ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
статья (9 класс) по теме
Это статья - результат работы двух педагогов нашей школы учителя русского языка и литературы Галичаниной Ж.П. и учителя математики Пожидаевой Н.А.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРЕПОДАВАНИЕ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ.
Галичанина Жанна Петровна1, Пожидаева Наталья Александровна2
1учитель рус. языка и литературы МУ ЗАТО Северск «СОШ № 88»
2учитель математики МУ ЗАТО Северск «СОШ № 88»
В настоящее время стремительно возрастает роль образования как важнейшего фактора формирования личности ребенка.
Возникла необходимость серьезной модернизации школьного образования, которая предусматривает его качественное изменение. Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. Предполагается, что профильное обучение позволит за счет содержательных и структурных изменений образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности обучающихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. С целью самоопределения учащихся, вступающих в профильную школу, создана система предпрофильной подготовки, которая осуществляется путем организации элективных курсов. Такие курсы рассчитаны на небольшое количество часов, что позволяет школьникам в течение учебного года попробовать себя в различных видах деятельности в соответствии с профилями, предлагаемыми образовательным учреждением. Перед педагогом стоит ответственная задача: создать образовательную среду, которая поможет выявить имеющиеся склонности, реализовать потенциальные способности обучающихся к осваиваемому виду деятельности. Часто при её решении преподаватель сталкивается со следующими проблемами:
- отсутствие соответствующего учебно-программного и комплексно-методического обеспечения;
- разрозненность знаний учащихся по различным дисциплинам;
- недостаточность мотивации учащихся.
Суммируя вышеперечисленные проблемы, можно прийти к выводу, что в создавшейся ситуации необходима коррекция содержания учебного материала и форм его подачи. Несомненно, что при этом учитель должен обладать готовностью к решению педагогических задач, т.е. определённым уровнем профессиональной компетентности.
Одним из вариантов решения этих проблем являются интегрированные курсы, рассчитанные на синтез различных уровней знания. Они ценны и тем, что позволяют в краткий срок выявить интересы учащихся. Психологи утверждают, что интересы детей подчас бывает трудно распознать и что их пробуждению может способствовать знакомство с каким-то ярким фактом, книгой, фильмом. Интегрированное обучение позволяет за сравнительно короткое время узнать интересы ребенка и наметить пути их развития, совершенствовать природные задатки личности.
Именно интегрированный характер курсов обеспечивает практическую значимость знаний, приобретаемых учеником в различных курсах, способствует тому, чтобы ученик на практике увидел, как знания, приобретаемые в одной дисциплине, способствуют получению знаний в других, и сам стремился открывать для себя новые области применения полученных знаний.
В последнее время в теории и практике развития образования встал вопрос об интегративном подходе к преподаванию различных предметов в школе. Современная педагогическая наука утверждает, что для продуктивного усвоения учеником знаний и для его интеллектуального развития средствами разных предметов школьного курса чрезвычайно важно установление широких связей как между разными разделами изучаемых курсов, так и между разными предметами в целом (внутрипредметная и межпредметная интеграция). Педагогами были предприняты попытки объединить в рамках элективных курсов такие науки, как география и экономика (Белозерцева Т. «Человек на рынке труда»), биология и валеология (Филиппова Н. «Искусство быть здоровым»), история и английский язык (Николаева Н., Федоров Е. «Теория и практика Европейских отношений») и т.д. Представляют ценность связи не только с родственными по содержанию дисциплинами (родным языком, иностранным и литературой), но и межцикловые связи (с математикой, географией, историей и т.д.).
Так, например, мы попытались найти взаимосвязь между элективными курсами по литературе (Галичанина Ж. «Зарубежная детская литература») и математике (Пожидаева Н. « Логические задачи и игры»). Было проведено интегрированное занятие «Литоматика в Стране Чудес», посвящённое творчеству Льюиса Кэрролла (см. приложение). Была выбрана такая форма занятия как литературно – математический турнир. На наш взгляд, турнир вызывает у детей живой интерес к процессу познания, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал.
Педагогический эффект турнира заключается ещё и в том, что наряду с удовольствием, наслаждением от самой игры, человек получает удовольствие от расширения своего кругозора, от умения воспользоваться своими знаниями и обогатиться знаниями других.
Важным является также и то, что на турнире требуется не пересказ того, что написал автор учебника, или того, что сообщил учитель, а умение мобилизовать полученные знания и способность к оперативному самостоятельному мышлению.
