Методическое пособие по работе с глиной
методическая разработка

Суворова Алла Владимировна

Методическое пособие по работе с глиной 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_posobie_raspechatat_2.docx598.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Пермского муниципального района»

Методическое пособие по работе с глиной  

Преподаватель – разработчик:

Суворова Алла Владимировна

Ноябрь  2022 г.

Введение

 

С давних времен люди научились беречь ценности, традиции своего народа, передавая их через рисунки, предметы быта, песни, рассказы и т.д. На сегодняшний день актуальным становится этническое воспитание, которое  способствуют духовному обогащению людей, отражая жизнь и культуру страны, местности, которую они представляют, прививая уважение к разнообразию культур.

По словам Н. И. Толстого, «Как бы ни понималась роль тысячелетнего культурного наследия в нашей действительности, как бы ни оценивалось прошлое перед лицом настоящего, остается бесспорным, что «новизна» наших дней не может утвердится без обращения к старине».

В поиске цельности, в стремлении упорядочить свой знания, в том числе и сфере эстетической, интересующей нас в данном случае, человек обращает свой взор и к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не  только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание устремляется на все, что рождает ощущение не преходящих ценностей. Именно  к таким ценностям и относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление предков, отображенное в народном искусстве.  Современное народное искусство следует рассматривать в системе искусств, которое проходит через всю историю каждого из этносов и развивается по своим, только ему присущим законам. Одним  из таких видов  народного  искусства  является сувенир, современный  предмет,  которые опираются на те же богатые и глубокие народные традиции.

Современный ассортимент сувениров складывался постепенно, изменяясь с ростом культуры, развитием туризма и расширением культурных связей с зарубежными странами. Одновременно произошло разделение понятий «декоративное изделие» и «сувенирное изделие». Любое высокохудожественное декоративное изделие может быть приобретено в качестве подарка, но полноценным сувениром оно будет только в том случае, когда его образное решение вызовет в нас вполне определенные ассоциации с местом, где оно было приобретено (город, село, область, край, республика), с определенной народностью, национальностью или страной, с каким-либо памятным событием. Поэтому декоративные изделия народных художественных промыслов всегда являются сувенирами.

Между понятиями «сувенир» и «изделие народных художественных промыслов» есть принципиальная разница. Изделия народных художественных промыслов — оригинальные, неповторимые произведения искусства, так как каждое изделие создается индивидуально мастером-художником. Сувенир — это механически воспроизведенный промышленностью в огромных тиражах созданный художником оригинал.

Если производство изделий народных художественных промыслов сосредоточено в основном на предприятиях местной промышленности и Художественного фонда, то сувениры производят предприятия разных отраслей промышленности, в том числе и предприятия народных художественных промыслов. Сувенирные изделия могут быть изготовлены из дерева, металла, кости, текстильных и волокнистых материалов, грубой керамики, могут быть условно подразделены на изделия декоративного характера и предметы прикладного искусства.

Одной из разновидностей сувенира является сувениры из керамики. Керамика (греческое — гончарное искусство, от слова keramos — глина) — это изделия, которые производятся путем спекания глин и смесей глин с минеральными добавками. Керамика распространена в быту (посуда, фигурки из керамики, вазы, картины), она применяется в строительстве, в искусстве.  Все керамические изделия делаются из глины, но из разных ее сортов, с различными добавками, что и отличает керамические изделия друг от друга по качеству и виду. Для производства керамических сувениров служат фарфор, фаянс, майолика, терракота, глина. С самых древнейших времен человек изготавливает изделия из керамики, произведения искусства, посуду. К сувенирным изделиям декоративного характера из глины относят скульптуру малых форм (бюсты, фигурки животных, сказочных персонажей), малую пластику, декоративные вазы, кружки, настенные блюда и тарелки, к предметам прикладного характера — различные подарочные наборы, памятные сувениры, керамические игрушки, магниты, печати.

В развитии художественной керамики было сделано много замечательных открытий. Люди экспериментировали с сортами глин и примесей, с приемами формовки и обжига, украшения изделий. В стремлении получить тонкую, красивую, прочную керамику, производители из разных стран делали похожие изобретения. Работа с глиной очень полезна для людей разных возрастов. Она влияет на развитие мелкой моторики рук, развитие образного мышления. Так же глины применяют в косметических целях.

