РИТМИКА.
рабочая программа (7 класс) на тему
Программа для 7-9 классов специальной (коррекционной) школы.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов: упражнения на ориентировку в пространстве; -ритмико-гимнастические упражнения; упражнения с детскими музыкальными инструментами; игры под музыку; танцевальные упражнения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmika_obrabotana.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Р И Т М И К А
пояснительная записка
На уроках ритмики дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движения.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа, Эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.
Задания на самостоятельный выбор движений соответствующий мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений. Материал в программе расположен по степени усложнения увеличения объема знаний и сведений.
Программа по ритмике состоит из пяти разделов:
- упражнения на ориентировку в пространстве;
-ритмико-гимнастические упражнения;
- упражнения с детскими музыкальными инструментами;
- игры под музыку;
- танцевальные упражнения.
На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел разное количество времени, имея в виду , что в начале и в конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Упражнения на ориентировку в пространстве должны входить составным элементом в каждый урок и являются его организующим началом. Задания этого раздела преследуют задачу научить детей строится в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага.
Упражнения выполняются под команду учителя, что воспитывает умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения являются начальным этапом урока, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие, внутренне и внешне организовать группу, обеспечить нормальную работу.
Ритмико–гимнастические упражнения способствуют выработке необходимых музыкально- двигательных навыков. Раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног. Недопустимо разучивание упражнений без музыки, под счет. Учитель может вести счет в начале выполнения упражнений, но одновременно с музыкальным сопровождением, а заканчивать упражнения учащиеся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыки. Вместе с тем не следует превращать урок в зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально- ритмическому образу.
В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых умственно отсталым детям, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения связанные с координацией и с ритмом.
Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот , от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой. Возбудимым учащимся следует давать упражнения с успокаивающей лирической мелодией.
7 класс
Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми дети познакомились в I—VI классах. Учим ритмичной ходьбе по одному друг за другом, парами, тройками с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно. Учим детей двигаться за ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный шаг, мягкий, пружинистый шаг, по диагонали и по заранее определенному маршруту с разметкой на полу (с помощью предметов); активизируем внимание детей и побуждаем следить за изменением направления движения, сохраняя ровную колонну? Цепочку, круг; положение туловища — обе руки держатся за плечи или талию предыдущего ученика. Продолжаем учить детей становиться в пару, круг, колонну, шеренгу после свободного движения, из статичного положения, выполнять перестроения.
Продолжаем учить детей выполнять наклоны, прыжки, полуприседания, махи руками с предметами (флажками, цветами, венками, мячами, лентами и др.)
Учить детей по возможности согласовывать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, передавать игровые образы различного характера, исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений, пытаться выразительно передавать характерные элементы музыкально – игровые образы.
Учить детей пляскам, состоящих из знакомых движений.
Упражнения на ориентировку в пространстве.
Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный шаг, мягкий, пружинистый шаг. Совершенствование навыка бега: легкий бег, устремленный, непринужденный бег с более активной работой ступни, неторопливый танцевальный бег. Прыжки: подпрыгивание на двух ногах исполняется с большим или меньшим отскоком от пола,
Пространственные построения и перестроения: колонна, цепочка, круг.
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения.
Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.
Упражнения на координацию движений: «С отставанием на один счет».
Упражнения на расслабление с речевым сопровождением: «Кулачки», «Олени», «Шарик», «Пружинки», «Штанга»,«Кораблик» и т.д.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментов одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).
Упражнения на детских музыкальных инструментах: погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки, треугольник, пианино. Выполнение простых ритмических рисунков, по возможности простых песен. Различение тембра детских музыкальных инструментов.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
Танцевальные движения
Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца: русский хороводный шаг, русский переменный шаг, дробный шаг, притопы, шаг с притопом на месте, танцевальный шаг.
Танцевальный репертуар.
- «Полька-мазурка» - Отрывок А.Гурилев
- «Песенка жнецов» - Альбом для юношества Р.Шуман. Соч. 68,№18
- «Зеркало» - Русская народная песня Обработка М. Раухвергера
- «Круговая пляска» - Русская народная мелодия Обработка С. Разоренова
- «На лошадке» - Сергей и Екатерина Железновы
- «У дедушки» - Сергей и Екатерина Железновы
- «Паровозик» - Сергей и Екатерина Железновы
- «Медвежонок идет в гости». Музыка М.Раухвергера.
- «Бабушка, цветы и дети». Музыка: Белорусская народная мелодия.
- «Игра с игрушками». Музыка: Чешская народная мелодия, обработка И. Гойды.
- «Лошади в конюшне». Музыка М Раухвергера.
- «Будет дом». Музыка Т.Шутенко, слова В.Кукловской
- «Курочка, цыплята и собачка». Музыка А.Кориневской
- «Медвежонок спрятался». Музыка И.Кишко, слова В. Кукловской
8 класс
Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми дети познакомились в I—VII классах. Учим ритмичной ходьбе по одному друг за другом, парами, тройками с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно. Учим детей двигаться в колонне за ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) под музыку различного характера (быстро, медленно); положение туловища — обе руки держатся за плечи или талию предыдущего ученика.
Учим выстраиваться в шеренгу; ходить в шеренге (вперед, назад) с использованием наглядных опорных схем (флажков, кубов, игрушек и др.); по очереди поворачиваться направо и налево, перестаиваться в колонну и обратно; по музыкальному или речевому сигналу изменять направление движения.
