РИТМИКА.
рабочая программа (7 класс) на тему

Сочина Людмила Анатольевна

Программа для 7-9 классов специальной (коррекционной) школы. 

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:  упражнения на ориентировку в пространстве; -ритмико-гимнастические упражнения;  упражнения с детскими музыкальными инструментами;  игры под музыку;  танцевальные упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ritmika_obrabotana.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Р И Т М И К А

пояснительная записка

На уроках ритмики дети учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

 

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку осуществляется развитие представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами развивают ловкость, быстроту реакции, точность движения.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у детей подвижности пальцев, умение ощущать напряжение и расслабление мышц, соблюдать ритмичность и координацию движений рук. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер, развивают способность переживать содержание музыкального образа, Эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений.

Задания на самостоятельный выбор движений соответствующий мелодии, развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движений.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных коллективных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития детей, уровня их знаний и умений. Материал в программе расположен по степени усложнения  увеличения объема знаний и сведений.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов:

- упражнения на ориентировку в пространстве;

-ритмико-гимнастические упражнения;

- упражнения с детскими музыкальными инструментами;

- игры под музыку;

- танцевальные упражнения.

На каждом уроке осуществляется работа по всем пяти разделам в изложенной последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел разное количество времени, имея в виду , что в начале и в конце урока должны быть упражнения на снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Упражнения на ориентировку в пространстве должны входить составным элементом в каждый  урок и являются его организующим началом. Задания этого раздела преследуют задачу научить детей строится в шеренгу, колонну, цепочку, ходить по кругу, в заданном направлении, разными видами шага.

Упражнения выполняются под команду учителя, что воспитывает умение внимательно слушать, запоминать и воспроизводить задания. Так как упражнения являются начальным этапом урока, они должны создать определенный настрой и установку на дальнейшее занятие, внутренне и внешне организовать группу, обеспечить нормальную работу.

Ритмико–гимнастические упражнения способствуют выработке необходимых музыкально- двигательных навыков. Раздел включает упражнения на развитие мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног. Недопустимо разучивание упражнений без музыки, под счет. Учитель может вести счет в начале выполнения упражнений, но одновременно с музыкальным сопровождением, а заканчивать упражнения учащиеся должны самостоятельно, ориентируясь только на темп и ритм музыки. Вместе с тем не следует превращать урок в зарядку под музыку. Смена движений должна происходить одновременно со сменой музыки и соответствовать ее музыкально- ритмическому образу.

В раздел ритмико-гимнастических упражнений входят задания на выработку координации движений, крайне необходимых умственно отсталым детям, так как основным видом их деятельности будет физический труд, в котором всегда имеют место движения связанные с координацией и с ритмом.

Плохая координация движений зависит от чрезмерного возбуждения, нервозности или, наоборот , от двигательной пассивности, приводящей к вялости мышц, а также от неумения соотносить движения с музыкой. Возбудимым учащимся следует давать упражнения с успокаивающей лирической мелодией.

7 класс

Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми дети познакомились в I—VI классах. Учим ритмичной ходьбе по одному друг за другом, парами, тройками с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно. Учим детей двигаться за ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный шаг, мягкий, пружинистый шаг, по диагонали и  по  заранее  определенному  маршруту  с  разметкой  на  полу (с  помощью  предметов);  активизируем  внимание  детей  и  побуждаем следить за изменением направления движения, сохраняя  ровную  колонну? Цепочку, круг;  положение  туловища  —  обе  руки  держатся за плечи или талию предыдущего ученика. Продолжаем учить детей становиться в пару, круг, колонну, шеренгу после свободного движения, из статичного положения, выполнять перестроения.

Продолжаем учить детей выполнять наклоны, прыжки, полуприседания, махи руками с предметами (флажками, цветами, венками, мячами, лентами и др.)