Понятия «глина» было рассмотрено в толковых словарях русского языка С.И. Ожеговым и Н.Ю. Шведовой, Д.Н. Ушакова, орфографическом словаре В.В. Лопатиной. Конструирование художественных изделий из керамики было описано в трудах Г.Е. Лукич. Керамика как вид декоративно-прикладного искусства отражена в работе М.А. Бурдейного. Вопросы технологии лепки из глины изделий разного назначения рассматривали Г.Я. Федотов, Е.С. Рубцова.

Сувенирная продукция декоративно – прикладного искусства стала очень востребованной на сегодняшний день. При работе в данном направлении мода и креатив – это одно из условий создания изделий сувенирного назначения. Чтобы досуг приносил детям радость, от педагога постоянно требуются новые идеи, а также умение побуждать в детях любознательность, направлять их энергию и давать возможность каждому показать, на что он способен занимаясь поиском новых креативных идей для расширения ассортимента изделий подарочного и сувенирного значения.

На сегодняшний день тема является актуальной, ведь именно практическая деятельность по изготовлению сувениров из глины и связывает нас с народными традициями, позволяет расширить ассортимент сувенирных изделий отличающихся оригинальностью исполнения и их функциональными особенностями.

Назначение методического пособия: формирование у детей умений и навыков в работе с глиной и развитие их творческих способностей, фантазии и воображения, реализуются через решение следующих задач:

1.     Способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно - эстетического вкуса через занятия  лепкой из глины.

2.     Развивать тонкую моторику рук, стимулирующую развитие речи.

3.     Содействовать развитию интереса детей к художественному творчеству.

В данном методическом пособии разработано 3 комплекса упражнений с применением их на изготовлении готовой сувенирной продукции с использованием волокнистых и других материалов, разработан комплект эскизов и шаблонов для изготовления глиняных сувениров данного ассортимента изделий. Проанализированы  техники  работы  с глиной  и разработаны конспекты занятий.

Работа имеет теоретическую и практическую значимость, которая заключается в том, что теоретический материал может быть использован студентами и педагогами в общеобразовательных учреждениях на уроках технологии в начальных классах при изучении модуля «Изготовление изделий из пластических материалов» в 1-3 классах, на внеклассных занятиях факультатива по технологии, творческого объединения, классных часов. Практическая часть работы может быть использована в качестве наглядных средств обучения на учебных и внеучебных занятиях, экспонатов для выставки декоративно-прикладного творчества, сувенира, подарка. Используя материалы данного методического пособия можно с пользой и интересом провести занятия в детских, и не только, объединениях системы дополнительного образования.


Глава 1. Глина как вид творчества

1.1 История глиняной игрушки

 

История народной игрушки начинается в глубокой древности. Она связана с творчеством народа, с народным искусством, с фольклором. Игрушка — одна из самых древнейших форм творчества, на протяжении веков она изменялась вместе со своей народной культурой, впитывая в себя ее национальные особенности и своеобразие. Игрушки у многих народов, несмотря на их различие, во многом сходны по конструкции, форме, декору. А произошло это потому, что игрушки рождались в труде, и известный мастер и простой крестьянин учились у одного великого мастера — природы.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image001.png

В. С. Воронов полагал, что сами создатели игрушек «часто чувствовали в них гораздо больше содержания, чем минутная утеха детства»

Игрушки из глины и дерева, из соломы и бересты, из теста или бисера... Игрушки — обереги, и игрушки потешки, стригушки и козули, бирюльки и свистульки... Дымковские, филимоновские, абашевские. Все это — русские народные игрушки, согретые теплом человеческих рук, красочно расписанные мастерами и умельцами, издавна дарящие людям любовь и доброту. Но, к сожалению, совсем несправедливо забытые нами.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image002.jpg

Народная керамическая игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначена не только для игры, а служит для украшения быта. Образцы игрушек лепили повсюду, где занимались гончарным мастерством. Станет мастеру скучно делать горшки, возьмет да и слепит что-нибудь эдакое.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image003.png

В глиняной игрушке сравнительно немного сюжетов. Это женская фигура, конь, птица, всадник, олень, медведь в различных вариантах и фантастических или более правдоподобных сочетаниях. Характерные для искусства всех народов, они стали главными в русской глиняной игрушке и многократно варьировались в каждом центре ее изготовления и не повторялись буквально.

Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота, наклеенными на головные уборы и воротники дам.http://900igr.net/datai/iskusstvo/Dymkovskaja-igrushka.files/0036-041-I-zavershajuschij-shtrikh-masteritsa-sazhaet-zoloto-smachivaet-kistochku-v.pnghttp://academy.cross-kpk.ru/bank/6/035/images/keramika/20.gif

До десяти цветов применяли дымковские мастерицы, а краску составляли на яйце с квасам или уксусом, то есть писали темперой. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. И сама роспись так же многословна, не однотипна, имеет насколько разных орнаментально - композиционных схем. Клетка, полоска, кружки, овалы, точки, все это,  ритмуются в самых разнообразных сочетаниях.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image006.jpghttps://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image007.jpg

Абашевская игрушка - это свистульки, изображающие животных, нередко принимающих сказочный облик. Фигурки имеют удлиненное туловище с короткими, широко расставленными ногами и длинной изящной шеей. На маленькой, тщательно вылепленной головке выделяются глубоко процарапанные глаза. Головы козлов, оленей, баранов увенчаны изогнутыми, иногда многоярусными рогами. Пышные челки, кудрявые бороды и гривы четко моделированы, их контуры, очерченные стекой, имеют строгий рисунок и высокий рельеф. Свистульки раскрашены яркими эмалевыми красками - синими, зелеными, красными, в самых неожиданных сочетаниях. Отдельные детали, например, рога, могут быть расписаны серебром или золотом. Порой части фигурок остаются незакрашенными и резко контрастируют с броскими пятнами эмали. Обычные домашние животные под руками мастера превращаются в сказочных существ.

Еще один вид глиняной игрушки - это филимоновская. По местным преданиям деревня была названа так в честь горшечника Филимона, открывшего залежи высокосортной глины.  Промысел игрушки возник в середине XIX в. В начале XX в. угас и был восстановлен в 1960-е гг. с помощью старых мастериц. Филимоновскую игрушку красят по- прежнему в яркую полоску, добавляют в узор орнамент в виде солнышка, елочки, ягодки. Красная, желтая, зеленая,  а теперь наоборот, желтая, красная, зеленая – и снова не забывая свой черед, повторяются полоски, уверенно ритмично ведут по форме иногда чуть теснятся, набегают друг на друга, рябит в глазах полосатое трехцветие.  Основную массу изделий филимоновского стиля, составляют традиционные свистульки: барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей — монолитные, скупые на детали — близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями.http://www.filimonovo-museum.ru/site/content/images/flash.pnghttps://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image009.jpg

 Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога — круглые завитки-баранки, у коровы — полумесяцем торчат вверх, у оленя — как причудливые ветвистые деревья. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Большую популярность со второй половины1970- х годов приобрела ранее забытая абашевская игрушка, которая зародилась и в деревни Абашево. Открыл Абашевскую глиняную игрушку для искусствоведов известный собиратель Н.М. Церетели (1890-1942). Он собрал первую коллекцию дудок, особо выделив изделия  талантливого мастера Л.Ф. Зоткина (1979- до 1933). Коллекция Церетели позже разошлась по центральным музеям. Традиционный размер игрушки – в ладонь. Основные мотивы изделий – домашние животные, офицеры, барыни. Фигурки людей одеты в замысловатые шляпы с полями. В игрушках 1930 – х годов, еще сильнее утрирована массивность фигур, длинные шеи и мощные рога, короткие ноги. Сохраненный современными мастерами тип абшевской игрушки 1930 – х годов приобрел значение традиции – устойчивость и убедительность сложившейся декоративной системы

Существует  большое многообразие глиняной игрушки, которое зависит от географического положения и местных традиций. На основе этого можно сделать вывод что, глиняная игрушка в наши дни получила новую жизнь в качестве декоративной скульптурой, которая прекрасно гармонирует с современной мебелью, тканями и не просто украшает жилой или общественный интерьер, а всегда несет активный положительный эмоциональный заряд.

