Индивидуальная программа обучения для детей с ОВЗ (тяжелая умственная отсталость)
рабочая программа по теме

Юдина Татьяна Николаевна

Программа содержит пояснительную записку и содержание программы по предметам, тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualnaya_programma_sevostyanovoy_tatyanv.doc296 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное образовательное  учреждение

 для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения №17.

Утверждена педагогическим советом

ГОБОУ  ЦПМСС №17.

Протокол № ___ от________2013г.

Утверждаю _____________________

Директор ГОБОУ  ЦПМСС №17

Борисова  Ирина  Александровна

Программа индивидуального обучения

____________

Программу составил:

 учитель Юдина Татьяна Николаевна

Согласовано__________

Родитель обучающегося

____________ 2013 года.

Шимск 2013 год.

  1. Пояснительная записка

Актуальность разработки программы обучения и развития ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, обучаемого на дому, обусловлена следующими проблемами:

-необходимость создания продуктивных условий педагогического процесса;

        -отсутствие утвержденной программы коррекционно-развивающего обучения детей, имеющего тяжелую умственную отсталость;

Системный подход в планировании развития и обучения детей, имеющих тяжелую умственную отсталость, заключается в организации обучения путем создания системы взаимосвязанных понятий через игру и опирается на познавательные возможности обучающихся.

Предлагаемая программа развития и обучения на дому ребенка, имеющего тяжелую умственную отсталость, построена на общих принципах коррекционной педагогики и олигофренопедагогики.

Данная программа предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с Севостьяновой Татьяной.  Программа составлялась с учетом особенностей данного ребёнка.

Состояние речи ребёнка:

-  Незначительное использование в речи звукокомплексов (ма-ма, ана, ав, би-би, пи-пи, ля-ля, иа, бе).

-  Малочисленная жестовая символика.

- Несформированость импрессивной стороны речи.

- Несформированость жестовой символики как основы для развития коммуникативной стороны речи.

- Понимание обращённой речи ограниченно и связано  только с личным опытом.

- Негативное влияние дефекта на умственную деятельность и снижение познавательных возможностей.

Психологические особенности ученика:

- Значительно снижен объём произвольного внимания.

- Слабая концентрация внимания и трудности его сосредоточения.

- Низкий уровень эмоциональной устойчивости.

- Преобладает наглядно-действенный тип мышления.

-  Метеозависимость и снижение соматической сопротивляемости болезням.

- Трудности формирования учебных умений и навыков.

Особенности межличностного взаимодействия.

-Значительные трудности продуктивного взаимодействия из-за того, что ребенок часто не принимает помощь.

-Высокая истощаемость и пресыщаемость деятельности, которая приводит к отказу от выполнения задания и заторможенности.

-Существенное снижение устойчивой работоспособности.

-Присутствие негативизма и отторжения помощи (отталкивает, злится, может перестать выполнять задание).

-Очень низкая мотивация обучения и общения.

Различные дефекты развития, психологические особенности, особенности межличностного взаимодействия у ученицы приводят к трудностям обучения в следствии:

- состояния здоровья;

-несформированности психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью;

-дискоординации взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

В тоже время девочка показывает радость, когда приходишь к ней на занятие, радуется похвале (улыбке взрослого, одобрению и др.), но иногда проявляет нигативизм. Элементарные бытовые навыки, такие как: одевание, раздевание, прием пищи, пользование туалетом сформированы достаточно хорошо, ребенку требуется небольшая помощь со стороны взрослого. Навыки социального поведения не сформированы.

     На основании вышеизложенного создана индивидуальная программа обучения.

Программа обучения составлена на основе: 

1.Рабочая программа для обучения ГУО детей разработана ГОБОУ ЦПМСС №17 и принята педсоветом.

2. «Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л. Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011.

Цель программы - создание условий для формирования способности ребёнка к обучению, овладения им различными бытовыми и социальными навыками через возможность включения его в какую-либо деятельность.

Задачи, реализуемые программой

-развитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций;

-развитие коммуникативных умений;

-развитие графических действий;

-активизация познавательной деятельности и речи.

Форма проводимой работы

Данная программа предполагает проведение занятий в индивидуальном режиме.

Длительность программы

Общая нагрузка составляет 11 часов в неделю (374 часа в год).

Способы взаимодействия

Данная программа предполагает тесное сотрудничество с мамой ученика.

                                             2. Содержание программы

          Содержание программы обусловлено целями и задачами коррекционно-развивающего обучения, состоянием психофизических характеристик обучающегося, «зоной актуального развития», а также резервом организма, его сохранных функций.

Темы занятий подобраны таким образом, чтобы охватывались все направления индивидуального развития воспитанника и носят комплексный воздействующий характер. Основными условиями и факторами обучения являются собственная деятельность обучающегося и сотрудничество со взрослыми (в первую очередь, - с учителем). Обучение имеет практическую направленность, предполагающую доступную деятельность (предметная, игровая и т.д.), с помощью которой осуществляется познание окружающего мира, с одной стороны, и обеспечивается использование и закрепление умений, навыков, с другой, формируется социальный опыт ребенка.

Особенность организации коррекционного процесса предполагает включение на каждом занятии коррекционных упражнений на развитие мелкой, общей моторики, массаж пальцев рук с речевым комментарием или мимическим движением, обязательными физическими паузами, зрительной и дыхательной гимнастиками. Форма обучения предполагает отработку и закрепление приобретенных навыков и умений.

