Парциальная программа "Танцевальная ритмика"
рабочая программа на тему

Парциальная программа "Танцевальная ритмика" рассчитана для детей и подростков 6-17 лет.

Срок реализации - 3 месяца.

 

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс на занятиях в отделении социальной реабилитации КГ КУСО «Уссурийский СРЦН».

Воспитанники имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушение осанки, координации движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно -творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не воспитанники отделения должны адаптироваться к системе обучения  и воспитания, а программы и методы должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы  учитываются способности детей и подростков, их индивидуальные и возрастные особенности.  Парциальная программа предусматривает групповую работу, мальчики и девочки занимаются  вместе.

  Танцевальной ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 до 17 лет по одному часу в неделю.

Форма контроля определяется на усмотрение педагога. Это могут быть открытые занятия, концерты, праздники и т.д.

 

Срок реализации программы – 3 месяца

 

 

Цель программы: всестороннее  развитие  личности детей и подростков

 средствами танцевальной ритмики.

 

Задачи:

 

1.  Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию

индивидуального здоровья детей и подростков средствами двигательной активности

(коррекционная ритмика, танцевальная ритмика).

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2.Совершенствование   психомоторных   способностей:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и

координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения

согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3.Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,

расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в

движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия. 

 

Программа состоит из следующих разделов:

 

1. Коррекционная ритмика (авторские методики И. Цыпиной, М.А Давыдовой, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой)

2. Танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танца);

3. Танцевальная ритмика (авторские методики Т.А. Суворовой, И.А. Бурениной, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой, И. Алексеевой)

4. Танцевальный репертуар. 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parcialnaya_prog-mma___tancevalnaya_ritmika.rar68.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело» находятся в гармонии, необходимы меры целостного развития, укрепления и сохранения их здоровья.

Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс на занятиях в отделении социальной реабилитации КГ КУСО «Уссурийский СРЦН».

Воспитанники имеют ограниченный запас двигательных навыков, нарушение осанки, координации движений. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно -творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Каждый ребенок имеет индивидуальную форму развития и претендует на право валеологического сопровождения его индивидуального маршрута. Не воспитанники отделения должны адаптироваться к системе обучения  и воспитания, а программы и методы должны приноравливаться к ребенку и формировать у него осознанную мотивацию к получению знаний и развитию собственного здоровья.

При разработке своей программы  учитываются способности детей и подростков, их индивидуальные и возрастные особенности.  Парциальная программа предусматривает групповую работу, мальчики и девочки занимаются  вместе.

  Танцевальной ритмикой могут заниматься все физически здоровые дети, начиная с 6 до 17 лет по одному часу в неделю.

Форма контроля определяется на усмотрение педагога. Это могут быть открытые занятия, концерты, праздники и т.д.

Срок реализации программы – 3 месяца.

Цель программы:  всестороннее  развитие  личности детей и подростков

 средствами танцевальной ритмики.

Задачи:

 

1.  Укрепление здоровья:

способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

формировать правильную осанку;

содействовать профилактике плоскостопия;

создание валеологически обоснованных условий способствующих совершенствованию

индивидуального здоровья детей и подростков средствами двигательной активности

(коррекционная ритмика, танцевальная ритмика).

содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания,

кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование   психомоторных   способностей:

развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и

координационные способности;

содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения

согласовывать движения с музыкой;

формировать навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества

танцевальных движений и танцев; развивать ручную умелость и мелкую моторику.

3. Развитие творческих и созидательных способностей занимающихся:

развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность,

расширять кругозор;

формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в

движениях;

развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Программа состоит из следующих разделов:

1. Коррекционная ритмика (авторские методики И. Цыпиной, М.А Давыдовой, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой)

2. Танцевальная азбука (элементы классического, народного и бального танца); 

3. Танцевальная ритмика (авторские методики Т.А. Суворовой, И.А. Бурениной, И.

