Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
элективный курс по литературе (9 класс) по теме
Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 105.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья».
Пояснительная записка.
Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» по содержательной тематической направленности является надпредметной;
по функциональному предназначению учебно - познавательной;
по форме организации – групповой и индивидуальной в зависимости от выбора учащихся;
по времени реализации – краткосрочной, по своему виду – модифицированной.
Главная цель курса заключается в следующем: развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа курса по выбору «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» предназначена для обучающихся в основной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, а также одарённых учащихся и направлена на формирование организационно - деятельностных (методологических) качеств учащихся - способность осознания целей учебно - исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать её достижения, а также креативных (творческих) качеств - вдохновлённость, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Данный элективный курс призван решать важную задачу – развитие коммуникативных умений через освоение социокультурного значения слова.
Коммуникативные умения как выбор речевого жанра и соответствующих языковых средств, создание текстов с учётом компонентов речевой ситуации, норм построения высказываний, функционально – смысловых типов осмысляются и становятся достоянием коммуникативной культуры личности.
В этих условиях особую роль играет культурно – развивающий потенциал среды, в которой формируются подобные навыки, и, причём, важнейшим развивающим фактором может оказаться внесение в практику освоения школьниками социо – культурного пласта текстов, связанных с литературными местами.
Не все школьники имеют возможность посещать литературные музеи.
Данный элективный курс поможет учащимся заочно ознакомиться с рядом литературных музеев. Он может привлечь внимание не только детей, которые предполагают выбрать гуманитарный профиль. Интересно и полезно будет и тем, кто любит и успешно работает на компьютере, занимается фотографией, делает видеофильмы.
Данный элективный курс практико – ориентированный.
Учащиеся вовлекаются в различные виды деятельности, создают различные экспонаты для школьного музея.
Программа ориентировочно рассчитана на 34 часа в год, время проведения - 1 час в неделю.
Важный аспект в работе – разработка и проведение экскурсии в местный литературный музей.
В основе формирования умений информационной и учебно – познавательной компетенции учащихся лежит три главных вида учебно – познавательной деятельности учащихся:
1) Проектная деятельность в микрогруппе;
2) Практическая работа в библиотечном фонде;
3) Изучение рекомендаций по организации учебно – исследовательской деятельности.
Содержание курса объединено в три тематических модуля:
1)Структура учебно – исследовательской деятельности учащихся;
2) Этапы организации;
3) Презентации результатов.
Все образовательные модули не предусматривают сугубо теоретических знаний, а имеют деятельно – практический характер. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
В результате работы по программе «Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья» учащиеся должны знать:
- структуру учебно - исследовательской деятельности учащихся;
- основное отличие цели и задач учебно – исследовательской работы, объекта и предмета исследования;
- структуру речевых конструкций гипотезы исследования;
- основные информационные источники поиска не обходимой информации;
- правила оформления списка используемой литературы;
- способы обработки и презентации результатов.
Учащиеся должны уметь:
- определять характеристику объекта познания;
- разделять учебно – исследовательскую деятельность на этапы;
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно – исследовательских проектов (постановка цели, определения оптимального соотношения цели и средств);
- планировать и координировать совместную учебно – исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими её участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учёт особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчинённый);
- пользоваться библиотечными каталогами специальными справочниками, различными словарями, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о литературных местах России и русского Зарубежья.
Учебно - тематическое планирование элективного курса.
№ п/п | Содержание учебных разделов | Общее кол-во часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение. Правила организации занятий и их специфика. | 1 час | 1час | |
2 | Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры. | 3 часа | 1 час | 2 часа |
3 | Информационный поиск. Этапы информационного поиска. | 3 часа | 1 час | 2 час |
4 | Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев. | 5 часов | 5 часов | |
5 | Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде). | 2 часа | 2 часа | |
6 | Основание кунсткамеры Петром Первым в 1714 году. | 2 час | 2 час | |
7 | Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское. | 2 часа | 2 часа | |
8 | Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское). | 2 часа | 2 часа | |
9 | Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей. | 1 час | 1 час | |
10 | Музей Л.Н. Толстого в Москве. | 1 час | 1 час | |
11 | Мемориальные музеи и музеи – заповедники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское). | 2 часа | 1 час | 1 час |
12 | Музей – усадьба Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве. | 2 часа | 2 часа | |
13 | Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте. | 1 час | 1 час | |
14 | Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области. | 1 час | 1 час | |
15 | Литературные музеи под открытым небом. | 1 час | 1 час | |
16 | Школьный литературный музей Лермонтова. | 3 часа | 1 час | 2 часа |
17 | Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве. | 2 часа | 2 часа | |
18 | ИТОГО: | 34 часа | 6 часов | 28 часов |
Содержание программы элективного курса
«Организация учебно – исследовательской деятельности учащихся в изучении литературных мест России и Русского Зарубежья».
