Организация проектной деятельности учащихся ДПИ. Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
статья по теме
В последнее время в школьную практику дополнительного образования все активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно-познавательной деятельности учащихся, успешной социализации личности ребенка в современном мире.
Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchastie_v_pervoy_rayonnoy_nauchn1.docx | 22.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Участие в первой районной научно-практической конференции педагогов «Традиции и инновации в современном образовании и воспитании».
1. Тема учительского проекта: Портфолио как средство оценки и профессионального развития педагога дополнительного образования
Ф. И.О.: Рудковская Валентина Дмитриевна
Место работы: МОУ ДОД «Покоснинская ДШИ»
Должность: преподаватель ДПИ
Содержание тезисов
1. Введение.
Портфолио в переводе с французского означает «излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье», «собрание достижений»; в переводе с итальянского означает «папка с документами», «папка специалиста». (Словарь иностранных слов).
Согласно современным словарям, портфолио — это полное собрание собственных достижений, своеобразное досье. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учителем в разнообразных видах деятельности: учебной, воспитательной, творческой, методической, исследовательской.
Портфолио - это коллекция работ учителя за определённое время. Форму его выбирает сам автор. Строгих правил ведения портфолио нет. Это индивидуальное творчество.
Цель моей проектной работы – представить роль портфолио в работе учителя по теме самообразования, в творческом и профессиональном росте учителя; его роль в формировании навыков рефлексии (самооценки) учителя биологии и географии.
Задачи проектной работы:
- систематизация опыта;
- определение разделов портфолио, облегчающее самообразование или консультирование со стороны коллег и администрации;
- объективное оценивание профессиональных умений с помощью портфолио;
- использование портфолио в аттестации, в получении более высокой категории, при участии в конкурсе.
2. Основная часть.
Я веду портфолио с 2006 года. Считаю, что портфолио необходим для проведения всестороннего систематического анализа учителем своей педагогической деятельности. Портфолио – самопрезентация, папка личных достижений, наглядно демонстрирующая то, что учитель знает и умеет делать достаточно хорошо. Это и форма рефлексии, позволяющая проанализировать собственную педагогическую деятельность, произвести качественную оценку результата и выстроить план дальнейшей работы, повысить её эффективность, это и инструмент обеспечения мониторинга профессионального роста педагога. На мой взгляд, правила составления портфолио следующие:
- Как можно более точно сформировать портфолио, самокритично оценив свои возможности и способности;
- Определить вид и структуру портфолио, виды рефлексии и критерии оценки;
- Собрать имеющиеся документы и материалы и расположить их в определённом порядке; составить перечень;
- Все документы должны быть датированы, в них должны быть указаны должности и звания рецензентов, авторов рекомендаций;
- Важно периодически пополнять портфолио соответствующими документами и отслеживать результаты работы в соответствии с поставленными целями;
- Указать источники используемой для работы информации, описывать средства и методы работы;
- Регулярно писать рефлексивные заметки.
- Аккуратность и эстетичность оформления.
- Наглядность результатов работы.
- Технологичность.
С моей точки зрения, возможные разделы портфолио.
Раздел 1. Общие сведения об учителе
Данный раздел включает материалы, отражающие достижения учителя в различных областях.
Раздел 2. Результаты педагогической деятельности
Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя за определенный период.
Раздел 3. Научно-методическая деятельность
В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога.
Раздел 4. Внеурочная деятельность по предмету
Раздел 5. Учебно-материальная база
В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии).
Чтобы портфолио не был слишком документализирован, я предлагаю вставить рубрики «Портрет» (показ портрета и сюжетных картинок). Данные фотографии раскрывают мой образ жизни, мой интеллект, профессионализм и, конечно же, любовь к детям без которой, я считаю, учитель просто не может существовать. На сюжетных фотографиях мой класс, где я являюсь классным руководителем. В детях я стараюсь формировать здоровый образ жизни, экологическую культуру, культуру общения, учу их пользоваться современными информационными материалами, мотивируя обучающихся на сотрудничество и повышение уровня знаний с помощью интерактивных средств в образовательном процессе.
причиной участия в данном конкурсе стало, прежде всего, желание вырасти, проверить свои способности, систематизировать и поделиться накопленным опытом работы.
Мой любимый афоризм и девиз: «Соответствовать времени, в котором живешь, месту, которое занимаешь».
Раздел «Рабочие материалы» содержит: мои документы, сравнительный анализ деятельности за 5 лет на основании мониторинга обученности классов, контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах; результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о поступлении в вузы по специальности; участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
участие в методических и предметных неделях; организация и проведение семинаров,
В рубрике «Стимулы успеха» я поместила копию удостоверения о прохождении курсов по повышению квалификации, дипломы, грамоты и благодарственные письма. Эти документы ценны мне тем, что дана независимая объективная оценка моим знаниям, умениям и навыкам людьми науки.
Гордость и стимул к работе каждого учителя – это его ученики. Помещена таблица победителей и призеров школьной и районной предметных олимпиад. Имеются победители на школьном и районном уровнях.
3. Заключение.
Мои пять межаттестационных лет работы в школе преподавателем ДПИ – это годы интенсивной апробации современных технологий, новых учебно-методических комплектов, продуктивных методов обучения и воспитания. Эти годы я считаю годами проб, ошибок и находок. А как говорится, «кто не работает, тот и не ошибается». Но каждая ошибка побуждала меня к новому творческому поиску, а это, на мой взгляд, – важный стимул успеха, потому что «творить дано не каждому».
Для того, чтобы анализировать свою педагогическую деятельность, совершенствоваться и развиваться, нужно фиксировать свои достижения в рабочей тетради, т.е. портфолио. Портфолио можно использовать при выплате стимулирующей части заработной платы, для аттестации педагогов (определения квалификационной категории педагога). Я считаю, что портфолио должно быть обязательно у каждого педагога!