Каплуновой, И. Новоскольцевой, И. Алексеевой)

4. Танцевальный репертуар. 

Содержание программы

Раздел 1.

Коррекционная ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

Раздел 2.

Танцевальная азбука содержит элементы классического, народного и бального танца. Включенные в раздел упражнения способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей и подростков, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

Раздел 3.

Танцевальная  ритмика  включает    разученные танцевальные движения, которые используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить воспитанников  запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Раздел 4.

Танцевальный репертуар включает    музыкально-ритмические разминки, парные и круговые пляски, праздничные выходы, сюжетные и характерные танцы, сюрпризные танцы, танцы народов мира, спортивные танцы, народные и бальные танцы. При работе над танцевальным репертуаром важным моментом является развитие танцевальной выразительности.

Однако необходимо отметить, что выразительность исполнения результат не механического “натаскивания”, а систематической работы, когда педагог от более простых заданий, связанных с передачей характера музыки в ритмических упражнениях и музыкальных играх, постепенно переходит к более сложным, связанным с передачей стиля, манеры, характера в народных и бальных танцах..

Все разделы должны чередоваться не механически, а соединяться осмысленно, быть пронизаны единым педагогическим замыслом занятия.

Педагог должен проявлять определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе воспитанников, творчески решать вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности детей. Педагог может перенести изучение в следующую возрастную группу   или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется, недоступным данной группе в связи с ограниченностью возможностей воспитанников. С другой стороны, в зависимости от необходимости, педагог может расширить тот или иной раздел программы. Возможно также некоторое изменение в порядке прохождения материала.  

Тематический план

 п/п

Наименование разделов

Дата

Возрастная группа

Количество часов в месяц

1.

Раздел 1.

Коррекционная ритмика

Сентябрь-ноябрь 

младшая группа

1

средняя группа

1

старшая группа

1

2.

Раздел 2.

Танцевальная азбука

Сентябрь-ноябрь 

младшая группа

1

средняя группа

1

старшая группа

1

3.

Раздел 3.

Танцевальная  ритмика  

Сентябрь-ноябрь 

младшая группа

1

средняя группа

1

старшая группа

1

4.

Раздел 4.

Танцевальный репертуар

Сентябрь-ноябрь 

младшая группа

1

средняя группа

1

старшая группа

1

5.

Всего часов  в месяц: 

младшая группа

4

средняя группа

4

старшая группа

4

Рекомендации к оцениванию знаний и умений воспитанников

Для диагностики музыкально-ритмических способностей предлагаются следующие параметры:

  1. Чувство ритма – умение слышать и воспроизводить ритмический рисунок произведений, чередование сильных и слабых долей такта, акценты в требуемом темпе.
  2. Артистизм – исполнение любого произведения красиво, свободно, в соответствии с характером произведения.
  3. Гибкость – показатель пластичности тела, придаёт танцу выразительность, способствует тем самым созданию сценического образа.
  4. Координация – умение согласовывать движения различными частями тела под музыку.
  5. Растяжка – эластичность мышц, что обеспечивает широту и свободу движений.
  6. Ориентация в пространстве – умение ощущать своё тело в различных ракурсах пространства, свободно ориентироваться на сцене.
  7. Сольное исполнение – умение исполнять танец  сольно в музыкальном сопровождении или без него.
  8. Исполнение в ансамбле – исполнение одного танца совместно, согласовано, соразмеряя свою художественную индивидуальность с индивидуальностью остальных членов ансамбля.

Ожидаемые результаты:

  1. Умение слушать педагога, быть внимательным при выполнении заданного материала.
  2.  Умение слышать музыку, просчитывать музыкальное произведение, исполнять

 движение музыкально и ритмично.

  1. Умение начинать и заканчивать движение.
  2. Умение   исполнять пройденный материал самостоятельно.
  3. Улучшение и развитие показателей основных физических данных: подъем,

выворотность, гибкость вперед, назад, шаг, прыжки др.

  1. Свободный перенос веса с одной ноги на другую, устойчивость и координация в

 танцевальных движениях.

