Рабочая программа по риторике
рабочая программа на тему
Рабочая программа по риторике 5-9 классы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_ritorike_5-9_kl.doc | 388 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6 села Архангельского
Буденновского района»
«Согласовано» Руководитель ШМО _____________/____________/ ФИО Протокол № ___ от «__»__________201_г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №6 с. Архангельского» _____________/____________/ ФИО «__»____________201___г. | «Утверждаю» Директор МОУ «СОШ №6 с. Архангельского» _____________/ Н.П.Иванова/ ФИО Приказ № ___ от «__»__________201_г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Клюшниковой Ольги Дмитриевны
Ф.И.О., категория
по__риторике в 5-9 классах
Предмет, класс и т.п.
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № ____
от «___»_августа_2013 г.
2012 - 2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по риторике для 5-9 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также «Программы по риторике» Т.А.Ладыженской, приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные
программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
Основная задача риторики - формирование такой личности, которая, могла бы, владея определенным запасом информации, сориентироваться в конкретной речевой ситуации, построить свое высказывание в соответствии с этой ситуацией, в том числе со своим замыслом, коммуникативным намерением и т.д. Значит, этим умениям надо специально учить.
Если основная цель курса риторики — обучать эффективному общению, то школьная риторика — предмет с четко выраженной практической направленностью, где большая часть времени выделяется на
формирование риторических умений, большое место занимают так называемые инструментальные знания о способах деятельности (типа инструкций, конкретных рекомендаций и т.д. Например, «Как слушать собеседника», «Правила для говорящего» и т.д.). Понятийный аппарат, его отбор и интерпретация, также подчинен прагматической установке курса.
Главное внимание уделяется формированию риторических умений двух типов:
- первые (У—1) связаны с умением анализировать и оценивать общение (например, степень его эффективности, корректность поведения, уровень владения языком);
- вторые (У—2) — с умением общаться — в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», когда оценивается умение ориентироваться в ситуации, например, учитывать адресата, аудиторию; формулировать свое коммуникативное намерение; определять свои неудачи и промахи и т.п.
Задачи курса школьной риторики - вызвать у учеников размышления о том, - что такое взаимопонимание, контакт между людьми;
- как важно владеть словом в современном мире,
- какое бесценное богатство риторика.
Эти размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составят основу для формирования у выпускников школы взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность. Поэтому в разработанную нами программу мы включаем такой компонент, как риторические идеи. Следует отметить, что этот компонент вводится в школьные программы впервые. Нам представляется такой подход принципиально важным — в частности, для гуманитарных предметов, которые должны вносить особый вклад в духовное развитие подрастающего поколения.
Для разработки рабочей программы использована программа Т.А. Ладыженской, так как данная программа позволяет строить учебный процесс в соответствии с особенностями класса, личными особенностями учителя и велением времени.
Предлагаемый курс школьной риторики направлен на формирование коммуникативных (риторических) умений. Этот практикоориентированный предмет выполняет важный социальный заказ — учит успешному общению, то есть взаимодействию людей в самых различных сферах деятельности.
Современная школьная риторика учитывает достижения лингвистической науки (в частности, лингвистики текста), психологии восприятия и порождения речи, теории общения и других смежных наук. Вместе с тем современная школьная риторика — самостоятельный учебный предмет. У этого предмета свои задачи — обучение умелой, искусной, а точнее — эффективной речи. Поэтому в центре риторики — обучение эффективному общению, общающийся человек.
Характеристика программы
В разработанной программе можно выделить два смысловых блока:
- первый — «Общение», — соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей риторикой;
- второй — «Речевые жанры», — соотносящийся с так называемой частной риторикой, которая в учебниках ХУШ—ХIХ вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры».
Краткая характеристика содержания каждого из блоков.
Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением; о видах общения (по различным основаниям); о коммуникативных качествах речи (правильность, богатство, точность, выразительность и т.д.), речевой коммуникативной ситуации, ее компонентах (кто, кому, почему, зачем, где, когда, как), на основе чего у детей постепенно формируется привычка и умение ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении.
Основные понятийные компоненты первого блока: общение, речевая (коммуникативная) ситуация, виды общения; речевой этикет, риторические этапы подготовки текста; риторические фигуры, качества речи и т.д.