Введение.
Цели и задачи. Правила организации занятий и их специфика.
Тема № 1.
Структура учебно – исследовательской деятельности. Актуальность. Цель и задачи учебно – исследовательской деятельности. Объект и предмет исследования. Музей как сохранённое и сохраняющее пространство культуры.
Теория. Музей (от греч. muzion – храм муз), научно - исследовательские учреждения. Функции музея (комплектование, хранение изучение, популяризация материальной и духовной композиции. Экспонаты музея. Архивные и литературные источники – основа оформления и описания экспонатов. Консервация и реставрация музейных экспонатов. Музейные фонды. Кто такой реставратор?
Реставрационные и муляжные мастерские и их роль в развитии музеев. Современные технологии и музееведении.
Подготовка и проведение выставки. Экскурсовод и его функции в развитии интереса к музею.
Практика. Посещение выставки музея села Арзгир. Знакомство с деятельностью экскурсовода Лаценниковой Марины Конноновны.
Актуализация музейной лексики и понятий, подготовка докладов, сообщений и презентаций.
Тема № 2.
Информационный поиск. Этапы информационного поиска.
Теория. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.
Поиск адреса необходимого сайта.
Практика. Информационный поиск. Этапы информационного поиска. Определение информационного запроса. Основные источники получения информации: библиотечные каталоги, универсальные энциклопедии, словари, специальные справочники, словарики – путеводители. Поиск информации в Интернете по ключевому слову.
Поиск адреса необходимого сайта.
Тема № 3.
Презентация результатов учебно – исследовательской деятельности. Из истории становления и развития музеев.
Теория. Накопление памятников искусства при храмах в древней Греции и Риме. Первые музейные коллекции (Александрийский музей). Интенсивная систематизация и коллекционирование памятников искусства и науки в эпоху Возрождения.
Открытие Британского музея и Лувра (18 век).
Практика. Работа с иллюстративным материалом. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций.
Тема № 4.
Первые музейные коллекции в России. ( Троицко – Сергиева и Киево – Печерская Лавры, Софийский собор в Новгороде).
Теория. Накопление и собирание сокровищ у русских князей, в монастырях, церквях.
Практика. Работа с фотоальбомом «Киево - Печерский государственный историко – культурный заповедник». Индивидуальное задание по группам. Создание презентаций по темам: «Архитектура и монументальная живопись Киево - Печерского государственного историко – культурного заповедника», «Ткани, шитьё, металл из фондовых коллекций заповедника», «Старопечатные книги, народно – декоративное искусство заповедника», «Золотая кладовая Киево - Печерского заповедника».
Тема № 5.
Основание кунсткамеры Петром Первым.
Теория. 1714 год - основание крупнейшей в мире кунсткамеры (научного музея).
Практика. Обзор фотоальбома «Кунсткамера. 1714 год». Из запасников кунсткамеры. Работа с иллюстративным материалом, собранным детьми. Просмотр и обсуждение видеоматериалов. Подготовка рефератов и презентаций. Внесение в презентации фотоматериала, связанного с пребыванием арзгирчан в кунсткамере.
Тема № 6.
Произведения искусства в Царских дворцах. Царское Село, Петергоф, Павловское.
Теория. Царское Село как парадная летняя резиденция русских царей.
Царскосельские парки и дворцы. Екатерининский дворец – музей. (1744 – 1756 гг.).
Екатерининский и Александровский парки.
Павильон Эрмитаж.
Камеронова галерея (1780 – 1785 гг.)
Фонтаны Петергофа.
Неповторимая красота Павловского.
Практика. Работа с иллюстративным материалом. Составление презентации «Выпускники МОУ СОШ №1. любуются красотами Петергофа»
Тема № 7.
Дворцы в подземелье (Останкино, Кусково, Архангельское).
Теория. Останкино и Кусково - владения Шереметевых, Архангельское – Юсуповых.
Практика. Русские усадьбы… Кусково, Архангельское, Останкино – это самые известные, а безвестным нет числа. (работа с материалами Интернета http://www.domsovetov.ru/Family/a/35341_214_russkie_us.html).
Тема № 8.
Роль литературных музеев в пропаганде истории литературы, жизни и творчества писателей.
Теория. Литературные музеи общего типа – Государственный литературный музей в Москве, Литературный музей Пушкинского дома в Санкт – Петербурге. Историко - литературные музеи , посвящённые отдельным писателям – Музей А.С. Пушкина в Москве;
Практика. Изучение литературных архивных источников; составление музейных видов, их оценка. Виртуальные экскурсии.
