Психотерапевтическая работа с глиной
проект по теме

Куманева Елена Владимировна

Психотерапевтическая работа с глиной

Ключевые слова: арт-терапия, работа с глиной, психокоррекция, постстрессовое расстройство, работа с агрессией.

По мифологическим преданиям древних шумеров и семитов человек был создан богами из глины. В тексте "Како сотвори Бог Адама", напечатанное А. Н. Пыпиным по рукописи XVII в. для сотворения человека Бог "взем горсть земли от осьми частей: от земли тело, от камени кость, от моря кровь, от солнца очи, от облака мысли". Уподобляясь демиургу, люди пытались создать человека искусственно, с помощью глины и магии: так создавался Голлем рабби Лёва. Глина использовалась в магических ритуалах, смачиваясь кровью, а не водой, в случаях особого употребления.

Глина – осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания. Большей частью она серого цвета, но встречаются глины белого, красного, желтого, коричневого, синего, зеленого, лилового и даже черного цветов. Глина пылевидна в сухом состоянии и пластична при соединении с водой. Так символически соединяются земля и вода, две женские стихии, предназначенные для вылепливания на воздухе и к обжигу огнем, в соединении со стихиями мужскими. Плодом единения стихий являются посуда, гончарные изделия, культовые предметы: то, что составляет бытовой мир человека, делает его отличным от животного. Глина является основной не только гончарного, но и кирпичного производства, с древних времен и до сих пор важнейшего материала для строительства домов, вновь исключительной особенности человеческого существования.

В теории химической эволюции Земли в последнее время разрабатывается идея возникновения жизни на основе РНК (рибонуклеиновых кислот, молекул, которые содержатся в клетках всех живых организмов). Условия для эволюции таких организмов наблюдаются при кристаллизации глины. Эти предположения основаны, в частности, на том, что при кристаллизации глин каждый новый слой кристаллов выстраивается в соответствии с особенностями предыдущего, как бы получая от него информацию о строении. Это напоминает механизм репликации РНК и ДНК. Таким образом, делается вывод, что химическая эволюция началась с неорганических соединений, и первые биополимеры могли быть результатом автокаталитических реакций малых молекул алюмосиликатов глины.

В представленной недавно широкому сообществу гипотезе физиолога, академика РАН, представителя Института эволюционной физиологии и биохимии, Ю. Наточина, жизнь появилась на земле не из соленой воды, а из земной глины. Именно богатые калием глины стали источником жизни на Земле. Регулярная структура этих веществ позволяет формировать сложные последовательности нуклеиновых кислот – процесс, который потенциально может привести к появлению необходимых для жизни белков. Таким образом, делается вывод, что глины могут играть особую роль в синтезе органических молекул и образовании протоклеточных структур. Глина берет свое начало в мире минералов, но играет важную роль и в жизни всех других царств – растений, животных и человека. Так растения живут в глинистых почвах, а многие животные употребляют глину в пищу осенью и зимой, при переходе на новый рацион питания. image

В настоящее время известно, что глина содержит все необходимые организму микро и макроэлементы и минеральные соли, причем в пропорциях и сочетаниях, которые наилучшим образом усваиваются организмом. Этот минерал обладает ионообменными свойствами, то есть забирает у клеток то, что находится в избытке и поставляет недостающее. Лечебные свойства глины в первую очередь основываются на ее абсорбирующих способностях: она притягивает к себе токсины, шлаки, тяжелые металлы и выводит их из организма, тем самым, очищая его, убивает бактерии, поглощает запахи и газы. В этом смысле глина подобна составу печени.

Гален использовал глину как целебное средство, о том же писал Плиний Старший. Глину в качестве лекарственного вещества упоминал Авиценна в труде «О способах лечения вообще», разделяя красную «печатную» глину с определенного холма в местности, издавна пользующегося славой священного, и белую глину. Особенное предпочтение местных, известных своими особенными свойствами, глин привело к увлечению лечением глинами на европейских курортах в середине XX века. Кроме того, часто полагали, что наибольшее воздействие производит глина той местности, где проживает пациент. Другие, впрочем, считают, что лучшая по исцеляющим свойствам – та глина, которая подходит для лепки. image

В современной медицине глина применяется для лечения хронических заболеваний суставов, позвоночника, мышц, периферической нервной системы, травмах (ушибах растяжениях связок, гематомах), гинекологических заболеваниях, цистита. В народной медицине глина используется более широко. Издавна глина использовалась человеком для очищения тела. Она легко мылится, не создавая пены и проявляет хорошую моющую способность в воде любой жесткости. Глина активно используется в современной медицине и народном целительстве, в современной косметологии.