Второй блок — «Речевые жанры» — дает представление о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности; о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. В этом блоке центральное понятие — речевой жанр, т.е. текст определенной коммуникативной направленности. Имеются в виду не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр приказа, просьбы, заявления, аннотации, хроники и т.д. В процессе обучения раскрывается своеобразие жанров, их разнообразие, а также синтез жанров (например, репортаж с элементами интервью, просьба с элементами комплимента). Важно, чтобы ученики использовали этот жанровый потенциал при создании своих текстов. Так осуществляется подход к творчеству.
Итак, основные понятийные компоненты второго блока: речевые жанры, их структурно-смысловые и стилевые особенности.
В программу каждого класса включены компоненты и первого, и второго блока, предусмотрена их взаимосвязь. Как правило, вопросы первого блока рассматриваются в динамике, с углублением и развитием от класса к классу (по ступенчатому принципу), на примере конкретных речевых жанров.
В предлагаемой программе приведены формулировки некоторых из риторических идей, которые, безусловно, нужно рассматривать как примерные возможные (по существу и по форме). Например: Твоя речь — бесценное богатство — овладей им! По речи узнают человека. (Пословица)
Умей благодарить и быть благодарным. (ВА. Сухомлинский) На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово — что дать напиться. (Н. Рыленков)
Представляется, что такой компонент программы учитель должен сам уточнять, корректировать, дополнять — в соответствии с особенностями коллектива, своими личными особенностями и велением времени.
Структура программы для каждого класса выглядит так:
- вначале формулируются идеи (которые должны быть осмыслены к концу обучения в каждом классе),
- затем конкретные умения, формируемые на основе понятийных и инструментальных знаний.
Риторический анализ формирует группу умений У—1. Он предполагает обсуждение компонентов речевой ситуации (где, что, кому, зачем и т.д.). Вторая группа более сложных вопросов:
• что сказал говорящий (пишущий);
• что хотел сказать (написать);
• что сказал (написал) ненамеренно.
Учебники риторики для 1—9-го классов созданы авторским коллективом под руководством Т.А. Ладыженской (Издательский дом «Ювента»; Издательство «Баласс»). Учебники для 1—9-го классов утверждены Министерством образования и науки Российской Федерации.
Календарно-тематическое планирование
по риторике в 5 классе
Дата | Корректировка даты | № уро ка | Количество ча сов | Тема урока | Название раздела, параграфа | Примечание |
1 | 1 | Что значит общаться? Собеседники, партнёры, коммуникаторы… | Общение. Что значит общаться? А вместе мы называемся так… | С.6-19 | ||
2 | 1 | Коммуникативная задача. | Ваша коммуникативная задача. | С.20-25 | ||
3 | 1 | Межличностное, групповое, массовое. | Виды общения Один – немного – много. | С.26-29 | ||
4 | 1 | Словесное и несловесное общение. | Словесное и несловесное общение. | С.30-37 | ||
5 | 1 | Мимика, жесты. | Словесное и несловесное общение. | С.30-37 | ||
6 | 1 | Твой голос. | Твой голос. Подышим? Подышим! | С.38-46 | ||
7 | 1 | Речь без ошибок | Речь правильная и хорошая. Речь без ошибок. | С.52-59 | ||
8 | 1 | Речь богатая и бедная. | Чья речь богаче? | С.60-67 | ||
9 | 1 | Что такое точность речи? Фактическая и речевая точность. Приблизительно и точно. У кого речь точнее? | Говорите и пишите точно. | С.68-79 | ||
10 | 1 | Три способа правки. | Учимся писать – редактировать. Зачеркните ненужное (лишнее)! Замените – подпишите нужное. Включите недостающее! Дополните! | С.80-87 | ||
11 | 1 | Вежливая речь и вежливое поведение. Вежливо – невежливо – грубо. | Будьте вежливы! Что вы знаете о вежливости? | С.88-92 | ||
12 | 1 | Просить – умолять – клянчить. Просить – требовать – командовать. | Просить – умолять – клянчить. | С.93-101 | ||
13 | 1 | Вежливый отказ. | Вежливый отказ. | С.102-112 | ||
14 | 1 | Слышать – слушать – понимать. | Учимся слушать Слышать – слушать – внимать. | С.113-119 | ||
15 | 1 | Основные способы слушания. Кто и как слушает. | Кто и как слушает. | С.120-122 | ||
16 | 1 | Два основных правила слушания. | Правила для собеседования. | С.123-130 | ||
17 | 1 | Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? | Учимся читать Чтение – вот лучшее учение. Умеем ли мы читать? | С.131-138 | ||
