащению и организации рабочего места проводить в учебной лаборатории с практическим показом использования оборудования, инструментов и инвентаря и практическим показом организации рабочего места по обработке и нарезке овощей и грибов.
Занятия планируется проводить при делении группы на подгруппы, что способствует индивидуализации обучения, повышению качества обучения.
В данный модуль включена вариативная учебная единица, позволяющая обучающимся получить более полные знаний по обработке и подготовке к кулинарному использованию овощей, необходимые для конкурентноспособного повара в городе Москве.
Самостоятельная внеаудиторная работа выделена для составления компьютерной презентации освоенных умений и демонстрации в виде фотографий продуктов деятельности.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): Преподаватели, обеспечивающие преподавание по МДК ОП.01., ОП.02., ОП.03. должны иметь высшее профессиональное образование, обладать способностью преподавать одинаково хорошо смежные дисциплины, уметь пользовать современными мультимедийными средствами обучения, быть готовыми разрабатывать учебные пособия и осуществлять практический показ осваиваемых действий и умений. Постоянно повышать профессиональный уровень, знать современное производство, тенденции его развития, знакомиться с новыми видами сырья, технологиями, новыми видами оборудования.
Преподаватели ПК 1.1. должны уметь осуществлять практический показ всех осваиваемых действий и умений, безопасно пользоваться технологическим оборудованием, производственным инвентарем, инструментами, необходимыми для выполнения осваиваемых действий.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: высшее образование с опытом работы в отрасли не менее 3 лет.
Мастера: высшее образование, разряд не ниже 4-5.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1 Готовить бульоны и отвары ПК 2Готовить простые супы | - точность выбора температурного режима и условий хранения готовых отваров и бульонов | Экспертная оценка выполнения практической работы Компьютерное тестирование |
- точное проведение процесса проверки исправности теплового оборудования - точность и правильная последовательность выполнения действий по безопасной эксплуатации технологического оборудования -правильная организация рабочего места по приготовлению бульонов и отваров | Экспертная оценка выполнения практической работы Компьютерное тестирование | |
- соответствие выбора теплового режима для варки бульонов, отваров - правильность выполнения действий по подготовке продуктов для приготовления бульонов, отваров - точность проведения оценки качества бульонов, отваров - правильность выполнения действий по хранению бульонов отваров | Экспертная оценка выполнения лабораторных работ Экспертная оценка демонстрации умений на практическом экзамене Экспертная оценка качества приготовления бульонов и отваров во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; Экспертная оценка качества готовой продукции во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; | |
- Обоснованность соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил при организации рабочего места по приготовлению супов - правильность выбора условий и сроков хранения готовых супов | Компьютерное тестирование | |
- точность проведения процесса проверки исправности теплового оборудования для процесса приготовления супов - правильность организации рабочего места по приготовлению супов - правильность соблюдения правил по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря, используемых при приготовлении супов - соответствие выбора оборудования, посуды, инвентаря для процесса приготовления супов | Экспертная оценка выполнения практической работы Экспертная оценка выполнения действий по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря Компьютерное тестирование | |
- правильность выбора тепловых режимов при приготовлении супов - правильность выполнения действий по приготовлению супов -- правильность выполнения действий по оформлению и отпуску супов - точность расчета количества сырья для приготовления супов - точность проведения бракеража готовых супов - соответствие и правильность выбора посуды для отпуска супов | Экспертная оценка выполнения 2 лабораторных работ Экспертная оценка демонстрации умений на практическом экзамене Экспертная оценка качества готовых супов во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; Экспертная оценка качества готовой продукции во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; Мониторинг освоенных умений (самооценка) по дневнику по практике Компьютерное тестирование | |
ПК 3Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты | - точность выбора температурного режима и условий хранения компонентов для соуса, соусных полуфабрикат - точность определения годности компонентов для соуса, соусных полуфабрикат | Экспертная оценка выполнения практической работы Компьютерное тестирование |
- точность проведения процесса проверки исправности механического оборудования - точность и правильная последовательность выполнения действий по безопасной эксплуатации технологического оборудования; - правильность организации рабочего места по подготовки компонентов для соуса | Экспертная оценка выполнения практической работы Компьютерное тестирование | |