Занятия планируются с учетом многократного повторения того или иного материала, постепенного включения в контекст уже освоенных умений. По мере обучения содержание материала может быть увеличено или уменьшено в зависимости от психофизического состояния обучающегося. В этом случае программа подвергается корректировке.

Содержание программы обучения и воспитания включает следующие разделы:

- чтение – 2 часа;

- письмо – 2 часа;

- арифметика – 2 часа;

- окружающий мир – 1 час;

- хозяйственно-бытовой труд  - 2 часа;

- ручной труд – 2 часа.

Режим работы

 Занятия проводится два раза в неделю, продолжительность одного занятия 15 минут.

Условия реализации программы

Для эффективного проведения данной программы необходимо отдельное помещение, необходимый набор игрушек, канцелярские товары (цветные карандаши, бумага, пластилин).

Структура занятия

1. Разминка (2-3 минуты). Включает приветствие; знакомство с темой; закрепление в практической деятельности представлений, формирующихся на предыдущих занятиях.

2. Основная часть (5 минут). Рассмотрение нового материала, закрепление на практическом материале.

3. Игровая часть (5 минут). Это обязательная часть в ходе каждого занятия и направлена на развитие мелкой моторики рук, крупных движений.

4. Итоговая часть (2-3 минуты). В этой части предполагается подведение итогов занятия.

                     

   Содержание  программы, тематический план

 по предмету чтение – 68 часов.

«Чтение» телесных и мимических движений (16 часов)

Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирование речевого дыхания.

Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц.

Показ движений взрослым и выбор учащимся игрушки, соответствующей образу. Выполнение имитационных движений учениками с ориентацией на игрушку или картинку (Кто это? Как говорит? Как идет?). 

      «Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

Например, «Беги ко мне», «Добрый зонтик», «Пальцы и ладонь», «Я грущу и улыбаюсь» и др.

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают».

 Например, «Покажи, как подметают шваброй», «Возьми карандаш, покажи, как им рисуют», «Возьми тряпку, покажи, как ею вытирают» и т. п.  Покажи, как кошка прыгает (собака лает, петух кукарекает, зайчик прыгает, медведь ходит и т. д.).

«Чтение» изображений на картинках и пиктограммах (22часа)

Упражнения с фотографией или картинкой: показ частей тела на фотографии (картинке) и на себе.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке».

Например,  у зайца есть ноги (хвост, глаза, уши и т. д.) с использованием картинок.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

Например, «Внимательно рассмотри зайца и медведя, слушай и показывай...»; «Называй, а я показываю...» (учитель показывает на уши зайца — учащийся называет их или выбирает картинку с их изображением).

Аудиальные и двигательные упражнения «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения».

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию, по отдельным деталям, по звукам, на ощупь.

      Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию учителя (два-три наиболее характерных признака). Нахождение игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, контурная картинка, картинка, нарисованная учителем для ученика, картинки, составленная из двух-четырех частей). Узнавание учеником игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.

Работа с пиктограммами из серии «Игрушки».

Знакомство с пиктограммами «кубики», «барабан», игровые действия по показу пиктограмм из серии «Игрушки» и др.

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм из серии «Игрушки».

«Аудиальное чтение»  (30 часов)

Звуки окружающей действительности (неречевые звуки).

Звуки речи. Игра «Чей голосок?».

      Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды; голоса птиц и зверей).

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка 

Слушание потешек, сказок, песенок, детских стишков. Рассматривание презентаций.

      Слушание и рассказывание сказки «Репка». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

Слушание и рассказывание сказки «Колобок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

Слушание и рассказывание сказки «Теремок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

Содержание  программы, тематический план

 по предмету письмо– 68 часов.

Упражнения для развития тонкой моторики рук (33 часа)

Упражнения на развитие движений кистей рук (сжимание, разжимание и т. п. ). Упражнения: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями с постепенным увеличением амплитуды движений в суставах и совершенствованием межанализаторного взаимодействия (в работе зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

Упражнения на формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащихся при зрительном восприятии.  

Упражнения и игры на развитие праксиса позы, например, «Коза», «Улитка», «Гнездо».

Раскрашивание готовых заготовок, штриховка предметов (вертикальная и горизонтальная);

Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

 Формирование кинетической основы движений пальцев рук в процессе выполнения упражнений для кистей рук (сжимание, разжимание по образцу, демонстрируемому учителем).

Работа со шнуровкой.

Изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек.

Изображение по образцу, по инструкции.

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики.

Упражнения с природным материалом.

Например, «Наполняем банку желудями», «Сортируем шишки — еловые и сосновые по корзинкам», и т. п.

«Рисуночное письмо» (9 часов)

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка простыми, цветными карандашами, шариковыми ручками, фломастерами.

По внутренним трафаретам рисование фломастерами, карандашами на альбомных листах бумаги округлых предметов и закрашивание с помощью учителя (мяч, неваляшка, светофор).

Рисование красками, используя приемы примакивания (трава, заборчик, листочки) и касания кончиком кисти («В доме зажглись огни», «Горошки на платье», «Распустились листочки»).

Составление узоров из точек и мазков на полоске.

«Письменные упражнения» (23 часа)

-  «Письмо»  линий пальцем на манке, песке.