18 | 1 | Общение с текстом. | Чтоб вершки не хватать. | С.139-150 | ||
19 | 1 | Что такое текст? | Речевые жанры Текст. В мире текстов. | С.4-9 | ||
20 | 1 | Тема, основная мысль, микротема, ключевые слова, части текста. Типы заголовков. | Тема – микротема. | С.10-16 С.17-20 | ||
21 | 1 | Необычный текст. | Визитная карточка. Текст о тексте. | С.20-27 | ||
22 | 1 | Понятие о пересказе? | Вторичные тексты Когда быть вторым совсем не обидно. Пересказы, пересказы… | С.28-35 | ||
23 | 1 | Перескажи подробно. | Перескажи подробно. | С.36-42 | ||
24 | 1 | Перескажи кратко. Исключаем подробности. Учимся обобщать. | Коротко, да ясно. | С.43-50 | ||
25 | 1 | Что такое комплимент? Лесть и льстивые слова. | Давайте говорить друг другу комплименты. Что такое комплименты? Комплимент комплименту – рознь. Похвала или похвальба. | С.51-60 | ||
26 | 1 | Что такое объявление? Где? Когда? | Объявление Что? Где? Когда? О чём ещё может сказать объявление? Секреты устных объявлений. | С.61-74 | ||
27 | 1 | Секреты устных объявлений. Письменные объявления. | Глашатаи и зазывалы. Приглашаем посмотреть, побывать, развлечься. | С.75-84 | ||
28 | 1 | Понятие о рассказе. Анализ рассказов. Мы учимся рассказывать. | Рассказы Что такое рассказ? | С.85-88 | ||
29 | 1 | Структурные части рассказа. | Как строить рассказ. | С.89-94 | ||
30 | 1 | Невыдуманные рассказы. | Кому как надо рассказывать. Запиши свой рассказ. | С.96-99 | ||
31 | 1 | Что такое спор. Правила спора. | Спор Спорить или ссориться? | С.99-108 | ||
32 | 1 | Сказочная страна, её особенности. | Сказки и притчи Сказочная страна | С.109-114 | ||
33 | 1 | Сказочные действия, герои, язык. | Волшебный мир сказки. Помогите сказочным героям. | С.114-129 | ||
34 | 1 | Сочини свою сказку. | Конкурс на лучшего сказочника. | С.126-129 | ||
35 | 1 | Мои первые воспоминания. Моя родословная. | Мои первые воспоминания. Мать и отец. Моя родословная. | С.130-136 |
Содержание тем учебного курса
ОБЩЕНИЕ
Общение.
Общение. Адресат – кто он? Содержание речи. Слово ритора меняет ход истории.
Виды общения. Официальное – неофициальное общение. Классное собрание.
Несловесное общение. Великая сила голоса. Учим голос «летать». Жесты помогают общаться. Уместные и неуместные жесты.
Будь вежлив. Вежливое обращение. Похвальное слово.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид общения (по месту общения).
Оценивать соответствие выбранного вида общения речевой ситуации.
Оценивать, характеризовать голос товарища, персонажа.
Осмысливать различия в оттенках вежливости, в том, что такое истинная вежливость.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Речевая деятельность.
Слушание. Слушание бывает разным. Установка на восприятие. Способы и приемы слушания.
Требования к уровню подготовки:
Определять, в какой мере соблюдаются правила для слушающего.
Определять способы и приемы слушания.
Критически оценивать слушание собеседников.
Контрольные мероприятия: устное выступление, продолжение рассказа, выразительное чтение
Говорение.
Побеседуем. Беседа, ее особенности. Дружеская беседа.
Учимся отвечать. Разные ответы. Как важно начать. Развернутый ответ. Основная часть. Конец – делу венец.
Требования к уровню подготовки:
Находить коммуникативные недочеты.
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в устной и письменной речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Чтение.
Учимся читать. Учимся читать учебный текст. Ознакомительное чтение.
Требования к уровню подготовки:
Определять вид чтения.
Контрольные мероприятия: выразительное чтение
Качества речи.
Речь правильная и хорошая. Клише, штампы. Находки.
Требования к уровню подготовки:
Находить отклонения от норм в устной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Определять коэффициент лексического богатства речи.
Определять нарушения в точности речи.
Контрольные мероприятия: устное выступление
Письмо.
Учимся редактировать. Редактирование изучаемых речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Различать условные обозначения коммуникативных нарушений.
Находить отклонения от норм в письменной речи.
Искоренять ошибки в своей собственной речи.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ
Тексты и речевые жанры.
Что значит изобретать речь. Топ определение. Разные речевые жанры. Характеристика речевых жанров.
