Рабочая программа по коррекции нерезко выраженного общего недоразвития речи. (I-й,II-й,III-й этапы)
рабочая программа по теме
Программа разработана на основе принципов коррекционно-развивающего обучения: системности, комплексности, принципе развития, динамичности восприятия, коррекции и развития высших психических функций, а также дидактических принципах. В основу программы положена неразрывная связь между психическими процессами и речью со всеми её компонентами: звукобуквенным анализом, словарём, грамматической стороной и связной речью.
Однако новаторством в данной программе является включение блока занятий по формированию предложно-падежных конструкций в речи детей в I этап коррекционно-развивающего обучения, имеющий целью профилактику специфических ошибок чтения и письма. Особое внимание в программе уделено развитию и уточнению пространственно-временных представлений у учащихся с нарушениями речи. Рабочая программа, разработанная Ивановой Л.Е., имеет общеразвивающую направленность, что позволяет использовать её в работе с детьми в группах с ФФНР, в группах с фонематическим недоразвитием речи. Это апробированная система коррекционных занятий, помогающая решать проблемы системности и последовательности в планировании учебного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nvonr.doc | 301 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 10
Логопедическая программа
по коррекции
нерезко выраженного общего недоразвития речи.
(I-й,II-й,III-й этапы)
Срок реализации 3 года.
Разработчик:
Иванова Людмила Евгеньевна,
учитель-логопед
г. Рассказово
2008 г.
Пояснительная записка.
«Развитие речи у ребёнка есть процесс
овладения языком, умением пользоваться
языком как средством познания окружающего,
усвоения опыта, накопленного человечеством,
как средством познания самого себя… как
мощным средством общения и взаимодействия
людей»
А.А.Люблинская.
Программа разработана в целях конкретизации содержания коррекционно-логопедических занятий с детьми, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР), занятий по устранению нарушений письма и чтения, обусловленных НВОНР, занятий с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).
Программа рассчитана на учащихся 1-х классов, имеющих ФФНР и НВОНР, и учащихся 2-3-х классов, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленных НВОНР.
Программа разработана в соответствии с
- Закон РФ «Об образовании» №122-ФЗ в последней редакции от 22 августа 2004г.;
- Закон РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 2 июня 1999 года;
- Обязательный минимум содержания начального общего образования (Приказ МО РФ от 09.02.98г. №322);
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004г. № 1089);
- рекомендации Института коррекционной педагогики РАО и на основе инструктивно-методического письма о работе учителя-логопеда в общеобразовательной школе Министерства образования Российской Федерации от 14 декабря 2000г. №2
Содержание курса разработано на основе принципов коррекционно-развивающего обучения:
- Принцип системности, т.е. на представлении о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии.
- Принцип комплексности, т.е. устранение речевых нарушений должно носить комплексный медико-психолого-педагогический характер.
- Принцип развития, т.е. выделение в процессе логопедической работы тех задач, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития ребёнка.
- Онтогенетический, т.е. разработка методик коррекционно-логопедического воздействия должна вестись с учётом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребёнка.
- Принцип динамичности восприятия – построение обучения таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности (принцип нарастающей сложности).
- Принцип коррекции и развития высших психических функций ученика.
- Дидактические принципы: наглядность, доступность, дифференцированный подход.
Цель данной программы – оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ (особенно по русскому языку).
Задачи:
- Восполнение пробелов в развитии средств языка и функции речи, а значит формирование полноценных предпосылок к обучению детей родному языку:
- формирование операций лексико-синтаксического анализа предложений;
- формирование операций фонематического восприятия;
- совершенствование лексико-грамматических средств;
- совершенствование связной речи;
- предупреждение дисграфии и дислексии.
- Активизация речевой и умственной деятельности учащихся.
- Развитие интеллектуальной и в целом познавательной активности детей.
- Развитие психологической базы речи, необходимой для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку:
- развитие пространственных представлений (узнавание правой и левой частей тела, ориентировка на листе бумаги, ориентировка в окружающем пространстве, пространственное расположение различных фигур и букв);
- развитие временных представлений;
- формирование зрительного гнозиса;
- формирование буквенного гнозиса;
- формирование психических процессов: слуховой и зрительной памяти, внимания к языковым явлениям, логического мышления, контрольных действий, способности к переключению.
Содержание и приёмы коррекционной работы.
Выполнение программы ориентировано на организацию учебного процесса как сотрудничества учителя и учащихся, детей между собой. В этом сотрудничестве и осуществляется первичное постижение родного языка как предмета изучения, анализа различных его сторон. Центральным звеном изучения является раскрытие коммуникативной функции языка, средством осуществления которого является речь. Коммуникативная направленность коррекционного обучения реализуется в обязательной отработке на логопедических занятиях всех форм речевой деятельности, а именно: слушания, говорения, письма и чтения. На первых порах обучения, когда ведётся активная работа над восполнением пробелов в формировании психофизиологических предпосылок и коммуникативной готовности к обучению, у детей вырабатывается навык и умение полноценно слушать. В дальнейшем отработка различных форм речевой деятельности соотносится с изменением на них удельного веса речи учителя-логопеда и учащихся. Письмо и чтение в начале коррекционного обучения первоклассников заменяется активной работой с различными схемами, разрезной азбукой, слоговыми карточками и таблицами.