В арт-терапии глина ценится как естественный, неструктурированный, пластичный трехмерный материал. Ценным оказывается также то, что ее использование предполагает работу непосредственно руками, без подручных инструментов и требует определенных физических усилий и затрат времени. Глина считается идеальным материалом для передачи эмоций и переживаний человека, а сам процесс – исцеляющим.

С точки зрения классического психоанализа, работа с глиной воспринимается как естественное и бессознательное влечение человека к запечатленному с раннего детства образа материнской утробы и мягкого тела матери. Кроме того, в этой парадигме глина – это телесное в широком смысле, а также грязь и фекалии, имеющие отношение к анальной стадии развития. Аналитическая психология К.-Г. Юнга видит в использовании глины тягу к архетипическому единению стихий воды и земли, алхимическую метафору нового творения.

В работе с материей невозможно ограничиться только взглядами тех, кто имеет лишь общее представление, мысли об этом. А нам встречались суждения гончаров о том, что для мастера, работающего с глиной, она – неоформленное еще будущее, неясный вначале, но с течением работы – все более ясный выбор, в том числе и жизненный. image

Процесс работы с глиной в арттерапии имеет общую структуру, связанную с материальной данностью, а также и различные вариации оформления работы и взаимодействия со свидетелем (психотерапевтом, ведущим или другим участником группы). Мы приведем общий порядок такого процесса.

1. Знакомство с глиной. Смешивание сухой глины и воды.

Мы предлагаем работать с изначально сухой глиной. Первым этапом в этом случае будет соединение материала с водой и вымешивание. Само по себе знакомство с сухой глиной – отдельный процесс. Есть возможность погрузить в нее пальцы, всю кисть целиком, пропускать глиняный песок сквозь пальцы. Прикосновения к коже струящихся песчинок завораживают, и на первом этапе такого знакомства с материалом может произойти даже отказ от смешивания сухого материала с водой, своеобразное предпочтение чистоты, сухости и стерильности. Смешивание глины с водой требует некоторого чутья пропорций. Глина может быть довольно сухой и малопластичной, или же наоборот – вязкой и слишком жидкой. Стихия воды традиционно ассоциируется с душевными движениями и эмоциями. Если вернуться к метафоре земли и воды как телесного и эмоционального, то этот этап может быть знаком соответствия этих двух начал для человека. И само переживание этого процесса – открытием для него этого соответствия (или несоответствия представлений о себе и ощущаемой реальности).

2. Мятье глины руками. Катание шара.

После смешивания глины и воды в подходящей для клиента пропорции, происходит т.н. «мятье», сминание, перемешивание, формирование первоначальной, достаточно однородной массы. Происходит контакт живой земли с чувствительными ладонями, биологически активными точками на них, что делает лепку (и особенно сминание глины) эффективным самомассажем. Он способствует восстановлению внутреннего равновесия и обретению определенного уникального для человека темпа и спокойствия. Первичная форма массы обычно округла, шарообразна, что ведет нас к идее шара, первичного Яйца Творения мира.

3. Формирование образов и форм.

Существует множество приемов работы с глиной. Это сжатие и растяжение; вытягивание и разрыв, протыкание и раскатывание, прилепливание (влепка); скручивание и рассечение (ребром ладони); вминание костяшками пальцев; мелкая проработка пальцами рук или ногтями и др. Каждый раз они находятся индивидуально. При первой работе с глиной репертуар приемов может быть невелик, однако затем он естественным образом может увеличиться. Разумеется, это имеет значение не только для инструментальной эффективности работы и точности полученной формы, но и для метафоры типа взаимодействия индивида и материи (самой реальности).

Лепка может быть осознанной («я хочу создать то-то») или неосознанной («я леплю, не раздумывая»), с открытыми глазами, проверяя соответствие получающееся формы нужному образу или с закрытыми – доверяясь только осязанию. Таким образом происходит экстернализация внутренних, осознанных или неосознанных, образов, воплощение их в формы. Отдельное значение может иметь и расположение полученных форм в пространстве.