Учить детей по возможности согласовывать с музыкой следующие движения: ходить легко, ритмично, передавать игровые образы различного характера, исполнять несложные пляски, самостоятельно используя элементы знакомых движений, пытаться выразительно передавать характерные элементы музыкально – игровые образы.

Учить детей пляскам, состоящих из знакомых движений.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: бодрый шаг, обыкновенный шаг, спокойный шаг, мягкий, пружинистый шаг. Совершенствование навыка бега: легкий бег, устремленный, непринужденный бег с более активной работой ступни, неторопливый танцевальный бег. Прыжки: подпрыгивание на двух ногах исполняется с большим или меньшим отскоком от пола,

Пространственные построения и перестроения: колонна, цепочка, круг.

Ритмико-гимнастические упражнения

Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.

Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие  упражнения подразделяйся  на  следующие группы:

- упражнения для мышц рук;

- упражнения для мышц туловища и шеи;

- упражнения для мышц ног;

-комплексные упражнения.

Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.

Упражнения на координацию движений: «С отставанием на один счет».

Упражнения на расслабление с речевым сопровождением: «Кулачки», «Олени», «Шарик», «Пружинки», «Штанга»,«Кораблик» и т.д.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментов одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).

Упражнения на детских музыкальных инструментах: погремушка, барабан, колокольчик, бубен, ложки, треугольник, пианино. Выполнение простых ритмических рисунков, по возможности простых песен. Различение тембра детских музыкальных инструментов.

Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы

Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.

Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.

Танцевальные движения

Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца: русский хороводный шаг, русский переменный шаг, дробный шаг, притопы, шаг с притопом на месте, танцевальный шаг.

Танцевальный репертуар.

  1. «Полька-мазурка» - Отрывок А.Гурилев
  2. «Песенка жнецов» - Альбом для юношества Р.Шуман. Соч. 68,№18
  3. «Зеркало» - Русская народная песня  Обработка М. Раухвергера
  4. «Круговая пляска» -  Русская народная мелодия Обработка С. Разоренова
  5. «На лошадке» - Сергей и Екатерина Железновы
  6. «У дедушки» - Сергей и Екатерина Железновы
  7. «Паровозик» - Сергей и Екатерина Железновы

  1. «Медвежонок идет в гости». Музыка М.Раухвергера.
  2. «Бабушка, цветы и дети». Музыка: Белорусская народная мелодия.
  3. «Игра с игрушками». Музыка: Чешская народная мелодия, обработка И. Гойды.
  4. «Лошади в конюшне». Музыка М Раухвергера.
  5. «Будет дом». Музыка Т.Шутенко, слова В.Кукловской
  6. «Курочка, цыплята и собачка». Музыка А.Кориневской
  7. «Медвежонок спрятался». Музыка И.Кишко, слова В. Кукловской

8 класс

Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми дети познакомились в I—VII классах. Учим ритмичной ходьбе по одному друг за другом, парами, тройками  с  использованием  наглядных  опорных  схем  и  самостоятельно.  Учим  детей  двигаться  в  колонне  за  ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) под музыку  различного  характера  (быстро,  медленно);  положение туловища  —  обе  руки  держатся  за  плечи  или  талию  предыдущего ученика.

Учим выстраиваться в шеренгу; ходить в шеренге (вперед, назад) с использованием наглядных опорных схем (флажков, кубов, игрушек и др.); по очереди поворачиваться направо и налево, перестаиваться в колонну и обратно; по музыкальному или речевому сигналу изменять направление движения.

Учим выполнять движения (руки вверх-вниз, приседания, наклоны вперед, хлопки, притопы) отдельно и в сочетании с движениями с предметами, одновременно, поочередно, по сигналу учителя, стоя по одному, в паре, круге, колонне, шеренге.

Согласовывать с музыкой следующие движения: бегать быстро, с относительно высоким подъемом ног, передавать игровые образы различного характера. Учить ускорять и замедлять движения, пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений. Самостоятельно начинать движение после вступления.

Выполнять движения с предметами и без них (плавно и энергично). Учить по возможности передавать различные игровые образы.