Таким образом, мы считаем, что данная форма занятия способствует формированию предметных компетентностей (грамотность чтения и математическая грамотность).
Турнир - это командная игра, которая моделирует жизненные ситуации борьбы и соревновательности и, вместе с тем, создаёт условия для взаимодействия и взаимопомощи.
Следовательно, данная форма занятия способствует формированию таких компетентностей учащихся, как социально – личностные, коммуникативные, сотрудничество, организаторская деятельность, личностно – адаптивные.
Подобные интегрированные занятия являются средством формирования компетентностей не только у учащихся, но и у преподавателя. При проведении интегрированных занятий меняется
статус учителя, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетентности, к уровню его профессионализма.
Проведя данное занятие, мы убедились в том, что дети восприняли полученные задания с интересом, который удерживался на протяжении всего урока. Дети проявили способность пользоваться знаниями, полученными во время изучения элективных курсов, свободно перенося их из одной образовательной плоскости в другую. В течение занятия ярко проявились интересы детей, связанные либо с математикой, либо с литературой, что позволило планировать дальнейшую работу с конкретными учащимися.
Успешность данного занятия показала возможность создания программы интегрированного элективного курса, объединяющего такие науки, как литература и математика. Для достижения этой цели создается комплексная программа интегрированного курса, для которого очень важен как отбор содержания, так и принципы ее конструирования. Затем – проектирование интегрированных уроков, учебных заданий и способов оценки результатов учебной деятельности учащихся.
Приложение.
План занятия «Литоматика в Стране Чудес».
- Вступление. Слово учителя.
- Представление команд, капитанов.
- Конкурсы.
- Болтография (разминка).
Проходит по схеме разминки в КВН. Команды предлагают друг другу заготовленные дома вопросы на знание текста.
- Сжимопись (тесты).
Командам выдаются отпечатанные тесты, в которых нужно подчеркнуть правильные ответы.
- Капитанометрия (конкурс капитанов).
- Хромологика (логическая задача об Алисе).
- Деталомания (мир литературных вещей).
Команды получают пакеты с предметами. Должны ответить, кому из героев принадлежат предметы, в каком эпизоде встречаются, какую смысловую нагрузку несут.
- Правдология (задания на истинность и ложность суждений).
- Преврасловие (игры со словами).
- Зеркаломатика (задача из текста книги «Алиса в Зазеркалье»).
- Бредогенератор (провести аналогии между словами).
- Дифференцированное домашнее задание.
- Подведение итогов, рефлексия.
Список литературы:
- Астанина С.Ю. Взгляд школьного учителя на элективные курсы в системе профильного обучения.// «Профильная школа», 2005, №2.
- Даутова О.Б., Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования.// «Инновации и образование». Сборник материалов конференции, вып.29. СПб., 2003.
- Попова Т.Г. Помогут ли элективные курсы решить проблему предпрофильной подготовки.// «Завуч», 2004, №6.
- Сапух Т.В. Педагогическая компетентность и профессионализм педагога.// Выступление на научно-практической конференции «Труд – великое право и великая обязанность».2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся
Доклад по теме: "Использование метода проектов как средства формирования учебно-познавательной компетентности учащихся"...
Выступление на педагогическом совете школы Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования.
В выступлении изложены основные требования к современным учителям иностранного языка...
«Интерактивные методы преподавания элективных курсов по истории в профильной школе, как способ формирования ключевых компетентностей учащихся»
На современном этапе модернизации Российского образования преподавание истории вшколе ориентировано не на повышение уровня нформированности учащихся , а на формирование историко-познавательной, инфо...
Проектная деятельность на элективных курсах как средство профессионального самоопределения ученика
В статье автор подводит итог своей работы в качестве преподавателя элективных курсов....
WORLDSKILLS RUSSIA КАК ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСПЕХОВ
Результаты участия в WorldSkills Russia 2015 по компетенции Web-дизайн....
Химический эксперимент в курсе естествознания как средство формирования профессиональных умений обучающихся по профессии «Повар – кондитер»
Эксперимент – это средство спрашивать природу. Он развивает, стимулирует мыслительную деятельность обучающихся, заставляет сопоставлять и анализировать факты, создавать гипотезы, находить пути их пров...
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования".
Выступление на педагогическом совете "Профессионально-педагогическая компетентность учителя иностранного языка. Современные требования"....