-  «Письмо» на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

(выполнение различных заданий)

-  «Письмо»  вертикальных линий разной длины.

-  «Письмо»  вертикальных линий от начальной точки.

-  «Письмо»  горизонтальных линий.

-  «Письмо»  горизонтальных линий по начальной точке разной длины.

Например, «Покати мяч по дорожке и т. д.

- «Письмо» вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).

-  Произвольное «письмо»  наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

-  «Письмо»  прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки («Солнышко»).

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

-  «Письмо»  вертикальных и горизонтальных линий по заданию учителя.

 «Нарисуй линии такого же цвета»; «Нарисуй линии другого цвета».

Ритмические упражнения (3 часа)

- Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

Намочить палец в воде — поставить пальцем точку на бумаге и т. д. по словесной инструкции учителя (при необходимости речевая инструкция сопровождается жестовой) рисовать.

- Письмо точек пальцем под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

Письмо точек пальцем на манке или песке, фломастерами, маркерами на листе бумаги под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

Содержание  программы, тематический план

 по предмету арифметика – 68 часов.

Количественные представления (22часа)

           Основные цвета.   Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета.

           Понятие о количестве: много, мало, один.

           Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

           Объединение одинаковых по цвету, величине, форме предметов в различные множества (один-много, много-мало). 

Объединение предметов в различные множества (на дочисловом уровне), ориентируясь на признак цвета (красный и желтый), форму (шар, квадрат, круг), величину  (большой - маленький) предметов.

          Выполнение различных действий: один — много хлопков, и т. п., совместно с взрослым, подражая действиям учителя.

          Действия, направленные на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков и т. д. по словесной инструкции).

         Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета. 

Педагог учит детей прикасаться к каждому предмету или картинке последовательно пальцем, подготавливая детей к последовательному пересчету количества предметов.

         Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без пересчета путём наложения и приложения.

        Закрепление материала по теме «Количественные представления».

Представления о форме (17 часов)

            Представления о форме:(шар)круг. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

            Прокатывание предметов круглой формы по поверхности.

 Прокатывание предметов круглой формы по полу, по столу, по желобку (шары, мячи, клубки и т. п.).

            Обводка по трафаретам, штриховка круга, называние и показ.

            Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, форму, величину.

             Выделение формы:  квадрат.  Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

             Обводка по трафаретам, штриховка квадрата, называние и показ.

             Группировка предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, величину и форму.

Выделение формы (шар), круг, квадрат. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур.  Игры с плоскостным конструктором.

Закрепление материала по теме «представления о форме».

Представления о величине (12 часов)

Понятие о величине: большой – маленький. Штриховка предметов различной величины.

           Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине, используя приемы наложения и приложения.

           Выделение больших - маленьких предметов  в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

          Например, большая кукла — маленькая кукла; большой гриб — маленький гриб; пройти через большие ворота; поставить маленькую машину в маленький гараж, а большую машину — в большой гараж; собрать игрушки в большую корзину, прикрепить прицепки к большому - маленькому кругу, прикрепить прищепки к краям большой корзины и краям маленькой корзины, вложить большие втулки в большие пазы, а маленький втулки — в маленькие пазы и т. п.

          Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на величину предметов.

Раскрашивание, штриховка  изображения различной величины.

Закрепление материала по теме «представления о величине».

            При формировании представлений о величине педагог обязательно предлагает детям как минимум два предмета с целью дать им об относительности величины на наглядном уровне. Представления о величине уточняются, закрепляются в процессе различных наблюдений, дидактических игр и игровых упражнений.

          Представления о пространстве (9 часов)

Представления о пространстве: показ на себе основных частей тела и лица.

(Руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.)

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле крупного размера.

По мере формирования представлений педагог предлагает учащимся куклы меньшего размера, мягкие игрушки: кота, собаку, медведя и т. п.

Пространственные представления: верх – низ,  вверху – внизу,  вперед – назад.

Перемещение различных игрушек вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции.

Ориентирование относительно своего тела: впереди, позади, рядом.

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

 Упражнения выполняются по подражанию, действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции (поднять руки, вытянуть их вперед, поднять одну руку и т. п.). Перемещение в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно. В процессе формирования пространственных представлений учитель обращает внимание на сопровождение действий детей речью или жестовыми указаниями.

Закрепление материала по теме «представления о пространстве».

Временные представления (8 часов)

Временные представления: узнавание, называние  и изображение с помощью имитационных действий  простейших явлений погоды.

Узнавание и называние простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, идет снег) в процессе наблюдений за изменениями в природе. Изображение соответствующих явлений природы с помощью имитационных действий: холодно — нахмуриться и сжаться, тепло — улыбнуться, потянуться вверх и раскрыть руки, как бы подставляя их солнцу, дождь — имитационные движения пальцами рук по поверхности пола или стола и сопровождение словами: «кап-кап» и т. п.

            Временные представления: солнце и луна (день и ночь).Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

            Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток.

 (По подражанию действиям взрослых, по образцу, а по возможности, и по словесной инструкции).

           Закрепление материала по теме «Временные представления ».

Содержание  программы, тематический план по предмету

окружающий мир - 34 часа.

Я — в школе (3 часа)

      Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними. Знакомство с пиктограммами.

Мои игрушки (4 часа)

Мои игрушки. Предметные игры с игрушками.