Требования к уровню подготовки:
Создавать текст пересказа в соответствии с поставленной речевой задачей.
Контрольные мероприятия: мини-сочинение
Вторичные тексты.
Понятие об аннотации. Аннотации бывают разными. Предисловие. Отзыв.
Требования к уровню подготовки:
Составлять аннотацию.
Контрольные мероприятия: аннотация.
Рассказы.
Автор – рассказчик – герой рассказа. Услышанный рассказ. Выдуманные истории.
Требования к уровню подготовки:
Пересказать услышанный рассказ.
Придумывать истории и рассказывать их.
Контрольные мероприятия: письменный пересказ, устный рассказ.
Спор.
Как управлять спором. Если ты – ведущий.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами вежливости в ситуации спорта.
Сказки и притчи.
Понятие о притче. Уместность ее использования.
Требования к уровню подготовки:
Рассказывать притчи.
Контрольные мероприятия: сочинение-притча.
Личное письмо.
Особенности писем. Письмо – поздравление. Письмо – просьба и т.д.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами письма.
Интервью.
Особенности интервью. Как подготовиться к интервью.
Требования к уровню подготовки:
Овладеть этикетными средствами ведения интервью.
Вести интервью.
Контрольные мероприятия: интервью.
Основные умения (два типа):
Первый тип (У-1). Умение анализировать и оценивать общение, в частности:
- степень эффективности общения;
- уровень владения языком;
- корректность поведения.
Второй тип (У-2). Умение общаться – как минимум в пределах, обозначенных в блоке «Речевые жанры», в частности, умения:
- ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата (аудиторию);
- формулировать явно (вслух-письменно) или для себя (неявно) своё коммуникативное намерение;
- определять свои коммуникативные удачи-неудачи-промахи.
Календарно-тематическое планирование
6 класс
Дата | Коррек тировка даты | № урока | Тема урока | Задание на дом |
1 | Проверьте себя. | |||
2 | Общение. | |||
3,4 | Виды общения. | |||
5 | Обращение. | |||
6,7 | Великая сила голоса. | |||
8 | Жесты помогают общаться. | |||
9,10 | Виды речевой деятельности. | |||
11,12 | Учимся слушать информационную речь. | |||
13,14 | Беседа. | |||
15 | Можно ли управлять спором? | |||
16,17 | Учимся читать учебную книгу. | |||
18,19 | Учимся отвечать. | |||
20 | Изобретаем речь. | |||
21 | Речевые жанры. | |||
22 | Вторичные тексты. | |||
23 | Аннотация. | |||
24 | Предисловие. Отзыв. Щтампы и находки. | |||
25 | Личное письмо. | |||
26 | Дневниковые записи. | |||
27 | Похвальное слово. | |||
28,29 | Интервью. | |||
30,31 | Красна речь с притчею. | |||
32 | Классное собрание. | |||
33 | Бывальщины. | |||
34 | Слово ритора изменяет ход истории. | |||
35 | Заключительный урок. | |||
Содержание тем курса
5 класс | 6 класс |
Общение | |
Что значит общаться. | Адресат — кто он? Содержание речи. |
Собеседники, партнеры, коммуни канты. | Слово ритора меняет ход истории. |
Коммуникативная задача. | |
Виды общения | |
Межличностное, групповое, массовое общение. | Официальное – неофициальное общение |
Словесное и несловесное общение. | Классное собрание |
Несловесное общение | |
Твой голос. | Великая сила голоса. |
Мимика, жесты. | Учим голос «летать». |
Жесты помогают общаться. | |
Уместные и неуместные жесты. | |
Учимся слушать | |
Слышать — слушать — понимать. | Слушание бывает разным. |
Кто и как слушает. | Установка на восприятие. |
Два основных правила слушания. | Способы и приемы слушания. |
Побеседуем | |
Беседа, ее особенности. дружеская беседа. | |
Учимся отвечать | |
Разные ответы. | |
Как важно начать | |
Развернутый ответ. | |
Основная часть. | |
Конец — делу венец. Учимся читать | |
Чтение — вот лучшее учение. | Учимся читать учебный текст. |
Умеем ли мы читать? | Ознакомительное чтение. |
«Чтоб вершки не хватать». | |
Речь правильная и хорошая | |
Речь без ошибок. | Клише, штампы. |
Чья речь богаче? | Находки. |
Говори-пиши точно. | |
