Литературная гостиная.Внеурочная деятельность.
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnaya_gostinaya_uchebno-tematicheskiy_plan.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данный курс знакомит с литературой и культурными традициями родного края через художественное слово поэтов и писателей Самарской области. Ценность курса заключается в том, что он, расширяя и обогащая знания детей о родных местах, прививает им любовь и уважение к литературе и культуре родного края, помогает полнее осознать связь литературы с культурной жизнью региона.
Курс «Литературная гостиная» направлен на решение вопросов духовно-нравственного и патриотического воспитания подрастающего поколения.
Срок реализации программы: 1 год.
Программа рассчитана на 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю
Форма организации занятий: коллективная, индивидуальная, групповая.
Возраст обучающихся: 10-11 лет.
Цель программы - приобщение обучающихся к литературному и культурному наследию края.
Основные задачи:
- познакомить с литературой и ее ролью в изучении родного края;
- научить понимать и грамотно применять литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой);
- формировать познавательный интерес к историко-культурному наследию родного края, традициям и обычаям жителей;
- развивать творческий потенциал, способность к художественному самовыражению, познавательную и творческую активность;
- воспитывать патриотизм, чувство сопричастности к традициям и культуре своего народа, уважительное отношение к традициям жителей Самарской области, толерантное отношение к культуре, традициям и обычаям других народов;
- воспитывать адекватное отношение к личным творческим успехам и успехам других.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса в 5 классе обучающиеся будут
иметь представление:
- об уникальном литературном и культурном наследии Самарской области.
знать:
- литературоведческую, краеведческую и фольклорную терминологию (в соответствии с программой);
- произведения детских поэтов и писателей (в соответствии с программой);
уметь:
- применять на практике полученные знания, осуществлять работу по карте;
- разрабатывать и создавать проекты (карты, схемы, др.), применяя приёмы моделирования;
- самостоятельно подготавливать информацию (электронную презентацию), пользуясь различными источниками;
- соблюдать правила взаимодействия при проведении игр,инсценирования.
Формы подведения итогов:
- ролевые этюды
- инсценирование сказок
- мини-сочинения
- игры-викторины
- мини-спектакли
- выставки рисунков, творческих работ, проектов.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Форма занятия | Методы и приемы | Теория | Практика | Техническое оснащение |
1. | Введение. | Виртуальное путешествие | Актуализация сведений об-ся о крае; беседа, презентация | Ознакомление с планом и задачами работы | Викторина, устное словесное рисование | Мультимедийная презентация |
Мой адрес – Самарская губерния | ||||||
2. | Облик родной земли | Виртуальное путешествие | Сопоставление пейзажей России с пейзажами Самарской области | Пейзаж, ландшафт, палитра, патриотизм | Выразительное чтение стихов. Создание рисунков | Мультимедийная презентация |
3. | Пейзажи Самарской области в изображении поэтов. | Занятие-концерт | Приемы выразительного чтения | Рассказ о поэте-земляке | Конкурс чтецов | Выставка томиков стихотворений |
4. | В.Н.Юдина- известная поэтесса и композитор из Сызрани, автор и исполнитель песен. | Студия | Выразительное ролевое чтение, рисование возникших ассоциаций | Рассказ о поэтессе | Заблудилось детство. Сборник детских песен Валентины Юдиной | |
5. | Речная Россия. | Виртуальное путешествие по речной карте России | Работа с картой Выразительное чтение легенд и мифов. Мини-проект | Терминологическая база | Составление брошюры «Реки России» | Мультимедийная презентация |
6. | Реки Самарской области. Образ родной реки в поэзии. | Концерт Путешествие | Отработка навыков выразительного чтения. Презентация поэтического произведения, рисование картин природы | Значение реки Волга,особенности ее восприятия | Конкурс чтецов Анализ стихотворений, иллюстраций, рисунков | мультимедийная презентация |
7. | Н.А Некрасов. Стихотворения о Волге | Заседание Клуба любителей слова | Чтение и анализ отрывков | Любимый уголок природы | Мини-сочинение Викторина | Иллюстрация на обложке |
8, 9 | Мой дом на карте Родины. | Беседа | Работа с картой. | Ностальгия | Составление презентации «Мой дом на карте Родины» | Карта России |