 Усложнение содержания игр с любимыми игрушками, с образными игрушками. Задания на узнавание новых игрушек по описанию. Показ картинки по названию.

Мои игрушки. Обучающие игры с реальными предметами, с предметами – заместителями.

Игры с последующей ориентацией на обыгрывание их (вместе с учителем) в ролевых играх. Проигрывание вместе с учащимся простых сюжетов (две цепочки связанных по смыслу игровых действий) с образными игрушками и игровыми аналогами реальных предметов (кукольная одежда, игрушечная посуда, и др.). Называние (показ) картинки с изображением соответствующего предмета.

Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы».

Например, помогает мишке выбрать корзинку нужного размера для большого количества шишек; выбирает теплую шапку для куклы, собирающейся на «прогулку» и т. п. Побуждение учащихся объяснить свои действия с помощью вербальных и невербальных средств общения (вместе с учителем).

Одежда и обувь (4 часа)

   Одежда. Уход за одеждой. Работа с пиктограммами.

   Обувь. Уход за обувью. Работа с пиктограммами.

Материал для изучения: пальто, платье, фартук, рубашка, пиджак, брюки, кофта; ботинки, тапочки, туфли, сапоги, валенки, калоши.

Сад и огород (4 часа)

    Огород: морковь, лук. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

    Сад: яблоко, груша. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу. Работа с пиктограммами: «морковь», «лук»; «яблоко», «груша».

Моя семья (2 часа)

Моя семья. Беседа о маме.

Совместное с учащимся рассматривание фотографий, беседа о его семье (мама, бабушка, тётя).

Занятия с пиктограммами «мама», «ребенок», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

Явления природы  (8 часов)

Признаки осени.  Наблюдения за погодой.

Зима. Признаки зимы.

Весна.  Признаки весны.

Экскурсии в парк: признаки осени, зимы. Сбор природных материалов.

Экскурсии в парк: наблюдения за сезонными  изменениями  в природе весной.

Осень (солнце светит редко, дождь, пасмурно).Зима (холодно, снег, лёд, мороз).Весна (потепление, сосульки, снег и лёд тают).

Ежедневные наблюдения за погодой (идёт дождь, снег). Уточнение представлений учащегося о дожде, каплях, снеге и снежинках и их изображении на картинках и рисунках.

Мир животных (9 часов) 

     Домашние животные: кошка; собака. Внешний вид (голова, лапы, хвост). Питание.

Знакомство с пиктограммами «собака», «кошка».

Птицы: голубь. Внешний вид (голова, две ноги, два крыла, хвост).

Чтение литературных произведений о домашних животных и птицах (потешки, стихи). Игровые упражнения на узнавание животных и птиц по их объемным и плоскостным моделям, показ пиктограмм.

     Имитационные игры, игры на звукоподражание (гав-гав и т. п.), игры, отражающие жизнь домашних животных и птиц.

Содержание  программы, тематический план по предмету

хозяйственно - бытовой труд и развитие навыков самообслуживания- 68 часов.

Гигиена тела (уход за собой) (10 часов)

Части тела человека. Упражнения в показе частей тела.

Голова (глаза, уши, нос, щеки, рот, губы, язык, зубы, волосы). Туловище (плечи, грудь, живот, спина). Руки (локти, ладонь, пальцы, ногти), левая и правая рука. Ноги (колени, стопа, пальцы, ногти), левая и правая нога. Показ частей тела (своего, на кукле, на рисунке, обводка контуров собственного тела, показ и закрашивание его частей по просьбе педагога) по словесной инструкции («Покажи...»).

Предметы личной гигиены (мыло, мыльница и т. д.), их названия и назначение. Символы, обозначающие предметы индивидуального пользования.

Изучение реальных предметов быта (полотенце, мыльница с мылом, зубная щетка в футляре и др.). Ввод символов, обозначающих принадлежащие ребенку предметы индивидуального пользования.

Основные гигиенические правила по уходу за частями тела. Упражнения по уходу за частями тела.

Обучение умениям мытья рук. Засучивание рукавов, открывание кранов, регулирование напора и температуры воды, взятие мыла, смачивание кистей рук и мыла, намыливание ладоней, возвращение мыла в мыльницу, намыливание тыльной стороны кистей рук, смывание мыла, закрывание кранов с последовательно возрастающей самостоятельностью.

Мытье лица (по аналогии с мытьем рук).

Использование полотенца. Нахождение собственного полотенца на вешалке (по символу на бирке), взятие полотенца, вытирание лица и рук развернутым полотенцем, возвращение полотенца на вешалку с последовательно возрастающей самостоятельностью.

Расчесывание волос. Распознавание разных расчесок, собственной расчески. Наблюдения за расчесыванием перед зеркалом. Помощь действиям взрослого при расчесывании, расчесывание волос с постепенно возрастающей самостоятельностью.

Чистка зубов. Распознавание зубной щетки среди щеток другого назначения (для чистки одежды, обуви), распознавание собственной зубной щетки. Наблюдения за чисткой зубов перед зеркалом. Взятие и держание щетки, выдавливание на щетку зубной пасты, выполнение совмещенных и самостоятельных действий в процессе чистки зубов. Ополаскивание рта.

Закрепление материала по теме: «Гигиена тела».

Прием пищи (уход за предметами пищи)  (25 часов)

Предметы посуды. Чайная посуда.

