ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАБОТЫ С ГЛИНОЙ В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ
статья

Сагаева Ольга Владимировна

В статье рассматриваются типичные нарушения в двигательной сфере и то, как работа с глиной может помочь их коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  РАБОТЫ  С ГЛИНОЙ  В КОРРЕКЦИИ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАРУШЕНИЙ

Сенсомоторика – это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности: получение той или иной сенсорной информации приводит к запуску тех или иных движений, а те, в свою очередь, служат для регуляции, контроля и коррекции сенсорной информации.

     Работа с глиной пробуждает сенсомоторный способ взаимодействия с миром, т.е. способ, который человек использовал до того, как научился говорить. Глина мягкая, податливая – из нее можно сделать все, что захочется, сломать, переделать по-новому, проткнуть или сделать гладкой. Это качество позволяет снять тревогу, выплеснуть эмоции, снять мышечное напряжение, что очень актуально для данной категории обучающихся. Работа с глиной благотворно действует на нервную систему, расслабляет, снимает нервное напряжение. Но в то же время работа с глиной невозможна без приложения усилий – нам нужно прочувствовать ее, чтобы сделать нужную фигуру, и приложить немало усилий для получения результата. Поэтому использование глины очень полезно при агрессивном поведении, гиперактивности и т.д.

     Чрезвычайно полезна работа с глиной для развития мелкой моторики. Она прекрасно координирует движения рук, способствует развитию речевых  навыков ребенка за счет развития тонкой моторики пальцев, учит взаимодействовать с объемом и пластикой материала.

     Приведем типичные нарушения в двигательной сфере, и то, как работа с глиной может помочь их коррекции:

1. Отсутствие усилий. При таких нарушениях ребенок в начале не может расплющить даже маленький кусок глины, не продавливает в ней углублений, когда раскатывает «колбаску», она мало видоизменяется. Начинать работу в подобных случаях надо с мягкой глиной. Иногда оказывается достаточным научиться продавливать пальцами или другими частями ладони углубления. Ребенок учится правильно месить глину, для чего каждый раз соответственно подбирается ее вязкость. Раз за разом ребенок привыкает вкладывать усилия при работе руками.

2. Трудности расчета усилия. При решении этой проблемы используется инструмент, который в зависимости от силы надавливания дает разные отпечатки и позволяет выдавливать им чередующиеся узоры (это может быть даже простая палочка).

3. Отсутствие плавности движений. Решить эту проблему помогает «примазывание» деталей длинными плавными движениями, «вытягивание» детали из целого, создание плавных переходов между деталями (движения повторяют линию), заравнивание поверхности.

4. Трудности работы всей кистью. При этом нарушении следует начинать лепку с полужидкой или очень мягкой глины, работать большими кусками, лепить несложные формы.

5. Трудности в сфере мелкой моторики. В этом случае следует лепить изделия с большим количеством мелких деталей или же выбирать для лепки такие предметы, которые требуют большого количества «тонких» движений: «защипываний», «примазывания» деталей и заравнивания. Иногда мы сталкиваемся с ситуацией, когда ребенку трудно выполнить повторяющиеся движения (катать «колбаски», раскатывать скалкой). Тогда может помочь ритмичное «проговаривание», счет в такт движений – необходимо только подобрать нужную для конкретного ребенка частоту.

6. Отсутствие переноса веса на руки (например, при раскатывании скалкой). Для коррекции этого нарушения можно попробовать раскатывать глину на полу, стоя на коленях. Бывает, что при раскатывании скалкой ребенку трудно сочетать ритмичные движения с приложением усилия. Здесь помогает «проговаривание» и напоминание сильнее нажимать на скалку.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания

       В последние годы наблюдается увеличение количества детей ослабленных различными заболеваниями, освобожденных от физкультуры. Они быстро утомляются и во время работы п...

Презентация "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе физического воспитания "

Дополнение к статье "Современные представления о профилактике и коррекции функциональных нарушенийопорно-двигательного аппарата детей с ограниченными возможностями здоровья  в процессе физич...

Статья "Преодоление речевых нарушений путем развития и коррекции двигательной сферы"

С расстройствами речи тесно связано нарушение моторики, которые спонтанно не преодолеваются. Поэтому поиски приемов и методик в логопедической, психолого-педагогической практике коррекции речи не утра...

Адаптированная рабочая образовательная программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 вариант по адаптивной физической культуре, коррекции двигательного развития 1-4 класс

Цель программы: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков....

Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Одним из важнейших направлений  в процессе профессионально-трудового обучения обучающиеся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправлен...

Доклад: Мозжечковая стимуляция как эффективный метод коррекции двигательных нарушений у обучающихся специальной (коррекционной) школы

Доклад выступления на РМО: "Мозжечковая стимуляциякак эффективный метод  коррекциидвигательных нарушений у  обучающихсяспециальной (коррекционной) школы"...