Оптимизация коррекционного обучения требует соблюдения ещё одного специфического требования к его организации, а именно необходимости одновременной работы над всеми компонентами речевой системы – звуковой стороной речи и лексико-грамматическим строем. Это требование реализуется в процессе логопедических занятий методом устного опережения в плане создания базы для дальнейшей целенаправленной работы при обязательной максимальной концентрации внимания и усилий учителя-логопеда и детей на решении основной задачи каждого этапа.
Важно обеспечивать оптимальное соотношение между фронтальными и индивидуальными методами преодоления речевых нарушений. Это составляет основу дифференцированного подхода к учащимся.
Оптимизации коррекционного обучения способствует активизация мыслительной деятельности детей, т.е. учитель-логопед должен отдавать предпочтение таким видам учебной работы, во время выполнения которых дети проявляют максимальную активность и самостоятельность. Активизации мыслительной деятельности способствует соблюдение определённого темпа учебной работы, а также постепенное нарастание требований по мере роста реальных возможностей детей. Выполнение детьми различных видов заданий по коррекции устной речи (всех её компонентов), письма и чтения следует рассматривать (на первых порах) как вид осваиваемой учебной деятельности, а позже – как формируемое речевое умение.
Только такой подход к организации коррекционного воздействия создаёт предпосылки к активному переносу отрабатываемых на логопедических занятиях навыков и умений в условиях работы в классе.
Общая характеристика I этапа коррекционного обучения.
Срок реализации - 1 год.
Общую проблему при коррекционно-развивающем обучении первоклассников составляет своевременная и целенаправленная подготовка их к обучению грамоте. В связи с этим можно выделить следующие задачи начального этапа:
- сформировать полноценные фонематические процессы;
- сформировать представления о звуко-буквенном составе слова;
- сформировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
- скорригировать дефекты произношения (если таковые имеются).
Из общего количества занятий данного этапа особо выделяются первые 6-10 занятий, основными задачами которых является развитие фонематических представлений: постановка и закрепление поставленных звуков; формирование полноценных психологических предпосылок (внимания, памяти, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, умения слушать и слышать логопеда и т.д.) к полноценной учебной деятельности.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Звуки и обозначение их буквами. Наблюдение расхождения произношения и обозначения звуков.
Слово. Звуки и обозначение их буквами – строительный материал слова. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения (слова, полученные путём замены звуков).
Слоги. Слоговая структура слова.
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Ударные и безударные слоги.
Предложение. Выделение предложений из потока речи. Сравнение набора слов и предложения. Членение предложения на слова. Определение количества слов в предложении. Самостоятельное составление предложений.
Текст и предложение. Различие предложения и текста.
Слово. Слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.
Предлог. Раздельное написание предлогов.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Наблюдение отсутствия специальных букв для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. Различение их внутри звуковых пар.
Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами Я, Ю, Е , Ё, И, Ь.
Звуки и буквы. Шипящие согласные звуки. Буквы шипящих согласных звуков: всегда твёрдых согласных Ж и Ш; всегда мягких согласных Ч и Щ. Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, ЧК, ЧК, ЩН.
Звонкие и глухие согласные звуки. Буквы парных звонких, глухих согласных звуков.
Звуко-буквенный анализ слова.
Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 1 этапа коррекционно-развивающего обучения.
К этому времени у учащихся должны быть:
- сформированы направленность внимания на звуковую сторону речи;
- восполнены основные пробелы в формировании фонематических процессов;
- уточнены первоначальные представления о звуко-буквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
- поставлены и отдифференцированны все звуки;
- уточнён и активизирован имеющийся у детей словарный запас и уточнены конструкции простого предложения (с небольшим распространением);
- введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, слияние, слово, гласные, согласные, твёрдые-мягкие согласные, звонкие-глухие согласные, предложение, текст, предлог и т.д.
Учебно-тематическое планирование 1 этапа.
