ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья

В статье освещен опыт реализации профильной смены технической направленности на базе лагеря с дневным пребыванием. Профильная смена обладает богатыми ресурсами для организации эффективной работы, направленной на профессиональное самоопределение школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilnaya_smena.docx17.07 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛЬНАЯ СМЕНА «ТЕХНОТЕРРА» ЛАГЕРЯ С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ «ШАГ В БУДУЩЕЕ» КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Среди стратегических задач, обозначенных в «Послании президента РФ В. Путина Федеральному собранию» от 1 марта 2018 года, ранняя профориентация школьников занимает особое место. Сегодня в сфере образования пристальное внимание уделяется именно инженерно-техническому направлению. Поэтому основной задачей дополнительного образования в данном направлении является воспитание будущих инженерных кадров: формирование технического мышления, создание условий для проектно-исследовательской деятельности обучающихся, изучения ими естественных и технических наук, вовлечение в научно-техническое творчество, организация тематического отдыха. Развитие интереса к инженерной деятельности должно начинаться со школьного возраста, для того, чтобы к моменту поступления в вуз, обучающийся уже имел четкое представление о той профессии, которую он выбрал.

Участие в профильной смене – один из шагов в профессиональное будущее, так как помогает обеспечить осознанный выбор обучающимися будущей образовательной и профессиональной траектории. Каждый участник профильной смены может примерить на себя роль специалиста инженерно-технической профессии. Возможность «погружения» в инженерные специальности, разработка собственного инженерно-технического проекта способствует формированию у школьника активной жизненной позиции по отношению к будущей профессиональной деятельности.

Программа «Технотерра» лагеря с дневным пребыванием «Шаг в будущее» предполагает вовлечение детей в проектную деятельность, разработку и продвижение инженерных и исследовательских проектов в командах под руководством наставников детского технопарка «Кванториум «Хакасия», а также освоение базовых навыков работы на современном оборудовании в период каникул.

Актуальность программы «Технотерра» подтверждается необходимостью повышения эффективности профессиональной ориентации подрастающего поколения, в том числе в связи с нарастанием потребностей в инженерных кадрах для высокотехнологичных и наукоёмких отраслей промышленности.

        На профильную смену дети приходят с выраженными потребностями, увлечениями и интересами, поэтому участники охотно включаются в процесс, чтобы реализовать свой потенциал, совершенствовать личностные возможности, воплотить собственные планы. Профильная смена «Технотерра» направлена на создание среды для ускоренного развития детей в научно-технической сфере и формирования у её участников изобретательского мышления. Возможно, что именно участники смены станут в будущем специалистами, способными совершить технологический прорыв в нашей стране.         

Образовательный процесс реализуется по четырём дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам технической направленности, разработанным специально для профильной смены «Технотерра».

Программа «Арт-станция» включает знакомство и овладение современными технологиями 3D-моделирования и создания иллюстраций. Участники программы «Робот Терраход-22» научатся конструировать модели роботов, способных решать различные задачи, а также освоят графическую среду программирования. Участники программы «Дополненная реальность» освоят навыки создания 3D-моделей, смогут импортировать их в среду разработки AR, чтобы визуализировать созданные виртуальные объекты и имитировать их «присутствие» в реальном окружении. Программа «Видеодневник» включает знакомство с особенностями такого жанра документального кино, как видеодневник. Участники научатся писать сценарии, снимать и монтировать видео, работать с анимацией, эффектами и звуком. Итоговым проектом станет собственный видеодневник.

Реализация целей и задач смены осуществляется в ходе сюжетно-ролевой игры. События игровой модели смены помогают участнику быстрее адаптироваться в новой среде и успешно справляться с образовательной частью.  

Пространство лагеря – это космический корабль, на котором экипаж прибывает на открытую ровно год назад планету Технотерра с целью её изучения. 

Все участники смены делятся отряды по выбранной образовательной программе. В течение смены каждому отряду предстоит решать определённый круг задач. Отряд «Арт-станция» будет работать над проектом космической станции, которая останется на орбите Технотерры после того, как экипаж покинет её, для дальнейших исследований планеты. Отряд «Робот Терраход-2022» будет работать над созданием робота, способного перемещаться по сложному рельефу Технотерры, собирать образцы грунта, сканировать поверхность планеты и отправлять полученные данные на космическую станцию. Участники отряда «Дополненная реальность» изучат облик планеты и создадут 3d-модели наиболее интересных объектов. А еще члены экспедиции познакомятся с видеоматериалами, которые оставили предыдущие участники, и снимут свой видеодневник о пребывании на Технотерре. Работа над кейсом позволяет на практике познакомиться с профессией инженера и пройти все стадии разработки проекта – от идеи до создания прототипа. В конце смены ребята защищают проекты.

Важным ресурсом в повышении качества подготовки к профессиональному старту является культурно-досуговый блок программы лагеря. Поэтому программа смены включает комплекс профессионально ориентированных мероприятий, направленных на проблематизацию и разрешение ситуаций профессионального самоопределения детей в сфере профессий «человек – техника». В программу смены включены такие сюжетные дни, как день цифры, день науки, день открытий. В рамках тематических дней для участников смены запланированы мероприятия, направленные на профессиональное самооопределение. Инженерно-технические соревнования «Машина Голдберга», «Башня из бумаги», «Краш-мост» позволяют научится решать актуальные технические задачи, развивать интерес к интеллектуально-творческой и проектно-конструкторской деятельности. Образовательно-развлекательная игра «В поисках технологий» направлена на знакомство детей с популярными профессиями в IT сфере, актуальными цифровыми технологиями. Экскурсия по лабораториям детского технопарка «Кванториум «Хакасия» позволяет познакомиться с современным высокотехнологичным оборудованием, которое помогает участникам смены стать ближе к профессиональной среде.

Таким образом, профильная смена обладает мощным ресурсом в профессиональном самоопределении детей и подростков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы профессионального самоопределения школьников

Презентация авторской программы на педагогическом совете....

Элективный курс "Профессиональное самоопределение школьников" 9 класс

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» предназначен для учащихся 9 класса, на изучение курса отводится 20 часов, 1 час в неделю.. Изучение курса завершается выполнением и защитой творческо...

Галантер Л.И. МОУ СОШ № 2 г.Горячий Ключ "Профессиональное самоопределение школьников" (из опыта работы).

Профессиональное самоопределение – это процесс, который является очень важным и достаточно трудным для подрастающего поколения. Будущая профессия часто выбирается неосознанно, без учета личностн...

«Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников»

Выступление с докладом «Воспитательная среда ОУ как средство профессионального самоопределения школьников» на научно-практической конференции ЛОИРО «Профессионально-технологическое  образование к...

Роль профильного образования в профессиональном самоопределении выпускников школ

Профессиональное самоопределение - многомерный и многоступенчатый процесс, который можно рассматривать как  средство индивидуализации и повышения личностного смысла образования. Чтобы выбор выпус...

Конференция "Проблемы предпрофильного и профильного обучения". " Дневник профессионального самоопределения как траектория дальнейшего образования"

Дневник профессионального самоопределенияДневник содержит задания, содействующие профессиональному самоопределению старшеклассников путем повышения информированности обучающихся о высших учебных завед...