Проектная деятельность на элективных курсах как средство профессионального самоопределения ученика
статья по теме
В статье автор подводит итог своей работы в качестве преподавателя элективных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.docx | 24.73 КБ |
Предварительный просмотр:
О. Н. Хайржанова
Средняя школа № 1, г. Мегион
НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ КАК СРЕДСТВО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕНИКА
Одной из основных целей математического образования в основной и старшей школе является «овладение знаниями и умениями, необходимыми для успешного продолжения образования, применения в текущей и будущей практической жизни и деятельности, осознанного социального и профессионального самоопределения» [1].
Современным школьникам приходится делать свой профессиональный выбор в ситуации динамично изменяющегося рынка труда. Оказать посильную помощь ученику в его профессиональном самоопределении помогают элективные курсы, ставшие одним из основных компонентов профильного обучения в старших классах.
Преподавание элективных курсов – сложный и многоплановый процесс. Ежегодно планирование курсов в общеобразовательном учреждении начинается с презентации элективных курсов старшеклассникам. Учителя предлагают как авторские курсы, так и курсы других учителей. Темы курсов по математике были следующие: «Математический язык и основы логики», «Замечательные неравенства, их обоснование и применение», «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики», «Мир, математика, математики (историческая реконструкция элементарной алгебры и математического анализа)», «Математические задачи нестандартного типа», которые направлены на углубление и расширение знаний по предмету. Но в последнее время ученики отдают предпочтение практико-ориентированным курсам, которые помогают решать задачи профессиональной ориентации: «Математика в архитектуре», «Задачи прикладной математики», «Математика в экономике», «Математические задачи в экономике и статистике».
Учитель в соответствии с запросами пишет рабочую программу элективного курса и планирует распределение времени на изучение теоретической части (от 50% до 70% времени, отводимого на изучение курса) и проектной деятельности (от 30% до 50% времени). Проектная деятельность в старшей профильной школе имеет цель: в процессе продуктивной деятельности подготовить учащегося к жизни вне школы, к жизни абитуриента, максимально компетентного в образовательной деятельности, умеющего решать жизненные проблемы, непрерывно учиться, получать информацию, организовывать деятельность группы и участвовать в ее работе.
Самостоятельный выбор учеником темы творческого проекта, как правило, определяется познавательным интересом и практической полезностью. Обычно, выбирая тему проекта, ученик руководствуется следующими соображениями: тема проекта мне интересна; выполненный проект и полученный творческий продукт будут полезны широкому кругу читателей; материал, с которым я буду работать, тесно связан с моей будущей профессией. Ученик, работая над творческим проектом, как бы включается в решение некоторых проблем, которые могут встретиться в его дальнейшем профессиональном обучении и деятельности. Работа над проектом идет в течение одного года.
На практических занятиях мы изучаем классификацию творческих проектов, рекомендации по выполнению проекта и его разделов (аннотация, план исследований, научная статья, заключение), собираем и анализируем информацию по теме проекта, корректируем свою работу, оформляем творческую работу согласно предъявляемым требованиям, проводим анкетирование, анализируем свою деятельность, подводим итоги работы над проектом.
Сначала проекты носили информационно-реферативный характер, так как учителя входили в эту работу, учась вместе с учениками. Но по мере накопления опыта работы в этом направлении, проекты стали носить творческий, исследовательский характер. Главным итогом работы над проектом стал творческий продукт: буклеты, обучающие программы, электронные учебные пособия, макеты установок и т.д. Так, например, по математике были выпущены буклеты «Если Вы решили взять кредит…», «Экономия семейного бюджета», «Условия предоставления образовательного кредита». В прошлом году творческими продуктами стали сборники «Задачи на проценты в нашей жизни» и «Экономия семейного бюджета в задачах», которые используют в своей работе учителя математики школ города Мегиона. Творческие продукты стали носить практическую значимость не только для ученика, но и для широкого круга читателей.