№ п/п | Темы коррекцион-ной работы | Грамматичес-кие и лексические понятия | Виды работы | Развитие неречевых процессов |
1 этап (диагностический) | ||||
Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесённых заболеваниях. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функции. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя речи. Состояние связной речи. Логопедическое заключение. | ||||
2 этап (подготовительный) | ||||
1-6 | Уточняются предпосылки овладения грамотой (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления, ориентировка во времени и пространстве). Проводится работа по развитию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Проводится работа по развитию свойств внимания, памяти. Проводятся мероприятия, направленные на развитие мелкой ручной моторики. | |||
3 этап (коррекционный) | ||||
7 | Вводное занятие «Наша речь». | Речь-предложение-слово-слоги-звуки «Осень». | Развитие слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков. Развитие фонематического восприятия с помощью упражнений по языковому синтезу. | Углубление пространственных представлений с помощью упражнений по ориентации в схеме своего тела и схеме тела человека, сидящего напротив. |
8 | Слова, обозначающие предметы. | Слова, отвечающие на вопросы КТО? ЧТО? | Практическое усвоение слов, обозначающих живые и неживые предметы. | Развитие восприятия и ориентировки в пространстве. Отработка понятий «правый» и «левый». |
9 | Слова, обозначающие действия предметов. | Слова, отвечающие на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? «Профессии». | Лото «Все работы хороши». Схематический диктант. | Отработка понятий «правый» и «левый». Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. |
10-11 | Дифференциа-ция слов, обозначающих предмет и действие предмета. | Слова-предметы, слова-действия. «Домашние и дикие животные». | Работа по различению слов-предметов и слов-действий. Выделение слов из простого предложения. Активизация словаря по лексической теме. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
12 | Слова, обозначающие признак предмета. | Слова, отвечающие на вопрос КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? «Овощи и фрукты.» | Практическое усвоение слов-признаков. Составление предложений из 3-4 слов и схем к ним. Сравнение предметов по величине, ширине, длине, по вкусу. | Развитие зрительного гнозиса. Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. |
13-14 | Предложение, слово. | Дифференциация понятий «слово» - «предложение». Связь слов в предложении. | Составление предложений из 2-4 слов. Их анализ. Графический диктант. | Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка. Игра «Что это?» |
15-16 | Текст, предложение. | Уточнение представлений о предложении (выделение предложений из сплошного текста, семантический анализ предложений). «Насекомые». | Практическое усвоение слов-признаков. Знакомство с графическим изображением слов-признаков. Составление предложений из 3-4 слов. | Выделение предметных изображений, наложенных друг на друга. Игра «Что спрятал художник?». |
17 | Работа с предлогами «в», «на». | Предлог, Раздельное написание предлогов. Вопрос Куда? «Одежда» | Практическое знакомство с предлогами. Придумывание предложений с предлогами. | Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела. И.Н.Садовникова |
18 | Предлоги «с», «со». | Раздельное написание предлогов. Вопрос С кем? | Упражнения в правильном употреблении предлогов. | Определение направлений в пространстве и пространственных взаимоотношений. |
19 | Предлоги «над», «под», «между». | Раздельное написание предлогов. Вопрос Где? «Мебель». | Графические схемы предлогов. Упражнения в правильном употреблении предлогов. | Определение линейной последовательности предметного ряда. |
20 | Предлоги «из», «за», «из-за». | Раздельное написание предлогов. Вопрос Откуда? | Придумывание предложений с предлогами | Определение последовательности цифрового ряда на примере чисел первого десятка. |
21 | Предлоги «из», «под», «из-под». | Раздельное написание предлогов. Вопросы Откуда? Где? «Инструменты». | Упражнения в правильном употреблении предлогов. Графические схемы предлогов. | Графическое воспроизведение направлений. |
22 | Предлоги «от», «до», «к». | Раздельное написание предлогов. Вопросы Куда? Откуда? От чего? К чему? | Придумывание предложений с предлогами. | Уточнение понятий об основных единицах времени. |
23 | Предлоги «перед», «за», «вокруг», «около», «возле». | Раздельное написание предлогов. Вопрос Где? «Цветы». | Упражнение в правильном произнесении и применении предлогов. | Развитие внимания. Формирование зрительного гнозиса. |
24 | Предлоги «через», «сквозь», «по». | Раздельное написание предлогов. Вопрос Как? | Графические схемы предлогов. | Развитие зрительной памяти. |
25-26 | Закрепление отработанных предлогов. | Раздельное написание предлогов. | Составление предложений с изученными предлогами. Восстановление пропущенных предлогов в предложениях. | Развитие пространственных представлений (пространственное расположение фигур и букв). Формирование зрительного гнозиса. |
27 | Звук. Речевые и неречевые звуки. | Артикуляционный аппарат. Звук. | Выделение в словах гласных звуков. Анализ слов и предложений. Дифференциация гласных и согласных звуков. | Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. |
28-29 | Звуки и буквы. Дифференциа-ция. | Звук. Буква. «Деревья». | Звуковой анализ и синтез, самостоятельное составление слов. | Формирование буквенного гнозиса. |
30-31 | Гласные звуки. Способы образования гласных звуков. | Гласные звуки и буквы. «Грибы и ягоды». | Выделение гласных из слов в различных позициях. Преобразование слов путём замены гласных звуков. | Развитие фонематического слуха. Игра «От звука к слову». |
32-34 | Слоги. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных. | Слог. Слогообразующая роль гласных. | Упражнения на составление слов из слогов, данных вразбивку, на добавление недостающего слога к слову. Определение количества слогов в слове. Игра «Слоговое домино». | Развитие фонематического восприятия гласных. |
35-37 | Ударение. | Слоги. Ударный слог. Ударные гласные. | Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Упражнение в определении ритмического рисунка слова | Упражнения, направленные на увеличение объёма внимания. |
38 | Согласные звуки и буквы. | Согласные звуки. Способы образования согласных звуков. | Упражнения на дифференциацию гласных и согласных звуков. | Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания. |
39 | Мягкие и твёрдые согласные звуки. | Мягкие и твёрдые согласные звуки. Множественное число имён существительных. | Звуковой анализ слов. Запись слов с выделением твёрдых и мягких согласных. | Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости зрительного внимания. |
40-41 | Образование мягкости согласных на письме посредством гласных 2 ряда. | Мягкие согласные. | Выкладывание звуковых схем слов. Дифференциация слов отличающихся парными гласными (мал-мял). | Усиление концентрации слухового внимания. |
42-43 | Образование мягкости согласных на письме посредством ь. | Мягкий знак | Звукобуквенный анализ слов. Сравнение слов, отличающихся мягким знаком. (Угол – уголь) | Упражнения, направленные на тренировку переключения внимания. |
44 | Звонкие и глухие согласные. | Звонкий согласный, глухой согласный. Способы образования звонких и глухих согласных. | Составление слов и анализ согласных, дописывание слов. Выкладывание звуковых схем слов. | Упражнения, направленные на тренировку распределения и избирательности внимания. |
45 | Звуки [п], [п’]; буква Пп. | Глухой согласный. «Одежда». | Уточнение артикуляции и звучания согласных в слогах, словах и предложениях, определение места звука в слове. Зв. анализ плащ. | Игра «Что изменилось?» |
46 | Звуки [б],[б’]; буква Бб | Звонкий согласный. Предлоги под, из-под. «Обувь». | Звуковой анализ боты. Деление слов на слоги.
