Технология 10 класс
рабочая программа (10 класс) по теме
программа и комплексно - тематическое планирование по тенологии 10 -11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologiya_10kl.docx | 47.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по технологии (базовый уровень). 10-11 классы
Рабочая программа по технологии для 10-11 классов разработана для базового (универсального) уровня обучения. Программа составлена с учётом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по технологии и требований к уровню подготовки выпускников средней школы.
В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики,
В соответствии с требованиями стандарта образования программа ориентирует учителя на воспитание у школьников гражданской позиции, развитие духовно-нравственного начала, национального самосознания, патриотизма. В программе отражены тенденции времени: освещаются вопросы рыночной экономики, пропагандируются такие социально значимые качества личности, как предприимчивость, деловитость и ответственность, важность познавательной деятельности как необходимого элемента будущего профессионального труда.
Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.
Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.
В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.
Содержание программы сохраняет преемственность по отношению к основным программам образовательной области «Технология» для основной школы, в частности к авторской общеобразовательной программе под редакцией В.Д. Симоненко (2006 г.). Программа предполагает двухлетнее обучение (в 10-11 классах) в объёме 70 часов, из расчёта 35 часов в год, 1 час в неделю.
Тематическое планирование
№ п /п | Разделы, темы | Кол-во часов |
10 класс | ||
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 16 (16) | |
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | 2(2) |
2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1(1) |
3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4(4) |
4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2(2) |
5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 (2) |
6 | Перспективные направления развития современных технологий | 4(3) |
7 | Новые принципы организации современного производства | 1 (1) |
8 | Автоматизация технологических процессов | 1 (1) |
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 16(16) | |
9 | Понятие творчества | 2(1) |
10 | Защита интеллектуальной собственности | 1 (1) |
11 | Методы решения творческих задач | 4(4) |
12 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 (1) |
13 | Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия | (1) |
14 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | 1 (1) |
15 | Источники информации при проектировании | 1 (1) |
16 | Создание банка идей продуктов труда | 2(1) |
17 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | 1 (2) |
18 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 (2) |
19 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | 2(1) |
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 3(3) | |
Итого | 35 (35) | |
11 класс | ||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 16(14) | |
20 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 2(2) |
21 | Расчёт себестоимости изделия | 1 (D |
22 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 4(2) |
23 | Организация технологического процесса | 1 (1) |
24 | Организация рабочего места | (1) |
25 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4(4) |
26 | Анализ результатов проектной деятельности | 2(1) |
27 | Презентация проектов и результатов труда | 2(2) |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 8(6) | |
28 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 (1) |
29 | Структура и составляющие современного производства | 3(1) |
30 | Нормирование и оплата труда | 2(2) |
31 | Культура труда и профессиональная этика | 2(2) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА | 8(10) | |
32 | Этапы профессионального становления и карьера | 2(1) |
33 | Рынок труда и профессий | 2(1) |
34 | Профессиональная деятельность в различных сферах экономики | (4) |
35 | Центры профконсультационной помощи | 2(1) |
36 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 (2) |
37 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 (1) |
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 2(4) | |
38 | Планирование профессиональной карьеры | 2(2) |
39 | Презентация результатов проектной деятельности | (2) |
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 1 (1) | |
Итого | 35 (35) |
11 класс | ||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 16(14) | |
20 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 2(2) |
21 | Расчёт себестоимости изделия | 1 (D |
22 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 4(2) |
23 | Организация технологического процесса | 1 (1) |
24 | Организация рабочего места | (1) |
25 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4(4) |
26 | Анализ результатов проектной деятельности | 2(1) |
27 | Презентация проектов и результатов труда | 2(2) |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 8(6) | |
28 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 (1) |
29 | Структура и составляющие современного производства | 3(1) |
30 | Нормирование и оплата труда | 2(2) |
31 | Культура труда и профессиональная этика | 2(2) |
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА | 8(10) | |
32 | Этапы профессионального становления и карьера | 2(1) |
33 | Рынок труда и профессий | 2(1) |
34 | Профессиональная деятельность в различных сферах экономики | (4) |
35 | Центры профконсультационной помощи | 2(1) |
36 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 (2) |
37 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 (1) |
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 2(4) | |
38 | Планирование профессиональной карьеры | 2(2) |
39 | Презентация результатов проектной деятельности | (2) |
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 1 (1) | |
Итого | 35 (35) |
Курсивом в плане выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в требования к уровню подготовки выпускников.
В скобках представлены часы, выделяемые из национально-регионального компонента и компонента образовательного учреждения.