Практическая работа: мытье чайной посуды.

Изучение реальных предметов посуды: их осматривание, ощупывание, выбор из ряда других реальных предметов, по картинкам, называние наиболее часто используемых предметов посуды. При мытье посуды используется реальная посуда (пластмассовая) в процессе дидактических игр.

Продукты питания: рассматривание, проба на вкус, выбор из ряда других предметов.

Продукты питания: соотнесение реальных предметов с картинками.

 Изучение некоторых наиболее часто употребляемых детьми реальных продуктов питания, например хлеб, батон, молоко, масло, сыр, яблоко и др. Рассматривание, проба на вкус, выбор из ряда других реальных продуктов, узнавание по картинкам некоторых продуктов питания и кулинарных блюд.

Игровые упражнения, связанные с использованием предметов посуды, продуктов питания, уборки со стола.

Упражнения в использовании ложки и вилки, салфетки, в наливании из небольшого кувшина в чашку (стакан) негорячей жидкости, в насыпании, накладывании и размешивании в чашке с жидкостью сахара с последовательно возрастающей самостоятельностью (на уроках выполняются в качестве игровых). Применяются реальные предметы, возможно использование одноразовых пластмассовых тарелок, вилок, ложек, чашек.

Упаковки. Рассматривание, ощупывание, определение содержимого по внешнему виду упаковки, называния упаковок

Изучение различных упаковок (бутылка, банка, пакет, коробка, пачка).

Упражнения в открывании упаковок и извлекание содержимого.

Открывание упаковок с выполнением развязывания узелков, отрывания и отрезания тонкой бумаги, фольги с помощью взрослого и самостоятельно (в игровой ситуации) и извлекание содержимого (например, распаковать пачку печенья, глазированный сырок, коробочку с йогуртом, пачку масла, плавленый сыр и др.).

Закрепление навыков приема пищи,  и соблюдения гигиенических требований при приеме пищи.

Раздевание и одевание (уход за предметами быта) (33 часа)

Предметы одежды: их осматривание, ощупывание, различие; соотнесение реальных предметов с картинками.

Изучение наиболее часто встречающихся предметов одежды и обуви: их осматривание, ощупывание, выбор из ряда других реальных предметов, нахождение своих предметов одежды и обуви, соотнесение с картинками.

Застежки, используемые в одежде. Тренировочные упражнения в расстегивании и застегивании застежек.

Принятие помощи взрослого в использовании недостаточно освоенных застежек (разъемных молний, пряжек, липучек, пуговиц).

 Раздевание и одевание  куклы в определенной последовательности.

Самостоятельное раздевание и одевание с использованием застежек.

Раздевание и одевание  выполняется с постепенно возрастающей самостоятельностью.

 Упражнения в развешивании одежды, складывание снятой одежды.

Развешивание одежды (на спинке стула, на крючки, на вешалках) с постепенно возрастающей самостоятельностью. Складывание снятой одежды.

Предметы обуви: их осматривание, ощупывание, различие; соотнесение реальных предметов с картинками.

Тренировочные упражнения в расстегивании и застегивании застежек, выполнении шнуровки на специальных рамках.

Обувь. Практическое занятие. Закрепление  навыка обувания и снятия обуви.

Закрепление навыков связанных с одеванием и раздеванием предметов одежды и обуви.

Содержание  программы, тематический план

по предмету ручной труд- 34 часа

Работа с бумагой (42 часа):

-  аппликация из бумаги в полосе, круге, квадрате (изготовление простейшего геометрического орнамента из квадратов,  кругов двух цветов): кружочки, поясок, коврик, тарелочка.

-  аппликация из 2-3 готовых деталей: флажок, яблоня (украшение изделия «яблоками – кружками»), елочка (украшение изделия «игрушками – кружками»), снеговик.

-  аппликация из кусочков бумаги: дерево осенью, облака, ручеек, дорожка.

-  аппликация  из бумажных комочков: яблоко, апельсин, груша.  

-  аппликация из готовых деталей: грибная полянка, салфетка для мамы (украшение готового изделия цветами и лепестками из бумаги), полянка из цветов, бусы.

-  игрушки из полос бумаги: цепочка из двух разноцветных полос. игрушки из полос бумаги.

Работа с пластилином (10 часов):

-  выполнение аппликации способом размазывания пластилина по картону: гриб, морковь, груша, тучка и дождик.

-  заполнение готового изделия мелкими шариками из пластилина: воздушный шарик, мячик.

Работа с нитками (13 часов):

-  сортировка ниток по цвету;

-  наматывание ниток на катушку,  картон, клубок.

Работа с природным материалом (3 часа):

- аппликация из сухих листьев: листопад;

-  аппликация из арбузных семечек: дорожка к домику.

Ручной труд- 68 часов

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1-2

Аппликация из бумаги в полосе: изготовление простейшего геометрического орнамента из  кругов  двух цветов.

2

3

 Гриб. Выполнение аппликации способом размазывания пластилина по картону.

1

4-5

Аппликация из бумаги в полосе: изготовление простейшего геометрического орнамента из  квадратов двух цветов.

2

6

Морковь. Выполнение аппликации способом размазывания пластилина по картону.

1

7-9

Воздушный шарик. Заполнение готового изделия мелкими шариками из пластилина.

3

10

Яблоня. Аппликация из 2-3 готовых деталей (украшение изделия «яблоками – кружками»).