| Игра «Кто больше увидит?» |
47 | Дифференциа-ция п – б (п’-б’) | Парные звонкие и глухие согласные. «Головные уборы». | Дифференциация на слух и на письме в слогах, словах и предложениях, запись слов и предложений с пропущенными согласными. Зв. анализ шапка | Игра «Найди отличия». |
48 | Звуки [т], [т’]. Буква Тт. | Глухой согласный. «Транспорт». | Уточнение артикуляции и звучания в слогах, словах и фразах, группировка слов, запись предложений с выделением и вставкой звуков и букв. Зв. анализ плот | Развитие мускульной и зрительной памяти (обведение пальчиком буквы). Работа с изографами. |
49 | Звуки [д],[ д’]. Буква Дд. | Звонкий согласный. «Спортивные вещи». | Звуковой анализ диск. Практическое усвоение предложений с союзом чтобы. | Формирование буквенного гнозиса. Найди заданную букву среди других. |
50 | Дифференциа-ция т-д (т’-д’). | Парные звонкие и глухие согласные. «Музыкальные инструменты». | Установление сходства и различия звуков в слогах, словах и фразах, чтение слоговых таблиц, придумывание слов, загадки. Зв. анализ труба | Формирование буквенного гнозиса. Выдели буквы, наложенные друг на друга. |
51 | Звуки[ к],[ к’]. Буква Кк. | Глухой согласный. Родительный падеж ед.ч. «Рыбы». | Звуковой анализ карп. Выделение слов со звуком из сказки «Как варить компот». | Формирование буквенного гнозиса. Определи букву в неправильном положении. |
52 | Звуки[ г],[ г’]. Буква Гг. | Звонкий согласный. Количественные числительные. «Зоопарк». | Звуковой анализ тигр. Работа над предложением (логич. ударение). | Игра «Допиши букву» |
53 | Дифференциа-ция к-г (к’-г’). | Парные звонкие и глухие согласные. Предлоги пространственного значения. «Птицы». | Звуковой анализ сокол. Деление слов на слоги. Составление схем слов. | Определение буквы, написанной на спине и ладони. |
54 | Звуки[ ф], [ф’]. Буква Фф. | Глухой согласный. «Птицы». | Звуковой анализ филин. | Игра «Путешествие по клеточкам». |
55 | Звуки [в],[в’]. Буква Вв. | Звонкий согласный. «Птицы». Предлог в. | Звуковой анализ ворона. Отгадывание загадок, ребусов. | Реконструирование букв. |
56 | Дифференциа-ция Ф-в, (ф’-в’). | Парные звонкие и глухие согласные. «Птицы». | Звуковой анализ воробей. | «Фотографирование»-посмотри, запомни, нарисуй. |
57 | Звуки [с], [с’]. Буква Сс. | Глухой согласный. Согласование прилагательных с сущ. ж.р. и м.р. «Продукты питания». | Звуковой анализ сахар. Определение места звука в слове. Договаривание предложений. | Игра на развитие логического мышления «Продолжи строку». Игра «Какие предметы спрятались?», |
58 | Звуки [з], [з’]. Буква Зз. | Звонкий согласный. Согласование прилагательных с сущ. в роде. «Зима». | Звуковой анализ мозаика. Выделение звука на слух. Знакомство с родственными словами. | Игра «Четвёртый лишний». |
59 | Дифференциа-ция з-с (з’-с’). | Парные звонкие и глухие согласные. Образование сложных прилагательных и согласование их с сущ. и числит. | Звуковой анализ зонтик. Упражнение в правописании сомнительных согласных на конце слова. Отгадывание загадок. | Уточнение пространственного расположения букв. |
60 | Звук[ ш]. Буква Шш. | Глухой согласный. Изменение сущ. по падежам. «Посуда». | Определение места звука в слове. Звуковой анализ кувшин. | Игра «Четвёртый лишний». |
61 | Звук [ ж]. Буква Жж. | Звонкий согласный. | Звуковой анализ жасмин. | Развитие зрительного восприятия. Игра «Зоркие глазки» (вычёркивание заданной буквы из текста). |
62 | Дифференциа-ция ж-ш. | Парные звонкие и глухие согласные. Правописание ЖИ-ШИ | Рассмотрение артикуляции звуков. Звуковой анализ шишки. | Развитие тактильных ощущений. Игра «Умные ручки». |
63 | Дифференциа-ция C-Ш. | Закрепление правописания ЖИ-ШИ. Изменение глаголов по лицам. Согласование прил. с сущ. в роде. | Рассмотрение артикуляции звуков. | Упражнение «Кто внимательнее?» (переписать буквы, которые смотрят:
закрыты) |