- соответствие выбора способа обработки компонентов для соуса - правильность выполнения действий по обработке, подготовке компонентов для соуса - точность расчета количества отходов при обработке сырья; - точность проведения оценки качества компонентов для соуса - правильность выполнения действий по хранению компонентов для соуса | Экспертная оценка выполнения лабораторных работ Экспертная оценка демонстрации умений на практическом экзамене Экспертная оценка качества по подготовке компонентов для соусов во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; Экспертная оценка качества готовой продукции во время лабораторно-практических работ, учебной практики, практического экзамена; Мониторинг освоенных умений (самооценка) по дневнику по практике Компьютерное тестирование | |
ПК4 Готовить простые холодные и горячие соусы | - Обоснованность соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил при организации рабочего места по приготовлению соусов - правильность выбора условий и сроков хранения готовых соусов | Компьютерное тестирование |
- точность проведения процесса проверки исправности теплового оборудования для процесса приготовления соусов - правильность организации рабочего места по приготовлению соусов - правильность соблюдения правил по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря, используемых при приготовлении соусов - соответствие выбора оборудования, посуды, инвентаря для процесса приготовления соусов | Экспертная оценка выполнения практической работы Экспертная оценка выполнения действий по безопасной эксплуатации оборудования, инструментов, инвентаря Компьютерное тестирование | |
Итоговая аттестация по модулю | - обоснованность выбора способов выполнения действий по оценке качества супов и соусов -точность выполнения действий по оценке качества супов и соусов | Презентация портфолио деятельности (компьютерная презентация, отражающая уровень освоенных умений и демонстрация в виде фотоматериалов продуктов деятельности, экспертная оценка демонстрации умений на практическом экзамене, мониторинг освоенных умений по дневнику (самооценка)) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - точно и в срок выполняет задания для самостоятельной работы, домашние задания, задания при аудиторной форме обучения; - демонстрирует понимание значимости профессии для здоровья потребителей через соблюдение требований по безопасности продукции в процессе выполнения лабораторных работ, выполнения заданий по практике. | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | - демонстрирует правильную последовательность выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики; - составляет план лабораторной работы, выполнения действий на практике | Мониторинг умений при самостоятельной оценке собственной деятельности (по дневнику) Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практикам |
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | - определяет дефекты сырья, готовой продукции; - указывает причины возникновения дефектов и предлагает способы их устранения; - сравнивает технологические процессы (сравнивает % потерь и выход готовых блюд и изделий при различных способах тепловой обработки ) - выделяет характеризующие процесс параметры (характеризует температурные режимы разных способов приготовления блюд ) - выполняет действия по контролю исправности и чистоты производственного оборудования, инвентаря, посуды - оценивает соответствие выхода готовой продукции норме, оценивает соответствие качества готовой продукции требованиям к качеству - производит самооценку в процессе мониторинга - соблюдает условия безопасности при выполнении действий на рабочем месте | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | подготавливает доклады, рефераты по новым видам сырья, оборудования, технологиям и т.д.). | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | Разрабатывает и представляет компьютерную презентации, Осуществляет обучение с использованием ПК, Осуществляет сбор информации с помощью Интернет | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике, Экспертное наблюдение при выполнении компьютерной презентации |
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами | - выполняет работу под наблюдением при наличии некоторой самостоятельности в знакомых ситуациях. - активно работает в группе - правильно выстраивает взаимоотношения при работе в группе; - демострирует действия по отпуску готовой продукции посетителю с учетом соблюдения правил поведения; - выполняет работу на производстве и на лабораторных работах с любыми коллегами | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние | - демонстрирует правильное использование технологического оборудования в процессе выполнения действий по обработке сырья, нарезке, формовке п/ф, приготовления блюд и изделий и их отпуска посетителю; - содержит технологическое оборудование, посуду, инвентарь в чистом и исправном виде в процессе работы; - демонстрирует правильное использование индивидуальных средств защиты при эксплуатации технологического оборудования; - демонстрирует правильное соблюдение правил личной гигиены в процессе выполнения лабораторных работ, прохождения производственной практики; - демонстрирует правильное применение знаний в типовых практических ситуациях при выполнении практических занятий, лабораторных работ, производственной практике; - демонстрирует правильную подготовку оборудования к использованию в соответствии с инструкцией по эксплуатации; - производит все действия с соблюдением требований техники безопасности и производственной санитарии | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |
ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практик |