 


1.2 Основные приемы работы с глинной

Существует довольно много различных способов ручной лепки. Многие из них отличаются простотой или сложностью технических решений.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image010.jpghttp://www.freeseller.ru/uploads/posts/2009-12/1261846712_7.jpghttps://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image011.jpg

Учитывая особенности изготовления  изделий в сборнике мастер-классов  «Глиняный креатив», остановимся на таких способах  как лепка из целого куска глины и лепка из пластов. В зависимости от степени влажности из целого куска глины можно либо вытянуть, либо вырезать самые различные формы, выполняемые  различными инструментами и приспособлениями. Это самый древнейший и распространенный способ лепки, и порой считается примитивным, так как его используют не только народные мастера, но и художники керамисты. В процессе лепки из пластин, пластины имеют одинаковую толщину, а для раскатывания используют обычную хозяйственную скалку.

К способам декорирования изделий относят: тиснение, гравировка, налепные узоры. В выбранном нами  комплекте использованы все способы декорирования. До сих пор археологи находят в поселениях древнего человека черепки и даже целые сосуды, украшенные так называемым текстиль - орнаментом - отпечатками грубых тканей и рыбацких сетей. Это, пожалуй, самый древний вид тиснения. Тиснение и  гравировка выполняются специальными или подручными приспособлениями, слегка нажимая и вдавливая в глину. Налепные узоры основные элементы составляют узоры, - жгуты и разновеликие шарики, бусины, конусы и т.п.https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image013.jpg

После изготовления и декорирования изделия его необходимо высушить, затем  происходит обжиг. На первой стадии обжига - примерно в течение двух часов температура должна быть не очень высокой. Что позволит печи нагреться. Потом печь  включают на более высокую мощность, постоянно увеличивая температуру нагрева  до 700°С, контролируя визуально через смотровой глазок. Если внутри камеры темно, обжиг продолжается. Но как только ее стены раскалятся докрасна, значит, обжиг пора прекращать, выключить печь и дать ей полностью остыть, только после этого можно доставать изделия из печи и приступать к следующему этапу художественного оформления.http://www.promtehlab.ru/upload/iblock/030/26.jpghttp://www.virtmag.ru/upload/iblock/211/25624.jpg

Художественное оформление изделие включает росписи и отделку. В выбранном нами комплекте сувениров из глины отделкой будет являться текстильное волокно, с помощью которого будет осуществляться  соединение некоторых деталей изделия, а роспись будет выполняться в виде частичного покрытия цветом узора и некоторых частей сувенира (глаза, нос, элементы декора)

 

 

1.3 Инструмент и материалы

Для изготовления сувенирных изделий сырьем является  глина. От качества приготовленной глины будет зависеть качество изделия. Глины в природе множество.  Единого рецепта приготовления глиняной массы нет, поскольку это зависит от местности где была взята глина. Есть глина более жирная, тогда в процессе ее подготовки необходимо вмешать мелкого, очищенного песка. Если же она сухая и трескается, то в ее состав необходимо вмешать немного жирной глины, или в процессе работы размягчать ее при помощи добавления воды.http://content.foto.mail.ru/mail/chimik911/_blogs/i-868.jpg

Свежую глину подсушивают на открытом воздухе или батарее, затем разбивают ее молотком, засыпают в емкость и заливают водой, так, что бы вода скрыла глину. Оставляют эту смесь на некоторое время  периодически перемешивая. Глину процеживают через сито в емкость (желательно широкую) и оставляют на несколько дней для выпаривания влаги.  Когда влага выпариться, глину необходимо перемять.  Плохо перемятая глина для работы не пригодна, поэтому  готовить ее необходимо  до того момента, пока она не станет похожа на тесто и не начнет легко отставать от рук, а  при сминании не  будет трескаться. Хранить готовую для работы глину можно в хорошо закрытом целлофановом пакете или ведре, накрыв влажной тканью.Основными инструментами для лепки всегда остаются пальцы мастера. Следы пальцев вносят рукотворность в керамическое изделие, придают особую мягкость формам. Но там, где необходимо добиться четкости, проработать мелкие детали, создать определенную фактуру и убрать лишнюю глину, применяют скульптурные стеки. Их вырезают из твердых пород дерева – яблони, сирени, бука, клена, березы.http://cs10257.userapi.com/u147197384/-14/x_006ab802.jpg


Глава 2.
https://documents.infourok.ru/55271544-1277-4efa-8bcc-3012dd0d3366/0/image018.jpg

2.1 Анализ влияния работы с глиной на мелкую моторику.