Учим выполнять движения (руки вверх-вниз, приседания, наклоны вперед, хлопки, притопы) отдельно и в сочетании с движениями с предметами, одновременно, поочередно, по сигналу учителя, стоя по одному, в паре, круге, колонне, шеренге.
Согласовывать с музыкой следующие движения: бегать быстро, с относительно высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера. Учить ускорять и замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений. Самостоятельно начинать движение после вступления.
Выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично). Учить по возможности передавать различные игровые образы.
Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: приставной шаг - исполняется в разном характере (под марш - четко почти без сгибанвд колена; под танцевальную музыку - мягко пружиня на одной или обеих ногах, а под музыку с яркими метрическими акцентами на «раз» - с притопом).
Совершенствование навыка бега: высокий бег. Движение исполняется под четкую отрывистую музыку.
Виды прыжков: легкие поскоки (работает ступня, руки слегка двигаются одна вперед, а другая назад), галоп вперед «Лошадки».
Пространственные построения и перестроения: «Стайка», «Змейки». При простой «змейке» дети строятся в колонну, взявшись за руки, затем - не держась за руки.
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения.
«Железная дорога» (без предметов), (с лентами) и т.д.
Упражнения на координацию движений: «Средние круги», «Взмахи руками», «Маршируем» и т.д.
Упражнения на расслабления мышц: «Загораем», «Лодочка», «Солнышко и тучка», «Игра с песком» и т.д.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментах одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).
Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
Танцевальные движения:
Качалочка, па-де-баск, прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед, шаг польки. Все зависит от двигательной подготовки детей
Танцевальный репертуар:
- «Конфетки» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Русская плясовая» Обработка В. Золотарёв
- «Травушка-муравушка» Русская народная песня.
- «Карусели» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Дождик Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Тихо, куколка» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Заводная лошадка» - муз. В. Герчик.
- «Мячики». Музыка М.Сатулиной.
- «Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой.
- «Зайцы и дети». Музыка О.Гейдике.
- «Лиса и цыплята». Музыка Ю.Рожавской.
- «Дети и мотылек». Музыка И.Кишко, слова В.Кукловской
- «Кукла заболела» Музыка Сатулиной, сл. Г. Бокова
- «Вояк и серые зайчики». Музыка Т.Шутенко, слова О. Марунич
9 класс
Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми познакомились в I—VII классах. Продолжаем учить ритмичной ходьбе по одному друг за другом, парами, тройками с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно. Учим детей двигаться в колонне за ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) под музыку различного характера (с замедлением, с ускорением); положение туловища — одна рука на плече предыдущего ученика, другая на поясе или с предметом.
Продолжаем учить детей выстраиваться в одну или две шеренги друг напротив друга; ходить в шеренге (вперед, назад); поворачиваться с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно; стоя в двух шеренгах, сходиться и расходиться. Учим выполнять синхронные или поочередные движения (руки вверх-вниз, приседания, наклоны вперед, хлопки, притопы) отдельно и в сочетании с движениями с предметами, стоя по одному, в паре, круге, колонне, шеренге.Учим учащихся выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой в народных плясках и хороводах; пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.
Продолжать работу по обучению отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям
Упражнения на ориентировку в пространстве
Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: высокий шаг (нога опускается на пол с притопом; шаг небольшой, но настойчивый и решительный, соответствует характеру энергичного, громкого марша), тихая, осторожная, шаг на носках.
Совершенствование навыка бега: стремительный бег, широкий бег.
Виды прыжков: поскоки с ноги на ногу (поскоки разучивают в естественном ритме без замедления).
Пространственные построения и перестроения:
Колонна парами, шеренга, два концентрических круга (помощь учителя)
Ритмико-гимнастические упражнения
Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.
Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся на следующие группы:
- упражнения для мышц рук;
- упражнения для мышц туловища и шеи;
- упражнения для мышц ног;
-комплексные упражнения
Такие как «Самолеты» (без предметов), (с мешочками) и т.д.
Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.
Упражнения на координацию движений: «С отставанием на один счет», «Кроль» и т.д.
Упражнения на расслабление с речевым сопровождением: «Любопытная Варвара», «Дерево», «Снеговик», «Яйцо» и т.д.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами
Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментах одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).
Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле.
Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы
Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.
Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.
Танцевальные движения
Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца: полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг с припаданием, боковой галоп, шаг польки.
Танцевальный репертуар.
- «Полька» М.Балакирев.
- «Аннушка» Чешская народная песня. Обработка В.Ребикова.
- «Маленькая полька» Д.Кабалевская.
- Марш Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Солнышко Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Куколка Катюшка Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- Качели Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
- «Пляска с предметами» - муз. А. Жилинского «Детская полька».
- «Птичий двор». Музыка народная.
- «Игра с мячом», музыка А.Жилина.
- «Платочек бери». Музыка И.Козловского.
- «Игра с колокольчиками». Хорватская народная музыка.
- «Мы флажки свои поднимем». Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высотской.
- «Сапожки». Музыка А.Филипенко, слова Т.Волгиной.
- «Танец». Музыка Т.Вилькорейской, слова Т.Вилькорейской
Resource id #4070
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Парциальная программа "Танцевальная ритмика"
Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет. Срок реализации - 3 месяца. Пояснительная записка Известно, что эффективность образования детей во м...
Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии
В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....
Программа по ритмике и бальному танцу
Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....
Конспект урока по ритмике в 4кл.
методичекая разработка урока-обобщения по ритмике с использованием современных педагогических технологий (игропластика,игроритмика,психогимнастика и т.д.) ....
Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов
Данная программ не требует хореографической подготовки. По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на разделы: 1. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...
Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа
Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...
Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»
Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...