Учимся редактировать | |
Зачеркни ненужное. | Редактирование изучаемых речевых жанров. |
Замени — надпиши нужное. | |
Включи недостающее (дополни). | |
Будь вежлив | |
Просить – умолять - клянчить | Вежливое обращение |
Вежливый отказ. | Похвальное слово. |
Что такое комплимент. | |
Лесть – льстивые слова | |
Тексты и речевые жанры | |
Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста. | Что значит изобретать речь. |
Топ определения | |
Разные речевые жанры. | |
Характеристика речевых жанров. | |
Вторичные тексты | |
Понятие о пересказе. | Понятие об аннотации |
Перескажи подробно. | Аннотации бывают разные. |
Перескажи кратко | Предисловие. |
Отзыв. | |
Объявления | |
Что? Где? Когда? | |
Секреты устных объявлений. | |
Письменные объявления. | |
Рассказы | |
Что такое рассказ. | Автор – рассказчик – герой рассказа. |
Как строится рассказ. | Услышанный рассказ. |
Невыдуманные рассказы | Невыдуманные истории. |
Спор | |
Что такое спор | Как управлять спором. |
Правила спора | Если ты – ведущий. |
Сказки и притчи | |
Сказочная страна, её особенности. | Понятие о притче. |
Сказочные действия, герои, язык. | Уместность её использования |
Сочини свою сказку. | |
Личное письмо | |
Особенности писем | |
Письмо-поздравление | |
Письмо – просьба. | |
Интервью | |
Особенности интервью. | |
Как подготовиться к интервью. |
Календарно-тематическое планирование
7 класс
Дата | Корректи ровка даты | № уро ка | Кол- во ча сов | Тема урока | Домашнее задание |
1 | 1 | Общение. Модель речевой ситуации. Компоненты: Где? Когда мы общаемся? | Стр.28-35 | ||
2 | 1 | Виды общения. Личное – публичное, их особенности. | Стр. 47-51 | ||
3 | 1 | Вежливое возражение. Как вежливо возразить? | Стр.59-63 | ||
4 | 1 | Подружимся с голосом. Несловесные средства. Что мешает голосу «летать». Совершенствуем свой голос. | Стр.76-82 | ||
5 | 1 | Жесты вместе с мимикой. Помощники слова: взгляд, улыбка. | Стр.93-98 | ||
6 | 1 | Учимся отвечать. Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. | Стр.116-119 | ||
7 | 1 | От души посоветовать. Советы бывают разные. | Стр.128-132 | ||
8 | 1 | Качества речи. Коммуникативные качества речи. Уместность. | Стр.147-150 | ||
9 | 1 | Я – редактор. Этапы редактирования. Культура цитирования. | Стр.158-166 | ||
10 | 1 | Учимся читать учебную литературу. Изучающее чтение (учебная литература). | Стр.179-188 | ||
11-13 | 3 | Урок-практикум. Изучающее чтение (учебная литература). | Стр.196 | ||
14-15 | 2 | Урок-практикум. Учимся говорить и писать. | |||
16 | 1 | Изобретение. Все в мире состоит из частей. | |||
17 | 1 | Заголовок. Заголовки вокруг нас. | |||
18-19 | 2 | Необычные тексты. Фотография + слово? Оглянись на детство. | |||
20-21 | 1 | Коллективный дневник. «Голубые альбомы». Учимся писать летопись класса. | |||
22-23 | 2 | Чужая речь в моём тексте. Для чего нужна цитата? | |||
24-25 | 2 | От отзыва к рецензии. Рецензия на сочинение товарища. | |||
26 | 1 | Деловой стиль. | |||
27-28 | 2 | Учимся спорить. Тезис. Аргумент. | |||
29-30 | 2 | Газетная информация. Информационные газетные жанры. Хроника. Заметка. | |||
31-32 | 2 | Репортаж. | |||
| 33 | 1 | Уроки житейской мудрости. Притча. | ||
34-35 | 2 | Итоговый урок. Итоговые задания. |
Календарно-тематическое планирование по риторике в 8 классе
Дата | Корректировка даты | № уро ка | Количество ча сов | Тема урока | Примечание |
1 | 1 | Повторение изученного по риторике. Проверьте себя. | С.9 | ||
Общение. | |||||
2,3 | 2 | Коммуникативные промахи, неудачи, ошибки и их причины. Речевая разминка. | С.12 | ||
Виды общения. | |||||
4,5 | 2 | Общение контактное - дистантное, их особенности, жанры. Речевая разминка. | С.28 | ||
6,7 | 2 | Подготовленная и неподготовленная устная речь. | С.40 | ||
8 | 1 | Приёмы подготовки устной речи. | С.52 | ||
Несловесные средства. | |||||
9 | 1 | Послушаем свой голос. Голосовой сценарий. Подружимся с голосом. | С.60 | ||