4. Диалог со свидетелем.

Терапевтическая работа с глиной, как правило, приветствует психотерапевта, преподавателя или другого участника группы, клиентской, учебной, интервизорской. Другой может посмотреть на работу и дать предложить свои ассоциации, описать наблюдения, чувства, дать предположения. Психотерапевт или преподаватель может помочь сфокусировать тему, с которой работает человек, кроме того, дать возможность отреагировать те или иные эмоции и переживания, вербально или – опять же в лепке. image

5. Трансформация форм и позиций.

В результате озвучивания эмоций, чувств, ассоциаций, идей, метафор, связанных с творением, а также осмысления переживания процесса творения может произойти его переосмысление. В этом случае возможно трансформация форм и позиций. Одни фигуры способны поменяться местами, другие изменят даже свою форму. Это может происходить как по собственной инициативе творца, так и с предложения (а то и провокации) свидетеля. Чаще всего подвергаются трансформации фигуры, вызывающие негативные переживания: таким образом их изменение оказывается актом взаимодействия с переживанием, его контейнированием и превращением в форму «зоны ближайшего развития».

6. Пауза пребывания внутри «слепленного мира».

Еще один способ взаимодействия с созданными формами это пауза принятия своего творения. Это время окончательно принятия того образного ряда, который был сформирован здесь и сейчас из чистой пластичной материи. Этот тот свой Космос, который был создан человеком из Хаоса в процессе творения. Потому каждый раз это творение отражает важный аспект природы человека, его переживаний. Это слепок его души.

Потому так важно побыть с этим столько, сколько нужно, чтобы затем вернуть стихии ее первоначальную форму.

7. Возвращение к целостности Шара.

В отличие от ряда других как терапевтических, так и ремесленных методов, в конце сеанса мы предлагаем возвращение к первоначальной форме Шара. Это становится завершением ритуала, акта творения. Все образы и формы вновь превращаются в саму материю, тем, чем они и есть на самом деле. И все эти созданные образы и формы есть ни что иное, как глина, плоть земли; нечто отдельное и не принадлежащее человеку. Это дает определенную свободу и ощущение правды, реальности этого мира. Глина возвращает себе начальную форму шара. И это уже не изначальное яйцо творения, но оплодотворенная смыслом первичная форма. Начало истинного рождения чего-то нового.

Союз глины и человека дает удивительные результаты. Это обнаружение своего темпа и своей внутренней гармонии пропорций; бессознательное научение управлению своим временем и своими действиями. Это воплощение своих эмоций и идей в материи и акт истинного творения. Глина восприимчива к чувствам и может эффективно помочь отреагировать гнев, агрессию, страх, тревогу, вину в эстетической форме. Пластичность глины позволяет вносить изменения в работу и тем самым "исправлять'' эмоциональное состояние. Работа с глиной развивает моторику рук, кинестетические ощущения, тело начинает через глину общаться и состояние человека проявляется наиболее отчетливо.

Использование глины в терапии особенно важно для тех клиентов, которым трудно рассказать о своих чувствах и переживаниях. В ситуациях неопределенности: "мятье" глины, "вылепливание" снижает или убирает сопротивление и дает возможность "увидеть" решение. Работа с глиной позволяет мягко отреагировать, переработать и осознать травматичный опыт. Она эффективна в терапии с высокой степенью агрессии, с социальной дезадаптацией клиента, девиантным поведением, с постстрессовым расстройством, навязчивыми состояниями, а также экзистенциальными кризисами и проблемами. В работе с глиной нет противопоказаний и возрастных ограничений. Это и позволяет нам с оптимизмом предполагать ее более широкое использование и психологической практике. image

В статье представлен обзор арттерапевтической работы с глиной: принципы технологии, поэтапное описание процесса, рекомендации к применению.

Бедненко Г.Б. – историк, мифолог, психодраматист, автор книг «Боги, герои, мужчины: Архетипы мужественности» (М.: Класс, 2005), «Греческие богини: Архетипы женственности» (М.: Класс, 2005), «Греческая мифодрама: Деяния богов» (М.: Добросвет, 2008) и др.

Владимирова-Крюкова М.Ю. – психолог, арт-терапевт.

Использованная литература

1. Грам в., Зея Н. Теория жизни, слепленная глиной // Газета. Ру. – 9 октября 2008 года. - http://www.gazeta.ru/science/2007/10/06_a_2219851....