Производство, труд и технологии
Технология как часть общечеловеческой
культуры, 2 (2) ч
Теоретические сведения. Понятие «культура», виды культуры. Материальная и духовная составляющие культуры, их взаимосвязь. Понятия «технология» и «технологическая культура». Технология как область знания и практическая деятельность человека. Виды промышленных технологий. Технологии непроизводственной сферы и универсальные технологии. Три составляющие технологии (инструмент, станок, технологический процесс). Технологические уклады и их основные технические достижения.
Практические работы. Подготовка доклада об интересующем открытии в области науки и техники. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии).
Взаимосвязь науки, техники,
технологии и производства, 1 (1) ч
Теоретические сведения. Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально- экономических достижений. Понятия «техносфера», «техника», «наука», «производство». Взаимозависимость науки и производства. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства.
Практическая работа. Подготовка доклада об интересующем открытии (известном учёном, изобретателе) в области науки и техники.
Поурочно-тематическое планирование 10-11 классы
№ | Разделы | Тема урока 10 кл. | Кол. час. | Изучение нового мат. | контроль |
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 16 | ||||
1 | Технология как часть общечеловеческой культуры | 2 | |||
2 | Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1 | |||
3 | Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 2 | 2 | ||
4 | Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2 | |||
5 | Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1 | |||
6 | Перспективные направления развития современных технологий | 2 | 2 | ||
7 | Новые принципы организации современного производства | 1 | |||
8 | Автоматизация технологических процессов | 1 | |||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 17 | ||||
9 | Понятие творчества | 1 | 1 | ||
10 | Защита интеллектуальной собственности | 1 | |||
11 | Методы решения творческих задач | 2 | 2 | ||
12 | Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности | 1 | |||
13 | Потребительские качества товаров. Экспертиза и оценка изделия | 1 | |||
14 | Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности | 1 | |||
15 | Источники информации при проектировании | 1 | |||
16 | Создание банка идей продуктов труда | 2 | |||
17 | Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг | 1 | |||
18 | Правовые отношения на рынке товаров и услуг | 1 | |||
19 | Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план | 2 | |||
20 | РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 3 | |||
Итого: | 35 | ||||
11класс | |||||
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ. ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 17 | ||||
1 | Выбор объекта проектирования и требования к нему | 1 | 1 | ||
2 | Расчёт себестоимости изделия | 1 | |||
3 | Документальное представление проектируемого продукта труда | 1 | 3 | ||
4 | Организация технологического процесса | 1 | |||
5 | Организация рабочего места | 1 | |||
6 | Выполнение операций по созданию продуктов труда | 4 | |||
7 | Анализ результатов проектной деятельности | 2 | |||
8 | Презентация проектов и результатов труда | 2 | |||
ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД И ТЕХНОЛОГИИ | 8 | ||||
9 | Понятие профессиональной деятельности. Разделение и специализация труда | 1 | |||
10 | Структура и составляющие современного производства | 3 | |||
11 | Нормирование и оплата труда | 2 | |||
12 | Культура труда и профессиональная этика | 2 | |||
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ И КАРЬЕРА | 8 | ||||
13 | Этапы профессионального становления и карьера | 2 | |||
14 | Рынок труда и профессий | 2 | |||
15 | Профессиональная деятельность в различных сферах экономики | 2 | 2 | ||
16 | Центры профконсультационной помощи | 2 | |||
17 | Виды и формы получения профессионального образования | 1 | |||
18 | Формы самопрезентации для профессионального образования и трудоустройства | 1 | |||
ТВОРЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | 2 | ||||
19 | Планирование профессиональной карьеры | 2 | |||
20 | Презентация результатов проектной деятельности | 2 | |||
РЕЗЕРВ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ | 1 | ||||
Итого: | 35 |
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ по технологии для старших классов полной средней школы
Изучение технологии на базовом уровне направлено на уточнение школьниками профессиональных планов. Учебный процесс на занятиях строится на основе изучения организации производства товаров или услуг в процессе технологической подготовки в выбранной школьником сфере деятельности.
Творческая деятельность школьников ориентирована на освоение методов проектирования материальных объектов или услуг и способствует профессиональному самоопределению учащихся.
Изучение образовательной области «Технология» на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о составляющих технологической культуры; научной организации производства и труда; методах творческой деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
овладение умениями рационально организовать трудовую деятельность, проектировать и изготовлять личностно или общественно значимые объекты труда с учётом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
воспитание ответственного отношения к труду и результатам труда; формирование представления о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;
подготовка к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Технология как часть общечеловеческой культуры. Влияние технологий на общественное развитие. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда
Представление об организации производства: сферы производства, отрасли, объединения, комплексы и предприятия. Составляющие современного производства. Разделение и кооперация труда. Нормирование труда; нормы производства и тарификация; нормативы, системы и формы оплаты труда. Требования к квалификации специалистов различных профессий. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий (ЕТКС).