64 | Дифференциа-ция З-Ж | Закрепление правописания ЖИ-ШИ. | Составление предложений из заданных слов. Выделение звуков на слух. Сравнение букв. | Улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок и конструктивного праксиса. Игра «Разноцветное путешествие». Упражнение «Допиши букву». |
65 | Звук [Ц]. Буква Цц. | Образование сущ. ср.р. с уменьшительно-ласкательным значением при помощи суффиксов –ец-,-иц-, -ц- | Игра «Закончи слово». Обогащение лексики родственными словами. Звуковой анализ цветы. | Развитие тактильных ощущений (дермалексия-узнай, какую букву написали на спине, руке, в воздухе). |
66 | Дифференциа-ция С-Ц. | Согласование прилагательных с существительными в роде. | Составление из слогов слов. Вставить пропущенную букву. Составление предложений. | Работа с изографами. |
67 | Дифференциа-ция Ц-Т. | Согласные звуки. | Дифференциация звуков в слогах, словах. | Работа с изографами. |
68 | Звук [Ч]. Буква Чч. | Уменьшительно-ласкательная форма существительных. Притяжательные прилагательные. | Звукослоговой анализ. Игра «Чей хвост?» Составление предложений из слов. | Развитие логического мышления. |
69 | Дифференциа-ция Ч-Т’. | Согласные звуки. Изменение глаголов по лицам. | Дифференциация звуков в слогах, словах. Работа с пословицами. | Нахождение букв в геометрических фигурах. |
70 | Дифференциа-ция Ч-Ц. | Согласные звуки. Правописание ЧА, ЧУ. | Дифференциация звука в слогах, словах. | Работа с изографами. |
71 | Звук [щ]. Буква Щщ. | Сущ. м.р. и ж.р., обозначающих лица по их профессиям, с суффиксами –щик-, щиц-. Правописание ЧА, ЧУ, ЩА,ЩУ, | Выделение (щ) из скороговорки. Выделение слов на Щ из рассказа «В роще». Словообразование сущ., обозначающих профессии. Слоговое лото. | Работа с изографами. |
72 | Дифференциа-ция Щ-С’. | Отглагольные существительные. | Деление слов на слоги. Игра «Эхо». Определение места звука в слове. | Развитие ассоциативного мышления. |
73 | Дифференциа-ция Ч-Щ. | Сложные предложения. Словообразование сущ., обозначающих профессию. Правописание ЧА,ЩА,ЧУ,ЩУ. | Воспроизведение слоговых рядов. Игра «Кто что делает?» Работа со скороговоркой. | Игра «Зоркие глазки». |
74 | Звуки [л],[ л’]. Буква Лл. | Согласование числительных с существительными. «Сказка» | Отгадывание загадок и определение места звука в слове. Преобразование слов. | Развитие зрительного внимания, пространственных ориентировок, уточнение правильного написания печатных букв русского языка, имеющих зеркального двойника. |
75 | Звуки [р], [р’]. Буква Рр. | Согласование числительных с существительными. Предлог перед. | Звуковая схема Сатурн. Дополнение слогов до слов. Отгадывание ребусов. | Нахождение букв в геометрических фигурах. |
76 | Парные гласные (1 и 2 ряда). Сходство и различие. | Парные гласные. | Звукобуквенный анализ и синтез. Составление предложений. | Формирование операций сравнения. |
77 | Дифференциа-ция А-Я. | Парные гласные. | Составление звуковой схемы. | Формирование операций сравнения. |
78 | Дифференциа-ция О-Ё. | Парные гласные. | Игра «Какая буква потерялась?» Составление звуковой схемы слов:нос-нёс. | Развитие слухового внимания. |
79 | Дифференциа-ция У-Ю. | Правописание ЧУ-ЩУ. Изменение глаголов по лицам. | Составление предложений. Звуковой анализ слов: полю-полью. Слуховой диктант. | Развитие зрительного внимания. |
80 | Дифференциа-ция Ы-И. | Множественное число имён существительных. Правописание ЖИ-ШИ. | Изменение слов по образцу. | Развитие зрительной памяти. |
81-90 | Профилактика оптической дисграфии (по мере необходимос-ти). | Дописывание элемента. Написание слогов под диктовку. Составление словосочетаний, предложений. | Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса). | |
4 этап (оценочный) | ||||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Подведение итогов работы за год. | ||||
Фронтальное обследование. |
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется по мере необходимости.
Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.
Общая характеристика 2 этапа коррекционно-развивающего обучения.
Срок реализации 1 год.
Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи.