2. Солопов Е.Ф. Концепции современного естествознания. – М.: Владос. - 1998.

3. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1998.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Музыкальная терапия76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.М.Соловьева, старший преподаватель

кафедры психологии развития

Уральского государственного педагогического университета

Возможности применения музыкальных средств в психологической практике (по материалам работы творческой лаборатории)

В 2005-2006 учебном году в рамках специализации “Психологическое консультирование” на факультете психологии Уральского государственного педагогического университета состоялся курс, посвященный теме “Возможности применения музыкальных средств в психологической практике”. Работа была организована  в форме  творческой лаборатории. – преподаватель и студенты 5 курса совместно исследовали возможности использования музыкальных средств в практической деятельности психолога. Ряд авторов указывают, что музыкальный психотерапевт должен уметь профессионально играть на музыкальном инструменте.[1, 2, 5] Мы в работе ориентировались на возможности применения музыкальных средств психологами, не имеющими музыкального образования, не владеющими профессиональными навыками игры на музыкальном инструменте.

В  настоящее время выделяют следующие основные направления психотерапевтического действия музыки:

1). развитие коммуникативных навыков

2) .эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии

3). регулирующее влияние на психовегетативные процессы

4). развитие эмпатических способностей

5). .повышение эстетических потребностей. [1, 2, 5, 7]

В качестве механизмов лечебного воздействия музыки указывают:

  • катарсис, эмоциональную разрядку,
  • регулирование эмоционального состояния,
  • облегчение осознания собственных переживаний,
  •  конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социальной активности,
  • приобретение новых средств эмоциональной экспрессии. [1, 2, 5, 7]

        Студенты в соответствии со своими профессиональными интересами выбирали и исследовали в группе возможные варианты применения музыкальных средств. Каждый студент самостоятельно/ работая в паре, разрабатывал и проводил упражнение с применением музыкальных средств. В данной публикации представлены разработки студентов с комментариями. Необходимо отметить, что важными являются не только упражнения и участие в них, а обсуждение и вербализация своих переживаний/ позиции как момент осмысления и присвоения пережитого опыта каждым участником группы.

Упражнение “Вокализ”

Цели:

- преодоление страхов (выступление на сцене);

  • развитие коммуникативных навыков (умение договориться);
  • расширение возможностей самовыражения.
  • развитие креативности.

Описание процедуры. Необходимо 3 активных участника – они будут членами жюри, остальные участники объединяются в группы по 4-6 человек..

Инструкция участникам: Вы находитесь на музыкальном конкурсе. Каждая из групп – это музыкальный коллектив, которому нужно выступить сегодня на конкурсе и показать себя с лучшей стороны (победить в конкурсе). По дороге на конкурс ваши инструменты были утеряны. У вас есть 15 минут, чтобы подготовиться к выступлению. Вы можете пользоваться своим голосом и телом, предметами пользоваться нельзя.

Инструкция жюри: Вам необходимо выработать критерии оценки и оценить выступление музыкальных команд. Ваши результаты вам необходимо представить в виде небольшой музыкальной/ых композиции/ий.

Далее участники конкурса представляют свои выступления, жюри представляют свои композиции - обратную связь.

Комментарии. Данное упражнение использовать только после разогрева. Интересен факт, что участники не получают привычных оценок – оценка работы творческая не привычная 5-балльная, что позволяет уйти от ситуации “выиграл-проиграл” к ситуации “выиграл-выиграл”.

Упражнение “Настроение”

Цели: 

- рефлексия своего настроения;

  • самовыражение;
  • развитие эмпатии.

Описание процедуры. Всем  участникам предлагается выбрать тот инструмент, звучание которого отражает его настроение, состояние. Далее работа строится в парах или по кругу: один участник с помощью инструмента выражает свое состояние, настроение, его партнер старается понять (важно, чтобы партнер только слушал, а не видел того, чье настроение он старается понять).

Вопросы  шеринга:

  1. что помогало/ мешало угадывать настроение?
  2. Какие переживания вызвало та или иная мелодия? Совпадало ли твое переживание с переживанием другого?
  3. Что ты чувствовал, когда угадывали твое настроение?