Упражнения на ориентировку в пространстве

Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: приставной шаг - исполняется в разном характере (под марш - четко почти без сгибанвд колена; под танцевальную музыку - мягко пружиня на одной или обеих ногах, а под музыку с яркими метрическими акцентами на «раз» - с притопом).

Совершенствование навыка бега: высокий бег. Движение исполняется под четкую отрывистую музыку.

Виды  прыжков: легкие поскоки (работает ступня, руки слегка двигаются одна вперед, а другая назад), галоп вперед «Лошадки».

Пространственные построения и перестроения: «Стайка», «Змейки». При простой «змейке» дети строятся в колонну, взявшись за руки, затем - не держась за руки.

Ритмико-гимнастические упражнения

Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.

Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие упражнения подразделяйся  на  следующие группы:

- упражнения для мышц рук;

- упражнения для мышц туловища и шеи;

- упражнения для мышц ног;

-комплексные упражнения.

 «Железная дорога» (без предметов),  (с лентами) и т.д.

Упражнения на координацию движений: «Средние круги», «Взмахи руками», «Маршируем» и т.д.

Упражнения на расслабления мышц: «Загораем», «Лодочка», «Солнышко и тучка», «Игра с песком» и т.д.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментах одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).

Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле.

Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы

Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.

Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.

Танцевальные движения:  

Качалочка, па-де-баск, прыжки с поочередным выбрасыванием ног вперед, шаг польки. Все зависит от двигательной подготовки детей

Танцевальный репертуар:

  1. «Конфетки» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  2. «Русская плясовая» Обработка В. Золотарёв
  3. «Травушка-муравушка» Русская народная песня.
  4. «Карусели» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  5. Дождик Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  6. «Тихо, куколка» Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  7. «Заводная лошадка» - муз. В. Герчик.
  8. «Мячики». Музыка М.Сатулиной.
  9. «Кот и мыши». Музыка Т. Ломовой.
  10. «Зайцы и дети». Музыка О.Гейдике.
  11. «Лиса и цыплята». Музыка Ю.Рожавской.
  12. «Дети и мотылек». Музыка И.Кишко, слова В.Кукловской
  13. «Кукла заболела»  Музыка Сатулиной, сл. Г. Бокова
  14. «Вояк и серые зайчики». Музыка Т.Шутенко, слова О. Марунич

9 класс

Закрепляем навыки выполнения музыкально-ритмических движений, с которыми познакомились в I—VII классах. Продолжаем  учить  ритмичной  ходьбе  по  одному  друг  за другом, парами, тройками с использованием наглядных опорных схем  и  самостоятельно.  Учим  детей  двигаться  в  колонне  за ведущим (взрослым или ребенком, стоящим первым в колонне) под музыку различного характера (с замедлением, с ускорением); положение туловища — одна рука на плече предыдущего ученика, другая на поясе или с предметом.

Продолжаем  учить  детей  выстраиваться  в  одну  или  две шеренги друг напротив друга; ходить в шеренге (вперед, назад); поворачиваться с использованием наглядных опорных схем и самостоятельно; стоя в двух шеренгах, сходиться и расходиться. Учим  выполнять  синхронные  или  поочередные  движения (руки вверх-вниз, приседания, наклоны вперед, хлопки, притопы) отдельно и в сочетании с движениями с предметами, стоя по одному, в паре, круге, колонне, шеренге.Учим учащихся выполнять следующие движения: ходить торжественно-празднично, мягко-плавно, ориентироваться в пространстве, ходить шеренгой  в народных плясках и хороводах; пытаться выразительно передавать характерные элементы знакомых движений.

Продолжать работу по обучению отмечать в движении несложный ритмический рисунок, менять движение в соответствии с музыкальными фразами; выполнять хлопки в различном ритме, учить танцевальным движениям

Упражнения на ориентировку в пространстве

Правильное исходное положение. Совершенствование навыка ходьбы: высокий шаг (нога опускается на пол с притопом; шаг небольшой, но настойчивый и решительный, соответствует характеру энергичного, громкого марша), тихая, осторожная, шаг на носках.