Тема № 9.
Музей Л.Н. Толстого в Москве.
Теория. Музей Л.Н. Толстого Литературный музей государственного музея Л.Н. Толстого - один из старейших литературно-мемориальных комплексов мира, крупный международный научный центр по хранению, изучению и пропаганде наследия писателя. Толстовский музей в Москве, создан по инициативе известных деятелей культуры и искусства.
Практика. Виртуальная экскурсия по музею: «Здравствуй, музей!»
Тема № 10.
Мемориальные музеи и музеи – заповедники.
Теория. Заповедники, в состав которых, помимо экспозиций, входят расположенные на территории заповедника, архитектурные или литературные памятники. Пушкинский заповедник в Псковской области (Михайловское, Тригорское, Святогорский монастырь).
Практика. Презентация, выполненная учителем: «Пушкинский заповедник в Псковской области». Создание детьми презентации на темы: «Растительный и животный мир Михайловского», «Пушкинский музей в годы войны. Хранители музея». Работа с тестом. Выставка книг.
Тема № 11.
Музеи – усадьбы Л.Н. Толстого Ясная Поляна под Тулой и Хамовники в Москве.
Теория. Превращение Ясной Поляны в музей - сложный и длительный процесс.
30-е годы XX века - восстановление и сохранение Ясной Поляны в исторически неприкосновенном виде. Изучение истории Ясной Поляны по документам и опросам современников Толстого; восстановление пасеки, садов.
1941 г. - над Ясной Поляной нависла угроза оккупации. Эвакуацию организовала внучка Л. Н. Толстого Софья Андреевна Толстая – Есенина, которая в 1941 г. стала директором объединенных толстовских музеев.
1951 г. - серьезная реставрация дома Толстого; восстановлен яблоневый сад, вымерзший во время войны, по воспоминаниям жителей деревни и фотографиям - реконструированы хозяйственные постройки (кучерская изба, житня).
1953 г. - реставрационные работы в музее.
Ясная Поляна - крупнейший мемориальный и природный музей-заповедник мирового значения.
Практика. Виртуальная экскурсия по музею – заповеднику «Ясная Поляна».
Тема № 12.
Дома – музеи А.П. Чехова в Москве и Ялте.
Теория. Жизнь писателя в доме по улице Садовой в городе Москве с осени 1886 года по весну 1890 года. Время стремительного творческого роста писателя. Первые значительные произведения. В музее восстановлены кабинет и спальня А.П. Чехова, комната брата Михаила, гостиная и комната сестры Марии; в остальных залах - литературная экспозиция, посвященная жизни и творчеству писателя. В основе ее - материалы личного архива А.П.Чехова, переданного в дар государству семьей писателя.
Дом-музей Чехова в Ялте (Белая дача)
Практика. (работа с материалами Интернета http://www.my-chekhov.com/ru/museum.shtml).
Тема № 13.
Дом - музей С.А. Есенина в Константинове Рязанской области.
Теория. Государственный музей - заповедник С.А. Есенина является уникальным природно-ландшафтным комплексом, отражающим определенный этап в жизни С.А. Есенина в Константинове: годы детства, юности и ранней зрелости поэта.
Практика. (работа с материалами Интернета http://esenin.niv.ru/esenin/museum/konstantinovo.htm), работа с иллюстративным материалом, собранным детьми.
Тема № 14.
Литературные музеи под открытым небом.
Теория. Летний сад в Петербурге, Невский проспект в Петербурге, кладбище для русских эмигрантов в местечке Сент - Женевьев – де - Буа под Парижем.
Практика. Презентации «Невский проспект», «Летний сад в Петербурге», подготовленные учителем.
Создание презентации к повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».
(индивидуальное задание для первой группы учащихся).
Индивидуальное задание для второй группы учащихся. «Оживить картину» Г.Г. Чернецова. «И.А. Крылов, А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, Н.И. Гнедич в Летнем саду» (Использование на занятии элементов дидактического театра.
Создание презентации: «Летний сад в живописи и кино».
Тема № 15.
Школьный литературный музей Лермонтова.
Теория. Знакомство с путеводителем по государственному музею – заповеднику М.Ю. Лермонтова «Заповедный лермонтовский край». Автор П.Е. Селегей.
Практика. Сбор, подготовка и описание материалов. Экскурсия в домик – музей Лермонтова в Пятигорске. Создание презентации: «Наша поездка в заповедный лермонтовский край».
Тема № 16.
Музеи Ставрополя. Экскурсия в краеведческий музей Праве.
Литература для учащихся.