Содержание занятий данного этапа направлено на активную работу по:
- уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путём накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;
- формированию у детей полноценных представлений о морфологическом составе слова и синонимии родного языка;
- уточнению значений используемых синтаксических конструкций;
- дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Звуки и обозначение их буквами. Смыслоразличительная роль звуков речи в слове. Наблюдение связи звуковой структуры слова и его значения.
Слоги. Слоговая структура слова.
Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударение в слове. Словообразующая функция ударения. Безударные гласные.
Предложение. Выделение предложения из потока речи. Признак предложения: законченность мысли. Членение предложений на слова. Определение количества слов в предложении. Самостоятельное составление предложений.
Текст и предложение. Различие предложений и текста. Смысловая связь предложений в тексте.
Слово. Имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Звуки и обозначение их буквами. Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Способы обозначения мягкости согласных звуков буквами Я, Ю, Е, Ё, И, Ь. Слова, в которых расходится количество звуков с количеством букв.
Функции йотированных гласных: обозначают мягкость согласных звуков; обозначают два звука.
Звуки и обозначение их буквами. Звонкие и глухие согласные звуки. Наблюдение расхождения произношения и написания согласных звуков (оглушение на конце слова).
Звуко-буквенный анализ слова.
Слово. Корень слова как общая часть родственных (однокоренных) слов. Наблюдение словообразования (на примере однокоренных слов, изменения ударения в слове). Окончание. Приставка. Суффикс.
Приставки и предлоги. Их различие (наблюдение).
Раздельное написание предлогов со словами.
Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 2 этапа коррекционно-развивающего обучения.
Учащиеся должны научиться:
- ориентироваться в морфологическом составе слова, т.е. уметь определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и изменяются их значения;
- активно пользоваться различными способами словообразования;
- правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением).
- Передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развёрнутом высказывании.
Учебно–тематическое планирование 2 этапа.
№ п/п | Тема занятия | Вид работы |
1-2 этапы (диагностико-подготовительные) | ||
Уточнение диагноза. Состояние звукопроизношения. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование лексики и грамматического строя речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. | ||
3 этап (коррекционный) | ||
Повторение и закрепление. | ||
1 | Текст, предложение. | Составление связного текста из предложений в 4-5 слов. |
2 | Интонационная законченность предложения. | Составление и запись предложений из2-4 слов, текста из5-6 предложений. |
3 | Предложение, слово (схемы). | Дифференциация. Предложения из 2-4 слов. Их анализ. |
4 | Звук, буква. | Звуко-буквенный анализ слов и синтез. Самостоятельное составление слов. |
5-6 | Слоги. Слогообразующая роль гласных. | Слоговой анализ и синтез. Деление слов на слоги. |
7-8 | Ударение. Его смыслоразличительная роль. | Выделение ударного гласного, воспроизведение ритма слова с выделением ударного слога (отстукивание, отхлопывание). |
9 | Ударные и безударные гласные. | Анализ слов, предложений с выделением ударных гласных. Письменные упражнения в правописании безударных гласных. |
10 | Первый способ обозначения мягкости согласных на письме (посредством гласных 2-го ряда) | Наблюдение артикуляции парных гласных, отмечая сходство. Звукослоговой анализ на сигнальных карточках. Запись предложений с выделением твёрдых и мягких согласных. |
11 | Различие парных гласных. | Упражнение в обозначении мягкости согласных при письме посредством гласных второго ряда. Различение твёрдых и мягких согласных (в произношении и по слуху). |
12-17 | Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (по мере необходимости). А-Я О-Ё У-Ю Ы-И Ё-Ю Е-Й | Анализ прямых и обратных слогов. Развитие фонематического восприятия гласных. |
18-19 | Второй способ образования мягкости согласных на письме (посредством Ь). | Звуко-буквенный анализ слов с мягким знаком и без него (б=зв; б<зв; б>зв) Запись предложений с выделением твёрдых и мягких согласных. |
20-25 | Дифференциация звонких и глухих согласных.
| Сравнение звуков по артикуляции, дифференциация в слогах, словах. Работа с цифровым рядом. Определение места звука в словах. Запись и анализ предложений. Вписать пропущенные слоги. Списать, вставляя пропущенные буквы. Графические диктанты. |
26-27 | Оглушение звонких согласных. | Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания. Упражнение в правописании сомнительных согласных и их проверке. Запись загадок, пословиц, вставляя пропущенные согласные. |
28-34 | Дифференциация шипящих и свистящих согласных.
| Сравнение звуков по артикуляции, дифференциация в слогах, словах. Работа с цифровым рядом. Определение места звука в словах. Запись и анализ предложений. Работа со скороговорками. Графические диктанты. Повторение правила написания слогов ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. |
Основное содержание: | ||
35-36 | Слово как лексическая единица речи.