Комментарии. Данное упражнение можно использовать в начале работы, когда необходимо получить информацию о самочувствии и настрое на работу каждого участника. В некоторых случаях участники упражнения отмечали, что выражая настроение с помощью музыкальных средств, проживали состояние, следовательно, эмоциональное состояние изменялось.

Упражнение “Выражаю себя”

Цели:

  • развитие самовыражения;
  • преодоление страха перед музыкальным инструментом, перед выступлением – приобретение уверенности;
  • проживание собственного состояния (может быть изменение эмоционального состояния);
  • развитие, эмпатии.

Описание процедуры. Группе предлагаются различные музыкальные инструменты (в том числе самодельные). Работа может проходить как в парах (группа делится на пары), так и индивидуально (терапевт с клиентом). Сначала один участник в паре играет роль «объясняющего» - тот, кто будет проявлять/выражать себя, свое внутренне состояние, настроение; а другой - роль «понимающего» - попытаться понять, что чувствует и переживает его партнер. Затем участники меняются ролями. В ходе упражнения менять инструменты нежелательно.

Инструкция: «Сейчас группа разбивается на пары. В каждой паре нужно договориться, кто будет “объясняющим”, а кто – “понимающим”. “Объясняющие’ выбирают себе любой музыкальный инструмент/инструменты. Пары занимают удобное для них место в комнате. Будет звучать различная музыка, под которую «объясняющие» будут себя проявлять свое состояние, отношение к музыке, которая звучит. Затем в паре производится смена – объясняющий становится понимающим, понимающий - объясняющим.»

Комментарий. Данное упражнение позволяет столкнуться/осмыслить с позицией: Меня понимают настолько, насколько я этого хочу. Если я хочу быть понятым, нужно максимально доступно объясняться, выражать и проявлять себя.

Упражнение  ”Музыкальные чувства”

Упражнение подобно предыдущему, отличие только в позиции “понимающего” – он может вступать во взаимодействие с  “объясняющим”, также невербально – с помощью звуков выражать свои переживания/отношение к услышанному..

Упражнение” Руки”

Цели:

  • развитие коммуникативных навыков (умение договариваться в паре невербально);
  • развитие эмпатии и сензитивности/

Описание процедуры. Участники группы разбиваются на пары. Удобно располагаются друг напротив друга, соприкасаясь руками.

Инструкция: Закройте глаза. Почувствуйте своего партнера. И без слов попытайтесь договориться кто в вашей паре ведущий, а кто - ведомый. Повзаимодействуйте друг с другом.   Включается последовательно 3 музыкальных произведения, сначала спокойное, медленное, затем более динамичное и в конце умеренно медленная композиция.  

Упражнение “Проблема в частушках”

        Цели:

-  способствовать развитию креативности;

-  взглянуть на существующую проблему по-новому;

              - профилактика эмоционального сгорания.

Описание процедуры. Участникам дается инструкция: “Разделитесь на пары. Договоритесь, кто в паре  будет клиентом, кто – психологом-консультантом. Задача клиента: выберите проблему, которой вы сейчас готовы поделиться и представьте ее консультанту в  виде частушки (то есть, клиент придумывает и исполняет частушку на тему своей проблемной ситуации). Задача консультанта: выслушать клиента и ответить ему в такой же форме. Попробуйте таким образом построить диалог”.

Далее обсуждение упражнения в парах. Возможные направления обсуждения: эмоциональное состояние, какие возникали трудности, удалось ли взглянуть на проблему по-новому, изменить отношение к проблеме.

Комментарий. Как отметили участники группы, не следует данное упражнение переносить в консультативную практику.

Упражнение “Пикулька”

Цели:

 - сплочение;

  • развитие коммуникативных навыков (установление контакта при помощи невербальных средств коммуникации).

Описание процедуры. Участники объединяются в пары, каждый участник получает пикульку (свисток). Один участник из пары получает инструкцию - установит контакт с партнером, постараться пригласить его на танец. Включается последовательно несколько музыкальных композиций разного характера.

Комментарий. Обсуждая возможности данного упражнения, участники пришли к предположению о том, что данное упражнение может быть эффективно при работе с супружескими парами.

Упражнение ”Колокол”

Цели:

- формирование доверия к группе;.

  •  развитие умения работать в команде’.
  • работа с эмоциональными переживаниями, вызванными тактильным контактом.