10 | 1 | Поза, её коммуникативное значение. | С.76 | ||
11 | 1 | «Говорящие» жесты, мимика, позы на рисунках и картинках. | С.80 | ||
12 | 1 | Молчание – золото. | С.88 | ||
Учимся отвечать. | |||||
13,14 | 2 | Сравнительная характеристика. | С.92-107 | ||
15 | 1 | Инструктивная речь. | С.108 | ||
16, 17 | 2 | Группировка и классификация (обобщающее высказывание). | С.115 | ||
Качества речи. | |||||
18 | 1 | Выразительность – особое качество речи. | С.124-134 | ||
Учимся читать учебную информацию. | |||||
19 | 1 | Что помогает осознать и запомнить прочитанное. | С.150 | ||
20 | 1 | Тезисы, конспекты учебного текста. | С.153 | ||
21, 22 | 2 | Реферат как вид текста. | С.268 | ||
23 | 1 | Этапы подготовки текста. | Ч.2-я С.7 | ||
24 | 1 | Утешение | С.135, ч.1 | ||
Речевые жанры. Личное официальное письмо. | |||||
25 | 1 | Личное официальное письмо. | С.77 | ||
26 | 1 | Отчёт о работе. | С.94 | ||
Биографическое повествование | |||||
27 | 1 | Биография и автобиография. Протокол. | С.167 С.96 | ||
Учимся спорить. | |||||
28 | 1 | Способы доказательства. | С.36 | ||
29 | 1 | Как строится аргументированный текст. | С.40 | ||
Вторичные тексты | |||||
30 | 1 | Что такое инсценировка. | С.55 | ||
Необычные тексты | |||||
31 | 1 | История фотографии. | С.71 | ||
Бытовые жанры | |||||
32 | 1 | Похвальное слово. Комплимент как речевой жанр. | С.113 | ||
33 | 1 | Характеристика. Застольное слово. | С.134, С.119 | ||
Газетные жанры | |||||
34 | 1 | Газетные жанры. Портретный очерк, его особенности. Тексты «с чужого голоса». | С.147 С.160 |
Календарно-тематическое планирование по риторике
в 9 классе
Дата | Корректировка даты | № уро ка | Количество ча сов | Тема урока | Примечание |
1 | 1 | Проверьте себя | с.8,12 | ||
Зачем нужна риторика? | |||||
2 | 1 | Зачем нужна риторика? Общая и частная риторика. Профессионально-ориентированные риторики | с.15,18 | ||
Загадки трёх «К» | |||||
3 | 1 | Точки опоры успешного общения. Первое «К» - контакт. | с.26, 28 | ||
4 | 1 | Второе «К» - коммуникативность. Третье «К» - коммуникабельность. Общение ли это? | с.32,34,36 | ||
Риторика уважения | |||||
5 | 1 | Этика – этикет – речевой этикет. Сигналы риторики уважения. | с.44,47 | ||
6 | 1 | Разговорные мелочи. Как поступить? | с.53,54 | ||
Голос – «одежда» нашей речи. | |||||
7 | 1 | По песне и голос. | с.56, 60 | ||
8 | 1 | За работу, мой голос. | с. 64 | ||
Риторические фигуры | |||||
9 | 1 | Вспоминаем изученное. «Новый поворот». | с.70, 72, | ||
10 | 1 | Что такое риторические фигуры? Риторическое обращение и восклицание. | с. 74, 77 | ||
11 | 1 | Антитеза. Риторическое сравнение. Структура риторического сравнения. Подведём итоги. | 81, 83, 84 | ||
12 | 1 | Публичная речь. Роды, виды, жанры. | с.93 | ||
Устные информативные жанры. | |||||
13 | 1 | Реферативное сообщение. | с.101 | ||
14, 15, 16 | 3 | Сообщение, доклад. Отбор информации (этап изобретения). Как расположить материал ( этап расположения). Говорите выразительно, доходчиво, живо (этап выражения). Готовимся выступать (этап произнесения). | с.106,108 112, 117 119 | ||
Ораторская речь | |||||
17 | 1 | Какую речь называют ораторской. Условия успеха. | с.125, 129 | ||
18 | 1 | Части ораторской речи. Виды ораторской речи. | с.134, 136 | ||
Экскурсионная речь | |||||
19 | 1 | Экскурсионная речь и виды общения. Когда мы бываем экскурсоводами. Экскурсионная речь как речевой жанр. | с.144,145 | ||
20 | 1 | Советы экскурсоводу и экскурсантам. | с.148 | ||
Дискуссия как жанр риторики | |||||
21 | 1 | Такие разные , разные споры. Диспут, полемика, дебаты. | с.155, 159 | ||
22 | 1 | Дискуссионная речь. Речь и приёмы ведущего дискуссию. | с.162, 163 | ||
23 | 1 | Речь и приёмы участников дискуссии. Непозволительные приёмы. | с.167, 172 | ||
Автобиографическое повествование | |||||
24 | 1 | Познай самого себя. Деловая автобиография. | с.179, 180 | ||