Лепка - является одним из полезнейших занятий для ребенка. Это одно из средств эстетического воспитания – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Воспроизводя тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают мелкую моторику рук, что способствует развитию речи, развивают наблюдательность, детскую фантазию. Развитие интеллекта идет параллельно с развитием рук, все более тонких движений пальцев, мелкой моторики. Под понятием «мелкая моторика» подразумевают движения мелких мышц кистей рук.

Моторика (в переводе с латинского «движение») – это совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.

Выполняя работу по созданию изделий из глины, ребенок не просто работает руками, пытаясь изготовить по образцу или вымышленному образу, но и работает над развитием сложных функций организма, координируя свои действия, пропуская информацию не только через прикосновение с материалом, но и используя визуальное восприятие.

Координация (от лат. Coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи

И.М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения.

Все мы используем глаза, чтобы концентрировать свое внимание, помогая нашему мозгу устанавливать, где находится тело в пространстве, а руки используются, чтобы при помощи данной зрительной информации выполнять ту или иную задачу, причем делать это важно координированно и одновременно.  Взаимодействие рук и глаз при выполнении тех или иных действий - это особенная способность человека, которая используется в повседневной жизни. Зрительно-моторная координация используется нами практически постоянно, так что очень важно ее развивать, а при возможности тренировать. Исследованиями данной темы занимались известные ученые-психологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, А.А. Ухтомский, В.П. Бехтерев, А.Н. Соколов

Проанализировав понятие можно выявить что - зрительно-моторная координация – это процесс согласования движений и их элементов под контролем зрения в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и двигательного анализаторов, преимущественно обеспечивающихся работой теменно-височно-затылочных отделов головного мозга. [6. С. 53]

Зрительно-моторная координация является важнейшей функцией, на которую опирается процесс развития опознавательных и изобразительных навыков, столь необходимых для овладения чтением и письмом. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Глаз видит – рука изображает – такое единство, и тесное взаимодействие двух органов достигается при условии последовательного и равнозначного их развития. Таким образом, можно сказать, что зрительно-двигательная координация – это согласованные действия рук и глаза.

Неудовлетворительная моторика пальцев рук приводит к низким результатам при выполнении самых различных заданий. Например, когда нужно нарисовать что-то по образцу или обвести фигуру. В этом случае у ребенка ничего не получается, у него сразу падает работоспособность, он практически сразу устает.

Именно поэтому в настоящее время возникает проблема дополнительной стимуляции и развития двигательной функции ребенка и его координации.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального уровня ребёнка. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Глина — это как раз тот материал, с которым он может легко справиться. Она лучше пластилина, потому что гораздо мягче. И она лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть.

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с глиной развивает тактильные и моторные навыки, а также чувство формы и объема. Кроме того, развивая мелкую моторику рук, у ребенка лучше проходит развитие речи. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для работы в POWER POINT.

Педагогическое сопровождение - это система педагогических действий учителя, связанная с нейтрализацией прогнозируемых трудностей при работе в POWER POINT, оказанием оперативной помощи во время выполне...

Учебно-методическое пособие по работе с программой AUTOCad

Данное пособие состоит из  двух частей: теоретической и практической.Оно является частью большого пособия по работе с графикой, для проведения лабораторных и практических работ по предмету "Инфор...

Методическое пособие по работе с формирующим оцениванием в программе MYP

Программа Международного Бакалавриата в средней школе ставит перед собой цель – всестороннее интеллектуальное, творческое и нравственное развитие личности, адаптированной к жизни в современном о...

Методическое пособие "Лабораторные работы по физике"

Когда интересно учиться? –- когда учащийся уверен, что получаемые знания и умения ему нужны, когда он убежден в их полезности, когда он испытывает нужду, необходимость в них,- когда то, что дела...

методическое пособие для работы в PowerPoint

Эта методичка поможет самостоятельно освоить и создать презентацию в PowerPoint....

Методическое пособие "Диагностическая работа для оценки предметных и методических компетенций учителей. Содержание, структура, технологии подготовки"

Данное методическое пособие проедставляет из себя учебные материалы, отражающие содержание и структуру диагностической работы нового формата, использующейся для оценки предметных и методических компет...