2.Тема учительского проекта: Организация проектной деятельности учащихся детской школы искусств.
(Интеграция уроков технологии, изобразительного искусства.)
Ф. И.О. выступающего: Рудковская Валентина Дмириевна
Место работы: МОУ ДОД «Покоснинская детская школа искусств»
Должность: преподаватель ДПИ
Содержание тезисов.
1. Введение.
Основное направление модернизации современной школы – оптимальное развитие каждого ученика. В последнее время в школьную практику дополнительного образования всё активнее внедряется метод проектов как один из способов организации и развития учебно – познавательной деятельности учащихся, успешной социализации личности ребёнка в современном мире.
Я , преподаватель ДПИ, работаю с проектами с 2009 года. Накопился определённый опыт, и позитивный и негативный. В своей работе я попыталась ре решить проблемы: нужны ли проекты в нашей школе, какие они должны быть, чему должны научить? Цели моей работы: обобщение практического опыта, апробация алгоритма создания проектных работ.
Задачи:
1.Ознакомиться с методической литературой по теме,
2.Систематизировать практический опыт по созданию ученических проектов, 3.Диагностировать развитие творческих способностей детей,
4.Выявить отношение детей и родителей к созданию проектных работ.
2. Основная часть.
2.1 1 января2010 года в России вступают в силу новые стандарты образования, где прописаны виды деятельности, которыми должен овладеть ученик. Главное не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новыми знаниями, новыми видами деятельности. Цель проектов - формирование системы интеллектуальных, общетрудовых и специальных знаний, умений, навыков учащихся, воплощённых в конечный продукт, воспитание в учащихся инициативности, самостоятельности и предприимчивости. Нужен компетентностный подход. Для его реализации был разработан и реализован долгосрочный коллективный проект «Творческий проект ученика».
2.2 * Замысел создания проекта возник на уроках «Композиция и работа в материале» при изготовлении различных изделий в материале.
* Во внеурочное время провели коллективное соревнование «»
* На родительском собрании родители выразили желание подключиться к проекту. Так появились выпиленные заготовки будущих изделий, возникла выставка различных творческих работ, на которую пригласили учащихся других отделений.
*Приняли участие в конкурсе «Юный художник», проводимым Отделом культуры Братского района .Продолжается социализация учащихся.
* Подобрали загадки, рассказы, рисунки, которые использовали на уроках и конкурсах. Реализуются межпредметные связи, происходит интеграция предметов.
Создание проекта «Творческий проект ученика» способствовало развитию творческих способностей детей, сплочению детского коллектива, тесной связи с родителями, умению работать с дополнительными источниками для получения информации, а значит, выработке ключевых компетентностей.
2.3. Проектный метод содержит большой потенциал в реализации межпредметных связей и связью с внеурочной деятельностью. Нужен алгоритм деятельности учителя. Я проследили его на примере создания коллективного долгосрочного проекта в нашем классе.
1 этап. Идея создания проекта «Край родной» возникла на уроках при изучении темы «Местные мастера Сибири». В школьном музее познакомились с историей с. Покосное, Братского района.
2 этап. После экскурсии по посёлку на уроках изобразительного искусства нарисовали улицы и дома посёлка, придумали свои эскизы оформления наличников и ставень
3 этап. На уроках технологии мы изучили виды и свойства древесины, приёмы работы с ней. Полученные знания позволили создать макеты деревенских изб.
4 этап. Проект разрастался – подключились родители. Дети предложили вынести на улицы макета людей, домашних животных, растения. Таким образом, работа над проектом «Творческий проект ученика» вышла за рамки урока и продолжилась на детском объединении дополнительного образования «Умелые руки».
5 этап. Представление и защита коллективного проекта на школьной НПК .
Я считаю, что создание коллективного проекта развивает интеллектуальные способности учащихся, инициативу, самостоятельность, ответственность, толерантность, способствует формированию технологической культуры учеников.
3. Заключение.
Реализуя проект, учащиеся смогут не только значительно пополнить знания, но и применять их на практике в повседневной жизни, научатся работать самостоятельно или в группе, докладывать результаты своей
работы, обсуждать их, отбирать необходимый материал, приобретут опыт межличностного общения и взаимодействия. Таким образом, в условиях модернизации образования , требующего компетентностный подход, создание ученических проектов становится одной из важнейших методических форм в деятельности педагога, объединяющей всех участников образовательного сообщества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».
Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...
Управление профессиональной адаптацией педагогов дополнительного образования в УДОД в современных условиях развития дополнительного образования
В статье уделяется внимание вопросу управления профессиональной адаптацией педагогических работников УДОД в современных условиях развития дополнительного образования и связанных с ним проб...
Роль курсового обучения в профессиональном развитии педагога дополнительного образования
Катастрофически быстро меняется время, стремительно развиваются информационные технологии, взрываются привычные представления о жизни и обществе. Процесс изменений не прекращается ни на минуту. А совр...
Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности."
Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении. Обязательное усло...
Организация проектной деятельности учащихся в объединении дополнительного образования ««Ириска» – основы журналистики»
Воспитание гражданской ответственности и социальной активности через проектные работы в школьном объединении "Ириска - основы журналистики"...
Индивидуальная программа профессионального развития педагога дополнительного образования
В условиях модернизации образования и введения профессионального стандарта становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования. Учитывая специфику организации ...
Презентация к теоретической части районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме "Индивидуальная образовательная траектория профессионального развития педагога дополнительного образования"
Презентация, иллюстрирующая организационно-мотивирующую и теоретическую части семинара-практикума районного методического объединения педагогов дополнительного образования по теме: "Индивидуальна...