1

11-12

Сортировка ниток по цвету.

2

13-15

Работа с нитками: наматывание ниток на катушку,  картон.

3

16-17

Яблоко.  Аппликация  из бумажных комочков.

2

18

Листопад. Аппликация из сухих листьев;

1

19-21

Апельсин.  Аппликация  из бумажных комочков.

3

22-24

Дерево осенью. Аппликация из кусочков бумаги.

3

25-27

Работа с нитками: наматывание ниток на катушку,  картон.

3

28-29

Грибная полянка. Аппликация из готовых деталей.

2

30-32

Игрушки из полос бумаги: цепочка из двух разноцветных полос.

3

33-34

Дорожка к домику. Аппликация из сухих арбузных семечек.

2

35-36

Елочка. Аппликация из 2-3 готовых деталей, украшение изделия «игрушками – кружками».

2

37

Снеговик. Аппликация из 2-3 готовых деталей.

1

38

Поясок.  Аппликация из бумаги в полосе (изготовление геометрического орнамента из  квадратов  двух цветов).

1

39

Груша. Выполнение аппликации способом размазывания пластилина по картону.

1

40-42

Облака. Аппликация из кусочков бумаги.

3

43-45

Работа с нитками: наматывание ниток на катушку,  картон, клубок.

3

46

Салфетка для мамы (украшение готового изделия цветами и лепестками из бумаги).

1

47-48

Тарелочка. Аппликация из бумаги в круге, (изготовление простейшего геометрического орнамента).

2

49-50

Коврик. Аппликация из бумаги в квадрате, (изготовление простейшего геометрического орнамента).

2

51-52

Груша.  Аппликация  из бумажных комочков.

2

53-55

Ручеек. Аппликация из кусочков бумаги.

3

56

Флажок. Аппликация из 2-3 готовых деталей.

1

57-59

 Мячик. Заполнение готового изделия мелкими шариками из пластилина.

3

60-62

Дорожка. Аппликация из кусочков бумаги.

3

63-64

Полянка из цветов. Аппликация из готовых деталей.

2

65

Бусы. Аппликация из готовых деталей.

1

66

Тучка и дождик.  Выполнение аппликации способом размазывания пластилина по картону.

1

67-68

Работа с нитками: наматывание ниток на катушку,  картон.

2

Письмо

 68часов

№п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1-2

Упражнения на развитие движений кистей рук (сжимание, разжимание и т. п.).

2

3-4

Упражнения на формирование кинестетической основы движений пальцев рук учащегося при зрительном восприятии.

2

5-7

Упражнения с природным материалом.

3

8-11

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики.

4

12-14

Изображение предметов и геометрических форм с помощью палочек.

3

15-17

Работа со шнуровкой.

3

18-19

Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев («пальчиковая гимнастика»).

2

20

Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

1

21

Письмо точек пальцем под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя.

1

22- 23

«Письмо»  линий пальцем на манке, песке.

2

24- 25

«Письмо»   на нелинованной бумаге линий в различном направлении.

2

26 - 27

«Письмо» вертикальных линий разной длины.

2

28 - 30

«Письмо» вертикальных линий от начальной точки.

3

31- 32

«Письмо» горизонтальных линий.

2

33

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка карандашами, ручками, фломастерами.

1

34-35

«Письмо» горизонтальных линий по начальной точке

разной длины.

2

36

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка карандашами, ручками, фломастерами.

1

37-38

«Письмо» вертикальных и горизонтальных линий по двум точкам («Лестница», «Забор»).

2

39

Практические упражнения с трафаретами: обводка и штриховка карандашами, ручками, фломастерами.

1

40-41

Произвольное «письмо» наклонных линий в разных направлениях («Ветки дерева»).

2

42-43

«Письмо» прямых наклонных линий в разных направлениях из одной начальной точки ( «Солнышко»).

2

44-45

Рисование красками, используя приемы примакивания (трава, заборчик, листочки).

2

46-48

Раскрашивание готовых заготовок.

3

49-51

Штриховка предметов (вертикальная и горизонтальная).

3

52

Рисование красками, используя приемы касания кончиком кисти ( «Распустились листочки»).

1

53

Рисование красками, используя приемы касания кончиком кисти ( «Горошки на платье»).

1

54

Составление узоров из точек и мазков на полоске.

1

55

Ритмичное рисование мокрым пальцем на цветной бумаге.

1

56-57

Работа со шнуровкой.

2

58-59

Составление узоров из крупной и мелкой мозаики.

2

60-61

Дорисовывание предметов знакомыми линиями.

2

62-63

«Письмо» вертикальных и горизонтальных линий по заданию учителя.

2

64-65

Раскрашивание готовых заготовок.

2

66-67

Штриховка предметов (вертикальная и горизонтальная).

2

68

Составление узоров из точек и мазков на полоске.

1

Арифметика

68 часов

№ п/п

                                                  Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Представления о пространстве: показ на себе основных частей тела и лица.

1

2

Нахождение, показ, а по возможности, и называние основных частей тела и лица на кукле крупного размера.

1

3

Ориентирование относительно своего тела: впереди, позади, рядом.

1

4

Пространственные представления: верх – низ,  вверху – внизу.

1

5

Пространственные представления: вперед – назад.

1

6

Игровые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела.

1

7-8

Основные цвета.Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета.