10. | Символы родной земли. | Защита индивидуального мини-проекта | Творческая работа | Знакомство с символикой России и края | Создание семейного герба, герба класса | Мультимедийная презентация |
«В некотором царстве, некотором государстве…» | ||||||
11. | Странные герои веселых сказок. | Коллективное чтение сказок | Сопоставление сказок разных народов | Понятие сказки, фольклора Сказка как жанр фольклора | Иллюстрирование сказки, творческий пересказ, составление собственнной сказки | Собственные сказочки |
12. | Сказки ни о чем, но почему. | Ролевые этюды | Сопоставление сказок разных народов | Связи явлений мира друг с другом. Олицетворение предметов окружающего мира в сказках. | Выразительное ролевое чтение | Собственное литературное творчество |
13, 14, 15 | Умные сказки | Творческая работа | Чтение и анализ сказки | Попытка объяснения явлений окружающего мира в сказках. | Творческая работа «Эту сказку придумал я». | Творческая работа «Эту сказку придумал я» |
16, 17 | Инсценирование сказок. | Конкурс на лучшего исполнителя сказки | Ролевое чтение | Жанр сказки | Ролевое чтение | |
Детские поэты и писатели Самарской области | ||||||
18 ,19 | Обзор творчества поэтов и писателей Самарской области | Беседа | Чтение и анализ отрывков | Биография | Знакомство с творчеством | Презентация |
20, 21. | Галина Мингачевна Цыпленкова | Заочная экскурсия | Рассказ учителя | Автобиография | Написание автобиографии | Мультимедийная презентация |
22. | Стихотворения Г.М.Цыпленковой | Коллективное чтение | Беседа | Роды литературы.Лирика. | Выразительное чтение | Выставка книг |
23. | БУРИМЕ | Игра | Чтение фрагментов из книг | Буриме.Правила | Стихотворения детей на основе прочитанного | Фрагменты из книг |
24, 25. | О пословицах и поговорках | Познавательная игра | Беседа, сопоставительная работа, группирование пословиц по темам, устное сочинение, игры | . Загадки. Перевертыши. Скороговорки. // Светлячок. – 1984. – С.13–14. | Игра «Закончи пословицу» | Книжки-малышки |
26, 27. | Загадки | Викторина | Рассказ учителя, праздник загадки | Отражение предметов окружающего мира в загадках. | Составление загадок, проигрывание загадок | Книжки с загадками |
28, 29. | Проза Г.М.Цыпленковой | Рассказы «Конопатый», «Колесиха»и др. | Чтение и анализ | Проза. | Особенности жанра | Мультимедийная презентация |
30 | Литературная встреча с Г.М.Цыпленковой | |||||
31 | Творчество О.И.Корниенко | Обзор | Подготовленное выступление учащихся | Особенности творчества | Подготовленное выступление учащихся | Презентация |
32 | Творчество Л.Невской | Обзор | Подготовленное выступление учащихся | Особенности творчества | Подготовленное выступление учащихся | Презентация |
33 | Творчество А.С. МалиновскогоН.А Агафонова,И.Г.Бардина и С.В.Макашовой | Обзор | Подготовленное выступление учащихся | Особенности творчества | Подготовленное выступление учащихся | Презентация,выставка книг |
34 | Возвращаясь к прочитанному. | Выставка | Презентация работ обучающихся | Экспозиция творческих работ (проектов) | Творческие работы обучающихся |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья...
Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала
Презентация является приложением к статье "Проектная деятельность на уроке литературы при изучении историко-литературного материала", содержит иллюстративный материал....
Урок - лекция по русскому языку "Рецензия как вид литературной деятельности"
Это урок - лекция для учащихся 9 класса, предназначенный обучить школьников основам рецензирования литературного текста. В процессе работы учащимся предлагается написать свою рецензию на изученное по ...
Сказка как литературный жанр. Технология проектная деятельность.
Методическая разработка и видеослайды....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Клуб литературного чтения" для 1 кл. Программа построена по принципу алфавита....
Биография Н.Некрасова и некоторые моменты литературной деятельности
Данная презентация может быть использована при изучении творчества в старших классах...
Проектно- исследовательская деятельность на уроках литературы в урочное и внеурочной деятельности. Проект работы литературного кружка «Моя малая родина – село Красный Яр
Jпыт работы убедил меня в необходимости применения исследовательских методов обучения. Ценность исследовательской деятельности в том, что в ходе исследования школьники учатся самостоятельно прио...