Описание процедуры. Спокойная музыка для первой части упражнения, состоящая из трех отрывков релаксационных мелодий; музыка для второй части, состоящая также из трех отрывков мелодий, но первая и третья мелодии – спокойные, а вторая – клубная. Каждый отрывок продолжительностью 1.5-2 минуты.

Инструкция группе: встаньте в круг, максимально плотнее друг к другу. Окажите поддержку участнику, стоящему в центре круга.

Инструкция участнику: встань в центр круга, расслабься, доверься группе.

Ход упражнения:  упражнение состоит из двух частей. В первой части -  акцент ставится на спокойную, релаксационную музыку.  Во второй части – акцент ставится на  клубную музыку.

Комментарий - если трофотропная музыка звучит долго, участники группы достигают расслабленного состояния и ,возможно, не смогут обеспечивать безопасность участника, находящегося в центре круга. Следует ограничить продолжительность музыкального фрагмента 2 мин. в качестве пожелания также участники отметили необходимость пауз при переходе от одного музыкального фрагмента к другому.

 Упражнение” Музыка и рисование”

Цели: - развитие самопонимания, самопринятия;

        - исследование и выражение своих эмоций, чувств;

Описание процедуры. Для упражнения нужно подобрать несколько музыкальных фрагментов разного характера и изобразительный материал (бумага для рисования, пластилин, глина, краски, кисточки, стаканчики с водой).

Во время прослушивания музыки участники обращаются к своему эмоциональному состоянию и с помощью изобразительного материала выражают его.

Упражнение ”Аккомпанемент”

Цели:

- Развитие умения действовать в ситуации фрустрации;

- развитие креативности;

- обогащение ролевого репертуара.

На начальных этапах работы группы могут решаться следующие задачи:

- знакомство участников тренинга;

- сплочение;

- развитие умения договориться, например, в ситуации распределения ролей.

 Описание процедуры. Группа смотрит фрагмент из художественного фильма, без звука. По просьбе участников тренинга можно повторить просмотр. В данном случае нами был выбран отрывок из фильма Э. Рязанова “Забытая мелодия для флейты”(сон главного героя)

Участники группы делятся на подгруппы по 4-5 человек в каждой.

Инструкция:” Сейчас каждая команда получит карточку, на которой написано название жанра. Каждая команда будет изображать с помощью пантомимы отрывок из фильма, обязательно учитывая специфику жанра. На подготовку подгруппам дается 20 минут.

Пояснение тренеру: Заранее на карточках пишутся жанры, например: фильм ужасов, комедия, мелодрама, боевик и трагедия.

Представление каждой пантомимы сопровождается музыкальным отрывком. т.е. аккомпанементом., но при этом она полностью не соответствует настроению изображаемого жанра. Например, при показе ужасов вместо страшной включить спокойную, умиротворяющую  мелодию; когда показывают комедию вместо веселой – тревожную. Мелодрама: вместо печальной – зажигательную музыку; боевик: вместо быстрой и ритмичной – оптимистичную сказочную. Таким образом, участники переживают состояние фрустрации. Музыка подбирается ведущим заранее. Таким образом, во время презентации пантомимы несоответствующее музыкальное сопровождение может вызвать состояние фрустрации.

После презентации обязательно обратная связь - каждый участник делится тем, какие эмоции возникали в процессе выполнения упражнения, после упражнения.

Комментарий. Данное упражнение может быть иллюстрацией идеи о том, что события нейтральны, отношение к событию, переживания по поводу события выбирает сам человек.

Упражнение “Как мы воспринимаем музыку”

Цели:

- проживание различных эмоциональных состояний;

- работа с телесными ощущениями, исследование того, как телесные ощущения связаны с эмоциональными переживаниями.

Описание процедуры. Инструментарий: 2 кассеты: с клубной музыкой (Haus) и Enigma, на каждого человека по 4 листа бумаги (формат А4), цветные карандаши, фломастеры, краски.  

Инструкция: мы предлагаем разбиться вам по парам. В каждой паре один из вас будет музыкантом, а другой музыкальным инструментом. Те из вас кто будут музыкальными инструментами ложатся на пол, закрывают глаза и получают удовольствие от игры. Те, кто будут музыкантами, играют на своем инструменте (инструмент называть не надо, это может быть несуществующий музыкальный инструмент) музыку, которая будет звучать.