25 | 1 | Автобиография. Коммуникативная установка. Адресат. Адресант. | с.184,185,188 | ||
26 | 1 | Время в автобиографии. Разные лики «Я». | с.191,193 | ||
Путевой очерк. | |||||
27 | 1 | Первое знакомство. Заголовок. Собираем факты, думаем, размышляем | с.197,199, 200 | ||
28 | 1 | Выдумка и домысел. Подлинная правда жизни. | с.201,203 | ||
29 | 1 | Язык и стиль. Создание путевого очерка – это труд и творчество. | С.204,208 | ||
А-нек-дот! Ну да, анекдот! | |||||
30,31 | 2 | Какие бывают анекдоты? Что смешного в анекдоте? Анекдот и анекдотическая ситуация. Анекдот хорош к месту. Мой анекдот. | с.215, 216,217,221, 229 | ||
32 | 1 | Сказки с языковой начинкой. Сказочный эталон. Лингвистический герой. В сказочной лаборатории. | с.235,242 | ||
33 | 1 | Риторика и современные информационные технологии. | с.253-269 | ||
34 | 1 | Подведём итоги. | с.269-271 |
Содержание тем курса
7 класс | 8 класс | 9 класс |
Общение | ||
Модель речевой ситуации. | Предтекстовые этапы (риторические действия, этапы подготовки к высказыванию): | Виды риторик: общая и частная; теоретическая и практическая. |
Компоненты: Где? |
| Профессионально ориентированные риторики. |
Когда мы общаемся? | 4)запоминание; | |
5)произнесение. | ||
Коммуникативные промахи, неудачи , ошибки. | Контакт. | |
Причины коммуникативных неудач и ошибок. | Коммуникабельность. | |
Развитие самоконтроля. | Самооценка коммуникабельности. | |
Эффективность речи (критерии). | ||
Виды общения | ||
Личное – публичное и их особенности | Контактное – дисконтактное общение, их особенности. | |
Подготовленная – частично подготовленная – неподготовленная речь. | ||
Несловесные средства | ||
Что мешает голосу «летать» | Послушаем свой голос. | Голос – одежда нашей речи. |
Совершенствуем свой голос. | Голосовой сценарий. | |
Помощники слова: взгляд, улыбка. | Составляем для себя голосовой сценарий. | |
Поза, её коммуникативное значение. | ||
Говорящие жесты, мимика, позы на рисунках и картинках. | ||
Молчание – золото? | ||
Устная речь | ||
Типы информации: логическая и эмоциональная; фактуальная; концептуальная. | Особенности устной речи. | Стили публичного общения. |
Ситуативность, избыточность. | Взаимопроникновение стилей. | |
Сегментация; паузы обдумывания, колебания, повторы и т.д. | ||
Приёмы подготовки. | ||
Учимся отвечать | ||
Разновидности ответов. Определение, правила, описательная характеристика. | Инструктивная речь. | Ответ на экзаменах. |
Сравнительная характеристика. | ||
Группировка и классификация (обобщающее высказывание). | ||
Качества речи | ||
Коммуникативные качества речи. Уместность. | Качества речи. | Развитие основных риторичеких качеств речи. |
Выразительная речь. | ||
Учимся читать учебную литературу | ||
Изучающее чтение (учебная литература). | Выписки. Приёмы осмысления учебного текста. Конспекты, тезисы учебного текста. | Речь и средства массовой информации. |
Реферативное сообщение. | ||
Реферат (письменный). | ||
Риторика уважения | ||
Знакомство. | Утешение. | Этикет в наше время. |
Совет. | Правила хорошего тона. | |
Вежливое возражение. | ||
Редактирование | ||
Этапы редактирования. | Лингвистические словари. | Компьютер и редактирование. |
Культура цитирования. | Словарная статья. | |
Речевые жанры | ||
Личное письмо в газету, журнал (публицистического стиля). | Личное официальное письмо (с запросом информации, с благодарностью и т.д.). | Роды, виды, жанры. |
Особенности делового стиля. | Отчёт о работе кружка. | Деловые бумаги (тексты жёсткой структуры и тексты полужёсткой структуры). |
Заявление. | Автобиография. | |
Объяснительная записка. | Протокол. | |
Публичная речь | ||
Разновидности ораторской речи: эпидейктическая, совещательная, судебная. | Информационная речь: её разновидности. | Экскурсионная речь. |
Риторические фигуры. | ||
Учимся спорить | ||
Тезисы и аргументы. | Способы доказательств. | |