Выявление способов снижения негативного влияния производства на окружающую среду: применение экологически чистых и безотходных технологий, утилизация отходов, рациональное размещение производства.
Овладение основами культуры труда: научная организация труда трудовая и технологическая дисциплина, безопасность труда и средства её обеспечения, эстетика труда, этика взаимоотношений в трудовом коллективе, формы творчества в труде.
Взаимозависимость рынка товаров и услуг, технологий производства, уровня развития науки и техники: научные открытия и новые направления в технологиях созидательной деятельности; введение в производство новых продуктов, современных технологий.
Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг
Выдвижение идеи продукта труда товаропроизводителем и анализ востребованности объекта потенциальными потребителями на основе потребительских качеств. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта.
Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности.
Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Оформление и презентация проекта и результатов труда.
Учебный проект по технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг.
Профессиональное самоопределение и карьера
Изучение рынка труда и профессий: конъюнктура рынка труда и профессий, спрос и предложения работодателей на различные виды профессионального труда, средства получения информации о рынке труда и путях профессионального образования.
Виды и формы получения профессионального образования. Региональный рынок образовательных услуг. Центры профконсультационной помощи. Поиск источников информации о рынке образовательных услуг. Планирование путей получения образования, профессионального и служебного роста. Возможности квалификационного и служебного роста. Характер профессионального образования и профессиональная мобильность.
Сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями. Подготовка резюме и формы самопрезента- ции для получения профессионального образования или трудоустройства.
Выполнение проекта по уточнению профессиональных намерений.
Требования к уровню подготовки выпускников старшей школы
В результате изучения технологии на базовом уровне выпускник школы должен знать/понимать:
влияние технологий на общественное развитие;
составляющие современного производства товаров или услуг;
способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду:
способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы;
основные этапы проектной деятельности;источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства;
уметь:
оценивать потребительские качества товаров и услуг;
изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
использовать методы решения творческих задач в технологической деятельности;
проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
организовывать рабочее место; выбирать средства и методы реализации проекта;
выполнять изученные технологические операции;
планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
а уточнять и корректировать профессиональные намерения;
применять полученные знания и умения в выбранной области деятельности:
для проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности при коллективной форме труда;
решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки;
самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности;
рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.
Поурочно-тематический план обучения технологии в 10-11 классах
(базовый уровень)
Номер и название темы | Кол-во часов | Содержание уроков (по учебным часам) | Темы практических ( самостоятельных) работ | Требования к уровню подготовки учащихся | Методы и формы обучения. Вид контроля | Элементы дополнительного (необязательного) содержания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
10 класс | ||||||
Раздел программы: «Производство, труд и технологии», 16 (16) ч | ||||||
Глава учебника: «Технологии как часть общечеловеческой культуры» | ||||||
1. Технологи» *са< часть об- _е-ело- se^ec I | 2(2) | 1. Понятие «ку Лотуса*. виды культу- оы. Пошггия «*ех- • технологий. 2. Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характера труда. Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения | Подготовка докладов (состаье- чий) об **-~еое- отхры- тю* в облает* гехн*жи и технологий. Попытка реконструкции исторической ситуации (открытие колеса, приручение огня, зарождение металлургии) | Знать/ понимала: что та«:ое тех-ачзоя, её взаимосвязь с общей культурой; основные виды культуры; понятие «технологическая культура»; влияние технологий на общественное развитие; три составляющие производственной технологии | Лекция-беседа. <он- спек-ирова- -~*е: работа с текстом учебника; демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. Тестирование по теме «Технологии как часть общечеловеческой культуры» | Исторические ти- ' пы культур. Виды непромзводствен- нь.х технологий. Три состааг-яю- шие производственной технологии (инструмент, станок, технологический процесс) |
2. Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства | 1 (1) | Развитие технологической культуры в результате научно- технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоёмкость материального производства | Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники | Знать/понимать: взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства; роль науки в развитии технологического прогресса; — понятие «наукоёмкость» производства | Лекция-беседа с элементами конспектирования; слушание и обсуждение докладов учащихся. Устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов | Прикладная наука; отраслевые научно-исследовательские институты, научно-производственные объединения |
3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества | 4(4) | Влияние научно- технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и её воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов. Промышленные технологии и транспорт. Материалоёмкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы и гидросферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра». Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу. Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязнённости среды | Посадка деревьев и кустарников возле школы. Оценка запылённости воздуха. Определение наличия нитратов и нитритов в пищевых продуктах | Знать / понимать: взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов; причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению биосферы; что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды. Уметь: выявлять источники и степень загрязнённости окружающей среды Знать/понимать: — что такое экологический диоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра; негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды. Уметь: выявлять источники и степень загрязнённости окружающей среды | Лекция-беседа; работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа. Оценка подготовленных учащимися докладов; контроль по результатам практической работы | Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов. Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности их воздействия на экосистемы |