  1. Сейчас, когда вы услышите музыку вы начинаете играть на своем музыкальном инструменте, инструмент не подвижен (ведущий включает запись с клубной музыкой (Haus)).
  2. Сейчас, когда вы услышите музыку вы начинаете играть на своем музыкальном инструменте, инструмент не подвижен ( ведущий включает запись Enigma).
  3. Теперь попытайтесь на бумаге изобразить те чувства, эмоции, которые вызвали предложенные композиции.
  4. Смена ролей в паре - музыкант становится инструментом, а инструмент - музыкантом.

Упражнение “Музыкальное рисование”

Цели:

 - развитие коммуникативных навыков;

  - диагностика и развитие лидерский качеств;

 - эмоциональное отреагирование, снятие напряжения.

Описание процедуры: Группа делится на подгруппы (по 6-7 человек).

Инструкция: сейчас вам необходимо будет выбрать внутри группы дирижера, который будет руководить вами. Всей группой нужно выбрать фигуру и под руководством дирижера пропеть контуры образа - если линия вверх - мелодия восходящая, линия вниз - мелодия нисходящая.. Петь нужно всем вместе, начинать и заканчивать пение-рисование вместе. Петь на любую гласную букву например «о» или «а». дирижер в воздухе рисует контуры предмета, который “рисует” выбрали.

Варианты упражнения: во время пропевания образа одной из групп, другие группы пытаются угадать образ.

Комментарий. Во время работы творческой лаборатории группы рисовали и угадывали не только отдельные фигуры, но и картины, состоящие из большого количества фигур.

Упражнение ”Музыка как установка”

Цели:

  • развитие коммуникативных навыков (Умение договориться);
  •  умение понять эмоциональное состояние другогою

Описание процедуры. Группа делится на четыре подгруппы. Каждая подгруппа вытягивает одну из карточек, на которых написана определенная эмоция  (удивление, злость, радость, печаль).

Задача каждой подгруппы выбрать музыкальные инструменты, чтобы представить, ту эмоцию, которая написано на карточке.

Первая подгруппа выходит за дверь, для остальных ставится музыка, вызывающая эмоциональное состояние противоположное тому состоянию, которое будут выражать вышедшие участники (3-5 минут). Подгруппа возвращается и исполняет придуманное произведение. Оставшиеся члены группы угадывают состояние, которое показывает «оркестр». Также продолжается работа с другими группами.

Комментарий. Основная трудность - переключиться с одного эмоционального состояния, вызванного прослушиванием музыкального отрывка на другую эмоцию, которую выражает группа.

Итак, в рамках лаборатории каждый студент  исследовал возможности применения музыкальных средств. Отметим, что  значительная часть предложенных упражнений позволяют достигать следующих целей: развитие коммуникативных навыков, развитие навыка эмпатии, эмоциональное отреагирование, расширение возможностей самовыражения.

Список литературы

1. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004.

2. Декер-Фойгт Г.-Г. Введение в музыкотерапию. – СПб.,2003.

3. Кирнарская Д. Психология музыкального восприятия. М.,1997.

4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1999.

5. Петрушин В.И. Музыкальная психотерапия. М.,2000.

6. Подуровский В.М., Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., 2001.

7. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского – СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему «Творческая работа с глиной»

Формирование у детей воображение, представление о глине, ее особенностях....

План урока труда в коррекционной школе. Работа с глиной. Игрушка "Собака"

Тема: Работа с глиной. Игрушка «Собака»Цель: изготовление из глины комбинированным способом сувенирной игрушки «Собака» с опорой на образец.Задачи: Коррекционно-образовательные: научить учащихся особе...

Мастер-класс по керамике "Особенности работы с глиной"

Мастер-класс для педагогов дополнительного образования...

Работа с глиной.

Работа с глиной требуетподготовки материала, инструментов и рабочего стола.В 5 классе изучая народные промыслы " Дымковскя игрушка"-дети выполняют небольшие эскизы по образцам. На слайдах демонстрирую...

Исследовательская работа «Волшебная глина»

В этой работе воспитанница изучает свойства и качества местной глины. В результате исследования находит подходящую глину для лепки дымковских игрушек....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

В статье рассматриваются типичные нарушения в двигательной сфере и то, как работа с глиной может помочь их коррекции....

Методическое пособие по работе с глиной

Методическое пособие по работе с глиной...