(имена существительные) | Знакомство с существительными единственного и множественного числа, разных родов и падежей. Восстановление предложений с пропущенными существительными. |
37-38 |
(имена прилагательные) | Знакомство с прилагательными единственного и множественно числа, разных родов и падежей. Чтение предложений, насыщенных прилагательными в сочетании с существительными. Постановка вопроса к ним. |
39-40 |
(глаголы) | Чтение текстов с глаголами единственного и множественного числа разного времени и родов. Постановка вопросов к ним. |
41 | Многозначность слов. Омонимы (слова-близнецы). | Объяснение значений одинаковых слов. Составление предложений с данными словосочетаниями. Объяснение прямого и переносного смысла выражений. |
42 | Синонимы. (слова-«приятели») | Выделение четвёртого «лишнего» слова. Подбор пар слов, близких по значению и составление предложений с ними.
|
43 | Антонимы. (слова-«неприятели») | Нахождение в тексте слов, противоположных по значению. Подбор антонимов к словам. Работа с пословицами. |
44-45 | Корень как составная часть слова. Сложные слова. | Составление предложений с однокоренными словами. Изучение сложных слов, отгадывание загадок с ними. |
46-47 | Приставка. | Образование слов с помощью приставок. Наблюдение за ролью приставки в изменении значений слов. Чтение рассказов, насыщенных словами с приставками. Восстановление предложений с пропущенными словами с приставками. |
48-49 | Предлоги. | Придумывание предложений с предлогами В, ИЗ, К, НА, ОТ, ПО, С, У. Восстановление деформированного предложения. Работа со схемами предлогов. Графический диктант. Работа со стихотворением К.И.Чуковского «Федорино горе». |
50 | Раздельное написание предлогов. | Слоги, словосочетания, предложения с предлогами. Упражнение в правильном написании предлогов. |
51 | Различение приставок и предлогов. | Подбор подходящих по значению приставок. Проследить соотношение предлогов и глагольных приставок. Исправление допущенных ошибок в предложениях. |
53-54 | Суффикс. Суффиксальное образование слов. | Чтение текстов со словами уменьшительных и увеличительных оттенков. Восстановление предложения с пропущенным названием профессии. Изучение прилагательных с разными суффиксами. |
55-56 | Окончание. | Чтение предложений, насыщенных однокоренными словами с разными окончаниями. Заполнение карточек со словами с пропущенным окончанием. Наблюдение роли окончания в связи слов в предложениях и словосочетаниях. |
57 | Закрепление темы «Состав слова». | Подбор к данным схемам слов. Нахождение сложных слов. Графический диктант. |
58 | Контрольный диктант. | Написание и проверка текста. |
4 этап (оценочный) | ||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. | ||
Фронтальное обследование. |
Промежуточный контроль осуществляется по мере необходимости.
Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.
Общая характеристика 3 этапа коррекционно-развивающего обучения.
Срок реализации
Основной целью 3 этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:
- программирование смысловой структуры высказывания;
- установление связности и последовательности высказывания;
- отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).
Содержание коррекционно-развивающей работы.
Предложение. Предложения повествовательные, вопросительные, восклицательные. Связь слов в предложении.
Словосочетание. Согласование слов в числе и роде. Управление (изменение по падежам).
Текст. Сравнение текста и набора слов, текста и набора предложений, текста и его искажённых различных вариантов.
Анализ текста (определение темы, основной мысли, последовательности, связности предложений в тексте).
Составление плана текста.
Требования к уровню подготовки учащихся при завершении 3 этапа коррекционно-развивающего обучения.
Учащиеся должны уметь:
- определять тему текста;
- определять основную мысль текста;
- определять последовательность и связность предложений в тексте;
- устанавливать смысловую зависимость между предложениями;
- составлять план связного высказывания;
- определять замысел высказывания;
- определять последовательность развёртывания высказывания (план);
- определять связность предложений и смысловую зависимость между ними;
- отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;
- составлять план связного высказывания.
Учебно-тематическое планирование 3 этапа.
№ п/п | Тема занятий. | Вид работы. |
1-2 этапы (диагностико-подготовительные) | ||
Уточнение диагноза. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма. Логопедическое заключение. | ||
3 этап (коррекционный) | ||
1-3 | Предложение. | Составление и запись предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по заданным схемам. |
4 | Виды предложений по интонации. | Чтение логопедом стихотворения. Расстановка знаков препинания в тексте на карточке. Выразительное чтение. |
5-7 | Связь слов в предложении. (Согласование глагола с именем существительным в роде и числе; Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде и числе) | Составление и запись предложений из данных слов. Исправление искажённых предложений. |
8-9 | Согласование слов в числе. | Изменение словосочетаний по числам. |
10-12 | Согласование в роде. | Составить предложения, определив род имён существительных. Вставить пропущенные окончания. Выписать словосочетания мужского, женского и среднего рода. |
13-14 | Управление
| Списать предложения, изменив слова в соответствии с вопросом Кого? Что? |
15 |
| Заменить данное словосочетание другим по образцу, дать обратные сопоставления. |
16 |
| Беседа по вопросам по рассказу К.Ушинского «Спор животных», игра «Передай ключ» |
17 |
| Добавление подходящих по смыслу слов, работа с пословицами. |
18 |
| Списывание текста, изменяя слова в скобках, составление словосочетаний. |
19 | Закрепление правильного употребления падежных форм. | Сопоставление падежных форм существительных, запись словосочетаний, изменив существительные в соответствии с вопросами. |
20-22 | Связь слов в предложении (словосочетании). Проверочные задания. | Распространение предложений, используя слова из скобок. |
23-24 | Предложение. Текст. | Составление связного текста из 4-5 предложений |
25-29 | Работа с деформированным текстом. | Выделение предложений из сплошного текста. |
30-32 | Анализ текста:
| |