4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду | 2(2) | 1. Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны природной среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового мусора и промышленных отходов. Рациональное использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов. 2. Понятие «альтернативные источники энергии». Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников, энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки | Оценка качества пресной воды. Оценка уровня радиации. Подготовка докладов (сообщений) об использовании альтернативного источника энергии | Знать/понимать: — что такое экологический мониторинг; сущность безотходных технологий (производств); пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов; какие существуют мероприятия по очистке водоёмов; виды и возможности использования альтернативных источников энергии. Уметь: — выявлять Источники и степень загрязнённости окружающей среды | Лекция-беседа; самостоятельная работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа. Устный опрос; контроль по итогам слушания докладов и результатам практической работы | |
5. Экологическое сознание и мораль в техногенном мире | 1(2) | Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость нового, экологического сознания в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания | Уборка мусора около школы или в лесу. Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии | Знать / понимать: почему возникла необходимость в новом экологическом сознании (морали); сущность, характерные черты нового экологического сознания | Лекция-беседа; решение ситуационных задач; слушание докладов учащихся; практическая работа. Контроль по итогам практической работы и оценка подготовки докладов об использовании альтернативного источника энергии | |
6. Перспективные направления развития современных технологий | 4(3) | Основные виды промышленной обработки материалов. Электротехнологии и их применение. Применение лучевых технологий: лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технологии послойного прототипирования и их использование. Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий. Информационные технологии, их роль в современной научно- технической революции | Посещение промышленного предприятия. (Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.) | Знать / понимать: виды современных электро-технологий, примеры их использования; сущность и области применения лучевых и ультразвуковых технологий; принцип плазменной обработки материалов, примеры использования; метод послойного прототипирования и области его применения; сущность понятий «наноматериал», «наночастица»; перспективы использования нанотехнологий; роль информационных технологий в технологическом развитии общества | Лекция, демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий. Устный опрос; контроль по итогам практической работы | Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и области применения волоконной оптики |
7. Новые принципы организации современного производства | KD | Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства. Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса. Гибкие производственные системы. Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового хозяйства | Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве, на конкретном рабочем месте или производственном участке | Знать / понимать: — смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства; сущность непрерывного (поточного) производства; что представляют собой гибкие производственные системы: в чём проявляется глобализация системы мирового хозяйства | Лекция с элементами конспектирования, демонстрация иллюстративного материала (история становления индустриального производства, современное высокотехнологичное производство). Письменный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы) | Понятия «фордизм», «постфордизм», «постиндустриальное» и «информационное» общество |
8. Автоматизация технологических процессов | KD | Автоматизация производства на основе информационных технологий. Изменение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятия «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУТП). Составляющие АСУТП | Экскурсия на современное производственное предприятие | Знать / понимать: — сущность понятий «авто мат», «автоматизация производства»; гибкая и жёсткая автоматизация; в чём суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУПТ) | Лекция, демонстрация наглядных пособий, схем учебника; практическая работа. Устный опрос; проверка самостоятельной работы | Возрастание роли информационных технологий в современном мире. Влияние автоматизации на характеристики производства |
Разделы программы: «Технология проектирования и создания материальных объектов или услуг». «Творческая проектная деятельность», 16 (16) ч | ||||||
Главы учебника: «Методы решения творческих задач», «Технология проектирования изделий» | ||||||
9. Понятие творчества | 2(1) | 1. Понятия «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности. 2. Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) | Упражнения на развитие мышления: решение нестандартных задач | Знать/ понимать: — сущность понятий «творчество», «творческий процесс»; виды творческой деятельности (художественное, научное, техническое творчество); изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ | Лекция-беседа; дискуссия; упражнения на развитие мышления, тестирование. Устный опрос; контроль по результатам практической работы | Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по технологии. Класс: 7 – 8 Тема:Путешествие по стране Этикета. Гостеприимство.
Конкурс-практикум с элементами ролевой игры...
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.
План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...
самоподготовка для воспитанников коррекционной школы VIII вида 6 класса с использованием современных педагогических технологий (информационные технологии, технология проблемного обучения, технология сотрудничества, игровые технологии)
повысить интерес к выполнению домашнего заданияКоррекционно-образовательные задачи:- активизировать мыслительную, речевую деятельность учащихся путём выполнения заданий т...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 5
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 6
6 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 7
7 классПо завершении учебного года обучающийся:называет и характеризует актуальные технологии возведения зданий и сооружений, профессии в области строительства, характеризует строительную отрасль реги...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по технологии Класс: 8
Рабочая программа по предмету «Технология» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основной образовательной программой...