Совершенствование навыка бега: стремительный бег, широкий бег.

Виды  прыжков: поскоки с ноги на ногу (поскоки разучивают в естественном ритме без замедления).

Пространственные построения и перестроения:

Колонна парами, шеренга, два концентрических круга (помощь учителя)

Ритмико-гимнастические упражнения

Повторение и совершенствование ранее пройденных упражнений.

Общеразвивающие упражнения используются с целью развития «плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, формируют правильную осанку, учат детей пространственным ориентирам, прививают двигательные умения, способствуют музыкальному восприятию. Общеразвивающие  упражнения подразделяйся  на  следующие группы:

- упражнения для мышц рук;

- упражнения для мышц туловища и шеи;

- упражнения для мышц ног;

-комплексные упражнения

Такие как «Самолеты» (без предметов),  (с мешочками) и т.д.

Повторение и закрепление основных движений данных в предыдущих классах, усложняя их согласованием с движениями рук из различных исходных положений, выполняя в разном темпе.

Упражнения на координацию движений: «С отставанием на один счет», «Кроль» и т.д.

Упражнения на расслабление с речевым сопровождением: «Любопытная Варвара», «Дерево», «Снеговик», «Яйцо» и т.д.

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

        Повторение материала пройденного в предыдущих классах, закрепление освоенных навыков. Освоенные учащимися навыки игры на детских музыкальных и шумовых инструментах закрепляются, играя в оркестре. Учить извлекать на музыкальных инструментах одинаковые и разные по силе и длительности звуки. Побуждаем учащихся сравнивать звуки и давать словесное обозначение (тихий звук, громкий звук; тихо—громко; длинный звук, короткий звук).

Различение тембра детских музыкальных инструментов. Продолжать обучать детей игре в ансамбле.

Ритмические упражнения и игры под музыку, танцы

Повторение программы предыдущих классов. Развивать внимание слушать содержание произведения, его характер и средства музыкальной выразительности. В процессе обучения через игру развивать у детей связь характера движений с характером музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась, не допуская механического выполнения движений.

Выразительность и ритмичность движений должны опираться на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр закрепляет и совершенствует такие качества, как хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве.

Танцевальные движения

Повторение материала пройденного в предыдущих классах. Изучение новых элементов народного танца: полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг с припаданием, боковой галоп, шаг польки.

Танцевальный репертуар.

  1. «Полька» М.Балакирев.
  2. «Аннушка» Чешская народная песня. Обработка В.Ребикова.
  3. «Маленькая полька» Д.Кабалевская.
  4. Марш Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  5. Солнышко Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  6. Куколка Катюшка Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  7. Качели Автор: Сергей и Екатeрина Железновы
  8. «Пляска с предметами» - муз. А. Жилинского «Детская полька».
  9. «Птичий двор». Музыка народная.
  10. «Игра с мячом», музыка А.Жилина.
  11. «Платочек бери». Музыка И.Козловского.
  12. «Игра с колокольчиками». Хорватская народная музыка.
  13. «Мы флажки свои поднимем». Музыка Т.Вилькорейской, слова О.Высотской.
  14. «Сапожки». Музыка А.Филипенко, слова Т.Волгиной.
  15. «Танец». Музыка Т.Вилькорейской, слова Т.Вилькорейской

Resource id #4070

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная программа "Танцевальная ритмика"

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет. Срок реализации - 3 месяца.   Пояснительная записка Известно, что эффективность образования детей во м...

Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии

В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....

Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....

Конспект урока по ритмике в 4кл.

методичекая разработка урока-обобщения по ритмике с использованием современных педагогических технологий  (игропластика,игроритмика,психогимнастика и т.д.) ....

Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов

Данная программ не требует хореографической подготовки.  По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на  разделы: 1.    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...