Школьники охотно посещают занятия элективных курсов, ежегодно выполняют большое количество качественных проектов (от 2 до 5 проектов от курса). Так за последние три года статистика посещения элективных курсов и выполнения проектов учениками 10-11 классов следующая:
2010-2011 учебный год: 78% учащихся посещали элективные курсы, выполнено 22 проекта;
2011-2012 учебный год: 80% учащихся посещали элективные курсы, выполнено 23 проекта;
2012-2013 учебный год: 81% учащихся посещали элективные курсы, выполнено 29 проектов.
Все ученики, посещающие элективные курсы, выбирают тему проекта, но, к сожалению, только около 40% учащихся доводят начатое дело до конца.
Результаты своей работы ученики представляют на ежегодной школьной конференции – Дне науки, участвуют в очных и заочных конференциях и конкурсах различного уровня (Всероссийская межвузовская исследовательская конференция школьников и студентов «Образование. Наука. Профессия», научно-практическая конференция «Шаг в будущее», проект для одаренных детей «Алые паруса», фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио ученика» и т.д.) и занимают призовые места.
Работа над исследовательскими проектами на элективных курсах приносит учащимся огромную пользу, способствует формированию информационной, метапредметной, коммуникативной компетенции.
Практически все ученики, которые работали над проектами, выбрали свою профессиональную траекторию, тесно связанную с темой проекта:
Название проекта, автор | Учебное заведение |
«Архитектура как визитная карточка города», Катаргина А. | Тюменский архитектурно-строительный университет |
«Дизайн дачного участка», Кондратова А. | Нижневартовский государственный университет, факультет искусств и дизайна |
«Кредит: «За» и «Против», Мартынова Е. | Московский государственный университет экономики, статистики и информатики |
«Экономия семейного бюджета», Неклюдова А. | Государственный университет – Высшая школа экономики, город Москва |
«Мир денег. История звонкой монеты», Калинин В. | Сургутский государственный университет, факультет экономики |
«Составление бизнес-плана кафе», Марганова Р. | Тюменский государственный нефтегазовый университет, факультет «Гостиничное дело» |
Систематическая, умело организованная проектная деятельность на занятиях элективных курсов позволяет учащимся логически мыслить, самостоятельно обучаться и расширять кругозор, развивать умственные и творческие способности, контролировать и оценивать свою деятельность. А работа над проектом помогает выпускнику, как подтвердить правильность своего профессионального выбора, так и сделать его. И это здорово!
Литература
- Башмаков, М. И. Ценностные ориентиры математического образования / М. И. Башмаков // Математика. – 2005. - № 20. – с.2-3.
- Звавич, Л. И. Элективные курсы образовательной области «Математика» / Л. И. Звавич // Профильная школа. – 2004. - № 5. – с.14-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешн...
ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Это статья - результат работы двух педагогов нашей школы учителя русского языка и литературы Галичаниной Ж.П. и учителя математики Пожидаевой Н.А....
Рабочая программа элективного курса «ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Важнейшая задача в современных условиях Российской Федерации это не только изучение основ права и повышение уровня знаний по праву у населения Российского государства, в том числе и у учен...
«Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников»
Выступление с докладом «Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников» на научно-практической конференции ЛОИРО «Профессионально-технологическое образование к...
Авторский элективный курс «Личностное и профессиональное самоопределение» для учащихся 9 классов
В жизни каждого человека наступает момент, когда предстоит сделать выбор своего дальнейшего пути профессионального самоопределения. Данный курс знакомит учащихся 9 классов с многообразием м...
Элективный курс по технологии «Профессиональное самоопределение. Человек и профессия» для учащихся 9 класса
Элективный курс по технологии«Профессиональное самоопределение. Человек и профессия»для учащихся 9 класса...
ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В статье освещен опыт реализации профильной смены технической направленности на базе лагеря с дневным пребыванием. Профильная смена обладает богатыми ресурсами для организации эффективной работы, напр...