Внеклассное мероприятие "Моя профессия - воспитатель"
методическая разработка по теме
Данное мероприятие направлено на формирование понимания сущности и социальной значимости профессии воспитатель, знаний о свойствах и качествах личности, необходимых будущему воспитателю. Это тем более важно для начинающих педагогов, чей выбор профессии бывает случайным.Выбранная форма тренинга позволяет развивать у студентов умение оценивать свои качества личности с точки зрения выбранной профессии, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, умение работать в команде.Используемая в мероприятии презентация позволяет иллюстрировать тренинг, поддерживать интерес к обсуждаемой теме.Рассчитана на обучающихся начальных курсов колледжа, выпускников средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, а также может быть использована классными руководителями для формирования профессиональной направленности будущих воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya__professiya__-_vospitatel.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРФ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБОУ СПО КИНЕШЕМСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Методическая разработка внеурочного мероприятия
«Моя профессия - воспитатель»
Сивагина Е.Ф.,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
2012
Технологическая карта мероприятия
Цель: формировать понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, к ней устойчивый интерес к ней;
формировать знания о свойствах и качествах личности, необходимых будущему педагогу;
развивать умение оценивать свои качества личности с точки зрения выбранной профессии, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития;
развивать умение работать в команде.
Форма: педагогический тренинг.
Методы: беседа, работа в командах, обсуждение.
Оборудование: презентация, интерактивная доска, раздаточные карты для команд и индивидуальные для студентов.
Литература: Красницкая Г.С. и др. Практикум по дошкольной педагогике. -М., Академия, 1997 г.
Сценарий:
Слайд 1. Тема сегодняшнего классного часа «Моя профессия - воспитатель».
Однажды, в автобусе мне довелось услышать разговор девочки примерно 6 - 7 лет и её мамы. Девочка сказала: «Мама, когда я вырасту, я буду воспитателем!» Мама: «Это очень сложная работа, надо много учиться!» На что ребёнок возразил: «Только ругай да наказывай!».
Очень своеобразное впечатление о воспитателе сложилось у ребёнка. Действительно ли это так, как говорит ребёнок? (выслушиваю ответы студентов, прошу их мотивировать свою точку зрения).
А действительно, каким же должен быть воспитатель, чтобы не получить подобного отзыва? Какое лицо у этой профессии? В чём сущность профессии воспитатель, какие качества личности, необходимые педагогу в его работе. В какой степени эти качества выражены у вас?
Для того чтобы ответить на поставленные вопросы, чтобы вы сознательно готовили себя к выбранной профессии, для того, чтобы вы не были воспитателями, которые «которые только ругают и наказывают» мы отправимся в путешествие в мир профессии воспитатель.
Для удобства разделимся на команды – экипажи по 4 человека (деление на команды). В каждой команде, пожалуйста, выберите организатора - командира экипажа. Для каждого экипажа приготовлена карта маршрута, которую экипаж заполнит во время путешествия. (Приложение 1) Заполнив эту карту, вы получите научную характеристику труда воспитателя.
Поможет нам в нашем путешествии дифференциально - диагностический опросник (ДДО), разработанный специально в области психологии профессий Климовым Е.А.
Слайд 2. Согласно дифференциально-диагностическому опроснику Климова Е.А. любая профессия может быть охарактеризована по 4 параметрам: предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда.
Дадим характеристику профессии воспитатель по этим параметрам.
Слайд 3. Рассмотрим предмет труда .
Предмет труда – это то, на что направлен труд человека. Существует 5 сфер человеческой деятельности и соответствующие им 5 типов предметов труда: природа; техника; человек; знаки; художественный образ.
Представьте себе воспитателя, которого и дети любят, и родители уважают, и педагогический процесс идёт успешно, да и самому воспитателю работа в радость. Как вы думаете, что является в его работе главным - природа, техника, человек, знаки, художественный образ? Что на первом, втором местах? Что на последних? Попробуйте в 1-й колонке записать это, начиная с самого главного предмета труда воспитателя и кончая наименее важным предметом труда воспитателя? (экипажи обсуждают и заполняют первую колонку)
Слайд 4. Что у вас получилось? (капитаны представляют результаты обсуждения в своих командах, ответы обсуждаются, обосновываются, можно предложить сравнить идеального воспитателя с реальными склонностями студентов, наметить пути их совершенствования). Конечно же, на первом среди предметов труда воспитателя стоит человек. Но кроме этого в работе с детьми воспитатель в равной степени использует природу и художественные образы (например, литературы, музыки). Приобщая детей к математике, родному языку и многому другому воспитатель обращается к знаку. И конечно же, современных детей трудно представить без техники. Но среди этого самое главное – это человек.
Слайд 5. Что является целью труда? Цель труда – это тот результат, к которому стремится в своей работе человек.
Однажды был проведён опрос среди первокурсников педучилища. Их спросили «Что, по их мнению, делает воспитатель ДОУ?» Многие ответили: играет, гуляет с детьми, кормит их, укладывает спать и т.д. Конечно, это так, но и не так. Воспитатель - профессионал не просто гуляет с детьми. В своей работе воспитатель решает определённые цели.
Существует 3 класса целей труда:
- Познавательные (гносиологические). Для воспитателя это изучение детей, оценка знаний и умений дошкольников, определение их возможностей, их состояний.
- Преобразующие задачи. Для воспитателя это изменение уровня обученности и воспитанности ребёнка, формирование их черт и качеств личности.
- Изыскательские задачи. Для воспитателя это постоянный поиск и нахождение наилучшего решения воспитательно-образовательных задач.
Во 2-й колонке разместите эти цели в порядке их осуществления. (обсуждение в экипажах).
Слайд 6. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются). Вероятно, работа с детьми начинается с их изучения. Затем педагог выбирает способы работы с детьми, исходя из их особенностей. И только после этого приступает к воспитанию и обучению детей.
Слайд 7. Что является орудием труда воспитателя?
Под орудием труда понимают то, чем работает человек, что усиливает его профессиональные возможности и способности. Существуют следующие группы орудий труда:
- ручные инструменты,
- машинные (станки с ручным управлением, машины, компьютеры), автоматические (автоматизированные системы),
- функциональные (внешние :выразительные средства поведения, речи, организм человека) и внутренние (входящие в сознание, удерживаемые в памяти зафиксированные в речи правила, принципы, планы методики).
Слайд 8. Чем пользуется воспитатель? Запишите свой ответ в 3-й колонке, начиная с наиболее возможных орудий труда воспитателя. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются). Конечно же основные орудия труда воспитателя – это функциональные орудия труда. Очень часто приходиться пользоваться ручными орудиями труда. Использует воспитатель и машинные орудия труда (например, технические средства обучения). И практически не используется автоматические орудия труда.
Слайд 9. Условия труда воспитателя
Все условия труда подразделяются на 4 больших группы: бытовые, открытый воздух, необычные (по землёй, под водой и т.д.), повышенная моральная ответственность.
В 4-й колонке перечислите условия труда, в которых приходится работать воспитателю, начиная с наиболее значимых.
Слайд 10. Что у вас получилось? (ответы обсуждаются, обосновываются). Главное, что характеризует условия труда воспитателя – это повышенная моральная ответственность. Трудиться же воспитателю приходиться в привычных для детей бытовых условиях ДОУ и бывать с ними на свежем воздухе. А вот в необычных условиях воспитателю трудиться не приходиться.
В результате нашей работы каждый из вас получил своего рода карту, характеризующую профессию воспитатель.
Это профессия, где . . . (прошу студентов закончить характеристику, опираясь на полученную таблицу) главный предмет, на который направлен труд воспитателя – это человек. В своей работе воспитатель решает гносеологические, изыскательские и преобразующие цели. Преимущественно в своей работе воспитатель пользуется функциональными орудиями труда и работает в условиях повышенной моральной ответственности.
Каждая из характеристик профессии воспитателя требует от него соответствующих качеств личности. Давайте попробуем определить, каких качеств требует от воспитателя предмет, цели, орудия, условия труда воспитателя. Сейчас в составленных вами картах в каждой колонке впишите по 5-10 качеств личности воспитателя, необходимых воспитателю, связанных с предметом, целями, орудием, условиями труда воспитателя. (Ответы обсуждаются. Вместе со студентами заполняется 11 слайд, используется интерактивная доска или компьютер).
Итак, мы с вами обсудили особенности труда воспитателя, каким должен быть воспитатель. Переоценить значение труда воспитателя очень трудно! Слайд 12.
А сейчас попробуйте оценить, какие из названных качеств необходимых воспитателю есть у вас, оцените степень его выраженности. Если есть, то впишите его в индивидуальную таблицу из общей и попробуйте, используя десятибалльную систему, оценить степень выраженности этого. Максимальное выражение – 10 баллов и далее по уменьшению качества у вас. Если нет то ставьте «-» на индивидуальных картах. (Приложение 2).
Посмотрите, чего больше? Чего не хватает?
Сделайте вывод насколько вы готовы к выбранной профессии, сколько ещё предстоит освоить и работать над собой, чтобы стать настоящим воспитателем, которого будут любить дети.
Что нового вы узнали сегодня на классном часе о выбранной профессии, о себе? Повлиял ли сегодняшний классный час на ваше отношение к выбранной профессии? Каким образом?
Надеюсь, что сегодняшний классный час помог вам лучше узнать свою профессию, и определить своё место в ней.
Приложение 1
Предмет труда воспитателя | Цель труда воспитателя | Орудия труда воспитателя | Условия труда воспитателя |
Качества личности воспитателя | |||
Связанные с предметом труда | Связанные с целью труда | Связанные с орудиями труда | Связанные с условиями труда |
|
|
|
|
Приложение 2.
Качества личности воспитателя, которые есть у меня.
Связанные с предметом труда | Связанные с целью труда | Связанные с орудиями труда | Связанные с условиями труда |
|
|
| 1.…… 2.…… 3.…… 4.…… 5.…… 6.…… 7.…… 8..…… 9.…… 10.….... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Моя профессия - воспитатель"
Эссе на тему: “Моя профессия – воспитатель». Данное эссе я написала, когда представляла себя на конкурсе «Воспитатель года 2007» . Когда меркнут дне...
Моя профессия - воспитатель
Из опыта моей педагогической деятельности. Каким должен быть педагог – воспитатель? Знания, полученные в институте, ма...
Эссе на тему: «Моя профессия – воспитатель»
Что значит, быть воспитателем? – Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответств...
Эссе "Моя профессия-воспитатель школы-интерната"
В этой работе, которую я готовила на конкурс профессионального мастерства,мои рассуждения о формировании человека, педагога, его роли и значении....
Моя профессия – воспитатель (эссе)
Эссе воспитателя интерната...
"Защита профессий" Воспитатель.
Сценарий агитбригады на конкурс "Защита профессий"...
Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"
Статья на тему: "Моя профессия - воспитатель"...