  1. Координировать движение рук.
  2. Координация в пространстве (знание точек  музыкального зала, движение по

 диагоналям, умение держать интервал, перестроение в круг,  в 2 круга, из круга в

 шахматном порядке, в колонны)

  1. Наличие подтянутого корпуса (опущенные и растянутые плечи, втянутый живот,

 подтянуты икроножные, бедренные и ягодичные мышцы), вытянуты колени и стопы.

  1. Сформированы эстетический         вкус, культура поведения, коммуникативные

 навыки, художественно-творческие и танцевальные способности.

Используемая литература:

1.  И.А. Буренина. Методическое пособие «Танцевальная ритмика». Выпуск 1.Москва,

     2005г.

2.  И. Каплунова, И. Новоскольцева, И. Алексеева. Методическое пособие

    (Танцы  в детском саду) «Топ-топ, каблучок», выпуск № 1, № 2. Москва, 2006г.

3.   И. Цыпина. Программно-методические материалы (коррекционно-развивающее

     обучение).Москва, изд-во «Дрофа», 2001г.

4.  Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике в I и II классах музыкальной

      школы. Выпуск 1 издательство “Музыка”. Москва 1972 год.

5.  Конорова Е.В. Занятия по ритмике в I и IV классах музыкальной школы.

     Выпуск 2. Москва 1973 год.

6.  Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство Москва

     1987 год.

7.   М.А. Давыдова.Пособие «Музыкальное воспитание в детском саду».Москва, изд-во

     «ВАКО», 2006г.

8.  Н.В. Зарецкая. Пособие для практических работников ДОУ «Танцы для детей

     младшего дошкольного возраста»-2 издание. Москва, изд-во «АЙРИС- пресс», 2008г.

9.  Т.А. Суворова. Методическое пособие с нотным приложением

    «Танцевальная  ритмика» Выпуск № 3, № 4, № 5. Санкт-Петербург, 2007г.

10.Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Москва 1989г.

 

Содержание программы:

                                                                                                                Стр.

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..1

  1. Цель, задачи………………………………………………………………………2

  1. Структура  программы…………………………………………………………3-4

  1. Ожидаемые результаты………………………………………………………......5

  1. Используемая  литература…………………………………………………….....6

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровье сберегающие технологии по ритмике и хореографии

В этом конспекте рассказывается о сохранении здоровья детей от 4 до 7 лет методами ритмики и хореографии....

Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы....

Конспект урока по ритмике в 4кл.

методичекая разработка урока-обобщения по ритмике с использованием современных педагогических технологий  (игропластика,игроритмика,психогимнастика и т.д.) ....

Календарно - тематическое планирование программы «Ритмика » для учащихся 1 классов

Данная программ не требует хореографической подготовки.  По такой программе могут работать даже мужчины. Программа «Ритмика» делится на  разделы: 1.    ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМ...

Коррекционный урок по ритмике в 4 классе школе 8 вида по теме: Ритмико-гимнастические упражнения под музыку с передачей игрового образа

Музыкально-ритмическая деятельность детей в процессе выполнения специальных упражнений под музыку с передачей игрового образа...

Конспект открытого урока ритмики для детей первого года обучения (первое полугодие). Тема урока: «Веселое путешествие в страну ритмики»

Тема урока: «Веселое путешествие в страну Ритмика»Тип урока: обобщение и закреплениеВид урока: урок - путешествиеЦель занятия: в игровой форме закрепить знания, умения ...

Презентация "Что такое ритмика? Польза ритмики в развитии детей" - 2018

Ритмика – особый вид музыкальной деятельности, передающий содержание музыки, настроение, характеры образов с помощью движений. При этом за основу берется музыка, а танцы и образные движения служ...


 

Комментарии

Это авторская программа? в зарплате ощутимо введение кружка?

У меня ставка, работа муз. руководителя в ДОУ сильно отличается от работы в СРЦН. Кружковая работа не оплачивается, даже документация не такая , как в дет.садах.