34-36 | Составление плана текста. | Беседа, чтение, деление текста на части. Составление плана текста и запись его на доске и в тетради. Пересказ. Запись по плану, записанному на доске. |
37-39 | Пересказ (с опорой на вопросы, на серию картинок, по плану, последовательный самостоятельный пересказ, выборочный пересказ). | Беседа, чтение, составление плана пересказа. Пересказ текста по цепочке. Запись по плану, записанному на доске. |
40-42 | Построение самостоятельных связных высказываний:
| Чтение стихотворения А.Л.Барто «Очки». Выявление представлений об очках. Составление коллективного рассказа, запись новых слов. Рассказ по памяти. |
43-45 |
| Логическая расстановка сюжетных картинок и выяснение скрытого смысла. Составление рассказа по вопросам, пересказ и запись. |
46-48 |
| Рассмотрение картины, выяснение её содержания по вопросам с использованием Словаря, запись на доске. Свободный пересказ. Запись в тетрадь. |
49-51 |
| Составление рассказа на темы «Осень», «Школа» и др. |
52-54 | Изложение. | Беседа, чтение, деление текста на части. Составление плана рассказа. |
55-56 | Сжатое изложение. | Беседа, чтение, деление текста на части. Составление плана рассказа. |
57-58 | Творческий рассказ. | Беседа, чтение, деление текста на части. Составление плана рассказа. |
59-60 | Сложные предложения. | Составление сложных предложений. |
4 этап (оценочный) | ||
Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговой проверочной работы. Оценка динамики работы с учащимися. | ||
Промежуточный и итоговый контроль осуществляется по мере необходимости.
Количество часов, отводимых на ту или иную тему, является примерным и варьируется в зависимости от усвоения материала и состава группы.
Учебная литература (для учащихся):
- Агранович З.Е. дидактический материал по развитию зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса) у старших дошкольников и младших школьников. Наглядное пособие. – Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2003.
- Артюшина С.Е., Соловцова Л.С. Учим звуки по слогам. – М.:ТЦ Сфера, 2008.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А. Азбука: Для подготовки детей к школе.- М.: Издательство «Ювента», 2001.
- Киселёва В.А. Двигаемся, рисуем, говорим. – М,: ТЦ Сфера, 2007.
- Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей: Из опыта работы: Учебное пособие. – Санкт-Петербург, фирма «Стройлеспечать», 1995.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1,2,3,4. /Н.Е.Теремкова. - М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007.
- Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Я учусь говорить и читать. Альбом 1, 2, 3 для индивидуальной работы/ /С.П.Цуканова, Л.Л.Бетц. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2006.
Учебная литература (для учителя):
- Агеева И.Д. Весёлые диктанты: Стихотворные примеры и рифмовки к основным правилам (1-5 классы). – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. –СПб.: КАРО, 2004.
- Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс). Учебно-методическое пособие /М.Ю.Гаврикова: 2-е изд., дополненное.-М.:Глобус, Волгоград: Панорама, 2007.
- Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. Пособие /О.Е.Грибова. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2007.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Ефименкова Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда /Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко – М.,1991.
- Козырева Л.М. Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками./ Л.М.Козырева. – Ярославль, Академия развития, 2006.
- Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий. – М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Левчук Е.А. Грамматика в сказках и историях. Цикл домашних занятий по развитию речи у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д, 2001.
- Поваляева М.А. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи: качество образования: Учебное пособие /Поваляева М.А. – Ростов н /Д: Феникс, 2006.
- Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у школьников. М.: «Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС», 1997.
- Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся начальных классов общеобразовательной школы: кН. Для учителя-логопеда. 2-е изд., доп./А.В.Ястребова. М.:Просвещение, 1984.
- Ястребова А.В. Инструктивно-методическое письмо: «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» /А.В.Ястребова, Т.Т.Бессонова. – М., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий с группой учащихся, имеющих нерезко выраженное общее недоразвитие речи
Календарно-тематическое планирование Группа: Нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР) Класс: 1 Учитель-логопед: Косых М.Е. Количество часов: всего __90__ часов; в...
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НЕРЕЗКО ВЫРАЖЕННЫМ ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Среди учащихся младших классов общеобразовательных школ имеется группа детей с так называемым "нерезко выраженным общим недоразвитием речи" (НОНР). Они нуждаются в целенаправленной и своевременной пом...
Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"
Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...
рабочая программа по реализации "Программы воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи" образовательная область "Речевое развитие" группы детей старшего дошкольного возраста (второй период обучения) от 6-7 лет
Программа ДОУ включает в себя три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовате...
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи
Индивидуальная программа развития ребенка с общим недоразвитием речи (2 год обучения,1 период)...
Программа для детей с общим недоразвитием речи «Говорим красиво» (возраст детей: 5-7 лет, срок реализации: 2 года)
Программа включает содержание методического пособия «Развитие речемыслительных способностей детей с ОНР на логопедических занятиях, как одно из условийформирования предпосылок к учебной деятельн...
Рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести с обучающимся 2 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Программно-методическое обеспечение коррекционно-образовательного процесса очень важно. Предлагается рабочая программа логопедической работы по коррекции недоразвития речи средней степени тяжести...