Типы вопросов (уточняющие позицию, побуждающие к откровенности, проблемные). | Как строится аргументативный текст. | Диспут. |
Культура спора. | Выражение согласия. | Дебаты. |
Констатация сказанного оппонентам. | Полемика. | |
Культура выражения несогласия. | Дискуссия. | |
Вторичные тексты | ||
Отзыв. | Инсценировка. | Рецензия на новую книгу для детей младшего возраста. |
Рецензия на сочинение товарища. | ||
Необычные (поликодовые) тексты | ||
Понятие о поликодовом тексте, его особенностях. | История фотографии (снимка). Языковая связь текста с фотографией. | Газетные зарисовки с фотографиями. |
Прецедентные тексты | ||
Чужая речь в тексте. | Понятие о прецедентных текстах. | Способы введения прецедентных текстов. |
Бытовые жанры | ||
Беседа и разговор. | Характеристика. Похвальное торжественное слово. Застольное слово. | Автобиографическое повествование. Анекдот. |
Газетные жанры | ||
Хроника. | Портретный очерк, его особенности. | Путевой очерк. |
Заметка. | ||
Репортаж. |
Требования к уровню подготовки учащихся
- . Умение анализировать и оценивать общение и речь, уметь общаться, а именно:
- ·умело вести в разных ситуациях общение, быть талантливым собеседником
- видеть свою коммуникативную задачу, свое коммуникативное намерение
- ·отличать правильную речь от хорошей, видеть нарушение нормы, ошибки в речи и недочеты, уметь различать произносительные нормы, лексические, грамматические
- уметь редактировать чужой и свой тексты ( убирать лишнее, включать недостающее, заменять неудачное выражение)
- уметь правильно читать, слышать и слушать собеседника, говорить комплименты
- Умение создавать тексты, речевые жанры, а именно:
- уметь пользоваться схемой построения рассказа, создавать свой рассказ, выделять в своем рассказе основные компоненты построения
- уметь выделять в теме – микротемы
- уметь составлять объявления, афиши, визитные карточки
- уметь создавать сказку, используя основные сказочные действия, сказочный язык
- Умение работать над своим звукопроизношением, речевым дыханием.
Прогнозируемые результаты
Умения и навыки:
- анализировать и оценивать общение, его эффективность, уровень вледения языком, корректность поведения в общении;
- общаться, ориентироваться в ситуации общения, учитывать адресата, определять свои коммуникативные удачи – неудачи – промахи;
- различать виды общения;
- понимать, в чем заключается вежливое поведение,
- слушать и слышать;
- различных видов чтения;
- править неграмотно составленный текст;
- пользоваться правильной, хорошей речью;
Знать и понимать:
- Что такое текст;
- сильные позиции текста;
- вторичные тексты;
- деловая речь;
- речь художественная;
- речь разговорная.
Учебно – методическое обеспечение
- Образовательная система – «Школа 2100». Школьная риторика 5, 6, 7, 8, 9 класс. Под редакцией Т.А.Ладыженской. в 2 книгах
Баласс. Ювента. – М.: 2006.
- Школьная риторика. 5, 6. 7 , 8. 9 класс. Методические рекомендации / Под ред. Т.А. Ладыженской – М., 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по риторике для 7 класса
Рабочая программа включает в себя пояснитльную записку и развёрнутое календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по риторике.8 класс.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования Ладыженской Т.А.Рассчитана на 34ч+1ч резерв. Включает пояснительную записку, планирование....
Рабочая программа по риторике 1 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 1 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 2 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 2 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 3 класс
Рабочая программа по курсу "Риторика" для 3 класса ОС "Школа 2100"...
Рабочая программа по риторике 7 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения 7 класс...
Рабочая программа по риторике 6 класс
Рабочая программа курса "Речь и культура общения" для 6 класса...