2

9-10

Понятие о величине: большой - маленький. Штриховка предметов различной величины.

2

11-12

Игровые упражнения на сопоставление двух объектов по величине, используя приемы наложения и приложения.

2

13

Выделение «больших - маленьких» предметов в различных игровых ситуациях, в конструктивной деятельности.

1

14-15

Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на величину предметов.

2

16-17

Раскрашивание, штриховка  изображений различной величины.

2

18

Представления о форме:(шар)круг.

Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

1

19

Прокатывание предметов круглой формы по поверхности.

1

20-21

Обводка по трафаретам, штриховка круга, называние и показ.

2

22-23

Объединение предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, форму, величину.

2

24

Выделение формы:  квадрат.  Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

1

25-26

Обводка по трафаретам, штриховка квадрата, называние и показ.

2

27-28

Группировка предметов в различные множества, ориентируясь на признак цвета, величину и форму.

2

29

Нахождение соответствующих отверстий для плоскостных и объемных фигур. Игры с плоскостным конструктором.

1

30-31

Выделение формы (шар),круг, квадрат. Отбор по образцу и по названию в играх и упражнениях.

2

32-33

Понятие о количестве: много, мало, один.

2

34-35

Выделение одного предмета из множества и группировка предметов в единое множество (много предметов).

2

36

Объединение одинаковых по цвету предметов в раличные множества (один-много, много-мало).

1

37

Выполнение различных действий: один — много хлопков, и т. п., совместно с взрослым, подражая действиям учителя.

1

38

Действия, направленные на тактильный и слуховой счет (один — много хлопков и т. д. по словесной инструкции).

1

39

Объединение одинаковых по величине предметов в различные множества (один-много, много-мало).

1

40

Объединение одинаковых по форме, цвету предметов в различные множества (один-много, много-мало).

1

41-43

Объединение одинаковых по форме, цвету и величине предметов в различные множества (один-много, много-мало).

3

44-45

Соотнесение отдельных единиц множества с пальцами, другими предметами без пересчета.

2

46-47

Соотнесение предметов по количеству в пределах 5 без пересчета путём наложения и приложения.

2

48-49

Временные представления: узнавание, называние  и изображение с помощью имитационных действий  простейших явлений погоды.

2

50-51

Временные представления: солнце и луна (день и ночь).

Узнавание солнца и луны в природе и по иллюстрациям.

2

52-53

Имитация действий, соответствующих действиям людей, животных и растений в разные части суток.

2

54-56

Закрепление материала по теме «Представления о пространстве».

3

57-59

Закрепление материала по теме «Представления о величине».

3

60-62

Закрепление материала по теме «Представления о форме»

3

63-66

Закрепление материала по теме «Количественные представления».

4

67-68

Закрепление материала по теме «Временные представления ».

2

Хозяйственно - бытовой труд и развитие навыков самообслуживания

68 часов

Тема урока.

Кол. Часов.

Дата

Гигиена тела

1-2

Части тела человека. Упражнения в показе частей тела.

2

3-4

Предметы личной гигиены (мыло, мыльница и т. д.), их названия и назначение.

2

5-6

Предметы личной гигиены. Символы, обозначающие предметы индивидуального пользования.

2

7-8

 Основные гигиенические правила  по уходу за частями тела. Упражнения по уходу  за частями тела.

2

9-10

Закрепление материала по теме: « Гигиена тела».

2

Одевание и раздевание (уход за предметами быта)

11-12

Предметы одежды: их осматривание, ощупывание, различие.

2

13-14

Предметы одежды: соотнесение реальных предметов с картинками.

2

15-20

Застежки, используемые в одежде. Тренировочные упражнения в расстегивании и застегивании застежек.

6

21-24

Раздевание и одевание куклы в определенной последовательности.

4

25-27

Самостоятельное раздевание и одевание с использованием застежек.

3

28-29

Упражнения в развешивании одежды, складывание снятой одежды.

2

30-31

Предметы обуви: их осматривание, ощупывание, различие.

2

32-33

Предметы обуви: соотнесение реальных предметов с картинками.

2

34-39

Тренировочные упражнения в расстегивании и застегивании застежек, выполнении шнуровки на специальных рамках.

6

40-41

Обувь. Практическое занятие. Закрепление  навыка обувания и снятия обуви.

2

42-43

Закрепление навыков связанных с одеванием и раздеванием предметов одежды и обуви.

2

Приема пищи (уход за предметами быта).

44-46

Предметы посуды. Чайная посуда.

3

47-49

Практическая работа: Мытье чайной посуды.

3

50-52

Продукты питания: рассматривании, проба на вкус, выбор из ряда других предметов.

3

53-55

Продукты питания: соотнесение реальных предметов с картинками.

3

56-59

Игровые упражнения, связанные с использованием предметов посуды, продуктов питания, уборки со стола.

4

60-61

Упаковки.  Рассматривание, ощупывание, определение содержимого по внешнему виду, называния упаковок.

2

62-66

Упражнения в открывании упаковок и извлекание содержимого.

5

67-68

Закрепление навыков приема пищи,  и соблюдения гигиенических требований при приеме пищи.

2

Календарно - тематическое планирование уроков:

Чтение

68 часов

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата

1 – 2.

Упражнения по подражанию на движения мимической мускулатуры.

2

3 – 4.

