Моя профессия - воспитатель
материал на тему
Из опыта моей педагогической деятельности. Каким должен быть педагог – воспитатель? Знания, полученные в институте, мало, нужно педагогу много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Какими нравственными качествами должен обладать воспитатель? Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а воспитателю тем более. Жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, родными и опекунами, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, и стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Я хочу, чтобы мои раздумья, творческие находки, а также и ошибки, о которых я расскажу, послужили уроком молодой смене. В книге пойдет речь о вещах, часто встречающихся в практике. Возможно, не со всеми моими советами и рекомендациями согласятся читатели и педагоги. Это, естественно, ведь каждый привносит в работу свои знания, свой профессиональный и социальный опыт, свое отношение к жизни. За всю трудовую деятельность многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к детям, нуждающимся в заботе, ласке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_opyt.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
+
.
Министерство образования и науки республики Бурятия
ГООУ « Санаторная школа – интернат» № 28 , г. Улан - Удэ
МОЯ ПРОФЕССИЯ - ВОСПИТАТЕЛЬ
Воспитатель 1 категории Баторова
Лидия Васильевна
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
г. Улан – Удэ 2009
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Вся моя жизнь проходит в общении с детьми, в настоящее время работаю в ГООУ Санаторная школа – интернат № 28 г. Улан - Удэ Республики Бурятия.
Жизнь среди детей научила меня понимать их потребности, налаживать контакты с их родителями, родными и опекунами, вдумчиво относиться ко всему, что окружает, и стойко переносить невзгоды беспокойной воспитательской жизни. Я хочу, чтобы мои раздумья, творческие находки, а также и ошибки, о которых я расскажу, послужили уроком молодой смене. В книге пойдет речь о вещах, часто встречающихся в практике. Возможно, не со всеми моими советами и рекомендациями согласятся читатели, педагоги и воспитатели. Это, естественно, ведь каждый привносит в работу свои знания, свой профессиональный и социальный опыт, свое отношение к жизни. За всю трудовую деятельность многое увидено, услышано, сделано, и нельзя обойти людей и события, которые повлияли на формирование моих взглядов, на отношение к работе, к детям, нуждающимся в заботе, ласке, любви.
О ВОСПИТАТЕЛЕ
Анализируя прошедшие годы, размышляя о том, каким должен быть педагог- воспитатель, я, естественно, вспоминаю свою маму ( она много лет проработала в школе учителем математики), преподавателей института, своих коллег, наставников, воспитанников и их родителей, опекунов, родных воспитанников, т. е. всех тех, с кем мне пришлось встретиться на своем педагогическом пути.
Вспоминаю, как страшно было от неизвестности, от неумения, от того, что многого не понимала, не знала. Однако, главное, что было осознано - это требование порядочности, трудолюбия, доброжелательности и терпения.
Когда речь идет о детях, педагогу надо самым добросовестным образом относиться к делу. Праздность в работе немыслима. Все минуты до единой должны быть посвящены нуждам детей, пониманию их интересов. Значит, требуется рациональная организация обучения и отдыха, познания мира, игры, труда, прогулок. Хороший педагог заботится не только об условиях жизни ребенка, но и о душевном комфорте его родителей, родных и опекунов. Обычно болезненно устанавливается контакт родителей и опекунов с воспитателями, которых угнетает зависимость от многих обстоятельств. Иногда приходится иметь дело с родителями, излишне требовательными, капризными, злоупотребляющими спиртными напитками, и мои слова, поступки в отношении к ним требуют от меня терпения, определенного уровня знаний и культуры поведения.
Начав работать педагогом, я вскоре убедилась, что знаний, полученных в учебном институте, мало, нужно самой много читать, наблюдать, сопоставлять, всматриваться, анализировать свои ошибки. Когда появляются проблемы с учениками, становлюсь более напористой, ищу оптимальные пути их решения, но работу свою люблю. Редко говорю об этом, так как многие меня не понимают. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а воспитателю тем более. Без этих качеств работать с детьми невозможно. Люблю детей не сладковато – приторной любовью, которая содержит вседозволенность и безответственность, стараюсь предъявлять мудрую требовательность, всеми силами хочу донести до каждого ребенка мысль о том, что мир и покой, счастье и благополучие родных и близких зависит и от него самого, он несет ответственность не только за себя, но и за тех, кто его окружает.
Не последнюю роль в приобретении авторитета играет доброжелательность и умение расположить к себе окружающих. Воспитатель должен разбираться в детских проблемах и конфликтах, тактично регулировать взаимоотношения в классе, спокойно и уверенно управлять его жизнью. Воспитательное воздействие успешно только в том случае, если педагог видит и понимает душевное состояние школьников, их реальные отношения, возможности и перспективы развития этих отношений. Разговаривая с ребенком о школьных делах, постарайтесь быть очень осторожными в оценке его достижений и неудач, для того, чтобы успешно идти вперед. Ученик должен быть убежден: если и есть определенные неудачи, то временно. Сегодня что-то не получается- не беда. Вскоре он научиться легко справляться с такими заданиями. « Захваливать» ребенка тоже не следует. Понятно, что его достижения радуют родителей, и он должен это видеть. Но чрезмерные восторги не всегда уместны.
Для того чтобы на деле вести за собой воспитанников, быть для них примером, воспитатель должен сам расти как личность, постоянно учиться и смотреть на себя глазами детей. Его внутреннюю позицию можно выразить так:
« Мне интересно с вами, но насколько интересен я вам как человек? Что я могу вам дать? Чем могу обогатить вас, научить?» Воспитателю мало просто что – то знать, не менее важно эти знания передать своим воспитанникам. Для воспитателя очень важно уметь находить контакт с детьми, говорить на их языке, смотреть на мир вместе с ними, быть интересным, очаровывать, захватывая внимание аудитории. Он сам должен постоянно совершенствоваться как организатор и учить ребят строить радостную и полезную жизнь.
Авторитет воспитателя зависит и от его отношения к делу, к труду вообще. Ему необходимы основательные знания школьной психологии и педагогики. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель! Ему приходится делать все: знать программный материал по предметам и суметь его объяснить, обладать в определенной степени столярным, малярным, актерским, режиссерским делом, петь с детьми, танцевать, выступать перед родителями, обладать художественным вкусом, четкой дикцией, знать правила хорошего тона, разбираться в событиях, происходящих в социальной, политической и культурной жизни нашей страны, региона, республики и во всем мире, знать в должном объеме медицину, гигиену, литературу, историю, иметь твердые представления о морали и нравственности. Да можно ли предсказать все, что встретится педагогу на его тернистом пути.
Люблю играть с детьми. Игра обязательно должна увлекать и доставлять радость ребенку, особенно когда дети играют вместе с воспитателями и учителями, вот здесь как раз идет сближение, взаимопонимание, дружественные отношения. Я очень люблю играть в спортивные игры: волейбол, пионербол, настольный теннис, шашки,
« Русскую лапту». А когда наступает лето, мы с семьей выезжаем на Щучье озеро, там я плаваю до
« изнеможения». Думаю, что я очень легко
« поднимаюсь» на игру, азартна и это всегда мне приносит радость.
Во время работы я всегда стараюсь создать хорошее настроение себе, детям, коллегам – кому советом, кому шуткой, кому примером. Люблю рассказывать и читать своим детям, что для них интересно, познавательно и поучительно. Все связываю с реалиями нашей жизни, все это сближает нас. Думаю, детям интересно слушать меня, говорим о разном, но в итоге хочу, чтобы они вынесли из всего только полезное для себя
Мне очень повезло, что я окончила компьютерные курсы, мне нравится работать на компьютере, при этом стараюсь проявлять творчество. Мною много напечатано разработок, сценариев, различных методичек и т. д. Естественно, люблю читать, много вырезаю интересных статей из периодической литературы на педагогические темы. Я не прекращаю связь с моими бывшими воспитанниками, стремлюсь к тому, чтобы выпускники вспоминали о днях, проведенных в нашей школе, как о самой счастливой поре их жизни.
В работе каждого педагога бывают ошибки, но главное – вовремя их исправить, не допускать впредь, и я твердо убеждена, что зерна, которые посею в душах своих воспитанников, дадут добрые всходы.
В ТВОРЧЕСКОМ ПОИСКЕ
А. С. Макаренко писал, что если от человека не требовать многого, то много от него не получишь. Примером преданности детям стала для меня жизнь советского педагога В. Сухомлинского, я очень ценю его педагогическое наследие. Люблю читать и перечитывать его труды: « Сердце отдаю детям», « Потребность человека в человеке», « Советы юношеству» и т.д. Люблю читать его рассказы своим детям во время сон - часа или на воспитательных часах. Часто перечитываю наследие наших советских педагогов – новаторов, анализирую их методы, рекомендации и в конечном счете предпочитаю идеи И.П. Иванова, о коллективных творческих делах, самостоятельности, ответственности друг за друга, дисциплине.
Большую пользу мне оказывает опыт данного педагога. Работая по его технологии КТД (коллективные творческие дела) стараюсь охватить все основные стороны жизнедеятельности класса, увлечь каждого ученика в общую заботу на пользу людям. В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность коммунарского воспитания.
- Суть каждого дела –забота о коллективе, друг о друге, об окружающих людях.
- Дело это - коллективное, потому что совершается вместе.
- Дело это – творческое коллективное, поиск лучших решений.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга, прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно- политической, познавательной или художественно – эстетической, спортивно – оздоровительной или организаторской. КТД позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно. Однако, при этом нужно помнить, что успех КТД зависит от умелой организации дела, когда его участником и создателем становится каждый. В классе – самоуправление. Большинство ребят умеют самостоятельно обдумывать предстоящие начинания, участвовать в коллективном планировании и анализе своей работы. Умеют оценивать не только итог сделанного, но и то, какие качества проявил каждый, что побуждало – « для кого старался: для других или для себя?», насколько развито умение совершать хорошие поступки- « хотеть хорошего – это еще мало». Классное самоуправление дает хорошие результаты: почти каждый из 20 учащихся имеет общественное поручение. Коллективная деятельность направлена на выполнение конкретных задач и поручений при непосредственном участии и поддержке воспитателей, классного руководителя.
Дети с большой ответственностью относятся к общественной работе, за что мы постоянно поощряем их, стараемся всегда поддержать, похвалить и в трудную минуту прийти на помощь.
При этом обязательно перенимаю опыт у других педагогов, использую свой педагогический и жизненный опыт.
Взяв классное руководство в 5 классе в 2008 году, передо мной стояла задача: определить, каждого индивидуально, и как я смогу собрать их в единый классный коллектив. Я увидела хороший коллектив, « костяк » которого прибыл из школы на Верхней Березовке. Класс, который необходимо было только правильно направить. Мне предстояло сделать многое, чтобы моим детям было радостно и счастливо в нашей школе, в своем коллективе.
Социальный статус семьи разнообразен: в классе 5 детей имеют опекунов ( родители лишены родительских прав), 11 учащихся воспитываются в неполных семьях ( нет отца у 9 и нет матери у 2), 3 ребенка воспитываются в полных семьях, у одного ребенка родители есть, но воспитанием не занимаются, всю ответственность взяли на себя родители отца.
Всем известно, что залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество воспитателя с родителями. Ведь семья оказывает огромное влияние на процесс развития личности ребенка. Но, к сожалению, не все родители данного класса интересуются учебой, поведением, отношением к окружающим, достижениями своего ребенка, большая часть семей относятся к категории малообеспеченных, « трудных».
В начале учебного года родителей интересует ребенок в период адаптации в коллективе, и общение с ним. При встрече с родителями, опекунами и родственниками проводим консультации по педагогике, психологии, культуре поведения. В течение года сложились добрые отношения , некоторая часть родителей по мере возможности принимает участие в жизни класса, интересуется поведением, учебой своего ребенка и принимает во внимание все замечания.
К сожалению, некоторые родители злоупотребляют спиртными напитками, временами приходят в школу в нетрезвом состоянии, к ним относятся родители Красиковы, мама Оли Полозовой, дядя Саяна Балдаева, отец Саши Величко не только «пьет», но и занимается рукоприкладством . Родитель Величко С. 16 октября был вызван на комиссию по делам несовершеннолетних, где ему дали испытательный срок на исправление, у Кристины Батуриной опекуны – оба глухонемые, очень трудно с ними вести разговор, девочка пользуется этим , иногда говорит неправду, поэтому почти у каждого ребенка отклонения от психики. Связь с родителями держим всегда через телефон и встречаемся по субботам. Несмотря на трудное положение в семьях, часть учащихся данного класса имеют хорошую подготовку: владеют навыками самообслуживания, имеют достаточно хороший уровень сформированности познавательного процесса, организованны, самостоятельны, внимательны и активны на уроках. К таким учащимся относятся Петрова П,Гатаулина Ш, Балдаев С. Дамбаев Б. Молонова Ю. Батурина К. Красиков М. Старостой класса является Гатаулина Шура, пользуется заслуженно уважением, является авторитетом для одноклассников. В этом году ( 2010) Шура принимала участие в научно – практической конференции по теме : «Формирование организаторских способностей на основе нравственности и КТД».
В докладе Шурой представлены рекомендации и советы по организации самоуправления в классе
В докладе она использовала свой практический опыт работы и материалы отечественных и зарубежных исследователей.
Данная работа, на мой взгляд, окажется полезной для учащихся в овладении организаторских и лидерских качеств на основе КТД. Доклад предполагает подготовку лидеров, т. е. тех детей, которые в наибольшей степени пользуются авторитетом среди сверстников и стремятся вести их за собой, вовлекая их интересные значимые дела. Содержание доклада раскрывает перед школьниками искусство быть лидером, секреты организаторской деятельности, при этом используя КТД, техники организатора; понять себя и степень готовности к организаторской деятельности на основе целостности личности.
В нашем классе отношения между учащимися ровные, доброжелательные, но иногда возникают конфликтные ситуации, хотя постоянно проводятся беседы, классные часы, воспитательные часы, приводятся примеры из жизни выдающихся людей и из опыта своей жизни на темы нравственного воспитания. Дети очень любят слушать и задавать вопросы о жизни, сами делятся своими проблемами, очень откровенно высказывают, что их волнует в жизни.
Мы, воспитатели и классный руководитель, с помощью коллектива стараемся вникнуть в их проблемы, объясняем, убеждаем ( при этом зная их очень сложное семейное положение) в выборе правильной позиции в той или иной ситуации, связывая с реалиями нашей жизни.
К сожалению, у некоторых учащихся выявлен слабый словарный запас, не развита связная речь, такие дети проявляют признаки низкой самооценки. К таким учащимся относятся Полозова О, Скворцова А, Бакакина Я. Что касается Полозовой Оли, девочка из неблагополучной семьи, в данное время папа находится на лечение в г. Кяхта, мама злоупотребляет алкогольными напитками. Но надо отметить, что Оля пришла 1 сентября в данную школу и уже проявила себя с положительной стороны, у девочки способности ниже среднего, замедленная , не совсем организованная, но в тоже время соблюдает режим дня, любит читать худ. книги, сказки. Мы, воспитатели, стараемся поддерживать детей в добрых начинаниях, делаем все для того, чтобы адаптация у детей прошла безболезненно. Не все дети проявляют активность (Алина,Оля, Саша, Очир, Амгалан,) на уроках, этим детям нелегко дается учеба. Привычка заниматься ( выполнять домашнее задание), и заниматься добросовестно, должна стать второй натурой растущего человека, мы должны постоянно воспитывать привычку к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков. В начале года наблюдался ослабленный интерес к учению, сейчас же они стали проявлять себя на уроках, повышается мотивация, стараются принимать участие в мероприятиях школы и класса.
В начале учебного года было посещено немало уроков ( биология, природоведение, история, иностранный язык , литература, русс. яз., физкультура, бур. яз. и т. д.), что позволяет организовать своевременную помощь по предметам во время самоподготовки. Помощником в этой работе является учебный сектор ( Шура, Кристина, Юля), члены которого стараются не только контролировать, но и помогать в выполнении домашнего задания своим одноклассникам Больше половины учащихся посещают кружки и спортивные секции: « Настольный теннис», « Спортивную секцию» в тренажерном зале, « Театральный кружок», « Родничок », « Цветоводство»,
« Бисероплетение» и т. д. Все ребята нашего класса очень любят играть в футбол, пионербол, за что были награждены грамотой. Педагогическое наблюдение, анкетирование, беседы с родителями и учителями показали, что у учащихся еще не совсем высокий уровень самоорганизации учебного труда, навыков самообразования и самовоспитания.
Досуговая деятельность сплачивает классный коллектив, создает особый психологический микроклимат, ученик чувствует себя комфортно, проявляет творческие и коммуникативные способности. К таким детям относятся Оля Полозова, Саша Величко, Гэрэлма Мадатова, Амгалан Доржиев. Каждое мероприятие позволяет «втянуть» в свое поле неуверенных учеников. Этим мы стараемся замечать любой, пусть даже незначительный успех ребенка в том или ином деле, дать уверенность каждому ребенку в проявлении своего «Я».
Стараемся работать в нравственном направлении, т. е. сформировать у школьников нравственные понятия, культуру поведения, каждому ученику помогаем улучшить и совершенствовать свой нравственный мир, включаться в систему нравственных отношений.
При создании рабочей программы учитываю следующие факторы:
1) контингент учащихся с ослабленным здоровьем;
2) учащиеся из социально не защищенных семей;
3) высокий уровень эмоциональной тревожности.
Стараюсь ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАть МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ,
брать все интересное на вооружение), СЛЕЖУ ЗА НОВИНКАМИ В ПЕЧАТИ ( ПЕД. ЖУРНАЛЫ И ГАЗЕТЫ), посещаю юношескую библиотеку, РЕАЛИЗОВЫВАЮ НОВЫЕ ЗНАНИЯ, ИСХОДЯ ИЗ КОНКРЕТНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ ( УЧИТЫВАЯ ПРИ ЭТОМ ОБЯЗАТЕЛЬНО СТАТУС СЕМЬИ, УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ, МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКУЮ СТОРОНУ СЕМЬИ). Главная суть воспитания сводится к формированию присущих человечеству высших чувств: обязанностей, долга, гуманности, толерантности, интернационализма (особенно в настоящее время) и т. д. В любом возрасте мы обязаны доводить до детей , что понятие « надо» начинает доминировать над « хочу». Как показывает практика, только общее дело на радость и пользу другим людям создает и укрепляет единый коллектив воспитателей и воспитанников, в котором каждый раскрывает и растит лучшее в себе. Жизнь в классе не прерывается. Завершается одно дело, а уже новое ждет своих организаторов и участников. Класс учится действовать самостоятельно, планировать, что и как делать. Все собираются вместе и оценивают, что было хорошо, что плохо, что нужно исправить в будущем. Действует не только актив класса, но и каждый учащийся. В классе интересно, отношения к друг другу меняются к лучшему. Появляется замечательное чувство: мы – коллектив.
На практике ( в своем классе) применяю следующие этапы технологии КТД:
- выбор коллективного творческого дела, проведение конкурса на лучшие варианты, предложения, проекты;
2) заслушивание и обсуждение всех вариантов;
- разработка активом класса избранного варианта, распределение поручений;
4) обсуждение коллективного дела в классе.
С учетом индивидуальных особенностей ( физиологических, возрастных, психологических, интеллектуальных и др.) рабочая программа разделена по следующим направлениям деятельности.
1 . Художественно – эстетическое направление
Суть познавательных дел – открытие мира на радость и пользу друг другу, близким и далеким людям. Роль познавательных КТД – формирование потребностей в познании, сознательного увлеченного, действенного отношения к источникам открытия мира: к книге, учению, познанию. Художественные КТД обладают возможностями для развития у школьников таких качеств, как стремление к познанию, настойчивость, целеустремленность и любознательность, творческое воображение, товарищеская заботливость ( при подготовке к общешкольным и классным мероприятиям: « День знаний», « Золотая осень»,
« Новогодний праздник», « В здоровом теле – здоровый дух», « Последний звонок», « Учитель, перед именем твоим…», « Дангина и Гэсэр», « Сагаалган», « День Победы» и т. д. ) . Ребята начинают интересоваться событиями общественно – политической жизни, увлекаются искусством, стремятся проникнуть в « тайны» здоровья ( сопротивляемость к вредным привычкам, гигиена, культура здоровья) и человеческой психики. Все это работает на становление духовных потребностей, расширение культурного кругозора, интеллектуального развития, на развитие эстетических вкусов, пробуждает желание испробовать себя в творчестве. Создавая и воплощая замысел художественных обозрений, в которых соединяются драматизация и стихи, различные виды изобразительного творчества, пение, музыка и танцы, школьники применяют знания, умения и навыки, полученные на уроках литературы, музыки, искусства.
2. Гражданско – нравственное направление.
Основная воспитательная задача этого КТД – укрепить гражданское отношение к своей школе, « второму дому».
День знаний в первый день учебного года – это увертюра школьной жизни, и от того, как этот праздник организовать, зависит
очень многое. Если ограничиться призывами любить школу, хорошо учиться, хорошо себя вести или организовать различные мероприятия для детей, школьники с самого начала учебного года становятся на позицию потребителей благ, которые дают им взрослые. Но можно ( и нужно) действовать по – другому: сделать этот день праздником радости, подаренной своим друзьям.
Ведь особенно дорого то, о чем позаботился сам человек, позаботился добровольно со своими товарищами.
3. В рамках здоровьесберегающей деятельносьти, особенное внимание уделено «Оздоровительно – спортивному направлению».
Важнейшая из воспитательных возможностей спортивных КТД заключается в развитии у воспитанников гражданского отношения к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к физической культуре, к себе как здоровым и закаленным гражданам общества.
Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм и дисциплинированность. Укрепление этих качеств, приобщение к физической культуре происходит одновременно. Вся образовательная система должна воспитывать и развивать потребность у каждого ребенка быть здоровым, при этом нужны знания и умения управления здоровьем. Огромное значение имеет при этом режим дня в нашей школе, ничто не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Неукоснительное выполнение распорядка дня избавят ученика от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. Он будет внимательным, усидчивым и хорошо успевающим.
- Трудовое направление.
В трудовых КТД воспитанники и их друзья осуществляют заботу через труд – творчество. В центре внимания воспитателя – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду.
Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку заботиться о близких, работать самостоятельно и творчески на пользу и радость. Задачи трудового воспитания: развитие и воспитание социально – значимых интересов, способностей, чувств, воли и характера подростка, при реализации образовательных программ: « Здоровые дети – здоровое будущее России», « Жизнь без вредных привычек », « Трудовые навыки для будущей жизни».
Опыт в нашем деле – это результат многократного повторения одних и тех же удачных воздействий, рациональных путей и методов воспитания, это синтез всего лучшего, что накоплено самим педагогом или выработано его коллегами.
Мой опыт- это в основном работа с детьми с 5 по 8 классы.
Всегда стараюсь работать с напарником согласованно, четко распределяя обязанности и учитывая творческие и профессиональные возможности каждого. Хороший коллега – напарник – хорошее настроение, а значит, и хорошая работа, благотворный обмен опытом. Иногда коллега – молодой специалист и мне приходилось ее обучать к будущей самостоятельной активной жизни. Но при этом бережно отношусь к ее мнению, убеждаю в правильности действия, а ленивых и безответственных ругаю. Вместе с напарником анализируем свою работу, стараемся найти новые методические приемы, намечаем, что нужно усовершенствовать.
Сейчас у нас 6 класс, много учеников поменялось, но проблемы и вопросы остались. Возраст очень сложный. Как в наше сложное время научить любить Родину, ценить искусство, воспитать их творческими личностями, нравственно и духовно крепкими? Трудно найти один полноценный ответ. А пока цель воспитательной деятельности нашей школы – воспитание гармонично развитой личности и его осознанного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, счастливого человека. В наших условиях, когда все нравственные понятия перевернулись « с ног на голову», перед нами стоит одна из главных задач – формирование нравственно – эстетических чувств.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятия « красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях. Воспитание успешно, если оно системно. Я стараюсь научить своих ребят культуре поведения, общения, дети должны усвоить, что не только есть слово « хочу», но есть и слово « надо». Учу детей, как сидеть за столом, как слушать собеседника, каким тоном разговаривать с родителями, педагогами, друзьями, с посторонними людьми, учу терпимости к людям, объясняя, что все мы разные и в каждом из нас есть хорошее и недостатки, которые нужно искоренять.
Мой метод воспитания начинается с того, что я сначала четко представляю себе, чего же я хочу добиться от детей, какими я хочу видеть их в конце года, что мы , вместе с коллегой, можем изменить. То есть на основе анализа за прошлый год, с учетом позитива и негатива в своей работе за прошедший период, а также анализируя результаты анкет в начале года, проведя диагностику по воспитанности, мы определяем воспитательные задачи.
Много внимания уделял воспитанию Д. И. Менделеев. Ему принадлежат слова: «Цель истинного воспитания – не только в том, чтобы заставить людей делать добрые дела, но и находить в них радость; не только быть чистым, но и любить чистоту; не только быть справедливым, но жаждать справедливости». Школа – это разновозрастная общность людей, которые могут жить по другим законом, нежели существуют в повседневной жизни. Нужно только договориться: « Какой бы жизнь не была вокруг, давайте в нашем общем доме жить по законам порядочных людей. Давайте жить, чтобы людям рядом с каждым из нас было хорошо».
О повышении престижа нашей профессии в настоящее время много говорят в области образования и я хочу верить, что усилия, которые прилагаются государством по повышению статуса педагога и престижности нашей профессии, приведут к тому, что в школах будут работать педагоги с большой буквы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"
Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель». Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» . Когда меркнут дне...
Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"
Данное мероприятие направлено на формирование понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю. ...
Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответств...
Эссе "Моя профессия-воспитатель школы-интерната"
В этой работе, которую я готовила на конкурс профессионального мастерства,мои рассуждения о формировании человека, педагога, его роли и значении....
Моя профессия – воспитатель (эссе)
Эссе воспитателя интерната...
"Защита профессий" Воспитатель.
Сценарий агитбригады на конкурс "Защита профессий"...
Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"
Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"...