Авдеев Ю.К. В чеховском Мелихове: Путеводитель. - М., 1984.
Балабанова Е.З. Из жизни А.П. Чехова: Дом в Кудрине. – М., 1976.
Бозырев В.С. и др. Пушкинские места России. – М., 1984.
Васильев М.Е. Музей «Святогорский монастырь».
-2- изд., перераб.- Л., 1984.
Грановская Н.И. Всесоюзный музей А.С. Пушкина: Очерк-путеводитель. - Л., 1985
Дом-музей А.П. Чехова: Ялта.- Симферополь,1971.
Дом-музей А.С. Пушкина. Кишенев: Краткий путеводитель.- Кишенев,1969.
Дымов А.С. Таганрог – родина Чехова. - М.,1978.
Жемайтис Л.С., Рублева З.И. Литературные музеи Москвы: Методические рекомендации – М., 1985.
Иванова Т.А. Лермонтов на Кавказе: Эссе. – М., 1975.
Кезина Т.Н. Болдино: Путеводитель. – Горький, 1989.
Лемус ВВ., Емина Л.В., Гладкова Е.С., Валог Г.П. Музей парки Пушкина. – Л., 1980.
Лакшин В. Судьбы: От Пушкина до Блока. Телевизионные опыты. – М.,1990.
Логинова В.И. «Домик станционного смотрителя «Музей дорожного быта начало 19 века. Д. Выра (Ленингр. обл.): Альбом-Путеводитель. – Л., 1974.
Мельникова Т.М. Музей-заповедник Тарханы. Пенза, 1990.
Миллер О.В. По лермонтовским местам: Москва и Подмосковье. Пензенский край. Ленинграда окрестности. Кавказ: Путеводитель. – М., 1985.
Муза А.В., Овчинникова С.Т. В залах московского пушкинского музея: Путеводитель. – М., 1982.
Музей - заповедник А.С. Пушкина (Псковская обл.): Государственный музей заповедник А.С. Пушкина. М.,1978.
Островская Н.К. Я жил тогда В Одессе: Путеводитель по музею-квартире А.С.Пушкина. – Одесса, 1987.
Пермякова В.ф. Дом-музей А.П. Чехова в Ялте. – Симферополь,1984.
Попова Н.И. Музей-квартира А.С. Пушкина на Мойке. – Л., 1989.
Пушкинские места России: Путеводитель. – М.,1984.
Литература для учителя.
Обернихина Г.А. Развитие речи учащихся старших классов. Литературные места России и ближнего зарубежья. – М.: Классика Стиль, 2002.
Селегей П.Е. Между Машуком и Бешту…Путеводитель по государственному музею - заповеднику М.Ю. Лермонтова. - Ставрополь,1975.
Селегей П.Е. Музей «Домик Лермонтова». – Минеральные воды,1989.
Селегей П.Е. В краю синих гор: Альбом. – М.,1987.
Тропа к Пушкину: Книга-справочник о жизни и творчестве А.С. Пушкина. – М., 1974
Чекалин С.В. Наедине с тобою брат… - Ставрополь, 1988.
Чудаков А.Д. Чехов в Ялте: Лит. хроника. – М., 1987.
Яковкина Е.И. Последний приют поэта: Домик М.Ю. Лермонтова. – Ставрополь, 1975.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/02/20/picture-8079.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся в школе
Выступление на методическом объединении...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/05/picture-65179.jpg)
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии и экологии
Взаимодействие общества с природной средой до сих пор происходит стихийно. Сегодня становится очевидным, что общество должно взять на себя всю ответственность за будущее своей планеты, перейдя о...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся
Данный материал представляет собой содержание годичного семинара, проведенного Пчелинцевой Т.А. для учителей математики г. Владимира. Необходимость проведения такого семинара созрела после анали...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/28/picture-71756.jpg)
Творческое объединение школьников как одна из форм развития учебно-исследовательской деятельности учащихся по изучению родного края.
В статье приводится опыт работы творческого объединения учащихся "Экологическое краеведение" которое помогает ребятам приобрести опыт применения экологических знаний в конкретных жиз...
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся по русскому языку и литературе
Неотъемлемой частью учебного процесса является организация научно-исследовательской деятельности учащихся, которая повышает интерес к изучаемым предметам. Работа над исследовательскими проектами форми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/04/picture-360387-1386109563.jpg)
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии
обобщение опыта по организации исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/09/picture-873881-1483971920.jpg)
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ
Сегодня совершенствование учебного процесса идет в направлении увеличения методов обучения, которые обеспечивают глубокое проникновение учащимися в сущность изучаемой проблемы и повышают интерес к уче...