Игры и упражнения на подвижность органов артикуляции и формирование речевого дыхания.

2

5-8

Игры-имитации на передачу в движении образов животных и птиц

4

9-12

«Чтение» движений в подвижных играх и играх-импровизациях.

4

13-16

Двигательные упражнения типа «Покажи, как это делают»

4

17 – 19

Упражнения с фотографией или картинкой: показ частей тела на фотографии (картинке) и на себе.

3

20 – 22.

Знакомство с пиктограммами «рот», «ноги», «плакать», «есть».

3

23– 24.

Аудиальные и визуальные упражнения «Слушай и показывай на картинке»

2

25 – 26.

Визуальные и аудиальные упражнения с игрушками и картинками.

2

27-29

Аудиальные и двигательные упражнения  «Слушай и делай вместе со мной», «Слушай и выполняй движения».

3

30- 32

Игровые ситуации на узнавание игрушки по описанию  по отдельным деталям, по звукам, на ощупь.

3

33- 35

Работа с пиктограммами из серии «Игрушки».

3

36- 38

Ситуационные упражнения с использованием пиктограмм  из серии «Игрушки».

3

39 - 40

Звуки окружающей действительности (неречевые звуки).

2

41 - 43

Развитие речевого слуха. Звуки речи. Игра «Чей голосок?»

3

44 – 45.

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (шум дождя, шум воды).

2

46– 47

Слушание аудиокассет и узнавание разнообразных звуков (голоса птиц и зверей).

2

48 – 49

Слушание звучания музыкальных инструментов и узнавание их: свистулька, барабан, дудочка.

2

50 – 52.

Слушание потешек. Рассматривание презентаций.

3

53 – 55.

Слушание сказок. Рассматривание презентаций.

3

56 – 58

Слушание песенок. Рассматривание презентаций.

3

59 – 61

Слушание детских стишков. Рассматривание презентаций.

3

62 -63

Слушание и рассказывание сказки «Репка». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

2

64 -65

Слушание и рассказывание сказки «Колобок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

2

66 - 68

Слушание и рассказывание сказки «Теремок». Драматизация сказки с помощью настольного театра.

3

Окружающий мир

34 часа

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

1

Учебные вещи и их назначение. Обращение с ними.

1

2-3

Учебные вещи и их назначение. Знакомство с пиктограммами.

2

4

Мои игрушки. Предметные игры с игрушками.

1

5

Задания на узнавание новых игрушек по описанию. Показ картинки по названию.

1

6

Мои игрушки.Обучающие игры с реальными предметами, с предметами – заместителями.

1

7

Образовательные ситуации на взаимодействие с игровыми персонажами, в ходе которых учащийся «решает» их «проблемы».

1

8-9

Признаки осени. Наблюдения за погодой.

2

10

Экскурсия в парк: Признаки осени.  Сбор природного материала.

1

11

Огород: морковь, лук. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

1

12

Огород: морковь, лук. Работа с пиктограммами: «морковь», «лук».

1

13

Сад: яблоко, груша. Название. Различие по цвету, форме, величине, вкусу.

1

14

Сад: яблоко, груша. Работа с пиктограммами: «яблоко», «груша».

1

15-16

Зима. Признаки зимы.

2

17

Экскурсия в парк: признаки зимы.

1

18

Одежда. Уход за одеждой.

1

19

Одежда. Работа с пиктограммами.

1

20

Обувь. Уход за обувью.

1

21

Обувь. Работа с пиктограммами.

1

22

Моя семья.  Беседа о маме.

1

23

Занятия с пиктограммами «мама», «ребенок», «бабушка». Соотнесение пиктограмм с фотографиями.

1

24-25

Домашние животные: кошка.  Внешний вид. Питание. Знакомство с пиктограммой«кошка».

2

26-27

Домашние животные: собака.   Внешний вид. Питание. Знакомство с пиктограммой «собака».

2

28-29

Птицы: голубь.  Внешний вид.

2

30

Весна. Признаки весны.

1

31

Экскурсия в парк: наблюдения за сезонными изменениями в

1

32

Чтение потешек, стихов о домашних животных и птицах.

1

33

Игровые упражнения на узнавание животных  и птиц по их объемным и плоскостным моделям, показ пиктограмм.

1

34

Имитационные игры на звукоподражание, игры, отражающие жизнь домашних животных и птиц.

1

Государственное областное бюджетное образовательное учреждение

 для детей, нуждающихся в психолого-педагогической

и медико-социальной помощи,

центр психолого-медико-социального сопровождения №17.

Согласовано

___________ Малахова И. В.

Руководитель МО учителей

«____» ____________2013г.

Календарно – тематическое планирование

индивидуального обучения

ученицы 9 класса Севостьяновой Татьяны

(2013 – 2014 учебный год)

Составлено учителем

Юдиной Т. Н.

Шимск 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая (адаптированная) программа для учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью 8 класс

Рабочая адаптированная  программа  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  8 класса   детализирует и раскрывает содержание общего образования  для О...

Проект "Дни музыки" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Дом, в котором я живу" (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Б...

Проект "Красота нам всем нужна" 10й год обучения (программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева)

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мир животных» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Проект «Мой город» (по программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под ред. Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. - СПб.) 10й год обучения

      Проект разработан на основе адаптированной программы: Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Лип...

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» составлена на основе Программы обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.1 класс

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения ...