Сказка как литературный жанр. Технология проектная деятельность.
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Методическая разработка и видеослайды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_sayt.doc | 36.5 КБ |
skazka_v_sayt.ppt | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Сказка как литературный жанр.
Технология: проектная деятельность учащихся.
Класс: 5.
Цели урока:
Образовательные:
Систематизировать знания детей о сказке как жанре.
Развивающие:
Учить умению сравнивать и анализировать литературный материал, работать со справочной литературой.
Развивать творческие способности в работе в группах, умение определять свою роль в группе.
Воспитательные:
Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Оборудование:
мультимедийный проектор, презентация, учебник “Русская литература 5 класс”.
Подготовка к уроку
Первый этап:
распределение учеников класса на проектные группы: “Аналитики”, “Экспериментаторы”, “Иллюстраторы”, “Исследователи”.
Второй этап:
получение задания каждой из групп, выбор каждым участником проектной группы поля деятельности, поиск и отработка материала.
- Орг. момент
- Создание проблемной ситуации и формулировка целей проекта.
Накоплен большой материал по теме “Сказка”. Для того чтобы умело использовать информацию нужно научиться ее систематизировать.
- Какие формы систематизации мы можем предложить. (таблица, памятка, игра).
- Выбираем опорные схемы. Таким образом, мы сформулировали цели и задачи проекта.
3. Подготовка к созданию проекта.
“Мозговой штурм” – дети предлагают свои идеи. “Аналитики”отбирают наиболее подходящее.
В результате на доске появляется заготовка будущего проекта.
(слайд 1)
4. Основной этап создания проекта
- “Аналитики” выбирают из предложенных трех формулировок одну верную.
Предлагаемые формулировки:
- Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
- Сказка – это научно – фантастическое произведение.
- Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
Обоснуйте свой выбор.
Группа №2 “Экспериментаторы” работают по классификации сказок по разным признакам. Из предложенных отрывков они выбирают сказке по авторству и по видовым особенностям.
Предложенные отрывки.
№1
Воротился Иван – царевич в свои палаты не весел, ниже плеч буйну голову повесил.
- Ква-ква, Иван – царевич, - говорит лягушка- квакушка, - что ты так запечалился? Или услышал от своего отца слово не ласковое?
- Как мне не печалиться! – ответил Иван царевич. – Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к завтрему каравай белого мягкого хлеба ….
- Не тужи, Иван – царевич! Ложись-ка лучше спать – почивать: утро вечера мудренее!...(русская народная сказка “Царевна – лягушка).
№2
Однажды медведь прогуливался по лесу. Идет, идет и вдруг летит тетерева. И прямо медведю в рот и влетела: он рот-то разинул, когда шел. Медведь скорей схватил ее, сдавил челюстями и идет дальше. Доволен, что будет ему чем отобедать, закусить.
Тут идет кума Лиса Патрикеевна….
(сказка о животных “От куда ветер”)
№3
Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке: “ Здравствуй, божья старушка! Дай-ка мне чего- нибудь поесть”.
А старуха в ответ: “Вот там на гвоздике повесь”.
-“Аль ты совсем глуха, что не чуешь?”
-“Где хошь, там и ночуешь”.
-“Ах ты старая ведьма, я те глухоту-то вылечу!” И полез было с кулаками.:”Подавай на стол!”
– “ Да нечего родимый”. – “ Вари кашицу!” -“Да не из чего, родимый!” – “ Давай топор; я из топора сварю”.
(“Каша из топора”).
№4
Раз с царицею своей
Царь отправился гулять;
Но с собой царевну взять
Не случилось им; она
Вдруг соскучилась одна
В душной горнице сидеть
И на свет в окно глядеть.
“Дай, - сказала наконец,-
Осмотрю я наш дворец”.
(В.А.Жуковский “Спящая царевна”)
В результате в группе №2 появляются признаки классификации: по авторству и видовым особенностям.
Группа №3 “Иллюстраторы” работают над признаками волшебной сказки. В качестве примера они рассматривают сказку “Иван – крестьянский сын” (стр 47-56 “Русская литература”под ред. М.Г. Беловой).
В отличие от первых двух групп “Иллюстраторы” рисуют условные обозначения признаков волшебной сказки.
(слайд 2)
Группа №4 “Исследователи”рассматривают репродукцию картины В.М.Васнецова “Иван царевич на сером волке”, составляют мини зарисовку- сочинение (с использованием сказочных слов и выражений), предварительно повторив анализ сказки “Царевна – лягушка” (стр. 36-37).
В результате работы 4 групп появляются схемы.
(слайд 3-4)
№5. Этап испытания проекта
- Итак, у нас получились 3 опорных схемы для составления сообщения о сказке как жанре.
- Испытание созданного проекта будет проводить по одному представителю из каждой группы.
“Испытатели” рассказывают о сказке по опорным схемам.
№6. Итог урока. Рефлексия.
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- Какие трудности встретились?
- Что тебе было интересным?
- Чему научила работа в группе?
Домашнее задание – творческая мастерская (смотри рабочую тетрадь стр.39-40) к учебнику М.Г. Беловой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по технологии в 10-11 классе «Технология проектной деятельности»
Авторская программа «Технология проектной деятельности» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.Предусматривается...
Литературная палитра - инструмент проектной деятельности в работе над сочинением
Предлагаемый прием позволяет на основе коллективной и групповой деятельности готовить школьников к написанию сочинения по литературе. В статье описано, как спланированное и организованное обращение...
Доклад «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса»
Доклад о проделанной работе на педсовете «Технология проектной деятельности в школе как форма активизации деятельности всех субъектов образовательного процесса» Название проекта : ...
Применение технологии проектной деятельности на уроках географии. Формирование информационной компетентности на уроках географии. Современный урок географии. Развитие предпринимательских и проектных компетенций школьников в сетевом взаимодействии.
В современной школе большое внимание уделяется формированию компетентностного подхода. Формирование проектной, информационной, предпринимательской компетенций, их практическое применение стало темой с...
Технология проектной деятельности - проектные задачи
В ООП прописано, что основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Для того, чтобы учащиеся самостоятельно справили...
«Современные образовательные технологии: проектная деятельность. Проектный метод в школьном образовании»
выступление по теме Проектная деятельность в школе...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...